Кого это изображает Пророк такими необыкновенными чертами, в одном из самых высоких и таинственных псалмов, названном "песнию о возлюбленном"? -- Хотя бы мы, для узнания сего, не имели иного средства, как искать во всем роде человеческом лица, сходного с сим изображением: без многого труда и без недоумения могли бы мы найти черты пророческого изображения, несравненным светом сияющие в лице Пресвятые Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Она "дщерь Царева": именно, дщерь царя Давида и царствовавших по нем в Иерусалиме. Она имеет "всю славу", какой только может достигнуть сотворенное существо: поелику есть Матерь Царя славы, Матерь Бога Сына, по сему беспримерному достоинству честнейшая Херувимов и славнейшая Серафимов. Но "вся слава" Ее "внутрь": поелику состоит не во внешнем блеске и великолепии, но во внутренних совершенствах и добродетелях, и поелику Пресвятая Дева, во все житие Свое на земли, смирением заключала Свою славу в Своем сердце, и удерживала от проявления.
Как же скоро в пророческом изображении "дщери царевой", которой "вся слава внутрь", узнали мы Пресвятую Деву Марию: то Ее же должны узнать в той же пророческой песни, и в образе "Царицы, представшей" одесную Царя, Которого "престол в век века", Который, будучи "Бог", от "Бога помазан елеем радости, паче причастник" (Пс.44:8), то есть, Богочеловека, Господа нашего Иисуса Христа.
Когда и где предстала Она пред Ним так торжественно? -- Без сомнения, по совершении Своего земного поприща, на небесах, где Он имеет у Отца Своего "славу, которую имел прежде мир не бысть" (Ин. XVII. 5).
Она "предстоит" пред Ним, как предстоят рабы пред Господом; потому что и Она есть раба по Своему сотворенному существу: но вместе предстоит, как "Царица", потому что участвует в Его славе; потому что имеет Матернее пред Ним дерзновение.
И можно ли думать, что ее предстояние пред Царем славы праздно и бездейственно? Если еще на земли, во время сокрытия Его и Своей славы, Она предстояла Ему с ходатайством о помощи в наших нуждах, даже маловажных, как например, о вине для невинного веселия на браке, и "еще не пришедший час" Его благотворных чудодействий могла приближить (Иоан. II. 1--9): то кольми паче ныне, на небеси, когда и Ее человеколюбие, и Ее пред Сыном и Богом дерзновение, освободилось от земных ограничений, предстоит Она пред Ним не в забвении о земнородных, но деятельно предстательствует о нас, о благодатной помощи в наших нуждах, бедах и скорбях, о мире всего мира, о спасении каждой души, искренно желающей спасения; и как "Царица" (поелику на небесах нет имен без значения, силы и действия), и Сама имеет власть заступать, охранять и ущедрять милостями в державный Ее покров прибегающих.
Видите, что в слове пророческом обрели мы то, что имеем в церковном предании, что часто не в буквах, но в лицах читаем на святых иконах, что ныне радостно чтим церковным торжеством, -- обрели Пресвятую Деву Богородицу, по успении на земли восшедшую на небо, как Царицу, во славе представшую Царю славы и предстательствующую о нас благодатно и спасительно.
Возрадуйтесь девствующие: девство уже воцарилось на небесах, и царски оттоле вас покровительствует. Не унывайте рождающие: Матерь Господня, хотя не испытала болезней рождения в рождении безгрешном, тем не менее глубоко знает по опыту скорби материнской любви и заботы; и таким образом, подобно Своему Божественному Сыну, "Сама искушена быв" по благодати Его "может", и по милосердию Своему хощет, и другим "искушаемым помощи" (Евр.2:18). Веселитесь все рожденные женами: ибо, если Сын Божий, по своему вочеловечению, "не стыдится братию нарицати нас" (Евр. II. 11): то, конечно, и Пречистая Матерь Его "не стыдится" чадами "нарицати" всех нас, и Материнским сердцем о всех нас милосердовать.
Но сего не довольно, что мы обнадеживаем и утешаем вас покровительством "Царицы, представшей одесную" Царя славы на небесах. Надобно и вас возводить, и вам восходить, хотя не на сию самую высоту, однако же в довольную близость к ней. Пророк назначает быть сему непременно. "Приведутся, -- говорит, -- Царю девы в след Ее" (Пс.44:15). Что за девы? -- Без сомнения, не просто девы плоти; поелику"плоть и кровь царствия Божия наследити не могут" (1Кор. XV. 50): но девы духа, в особенности, души, естественное девство очистившие и возвысившие благодатию, вообще же, души, сохранившие и возрастившия духовное девство, с которым родились от Духа в воде Крещения, или поврежденное исправившие совершенным покаянием и покаянною жизнию.
Души христианския! Неужели вы не поревнуете идти в чине мудрых дев, во след Приснодевы? Неужели кто из вас обречет себя добровольно на участь дев юродивых? Неужели не возжаждет сердце ваше приближиться к небесному Жениху, Которого сам Отец небесный не однократно провозгласил "возлюбленным", не по какой либо нужде высказать к Нему Свою любовь, но чтобы возбудить к Нему любовь нашу?
Или вас расслабляет маловерная мысль, можно ли достигнуть такой высоты? Но нет места сомнению о возможности того, что непогрешительное пророческое слово предвещает и обещает, как долженствующее сбыться: "приведутся Царю девы в след Ее!"
Или чувство недостоинства подавляет вас, и препятствует божественному желанию окрылиться? Отделите чувство недостоинства, которое справедливо, от подавляющей безнадежности, которая несправедлива. Для достойных ли приходил на землю Сын Божий? -- "Не приидох, -- говорит, -- призвати праведники, но грешники на покаяние" (Мк. II. 17). "Прииде Сын человеческий взыскати и спасти погибшего" (Матф. XVIII. 11). Если не только к недостойным и грешным, но и к погибшим пришел Спаситель: то и взаимно не только недостойные и грешные, но и погибшие имеют надежду приближиться к своему Спасителю; только бы возжелали, подвиглись, потщились уготовить себя к сему приближению, не своею силою, но Его же благодатною помощию.
Души, желающие быть приведенными в след Царицы, представшей одесную Царя славы, должны уготовить себя к сему благоукрашением, подобным тому, каким Она благоукрашена: "вся слава дщере Царевы внутрь". Что значит "слава внутрь?" -- Вразумляет нас о сем святый Василий Великий: "иже благоукрашает самого себе Отцу видящему в тайне, и молится, и вся деет, не да явится человеком, но да явится единому Богу: той имеет всю славу внутрь, так как и дщерь Царева".
И вот вам, христиане, нынешнее напутствие на путь царствия, в след небошественной Царицы; вот нынешний урок училища Христова: имейте достоинство и славу "внутрь", благочестие и добродетель в сердце, во глубине души, пред очами Всевидящего, а не только в наружности, в словах и внешних делах, пред очами человеческими. Урок всегда полезный и спасительный, но, кажется, особенно требующий внимательного изучения в сем веке, который так много живет в наружность, и, по естественному последствию развлечения, конечно, уже не довольно смотрит внутрь!
Как много у многих поглощает внимания, как много похищает времени, как много средств истощает усиленная страсть к блеску и приятностям в наружной жизни, в жилище, в одежде, в пище, в питии, в увеселениях! Сии многие думают, или и говорят: какая в том беда, что мы ищем своего удовольствия? Жалкое для деятельности разумного и нравственного существа оправдание, что от нее нет беды! Не заключается ли в сем оправдании обвинения, что в сей деятельности нет добра, нет пользы, нет достоинства? Но если для исправления вашей деятельности непременно надобно указать на розгу грозящей беды: то посмотрите, как, по мере разлива роскоши, уменьшается довольство, и до чрезмерности увеличивается на дне общества отсед нечистой и тунеядной нищеты; как пристрастие к блеску, переходя от богатых к небогатым, производит неразборчивость в средствах удовлетворять оному, и повреждает нравственность частную и общественную, а с нею и порядок, и безопасность; как привычка утешаться благовидностями наружной жизни прокрадывается в жизнь духовную, и повреждает нравственное чувство; сделавшего доброе дело оставляет недовольным, доколе оно не напечатано и не провозглашено; оказавшему заслугу не дает успокоиться в сознании заслуги, но мучит его жаждою отличия внешнего.
Остережемся, чтобы не погрешать в определении сравнительной цены наружного и внутренняго, чтобы не променять золота на медь и серебра на олово, чтобы, останавливаясь на наружном, не погрязнуть в суете. Не внутреннее существует для внешнего, но внешнее для внутренняго, внешния видимые блага для тела, тело для души, душа для Бога и царствия Божия: а "царствие Божие", по слову Господню, "внутрь вас есть" (Лук. XVII. 21), если вы не поработились наружному, и не потерялись в нем.
Занимайтесь и пользуйтесь наружным соответственно потребности, с умеренностию: но всегда поспешайте обращаться ко внутреннему.
Скажи украшенной храмине: ты не чертог небесного Жениха. Чертог Его -- непорочное сердце. Он вселяется "верою в сердца" (Еф. III. 17).
Скажи изящным одеждам: ни одна из вас не годится "быть одеянием брачным" (Матф. XXII. 12), в котором входят на Царский брак, и без которого извергаются во тьму кромешную. Сего одеяния не выткут на стане, и не принесут из чужой земли: оно частию подается свыше, частию выработывается собственными подвигами каждого, по реченному: "облецытеся Господем нашим Иисyc Христом" (Рим. XIII. 14); "облецытеся во утробы щедрот, благость, смиренномудрие, кротость и долготерпение" (Кол. III. 12).
Скажи роскошному пиру: не сюда прийдет небесный Гость, хотя Он и обещал "внити" и "вечеряти" со всяким, кто Ему "отверзет двери" (Апок. III. 20). У него иная пища: "не о хлебе едином жив будет человек, но о всяком глаголе, исходящем из уст Божиих" (Матф. IV. 4). Ему надлежит отверзти двери сердца: отверзают же их молитва, любовь и соблюдение слова Его: "Аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет, и Отец Мой возлюбит его, и к нему приидем, и обитель у него сотворим" (Иоан. XIV. 23).
Скажите помыслам тщеславия и корыстолюбия, когда они приближаются к вашим добрым делам: удалитесь "лисы губящие винограды" (Песн. II. 15); мы хотим сохранить Господу винограда ни кем не тронутый плод.
С помощию указанных теперь и подобных духовных размышлений и упражнений, "да даст вам", братия, Отец небесный, "по богатству славы Своея, силою утвердитися Духом Его во внутреннем человеце" (Еф. III. 16), да, имея "славу внутрь", достойны явимся "приведения" во славу вечную. Аминь.