Филарет
Слово по освящении храма Святителя Николая, что в Толмачах

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   

Слово по освящении храма Святителя Николая, что в Толмачах

(Говорено ноября 25 дня, напечатано в Христианском Чтении 1835 г. и в собраниях 1835, 1844 и 1848 гг.)

1834 год

   Коль добри доми твои, Иакове, и кущы твоя, Израилю! яко дубравы осеняющия, и яко садие при реках, и яко кущы, яже водрузи Господь, и яко кедри при водах. (Числ. XXIV. 5--6).
   Слова сии написал в книге Числ Пророк Моисей: а произнес оные Валаам, человек, которого пророческий характер затмевается тем, что не выдержан до конца его жизни. Не скрывая сего обстоятельства, я не усумнился впрочем, в книге истинного Пророка, взять верно пересказанные слова, произнесенные Валаамом, как достойные внимания: потому что произнесены оные еще тогда, когда он, не прельщаясь корыстию и честию от языческого царя, сохранял себя верным духу видения и Слову Божию; а потому мог даже пророчествовать о Христе и о спасительной Его смерти и воскресении, как то можно видеть в следующих его же словах: "возлег почи, яко лев, и яко скимен, кто возбудит его? благословящии тя благословени, и проклинающии тя прокляти" (Числ. XXIV. 9). Итак, стоит труда всмотреться в то, что видит сей провидец, и вслушаться в то, что он говорит.
   Валаам стоял на высоте Фогора, имел пред глазами стан Израильтян, в конце сороколетнего странствования их по пустыне, и говорил: "коль добри доми твои, Иакове, и кущы твоя, Израилю! яко дубравы осеняющия, и яко садие при реках, и яко кущы, яже водрузи Господь, и яко кедри при водах".
   Невероятно, чтобы после столь продолжительного, столь трудного путешествия, шатры и дорожные повозки Израильтян, простому, телесному взору представлялись в такой восхитительной красоте, какою блещут оные в словах прозорливца. Что же он видел? О чем он говорит? -- Я уже заметил выше, что под образом спящего льва, царя животных, или сына львова, которого никто не смеет разбудить, Валаам видел Христа, Царя неба и земли, Сына Божия, Который почил сном смерти, и Которого никто невластен был воскресить, как только Он Сам, Своею Божественною силою. Посему-то видение и заставило видящего тотчас воскликнуть: "благословящии тя благословени", что также собственно Христу приличествует, как Единому благословляющему благодатию всех, благословляющих Его верою. Согласно с сим разумением видения, можно думать, что и под образом стана Израильтян, видимаго телесными очами, провидцу дано было созерцать духом Церковь Божию и Христову: и в сем случае не удивительно, что он описывает красоту ея с восхищением. Какой это прекрасный "дом!" И не удивительно, ибо в нем живет Бог. Но Церковь подобна и "кущам", потому что находится в состоянии странствования: "не имамы бо зде" на земли "пребывающего града, но грядущего взыскуем, небеснаго" (Евр. XIII. 14). Она подобна "дубраве осеняющей": потому что в ней и над нею всегда почивает осенение благодати Божией. Она подобна "саду" при реке: потому что всегда напаяется живою водою Духа Божия и учения Христова, всегда растет духовно, и приносит плод правды. Она -- "яко кущы, яже водрузи Господь", непоколебима, неразрушима, как дело Божие: так как и действительно Сам Господь сказал о ней: "созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ей" (Матф. XVI. 18). "Яко кедри при водах" (Чис.24:6), всегда зеленеют, всегда возвышаются: так и она никогда не теряет жизни, которая возникла в ней от неистленного семени слова Божия, и непрерывно поддерживается Духом Святым; наконец она непрестанно возвышается к небесам, дабы совершенно соединиться с Главою Своею, Христом, и сделаться совершенно небесною.
   Если бы кто сказал, что восторженные слова прозорливца могли относиться к Скинии свидения, находившейся в стане Израильтян, иначе сказать, к их походному храму: сие не противоречило бы нашему изъяснению; потому что Скиния свидения также была образ, в котором можно и должно было созерцать Церковь.
   Сие видение духовного благолепия Церкви приведено мне, братия, на мысль видением чувственного благолепия сего, ныне обновленного, храма, тщанием возлюбивших сие благолепие чад нового Израиля, и благопоспешным подвигом воздвигнутого и украшенного видимо, действием же благодати облеченного невидимо в высшую, духовную, таинственную красоту, и устроенного в таинственное жилище Божие. Пусть бы пришел и сюда древний прозорливец; или, если ему надобно зрелище, более обширное, пусть бы он, вместо нечистой высоты Фогора, стал у нас на благословенной высоте Кремля, посмотрел бы на многочисленные храмы, древние, новые, тщательно сохраненные в благолепии, или возобновляемые, или вновь и ныне с древним же усердием созидаемые: истинно, думаю я, он возобновил бы свой древний восторг, и еще раз возгласил бы свою древнюю песнь: "коль добри доми твои, Иакове, и кущы твои, Израилю!"
   Благословен Бог, не оставляющий людей Своих присутствием благодати Своея! Благословенны людие Божии, не оставляющие Бога своего своею верою и желанием благодати Его! Пробави милость Твою ведущим Тя, Господи; и да не удалят Тебя от нас наши грехи и неверности, но паче благодать Твоя, нами во святилищах Твоих искомая, да отверзает сердца наши, да посещает их, да исполняет своею силою и своим утешением, и таким образом, изгоняя из них, и отражая от них все, Тебе противное, и их да созидает "в жилище Божие духом" (Еф. II. 22).
   К утешению веры, не неблаговременно теперь будет, представить вам, братия, из слова Божия несколько удостоверительных свидетельств о пребывании благодати Божией в Церкви Христовой неотступно до скончания века.
   Первое из таковых свидетельств дает Сам Иисус Христос, "свидетель верный и истинный" (Апок. III, 14), когда говорит: "созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ей" (Матф. XVI. 18). -- "Созижду": слово сие показывает созидание Церкви еще в намерении, прежде самаго исполнения. Господь, как во многих случаях, для удобнейшего вразумления нас о Божественных, непостижимых делах своих, уподоблял оные обыкновенным делам человеческим, так и здесь уподобляет Себя хозяину, вознамерившемуся построить дом, или архитектору, обдумывающему построение здания. Надлежало между прочим подумать о прочности здания, и предусмотреть и предотвратить то, что могло бы вредить оному. И так Основатель Церкви смотрит в будущее. Видит, что врата адовы, отверстые к земле грехом Адамовым, при создании и по создании новой Церкви Христианской испустят против нея новые силы зла: полчища гонителей, сонмища еретиков, скопища разных соблазнов. Что-жь? Если здание будет повреждено до разрушения: то цель оного не будет достигнута; и не будет охранена слава Божественного Создателя. Но слава Ему во веки! Он провидит и предустрояет лучшее: "созижду, -- говорит, -- Церковь Мою, и врата адова не одолеют ей". Враги ея будут возставать на нее; будут иногда сильны; будут в некоторые времена, в некоторых местах, торжествовать, отторгая у нея члены; а она будет страдать и болезновать, но решительно "не одолеют ей". Долго ли? -- Без сомнения, до скончания века. Ибо если бы могли одолеть когда-нибудь, то Провидящий времена до вечности, не мог бы сказать решительно, что "не одолеют". Но чем Церковь побеждает и сохраняет себя непобедимою? -- Без сомнения, силою Божиею, благодатию Божиею. Следственно, если силы адския никогда не одолеют ея: то сие значит, что всегда в ней сохранится, и всегда спасительно действовать будет сила Божия, благодать Божия.
   Второе свидетельство сей истины можно заимствовать из Апокалипсиса, или Откровения Святого Иоанна Богослова, которое пророчественно изображает судьбу Церкви Христовой до скончания века. В сем Откровении непрерывно видим истинную Церковь, сперва в образе двадцати четырех старцев окрест Божественного престола (Апок. 4), покланяющихся "живущему во веки веков" (Откр.4:9); потом, по мере, может быть, распространения Христианства, в числе ста четыредесяти четырех тысяч, запечатленных печатию Бога живаго; далее, "в народе многом, егоже исчести никтоже может, от всякого языка, и колена, и людей, и племен, стоящем пред престолом и пред Агнцем" (Откр.7:9); далее, в виде храма с Олтарем и поклонниками, который Иоанну повелено измерить (Откр. XI); еще далее, в лице жены, "облеченной в солнце", то есть в истину и добродетель Иисуса Христа, Который есть "свет миру" (Иоан. VIII. 12), украшенной венцем "от звезд двоюнадесяте", то есть Боговедением Апостольским, имеющей под ногами "луну", то есть мудрость человеческую, естественную (Апок. XII); еще далее, пред браком Агнца, она представляется "женою Его", уготовавшею себя, и облеченною в виссон оправдания Святых (Откр. XIX); и еще, после изображения тайновидцем первого воскресения, она именуется у него "святых станом и градом возлюбленным" (Откр. XX. 8), доколе наконец, с новым небом и новою землею, обновляется и она в "Иерусалим нов, сходящь от Бога с небесе" (Откр. XXI. 2). Достойно примечания, что тайновидец, изображая самые опасные времена для Церкви, представляет ее невредимою от опасностей, но чудесно сохраняемою. Например: змий "гоняше жену": но он ее не догоняет и не низлагает; потому что "даны Быша жене два крила орла великаго; -- и поможе земля жене" (Откр. XII. 13--14, 16). Провидение так управляет ходом происшествий, что и земные учреждения споспешествуют миру или безопасности Церкви; и "криле орла великаго", может быть, царственного, благоговейно несут ее, выше злобы и лукавства врагов ея, "в пустыню в место свое" (Откр. XII. 14), -- конечно не просто в безлюдие внешнее, ибо Церковь сама есть многолюдство верующих, но в "пустыню" наипаче внутреннюю, -- все далее от мира, все ближе к Богу; ибо "свое место" для Церкви есть близость к Богу и соединение с Ним. А сие и значит то, что благодать Божия, не отъемлется {В Христ. Чт. и в собр. 1835 г.: не отъемлемая...} от Церкви, и в самые опасные времена, должна пребыть с нею неразлучно даже до скончания века.
   Третие свидетельство той же истины находим в следующих словах Святого Апостола Павла: "и Той", то есть Христос, "дал есть овы убо Апостолы, овы же Пророки, овы же Благовестники, овы же Пастыри и Учители, к совершению святых, в дело служения, в созидание тела Христова, дСндеже достигнем вси в соединение веры, и познания Сына Божия, в мужа совершенна, в меру возраста исполнения Христова" (Еф. IV. 11--13). Чтобы лучше уразуметь силу сего изречения, представим себе, что мы вопрошаем у Апостола: долго ли будут в Церкви "Пастыри и Учители, к совершению святых, в дело служения, в созидание тела Христова?" -- Он ответствует: "дондеже достигнем вси в соединение веры и познания Сына Божия, в мужа совершенна, в меру возраста исполнения Христова". Следственно, доколе есть на земли не достигшие в соединение веры, не пришедшие в совершенство духовного возраста, еще нуждающиеся в познании Сына Божия: дотоле будут в Церкви Пастыри и Учители, к совершению Святых; и как совершение Святых чрез Пастырей и Учителей не может быть без всесвятые благодати Божией, то и она должна, по удостоверению Апостола, пребывать с Пастырями и Учителями в Церкви действующею дотоле, как, препобедя все препятствия, приведет всех, предуставленных ко спасению, в соединение веры.
   Приведем еще одно свидетельство о всегдашнем присутствии в Церкви благодати, особенно тайнодейственной. Тот же Апостол, увещевая Коринфских Христиан с особенным благоговением приступать к таинству Тела и Крови Христовы, говорит: "елижды бо аще ясте хлеб сей, и чашу сию пиете, смерть Господню возвещаете, дСндеже приидет" (1Кор. XI. 26). И здесь важная истина скрывается в малом слове: "дондеже". Чтобы лучше открыть оную, опять обращаю речь Апостола в вопрос: долго ли Христиане будут ясти хлеб таинственный, и пити чашу Господню, и приобщением Тела и Крови Христовой возвещать смерть Господню? -- В словах Апостола нахожу ответ: "дондеже приидет". То есть: таинство Тела и Крови Христовы ненарушимо будет совершаться в истинной Церкви Христовой до самаго второго пришествия Христова, или, что то же, до скончания века. поелику же сие не может быть без благодати тайнодейственной, без благодати священства, а заимственная благодать священства не может быть без преподаятельной благодати Архиерейства: то очевидно, что благодать тайнодейственная и чин священноначалия, по предречению Апостола, пребудут в Церкви во все времена, и хотя не всегда равно обильным потоком, но никогда непресекаемою струею, потекут даже до пределов Царства славы.
   По сим, и подобным неложным свидетельствам, -- какое утешение, братия, что и в сии поздные времена Церкви, также как в самые первыя, с уверенностию могу я говорить вам словами Святого Апостола Петра: "возлюбленнии, препоясавше чресла помышления вашего, трезвящеся, совершенне уповайте на приносимую вам благодать откровением Иисус Христовым" (1Петр. I. 13).
   Не внимайте же клевещущим на Церковь, будто благодать в ней истощилась; будто священноначалие в ней или совсем, или в половину рушилось.
   Скажите чуждающимся Архиереев: если корень изсох, то как могут быть свежия ветви? Если, -- как они думают, или, точнее сказать, не размыслив, укоряют, -- благодать Архиерейства истощилась: то как может продолжаться благодать священства, которое без Архиерейства есть то же, что ветвь без корня? Но поелику они признают благодать священства: то как могут отвергать благодать Архиерейства, которое есть корень священства? А если не отвергают благодати Архиерейства: то почему чуждаются онаго?
   Скажите отвергающим всякое священство: если, по их зломудрию, совсем рушилось священство, то должно сказать, что рушилась и Церковь, что "врата адова одолели ей". Но если они скажут и сие, то явно возстанут не против нас, смиренных служителей Церкви, но против Самого ея Основателя, Который сказал, что "врата адова не одолеют ей" (Мф.16:18). Если нет таинства Тела и Крови Христовы: то Апостол сказал неправду, что оно будет совершаться, "дондеже приидет" Господь на суд. Но если слово Апостольское ложным быть не может; если словеса Христовы не мимоидут, хотя бы прешли небо и земля: то есть и ныне, и до скончания века будет, святое таинство Тела и Крови Христовы; есть и будет благодатное священство и священноначалие; и противники сего учения суть противники слова Апостольского и Христова.
   Одно еще нужно к сему присовокупить: "совершенне уповая на благодать" Божию в Церкви, к вашему охранению от лжеучения, к вашему утешению в скорби о грехах и в страхе суда Божия, к вашему подкреплению в немощах, не обратите надежды на благодать в повод к небрежной жизни, недостойной святые благодати. "Но по звавшему вы Святому и сами святи во всем житии будите" (1Петр. I. 15). Аминь.
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru