Филарет
Слово по освящении храма Святыя великомученицы Екатерины при Екатерининском Институте

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   

Слово по освящении храма Святыя великомученицы Екатерины при Екатерининском Институте

(Говорено сентября 14 дня; напечатано отдельно и в собраниях 1835, 1844 и 1848 гг.)

1830 год

Уготовися призывати Бога твоего Исраилю.
(Амос. IV. 12).

   Освящение храма есть один из случаев, при которых Церковь подает нам мысли о приготовлении нашем для Бога.
   Ибо что значат, с особенною торжественностию, во время сего тайнодействия возглашаемыя пророческия слова: "возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечная: и внидет Царь славы" (Псал. XXIII. 7)?
   Скажем ли, согласно с изъяснением некоторых древних созерцателей, что сим изображается восхождение Иисуса Христа, по воскресении, с обоженным в Нем человечеством, на небо, -- восхождение необычайное для небес, потому {В отд. изд. и в собр. 1835 г.: необычайное для небес и потому, что там привыкли видеть Сына Божия, нисходящаго свыше, от Бога Отца, а не восходящаго снизу, от земных тварей, и потому...} что безпримерно дотоле, и совсем непостижимо было восхождение на небо с плотию: почему и надлежало произойти некоему необычайному движению небесных сил, так как-бы малыя двери и тайная лествица восхождения и нисхождения Ангелов, превращались в великия врата торжественнаго вшествия Победителя смерти и Возстановителя человечества? -- Нет спора о сем первоначальном, небесном смысле слов Пророческих: но когда оне произносятся пред вратами храма земнаго; то по необходимости требуют сюда относящагося применения.
   Скажем ли что сим изображается вступление в освящаемый храм благодатнаго, таинственнаго присутствия Иисуса Христа, Царя славы, да возсядет здесь на престоле храма, подобно как на небесах возседит одесную Бога Отца, да подает отселе благодать, подобно как оттоле дает славу? -- Это верно так: но что значит, что велят возвыситься вратам вечным, тогда как сие повеление произносится пред вратами, которые суть временны, потому что вещественны, и которые сего повеления не могут ни услышать, ни понять, ни исполнить?
   Для удовлетворительнаго разрешения сего вопроса возмем в основание то, что говорит о храме и о святости его Святый Апостол Павел: "храм Божий свят есть, иже есте вы" (1Кор. III. 17). То есть: храм Божий есть чувственное изображение духовнаго храма, который есть истинный Христианин; святостию храма изображается святость Христианина; следственно и освящением храма, освящение Христианина. И так, когда при освящении храма возглашается ко вратам вечным: то сие относится к безсмертной душе, к ея свободной воле, желаниям и любви, коими она может приять Бога. Когда повелевается, чтобы врата возвысились: то чрез сие возбуждается человек воздвигнуть силу воли своея от низких, земных вещей к возвышенным, небесным предметам, вознести горе помышления и желания, отверсть верою, расширить любовию сердце, к общению с безконечным Богом.
   Если сие изъяснение слов Пророческих и обряда освящения храма некоторым покажется недовольно простым, для убеждения в истине: то пусть поверят оное возглашением другаго Пророка, прямо к чтущим Бога человекам, под именем Исраиля. "Уготовися призывати Бога твоего, Исраилю": взывает Пророк Амос: или, точнее по еврейскому его изречению: "приготовься в сретение Богу твоему". Пусть вспомнят обещание посещения Божия, которое не иносказательно ко вратам или храму, но прямо к верующему человеку и к любящей душе произносит Сам Иисус Христос: "аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет; и Отец Мой возлюбит его, и к нему приидем, и обитель у него сотворим" (Иоан. XIV. 23).
   И так тебе говорят, Христианская душа, "приготовься во сретение Богу твоему".
   Как приготовиться? Когда ожидать Его? Где можно с Ним встретиться? -- Посмотрим несколько пристальнее, несколько ближе.
   Человек не так сотворен, чтобы ему быть и оставаться в разлучении с Богом, и в удалении от Него. Если душа человека есть дыхание жизни от уст Господних, как сказует книга Бытия: то какова близость между дыханием и дышущим, такова должна быть близость между человеческою душею и Богом. Разлучение человека от Бога есть состояние неестественное. О причине сего разлучения тоже должно сказать в отношении ко всем человекам, что сказано Пророком в отношении к Иудеям: "греси ваши разлучают между вами и между Богом" (Ис. LIX. 2). Посмотрите на первых человеков после перваго греха. "Услышаста глас Господа Бога ходяща в раи по полудни": вот след первоначальнаго общения человека с Богом! "И скрыстася Адам же и жена его от лица Господа Бога" (Быт. III. 8): вот изображение греховнаго разлучения от Бога! Примечайте, что милосердый Бог идет к человеку и после греха его: но грешник не готов во сретение Богу своему, и убегает от Него. И это не в раю токмо: но и по изгнании человека из рая, Бог все еще старается приближиться к грешнику, чтобы обратить его к Себе, и потому не гнушается говорить даже с братоубийцею Каином; а грешник продолжает удаляться от Бога; и не Бог Каину, но Каин сам себе произносит приговор изгнания от лица Божия. Так от первых дней мира, и далее, Бог все идет к человеку, приближается, является в делах природы и Провидения, в чудесах, в откровениях, в законе, в Пророках, и в последок дний сих в единородном Сыне Своем Иисусе Христе. Прислушайся, внимательная душа: не слышится ли и тебе "глас Господа Бога ходяща", не только "в раи по полудни", но и по всей вселенной, в полудни и в полунощи, утром и вечером? Скажет ли напротив душа разсеянная, что она ничего таковаго не слышит? На сие ответствуем ей: Бог однако не переменился, не отступил вспять, не перестал действовать; если ты Его не слышишь, то ты невнимательна.
   Как вечный и вездесущий, Бог присутствует и действует всегда и везде, потому всегда и везде можно с Ним встретиться. Но поелику человек, по греховности своей отвращается и удаляется от Бога; по своей переменчивости и немощи не всегда внемлет Ему; по своей духовной слепоте и плотяной огрубелости часто не примечает тонких духовных действий Божества: то есть особенныя обстоятельства и случаи, когда, и где, глас шествия Божия к человеку особенно внятно слышен, и таким образом человек особенно призывается уготовиться во сретение Богу своему. "Сице сотворю ти, Исраилю", говорит Бог у Пророка: "обаче яко сице сотворю ти, уготовися во сретение Богу твоему, Исраилю" (Ам. 4:12). Теперь нет нужды доискиваться, о каком деле Своем предваряет Бог Исраиля: хотя впрочем из слов Пророка можно приметить, что это есть угроза делом правосудия и наказания: довольно заметить для настоящаго разсуждения, что есть особенныя дела, которыя творит Бог, и о которых предваряет человека, именно для того, чтобы возбудить внимание человека; чтобы показать ему Свое приближение, и призвать его во сретение Себе; чтобы внушить ему Свои спасительныя намерения, и расположить его к соответствованию оным.
   "Видена Быша шествия Твоя, Боже" (Псал. LXVII. 25)! Просвети очи наши, чтобы в чистом свете разсмотреть виденное, да научимся созерцать и невиденное нами.
   Если нам не довелось собственными очами видеть какого нибудь великаго и чудеснаго шествия Божия, в котором "земля потрясеся, небеса кануша от лица Бога Синаина" (Псал. LXVII. 9): не видим ли мы, по местам, по временам, хотя меньших путей Его, которые идут иногда прямо к нам? Не случается ли, что земное, нас окружающее, потрясается, отслоняется от нас, и оставляет пространство между нами и прочими тварями? Болезнь, печаль, потрясение благосостояния, разлука с людьми искренними и верными, ненадежность оставшихся, гонение, угнетение, презрение, превратности внезапныя, бедствия поражающия, опасности грозныя, а в некоторых случаях, неизъяснимое внешними причинами внутреннее действие, не приводят ли нас иногда в такое расположение духа, что предметы, дотоле занимательные и приятные, уже не привлекают нас, но становятся неусладительны, безвкусны, чужды; мы чувствуем пустоту, ничтожность всего, что испытали, потребность и некое ожидание, которых ничто не удовлетворяет? Знаете ли, что это такое? -- Невидимое однако же не совсем неприметное "шествие Бога" нашего, "глас Господа ходяща". Он идет к душе нашей, и уготовляет Себе путь, отстраняя от нея твари, около ея теснящияся, и путь Ему преграждающия. И "яко сице творит" Он тебе: "уготовися во сретение Богу твоему, Исраилю", -- уготовься, душа моя, свободным и решительным отвержением тварей, нелюблением мира, ни яже в мире, дабы не было тебе препятствия принять Бога полною любовию неразделеннаго сердца.
   Когда мысль о будущем и страх суда Божия, как громовый удар, пробуждает нас от дремоты безпечности; когда совесть, как молния, внезапным грозным светом озаряет мрак души, и обличает все, даже до сокровенных нечистот, помыслов и желаний, даже до забытых давно грехов юности: что и это, как не "шествие Бога" правосуднаго и вместе милосердаго, "глас Господа", преследующаго грех, и в то же время ищущаго благодатно приближиться к грешнику? Не скрывайся же безполезно, как Адам; не заточай упорно сам себя далее и далее от Бога, подобно Каину; "уготовися во сретение Богу твоему", сердечным сокрушением, слезами, покаянием, исправлением жития.
   Чувствуешь ли разширение, облегчение, возвышение сердца, при совершении добраго дела, во время прилежной молитвы, при посещении храма Божия, при слушании слова Божия? -- Знай, что это "глас Господа Бога ходяща в раи" внутреннем, благодатное приближение, сладкое в двери сердца толцание Того, Который сказал: "се стою при дверех и толку; аще кто услышит глас Мой, и отверзет двери, вниду к нему, и вечеряю с ним, и той со Мною" (Апок. III. 20). Не теряй драгоценнаго мгновения; не запирайся от вожделеннаго Пришельца; "уготовися во сретение Богу твоему", отверзи Ему дверь сердца твоего верою, любовию и искреннею готовностию послушливо принимать благодатныя внушения, и верно последовать оным.
   Вот некоторыя, наиболее обыкновенныя сретения благодатных посещений. Кто внимательно будет ожидать, и тщательно готовиться: тот будет встречать Бога своего так часто, и так близко, что наконец возможет сказать с Давидом: "предзрех Господа предо мною выну, яко одесную мене есть, да не подвижуся" (Псал. XV. 8).
   Призри благодатно, Господи и на нашего Давида, и на сопрестольную Ему общую для всех детей сих по человеколюбию Матерь; и к тем, которые устроением сего святилища желают приближить к Тебе, и Тебе уготовать юныя сердца сии, буди выну близок и присущ святым и освящающим Твоим благословением, временным и вечным. Аминь.
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru