Филарет
Речь по рукоположении Преосвященного Агапита Епископа Томского и Енисейскаго

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   

Речь по рукоположении Преосвященного Агапита Епископа Томского и Енисейскаго

(Говорена в Успенском Соборе в 12-й день августа, напечатана в Христианском Чтении 1834 года и в собраниях 1835, 1844 и 1848 гг.)

1834 год

"Надумался я говорить к нему уже во время чтения Апостола, и что сказал тогда, забыл по окончании речи. Три дня уже спустя, когда я ехал куда-то, вспомнил, что говорил, и дорогой в карете записал". Слова автора наместнику Сергиевой лавры архимандриту Антонию. См. Записки Сушкова, прилож. XXII, стр. 48.

   Преосвященный Епископ Агапит!
   Бога Отца прозрением и предуставлением, Царственным вкупе и Священноначальственным мановением Господа нашего Иисуса Христа, благодатию и действием Святого Духа, при молитвенном и рукоположительном служении Соепископов, приял ты ныне часть Епископского дарования, предназначенного, по изъяснению Апостола, "к совершению святых, в дело служения, в созидание тела Христова" (Еф. IV. 12).
   "Часть Епископского дарования", -- сказал я, не уменьшая твое настоящее приобретение, но из указания на целое, к которому принадлежит сия часть, желая извлечь полезные и утешительные для тебя мысли.
   Какое ж это целое, которого часть досталась тебе в нынешнем даровании? Не меньше, как Епископство Христово. Ибо Самого Иисуса Христа Апостол Петр называет, по Славенскому переводу Послания, "посетителем", по Греческому подлиннику, -- "Епископом душ" (1Петр. II.25). Он, разделяя свое собственное Епископство душ, применительно к потребностям Церкви, коей Он есть "глава" (Кол. I. 18), "дал есть овы убо Апостолы, овы же Пророки, овы же Благовестники, овы же Пастыри и Учители" (Еф. IV. 11).
   Видишь, какого чудного достояния часть приял ты ныне: -- часть того дарования, которым Благовестники предали и неповрежденным сохранили Евангелие Христово, которым Пророки освещали мрак сокровенного и будущего, которым Апостолы преобразили мир языческий в Христианский, которым Иоанн возгремел о Боге Слове, которым Петр поколебал Синагогу, которым Павел "от Иерусалима и окрест даже до Иллирика исполнил благовествование Христово" (Рим. XV. 19), которым Афанасий, Василий, Григорий утвердили Православие и низложили ереси, от которого Иоанн златыми струями учения усладил и напоил Церковь.
   Помышляй о сем, и воскриляй твой дух, и возбуждай твою ревность, и утверждай твое упование на помощь свыше.
   Немощь ли устрашает тебя? -- Вспомни, что и Апостолу сказал Господь: "сила Моя в немощи совершается" (2Кор. XII. 9).
   Озабочивает ли тебя то, что не на готовый идешь престол, но должен будешь сам поставить и утвердить твое седалище, и при том на такой земле, где не многонасеянную ниву Христову окружают и плевелы и терние? -- Воззри на Павла, который не только не приходил в смущение от подобных затруднений, но еще любил "благовестити не идеже именовася Христос, и не на чужом основании созидать" (Рим. XV. 20).
   Затрудняет ли тебя отдаленность паствы, тебе вверяемой? -- Опять воззри на Павла, который, не довольствуясь тем, что своим служением наполнил пространство от Иерусалима до Иллирика, еще побуждаем был Апостольскою ревностию распространить свои подвиги до Рима и до Испании; или -- если трудно смотреть так далеко -- воззри на собственном твоем пути на Святого Стефана Пермского, на Святого Иннокентия Иркутскаго. Не добрые ли это предшественники? Не благ ли путь, который лежит по следам их?
   Приими же благодушно и благонадежно сей, частию, если угодно, и путнический, наипаче же пастырский жезл; и гряди в крепости Господней, и совершай спасение людей Божиих. По образу древнего Патриарха, "с жезлом сим прейди" предел Европы, и да даст Господь, да "будеши" более, нежели "в два полка" (Быт. XXXII. 10) спасаемых.
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru