Указанием на щедроты Божии Святый Апостол возбуждает в Христианах усердие приносить Богу нескудные и достойные Его дары благодарности. Долг праведный, и очевидно для всех и каждого обязательный: потому что и все мы вообще, и каждый в особенности, пользуемся щедротами Божиими.
Имея пред очами Царственного Мученика, жертву некогда оплаканную, но и ныне еще живую, Царству и людям благотворную, помыслим, братия, о должной и от нас Богу жертве, руководствуясь Апостольским увещанием: "молю вас, братие, щедротами Божиими, представите телеса ваша жертву живу, святу, благоугодну Богови, словесное служение ваше".
Говоря о жертве, первоначально братиям церкви Римской, -- людям, недавно вступившим в Христианство из Иудейства и язычества, Святый Павел, со свойственною Богомудрому наставнику мудростию, применяется к понятиям о Богослужении, какие имели они до Христианства, дабы легким образом их возвести от образного, несовершенного, или даже суетного, к истинному и совершенному, от наружного ко внутреннему, от чувственного к духовному. Прежде, -- как бы так говорит он им, -- вы приносили в жертву емные плоды и плоть бессловесных животных: теперь вы знаете, что Бог "не приимет от дому твоего тельцов, ниже от стад твоих козлов" (Псал. XLIX. 9); "ни от рук человеческих угождения приемлет, как-бы требуя что, Сам дая всем живот, и дыхание, и вся" (Деян. XVII. 25): принесите же Ему лучшую жертву -- ваше тело, или лучше сказать, самих себя: "представите телеса ваша жертву". Прежде для жертвы вашей вы убивали живущее и разрушали бездушное; ныне научитесь служить Богу не разрушением твари Его, но сохранением ее, или даже возрождением в лучшую жизнь: "представите телеса ваша жертву живу". Прежде вы наблюдали, чтобы ваша жертва была из рода чистых животных, и не имела на себе никакого телесного порока; отныне наблюдайте, чтобы тело ваше, как жертва Всесвятому, не было повреждаемо или оскверняемо душевными[2] пороками и страстями нечистыми: "представите телеса ваша жертву святу". Как прежния жертвоприношения ваши вы учреждали, в самом язычестве не по своему одному произволу, а в Иудействе точно по установлению Божественному: так и жертвоприношение тела вашего совершайте по воле Божией, дабы во всем благоугождать Единому Богу: "представите телеса ваша жертву благоугодну Богови". Как посредством жертвоприношения бессловесных животных и вещей безчувственных совершалось чувственное, наружное Богослужение, у Иудеев несовершенное и только предуготовительное, а у язычников совсем суетное и безплодное: так напротив посредством непрестанного жертвоприношения разумного существа вашего, вы, Христиан, совершайте духовное Богослужение, приличествующее Богу Духу, внутреннее, достойное Испытующего сердца и утробы, деятельно словесное, открытое Богом Словом, прямо к Нему ведущее, и с Ним соединяющее: "представите телеса ваша жертву Богови, словесное служение ваше".
Братия Церкви Христовы, в ней рожденные, воспитанные и наставленные! Не напрасно ли мы расточаем слова, думая объяснять вам изречение, которое Апостол к нововступившим в Церковь написал, как само по себе ясное и вразумительное? Или напротив, -- пусть каждый по сему примечает за собою, -- довольно ли углублен разум его в тайне Христовой; -- или само по себе ясное учение Апостольское, и после некоторого усилия объяснить оное, для некоторых из нас еще кажется темною загадкою? -- Что подлинно значит принести тело свое в жертву? Не значит ли сие претерпеть мученичество: так как в сем точно разуме тот же Апостол в другом послании написал о себе: "аз уже жрен бываю" (2Тим. IV. 6)? Но мученичество видимое не есть общий жребий всех Христиан, во всякое время: а заповедь о жертве дает Апостол всем Христианам, не изъемля никого, и не ограничивая времени. Мученичеством умерщвляется тело: а заповедь Апостольская требует его в жертву живую. На мученичество должно быть предану от других, как и Апостол говорит о себе, что он "жрен бывает", а не сам себя приносит[3] "в жертву": напротив того в заповеди своей он требует, чтобы вы[4] сами себя приносили в жертву: "представите телеса ваша жертву". -- Что значит притом, что он повелевает принести в жертву "телеса" наши, когда "Дух есть Бог, и иже кланяется Ему, духом достоит кланятися" (Иоан. IV. 24)? Сей последний вопрос несомнительно, думаю, разрешится для каждого, если вспомним, как тот же Апостол в другом месте подобным образом говорит: "или не весте, яко телеса ваша храм живущего в вас Святого Духа суть" (I Кор. VI. 19)? А еще в другом месте о сем самом предмете объясняется так: "не весте ли, яко храм Божий есте, и Дух Божий живет в вас" (I Кор. III. 16)? Из сличения сих изречений ясно усматривается, что когда Святый Павел храмом ли Духа Святаго, жертвою ли, называет "телеса" наши, тогда он разумеет не одно тело, но всего человека в целом его составе; и следственно предметом Христианского жертвоприношения полагает и душу и тело вместе. -- Как же должны мы соделать жертвою и душу и тело наше?
Жертва существует прежде, нежели становится жертвою: жертвою делает ее назначение. Агнец на пажити не есть жертва: тот же агнец, когда приведен ко олтарю, становится жертвою. Посему и человек доколе ходит в мире, поникши к земле, собирая и поглощая пажить земных благ и чувственных удовольствий: дотоле он, и тело его, не есть жертва Богу; в сем случае[5] он или бывает жертвою тварей, работая, вместо Бога, богатству, боготворя чрево, или напротив поставляет себя идолом, и требует себе в жертву всего, что земля производит. Таким образом, Христиане, одним именем не превозноситеся, и не обольщайтесь наружностию. -- Кто не живет истинно по-Христиански: тот находится в состоянии нравственного идолослужения. Но когда дух Христов, дух покаяния и благодати, берет человека с пажити мира, обращает и влечет к Богу, а человек, веруя, повинуется сему влечению; вменяет за уметы, и оставляет позади себя все, что привлекало его в мире; всецело посвящает Богу и душу, и тело, и дела, и желания, и помышления; решается, с безропотностию агнца, ведомаго на заклание, и действовать и страдать, и жить и умереть для Иисуса Христа: с сего времени он, пользуясь духовною силою священнодействий и таинств видимого, изобразительного храма, невидимо входит, и сам таинственно зиждется, в храм духовен, и вступает в чин живой жертвы Божией. Хотя разные жертвы скинии Моисеевой или храма Соломонова, в своих образах, в тени, в гадании, представляли первоначально единую, существенную, всеспасительную крестную жертву Господа нашего Иисуса Христа: впрочем, по причастию и подражанию сей всеобщей жертве, и над каждою живою жертвою Христианскою в некотором степени, и с применением к особенному ее состоянию, может и должно совершаться то, что некогда представлялось жертвами прообразовательными. Ты закалаешь твою жертву, когда духом умерщвляешь плоть со страстями и похотями; омываешь ее, когда оплакиваешь прежние грехи твои; возжигаешь ее, когда огнь любви Божией объемлет и наполняет сердце твое так, что силою оного темные стихии ветхой плотской жизни разрешаются и очищаются, и сквозь них проникает новая, светоносная, горе идущая жизнь духа. Ты приносишь фимиам, -- одну из самых внутренних жертв, проникающую во Святая Святых, и усовершающую многие другие жертвы, -- когда приносишь молитву: так еще во дни теней и гаданий разрешал сие священное гадание тот, который воспевал: "да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобoю" (Пс.140:2), Господи! Приносишь в жертву главу, когда "пленяешь разум" твой "в послушание веры", и умом твоим предаешься Богомыслию. Приносишь рамо, когда благодарственно приписываешь Богу силу, тебе дарованную. Приносишь тук, когда посвящаешь Богу твою радость и веселие. Приносишь агнца, когда ходишь в незлобии. Приносишь птенца голубиного, когда хранишь чистоту. Приносишь работного тельца или юницу, когда ревностно[6] подвизаешься для Бога, или благодушно трудишься в пользу ближняго.
Ho будь внимателен, чтобы жертва твоя была истинно "живая, святая, благоугодная Богу". Если вера твоя остается "без дел", и потому "мертва есть" (Иак.2:20); если велеречиво мудрствуешь о возрождении, о созерцании, о таинственности, но не радишь о исполнении заповедей Божиих, не поступаешь по установлениям матери-Церкви, как свойственно сыну послушания: то жертва духа твоего не есть живая; ты думаешь покланяться Богу духом, но не покланяешься Ему истинною. Если дела твои не одушевляются верою, и потому кровь Христова не "очищает совести твоей от мертвых" или умерщвляющих беззаконных "дел" (Евр. IX. 14); если и в тонких, чистых, и наиболее свойственных духовному Богопоклонению образах, коими облекается оно в Христианстве, ты не почерпаешь для себя духа и силы; приносишь фимиам, но не приносишь молитвы; возжигаешь свещу, но не горишь духом, слышишь премудрость Божественную в церковном чтении и пении, но не воспеваешь в сердце твоем Господеви; покланяешься телом, но не сокрушаешься духом: то жертва тела твоего не есть живая. Ты "имеешь" один "образ благочестия", за что отвержены Иудеи, а не "силу" (2Тим. III. 5) оного, которою спасаются Христиане. Кто приносит во святый храм Божий сердце, отягченное объядением и пиянством, плоть с неукрощенными похотями, уста лживые и язык уязвляющий: тот вместо агнца или голубя, животное нечистое или змию хочет принести в жертву[7]. Кто храмлет на оба колена, преклоняется то к Богу, то к миру, в одной добродетели стоит, а в другой колеблется или безпечно падает: тот приносит в жертву хромое. Кто не старается успевать в познании Сына Божия и Его спасительного учения, и думает угодить Богу, как случится: тот приносит в жертву слепое. Кто мнится служить Богу, но тайно ищет в том своей выгоды, или славы человеческой: тот святотатственно служит себе и людям, а не Богу жертву приносит. Все таковые жертвы как не могут назваться святыми, так не могут и быть благоугодны Богу.
Христиане! Еще с той минуты, как мы крещены во имя Отца и Сына и Святого Духа, сим самым действием обречены мы в жертву Богу Триипостасному. Сочтемся с собою, сколько раз потом сия непокорная жертва отторгалась от своего жертвенника и убегала из храма; сколько раз вновь уловляема была благодатию Божиею, возвращаема покаянием, и опять рвалась и убегала! Может быть, столько раз, что мы не найдем тому и счета. Долго ли же так будет? Когда наконец решительно, невозвратно и совершенно "представим мы телеса наши жертву живу, святу, благоугодну Богови, словесное служение наше"? Молил бы я вас о сем страхом суда Божия; молил бы чаянием собственного вашего блаженства; но, повинуясь Апостолу, наипаче "молю вас, братие, щедротами Божиими". Молю щедротами Бога, от не сущих сотворшего нас, и образом Своим почтившего, покорившего нам тварь, и даже предавшего ее в повиновение суете нашей, дабы мы не имели никакого предлога отказать Ему в чем либо. Молю щедротами Бога, "тако возлюбившего мир, яко и Сына Своего Единородного дал есть" в жертву, "да всяк веруяй в Онь", взаимно представив себя в жертву Ему, "не погибнет, но имать живот вечный" (Ин. 3:16). Молю щедротами "помазавшего нас Бога", "Иже и запечатле нас" Себе, "и даде обручение Духа в сердца наша" (2Кор. I. 21--22). Молю щедротами Господа нашего Иисуса Христа, давшего нам плоть Свою и кровь Свою[8], высочайшую, животворящую жертву спасения. Бог вседовольный предает все, и Самого Себя, в жертву для человека: человек ли ничтожный не представит всего себя единожды на-всегда в жертву Богу?
Господь же да "помянет[9] всякую" духовную "жертву" вашу, братия Христиане, и внутреннее "всесожжение" ваше "тучно" пред Ним "да будет" (Псал. XIX. 4). Аминь.
В сей день, в который мы по обыкновению празднуем благословенное рождение ко благоденствию нашему, Богом данного и Богом хранимого, Царя нашего, и сверх того на сей раз торжествуем благополучно совершившееся священное Миропомазание избранные Невесты Брата Царева и благословенное их обручение, чрез что и к Священному вертограду Православные Церкви и к благочестивейшему роду Цареву прививается новая добрая отрасль, -- в сем месте, которое сотворено благотворительным духом и существует непрерывными благотворениями Царицы-Матери, -- кому не приходит на мысль о щедротах Божиих к дому Цареву, а в нем и ко всем нам, сынове царства Российскаго? Но все ли мы, по учению Апостольскому, с радостною мыслию о щедротах к нам Божиих соединяем благоговейную мысль о жертве нашей Богу? Ты, Благочестивейший Царю, на великия щедроты Божия ответствуешь великими жертвами. Всецелая деятельность Твоя для нас, независимая от побуждений и поощрений, свойственных службе подвластных, что иное, как не свободная, непрестанная жертва; любовию к Царю царей возжигаемая, любовию к народу Твоему всесожигаемая? Если о некоторых особенных жертвах должно упомянуть особенно, как величественна та умилостивительная жертва, когда в годину искушения, пришедшую на все Царства Европы, решительно и совершенно Ты пожертвовал безопасностию -- правде, рассчетами человеческого мудрования -- безусловной надежде на Бога, собственными выгодами -- спасению царей и народов! Или та благодарственная жертва, когда во дни побед и славы, всю славу побед приносил Ты Единому Господу сил, или та, подлинно, мирная жертва, приносимая за внешний и внутренний мир столь многих царств, для которой неизвестным до Тебя искуством, создал Ты жертвенник на хартии Священного союза и которая до сего дня столь очевидно благоугодна Христу, Царю и Богу! Видим и Твои жертвы Царица-Матерь! Царское изобилие принесено в жертву нищете и сиротству, Царский покой ежедневно приносится в жертву для успокоения бедствующих и страждущих. А наши жертвы? Словом Апостольским приглашаем каждого помыслить о своей жертве: "молю убо вас, братие, щедротами Божиими, представите телеса ваша жертву живу, святу, благоугодну Богови, словесное служение ваше".
Говоря о жертве, первоначально братиям Церкви Римской (хотя впрочем без сомнения в наставление всей Церкви Вселенской), -- людям, недавно вступившим...
Господь же да "помянет"...
-----
[1] В указателе в Чт. О. Л. Д. Пр. значится произнесенным в 1843 году. -- По Евреин. сборн.: Слово на день рождения Благочестивейшего Государя Императора Александра Павловича, говоренное в Марьинской церкви Императорского вдовьего дома декабря 12 дня.
[2] По Евреин. сборн.: никакими душевными...
[3] По Евреин. сборн.: представляет...
[4] По Евреин. сборн.: мы...
[5] По Евреин. сборн.: и как он не сотворен просто для скотского состояния, то в сем случае...
[6] По Евреин. сборн.: неутомимо...
[7] По Евреин. сборн.: уста исполненные душевным ядом лукавства и злобы: тот вместо агнца или голубя хочет принести в жертву свинию, или коня неистово ржущаго, или аспида...
[8] По Евреин. сборн.: плоть Свою ясти и кровь Свою пити...
[9] По Евреин. сборн.: Слово о жертвах не может умолкнуть в сем храме, не коснувшись особенно Вас, освященные и вновь освящаемые жертвы Христианского человеколюбия, избранные сестры сердоболия! Чем необходимее всеобщая обязанность Христиан представлять себя в жертву Богу во всяком звании, состоянии, должности: тем благодушнее должны вы приносить вашу особенную добровольную жертву для облегчения страждущаго человечества. И ваша жертва будет живая, если ваше служение болящим одушевляемо будет Христианскою любовию и усердием; святая, -- если будете совершать оное верно и освящать молитвою; благоугодная Богу, -- если будете проходить оное с радостию и благодарностию к щедротам Божиим, столь очевидным для вас в Царских щедротах.