Филарет
Слово в день Успения Пресвятые Богородицы

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   

Слово в день Успения Пресвятые Богородицы

1811 год

(Напечатано в собраниях 1844 и 1848 гг.)

Mеcтo и время произнесения неизвестно. Помещаем здесь, как вошедшее в собрание 1844 года.

   Бысть же ходящим им, и Сам вниде в весь некую: жена же некая именем Марфа прият Его в дом свой. (Лук. X. 38).
   Блаженна ты, не славная и совсем неизвестная по имени весь: ибо Христос, Господь славы, посещает тебя. Благословен ты, не богатый, вероятно, дом: ибо Христос, богатый милостию входит под кров твой. Закхей погибал от страсти любостяжания: но как скоро посетил дом его Христос, в тот же самый день "спасение дому сему бысть" (Лук. XIX. 9). Будет спасение и дому Марфы, приявшей Спасителя, будет, без сомнения.
   Блаженно и всякое место или дом, которые удостоиваются посещения Божественного. Наипаче же блажен человек, достойно приемлющий Божественное посещение. Ибо если посещает место невместимый Бог: то для того, чтобы посетить человека, и в его душе устроить Себе обитель.
   И что значит, что Евангельское повествование о посещении Христовом, так часто провозглашает пред нами Церковь? Не хощет ли она возбудить в нас жажду Божественных посещений? Не хощет ли вразумить нас, как можно привлекать, и как достойно принимать оныя?
   О Высокая Дверь посещений Божественных, живый град живого Бога, первенствующая обитель Христа! "Мария", блаженная паче той, которая "избрала благую часть", ибо Ты избрала, или лучше, Тебя избрало, всецелое и всесовершенное благо, Тебя прежде всех, но и ради всех, во тме седящих, "посетил есть Восток свыше" (Лк.1:78), и не только посетил, но и обитал в Тебе, и под сению Твоею, Верховный Посетитель душ! Дверию гроба отходя от нас, чтобы взаимно посетить Его, и обитать с Ним в Его славе, оставь нам за Собою отверстыми двери милосердия. Воспомяни Ему о смиренной веси на распутии мира, которая однако же принадлежит к Его царству, о утлой хижине в юдоли тления, которую однако же Он Сам, и для Себя Самого, построил. Да не вотще жаждет душа благодатного посещения Его, да не вотще приидет посещающая благодать в душе, не умеющей сретить и принять.
   Мне слышится, что душа говорит: о если бы только посетил меня Бог Своим благодатным посещением! Как бы уже не принять Его мне с благоговением, с усердием, так, как благоугодно Посещающему?
   Вопреки сему, гораздо справедливее можно сказать: о, если бы только ты был способен, расположен, готов принять достойно благодатное посещение! Возможно ли, чтобы не посетил тебя вскоре Бог, Который, по созерцанию Иова, "внимает умом" к человеку, "посещение творит ему по всяко утро, и во всякое мгновение испытует его" (Иов. VII. 17--18).
   Но что препятствует человеку с успехом искать Бога, и достойно принимать Его благодатные посещения? -- Евангельское повествование о Марфе, приявшей Господа в дом свой, к вразумлению нашему показывает, что наиболее препятствует в том попечение житейское, или привязанность к земному.
   Марфа уже не искала только, или желала посещения Христова, но и получила оное. "Пpият Его в дом свой". Она приняла Его с благоговением: ибо и Господом нарекла Его, и от Него просила повеления сестре своей, будучи властна сама распоряжать в своем доме. "Господи, не брежеши ли, яко сестра моя едину мя остави? -- Рцы убо ей", -- Марфа приняла Господа с усердием: ибо тщательно готовилась угостить Его, как поступил и Авраам во время бывшего ему посещения Господня. "Марфа же молвяше о мнозе службе". Не располагает ли сие думать, что приняла она Христа достойно и благоугодно Ему? -- Не спешите мнением решительным. Подождите суда Христова. Что же глаголет Господь? -- Не одобряет приема, который делала Ему Марфа, и дарует преимущественное благословение Марии, на которую Марфа жаловалась. Что сему причиною? В чем укорить можно Марфу? Она укорена в житейском попечении. "Марфо, Марфо, печешися, и молвиши о мнозе" (Лк.10:38--41).
   Если таким образом уже принятому благодатному посещению повредило житейское попечение, и более или менее похитило плод оного: не больше ли еще может оно препятствовать и вредить тем, которые только еще начинают искать Бога и благодати Его?
   При внимательном рассмотрении Евангельского повествования можно различить некоторые особенные действия, которыми житейское попечение препятствует человеку благоугождать Богу, и приобретать благодать Его, или сохранять приобретенную. Оно развлекает и смущает. Отуманивает око ума в усмотрении света истины. Обессиливает волю в избрании лучшаго.
   Житейское попечение развлекает и смущает. -- Посмотрите на Марфу. Христос в ее доме, -- Тот, для Которого множество народа бегало по селениям и по пустыням, чтобы увидеть Его, чтобы услышать слово Его. -- Тот, Которого "мнози пророцы и царие восхотеша видети и не видеша" (Лук. X. 24), -- Которого "день", знакомый уже с Божественными посещениями "Авраам рад был видеть", и когда "увидел" только издалека, "возрадовался" (Ин. VIII. 56), искомый, вожделенный, для Марфы близок, видим, слышим. Что же Марфа? Радуется ли о Нем? Наслаждается ли Его лицезрением и слышанием глаголов Его? -- Сомнительно. У нея иное занятие, иные мысли и чувствования. Она думает и заботится о муке и елее, о хлебе и рыбах. Божественного Учителя истины, Подателя благодати, почти нет для нея: "Марфа же молвяше о мнозе службе". Негодование на сестру, неразделяющую сей заботы, обращает наконец ее к Господу: но и у Него ищет она помощи для того только, чтобы увеличить заботу и развлечение, и вовлечь в тоже других. "Ставши же рече: Господи, не брежеши ли, яко сестра моя едину мя остави служити? Рцы убо ей; да ми поможет".
   Помысли, Христианин, что Христос Господь, или действительно посещает дом души твоей, или стоит у дверей, и ожидает, чтобы ты "приял Его в дом свой". Если это кажется не довольно вероятным: не нашим словом уверяем тебя. Слыши, как Он сам возвещает о себе всем нам: "се стою при дверех, и толку: аще кто услышит глас Мой, и отверзет двери, вниду к нему, и вечеряю с ним, и той со Мною" (Апок. III. 20). Скажем ли на сие: не видим Тебя, Господи, стояща; не слышим Твоего толцания? -- Неуместный спор! Господь не обманывает нас; "оправдится" Он "во словесех Своих" (Псал. L. 6). Как же случается, что Он стоит при дверех, а мы не видим; толцет, а мы не слышим? -- Так, как случилось подобное сему с Марфою. Житейское попечение влечет нас от предмета к предмету, от занятия к занятию, от заботы к заботе: и как заботы наши большею частию не так бывают успешны, как мы желали бы; то неудача смущает нас, недостаток помощи огорчает, препятствие от других раздражает; желания и страсти шумят как ветры, как волны; мы мятемся всуе; волнуем сами себя, к собственному вреду и опасности; обуреваемая внешно и внутренно душа не примечает кроткого присутствия, не слышит тихаго гласа вожделенной и спасительной благодати.
   Житейское попечение отуманивает ум пред светом истины и благодати. -- Такое затьмение ума Господь обличает в Марфе, когда сказует ей, что "едино есть на потребу" (Лк.10:42). Как прежде сего вразумления не уразумела она, сама собою, сей истины, если не глубоко, по крайней мере в простом и открытом значении слов? Положим, что не вдруг могла она возвыситься к постижению того, каким образом единое на потребу есть Бог, и Его слово, и Его царствие, по реченному: "не о хлебе едином жив будет человек, но о всяком глаголе, исходящем из уст Божиих" (Матф. IV. 4); и еще: "ищите прежде царствия Божия, и сия вся приложатся вам" (Матф. VI. 33). Но прияв Христа в дом свой, и следственно имея о Нем некоторое познание предварительно, как не поняла она по крайней мере того, что для Рекшего: "Мое брашно есть, да сотворю волю Пославшего Мя" (Ин. IV. 34), для Постившагося четыредесять дней и нощей, для Питающего многие тысящи народа немногими хлебами, не суть на потребу многие роды пищи и пития? Как не догадаться бы ей, что Пришедший в мир, "да свидетельствует истину" (Иоан. XVIII. 37), Нарицающий Себя хлебом животным, Призывающий к Себе жаждущих, не тем благоугождается, чтобы Ему в изобилии предлагали брашно гиблющее, но разве тем, чтобы от Него приимали брашно не гиблющее, воду живую, слово истины и спасения? -- Нет! Не поняла сего пекущаяся о мнозе; -- не поняла потому самому, что пеклась о мнозе; потому что привычка житейским заниматься, о житейском заботиться, как свинец, отягчала крило ума, и не допускала возвыситься к разумению духовному.
   Не так ли некоторые и между нами, Христиане, хотя и бывают под одним кровом со Христом, как то действительно бывает во храме Его, хотя почти видят Его в таинстве, хотя слышат Его в Евангелии, не умеют однако толикими благами пользоваться и наслаждаться? Евангелие для нас не довольно понятно; таинство весьма закрыто; молитва утомительна. Не знаем, как находят в Евангелии Божественный свет, в таинстве Божественную силу, в молитве Божественную радость, блаженство, небо. И почему не дается нам духовный разум и чистое созерцание? -- Потому что житейское попечение связует наш ум, обременяет его тяжкими земными пристрастиями, покрывает его мглою помыслов чувственных, суетных, нечистых; из орла, которому надлежало бы в чистом воздухе зреть на Солнце истины духовной и Божественной, превращает его в крота, роющагося в земле, в прахе и тлении дел мирских, плотских, чуждых для духа.
   Житейское попечение обессиливает волю в избрании лучшаго. -- "Мария благую часть избра", глаголет Господь. Избрала же она то, чтобы "седши при ногу Ииcycoвy, слышати слово Его". Как не избрала и другая сестра сей благой части? Разве не желала она приближаться ко Иисусу? Но сие желание оказалось в ней еще прежде, нежели в Марии, когда "Марфа прият Его в дом свой". Почему же одно семя желания не одинаково произрасло и принесло плод? -- Потому, что в сердце Марии оно расло свободно: а в сердце Марфы заглушали оное плевелы житейского попечения. "Молвяше о мнозе службе". Волею духа стремилась она ко Господу, и привлекала Его к себе: но склонностию к житейскому отвлекалася от духовного Ему благоугождения к телесному служению, и не достигала близости к Нему благодатной.
   И во всякое время, и повсюду можно примечать, как различно действует в душах желание благодати и спасения, соответственно тому, бывает ли оно в них свободное, полное и единичное, или в действии своем разделяется, воспящается, ослабляется каким-либо желанием земной природы и склонностию житейскою. Видим людей, которые в продолжении многих лет все только начинают дело спасения своего, а не возводят оного к совершенству; долго ищут Бога, и не находят; видят некоторую зарю благодати над собою, и не могут дождаться, "дондеже день" ее "озарит" сердце. От чего сие? -- От того, что начинают дело спасения, но, по пристрастию к земному и житейскому, не совсем оставляют дела погибели; ищут Бога, но не хотят потерять тварей, ждут утешения благодати, но не хотят расстаться с утешениями растленной природы. Видим напротив и таких, которые позже других приступают служить Богу, и более других в том успевают. Блудный сын упреждает старшего брата в благодати Отчей. Магдалина из глубины греховной, и почти адской (поелику часть ада в ней обитала), восходит на степень равноапостольной. Савл гонитель внезапно преображается в Павла Апостола. "Мытари и любодейцы варяют в царствии Божии" (Матф. XXI. 31) мнящихся быть природными сынами сего царствия. Каким образом совершаются такие чудеса? -- Сильным, решительным, все земные желания побеждающим и умерщвляющим желанием благодати и спасения.
   Посему слово Божие сильно восстает против смешения житейских попечений и пристрастий с желаниями и стремлениями духовными. "Никтоже может, -- говорит оно, -- двема господинома работати" (Матф. VI. 24). Итак, если ты раб житейского попечения: то как можешь быть в то же время рабом Божиим? -- "Идеже есть сокровище ваше, ту будет и сердце ваше" (Матф. VI. 21). Итак, если "твое сокровище" -- то, чего ты желаешь, что любишь, о чем страстно печешься, находится на земли: то как может быть, чтобы "сердце" твое обрелось на небеси у Бога? -- "Никтоже, воин бывая, обязуется куплями житейскими; да воеводе угоден будет" (2Тим. II. 4). Итак, если ты сознаешь внутренно, что твое душевное расположение крепко еще привязано к житейскому: то как можешь льстить себе мыслию, что ты угоден Вождю Христу, победителю мира?
   Внимательный к спасительным путям Божия провидения не без страха усмотрит, как иногда Сам Бог, приготовляя человека к особенному Своему посещению, или дарованию благодатному, рукою крепкою и мышцею высокою расторгает узы, привязывающие его к земному и житейскому. Каких дивных посещений сподобил Бог Авраама! Но и каких для того потребовал от него лишений! "Изыди, -- сказано ему, -- от земли твоея, и от рода твоего, и от дому отца твоего" (Быт. XII. 1). Почему бы, кажется, не прийти на Иакова и Божию посещению и благословению, когда благословлял его Исаак в своем доме? -- Но взят он из объятий благочестивых родителей; с опасностию, без помощи, без сопутника, приведен в незнаемое место; преклонил утомленную голову на пустынный камень, и -- здесь нашел для себя и дом Божий, и посещение Божие, и могущественное благословение Божие. Какой путь довел Иосифа до благодати тайноведца, и до славы спасителя? -- Путь Египетский, странничество, рабство, темница. Когда и где наиболее открылся Бог народу Израильскому? -- Тогда, как он был отторжен от Египта, и еще привязан к земле обетованной, -- там, где земля не привлекала его ничем земным, и во всем отсылала его к Небу.
   Чего мы ждем, когда медлим отрешаться от пристрастий житейских? Того ли, чтобы Бог привлек нас к Себе "рукою крепкою", особенным сильным влечением, как Авраама? -- Но не дерзновенно ли, не мечтательно ли было бы такое ожидание? Или того, чтобы Бог низвел на нас "высокую мышцу" (Исх.6:1; Пс.135:12), и невольными лишениями, бедами, скорбями, поражениями, сокрушил блестящие оковы, в которых содержат нас мир и плоть? -- Но ждать ли сего надобно, или по возможности предупреждать сие? -- Разумным ли и свободным существам, подобно тем, "имже несть разума", дожидаться, пока "броздами и уздою челюсти их востягнеши не приближающихся к Тебе?" (Пс.31:9)
   Перестанем, братия, медлить и отлагать; поспешим облегчать себя от бремени, которого тягость не довольно, может быть, знаем, потому что без него ходить еще не испытали, -- от бремени житейских пристрастий. В обыкновенных делах и упражнениях жизни отложим попечение излишнее, многозаботливое, суетное, происходящее от неумеренных желаний, от неосновательного суждения о вещах, от недостатка веры в Бога и упования на Его Провидение. Поколику же призываемся особенно к делам Божиим, к молитве, к поучению в слове Божием, к духовным подвигам для обретения благодати Божией, -- "всякое ныне житейское отложим попечение" , да пpиимем в душе и в сердце посещение Господне, и в нем познаем и обрящем и "единое на потребу", и "благую часть", которая "не отъымется" от нас во времени и в вечности. Аминь.
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru