Слово по освящении храма и по принесении Господу Богу молитв о предохранении от губительныя болезни
(Говорено сентября 18 дня; напечатано отдельно и в собраниях 1835, 1844 и 1848 годов.)
1830 год
Вкратце буду беседовать с вами, братия; хотя не мало сказать надобно. Продолжившияся молитвы не позволяют быть долгому слову. Послушайте не долго, но внимательно.
В молитвах упоминалось о губительной язве во дни Давида, и о чудесном ея прекращении (2Цар. XXIV). Воспоминание сие здесь к месту, теперь ко времени.
Царь Давид впал в искушение тщеславия: хотел показать силу своего царства, и повелел исчислить всех способных носить оружие, тогда как такое исчисление совсем не было в употреблении у Евреев. И праведник не безопасен от падения, если вознерадит.
Еще не кончилось исчисление народа, как Царь почувствовал в совести своей обличение греха и страх наказания от Бога. В самом деле явился Пророк, и, по повелению Божию, предложил Давиду на выбор одно из трех наказаний: войну, голод, мор. Примечайте из сего примера, что война, голод, мор, и подобныя бедствия, хотя кажутся приключениями случайными; хотя происходят частию от известных причин естественных, тем не менее однако суть орудия правосудия Божия, употребляемыя для наказания согрешивших человеков.
Давид смирился пред Богом, безропотно покорился суду Его, и совершенно предался в волю Его. "Да впаду убо в руце Господни", сказал он. "И даде Господь смерть во Израили от утра до часа обедняго" (2Цар.24:14--15). Здесь приметьте скорый плод смиренной покорности судьбам Божиим. Не три месяца несчастной войны послал Бог, не три года голода, и мор не на три дня, как угрожал Пророк сначала, но уже только "от утра до часа обедняго".
Открылось наказание греха, и совершилось покаяние Давида. "И рече Давид ко Господу, егда виде Ангела биюща люди, и рече: се аз есмь согрешивый" (2Цар.24:17). Давид совершенно покаялся во зле греха, и тотчас "раскаялся Господь о зле" наказания. "И рече Ангелу погубляющему люди: довольно ныне, отъими руку твою" (2Цар.24:16). Примечайте спасительное действие покаяния.
Чтобы довершить действие помилования, избавления и спасения, Пророк, по наставлению Ангела, побудил Давида поставить Господеви олтарь, на гумне Орны Иевусеанина, там, где в последствии времени создан и храм Соломонов. "И созда тамо Давид олтарь Господеви, и вознесе всесожжения и мирная. И послуша Господь земли, и отъят язву от Израиля" (2Цар.24:25). Примечайте необходимость молитвы во время общественных бедствий, и в особенности пользу молитвы, приносимой торжественно пред олтарем, по наставлению духовному и небесному, по установлению Божественному.
Братия! не видится ли нам нечто подобное грозному видению Давида? Не видим ли и мы "Ангела Господня стояща между землею и небом, и меч его извлечен в руку его, простерт на Иерусалим" (1Пар. XXI. 16)? Не смотрите большими глазами страха, которые обыкновенно видят то, чего нет, и не видят того, что есть: взирайте острым и мужественным оком проницания и благоразумной предосторожности. Губительная болезнь, несколько лет опустошавшая не Христианския страны Азии, простерлась и на Христианския страны Европы. В прошедшем году показалась она в пределах отечества нашего: уступила предохранительным средствам попечительнаго Правительства: но в нынешнее лето явилась вновь. Мы, до сего дня пощаженные, благословим долготерпеливаго к нам Бога! Но "Ангел погубляющий" виден; "меч его извлечен": он угрожает.
Что же нам делать? Я думаю, то же, что сделали Давид и жители Иерусалима при виде Ангела погубляющаго. "Паде Давид и старейшины Израилевы, облеченнии во вретище, на лице свое" (1Пар.21:16). То же должно нам делать, чем Ниневитяне отвратили не по догадкам и опасениям ожиданную беду, но определительно предсказанную погибель. "Вероваша мужие Ниневийстии Богови, и заповедаша пост. И возопиша прилежно к Богу, и возвратися кийждо от пути своего лукаваго, и от неправды сущия в руках их" (Ион. III. 5--8).
Повергнем, братия, сердца наши пред Богом во смирении, в покорности неисповедимым судьбам Его. Признаем не только правосудие Бога, готоваго карать грехи наши, обличающаго наше житие, недостойное имени Христианскаго, но и Его милосердие и долготерпение, которое не вдруг, не прежде других, поражает нас, а показует поразившее других, нам же только грозящее наказание, и, как бы предохраняя, говорит: "аще не покаетеся, вси такожде погибнете" (Лук. XIII. 5). Покаемся, братия, и принесем плод достойный покаяния, то есть исправление жития. Отложим гордость, тщеславие и самонадеяние. Возбудим веру нашу. Утвердимся в надежде на Бога и на имя Иисуса Христа, Ходатая Бога и человеков, Спасителя грешных и погибающих. Исторгнем из сердец наших корень зол, сребролюбие. Возрастим милостыню, правду, человеколюбие. Прекратим роскошь. Откажем чувственным желаниям, требующим ненужнаго. Возлюбим воздержание и пост. Облечемся, если не "во вретище", то в простоту. Отвергнем украшения изысканныя, ознаменованныя легкомыслием и непостоянством. Презрим забавы суетныя, убивающия время, данное для делания добра. Умножим моления, тайныя на всяком месте, и во всякое время, общественныя, по руководству Святыя Церкви. Употребим внимательно, благовременно, благонадежно, всегда благотворное и всецелебное врачевство, мирную, безкровную жертву, приобщением Пресвятаго Тела и Крови Христовы.
Хотя ни Ангел, ни Пророк не приходил побудить нас к созданию благоприятнаго Богу, а для нас благодатнаго олтаря: но, благодарение Богу, Христолюбивое усердие, не престает созидать олтари и храмы; и на одной неделе, не один олтарь освящен, и еще не один готовится к освящению {14 сентября сего 1830 года освящен храм Св. Великомученицы Екатерины, в Екатерининском Институте; 18 дня храм Св. Василия Великаго, на Тверской; 19 дня храм Св. Чудотворцев Черниговских, за Москвою рекою; 20 олтарь Св. Священномучеников Херсонских на Даниловском кладбище.}.
Господи! "послушай земли", смиренно призывающей Твое пренебесное Имя, и "отъими язву" от России. Сохрани град сей, и верою живущих в нем. Благослови плодоносящих и добродеющих во Святых храмах Твоих!
"Буди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя!" (Пс.32:22) Аминь.