Филарет
Слово в день Святителя Алексия, Митрополита Московского и всея России чудотворца

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   

Слово в день Святителя Алексия, Митрополита Московского и всея России чудотворца

(Говорено в Чудове монастыре февраля 12 дня)

1826 год

   Имеяй ухо слышати, да слышит, что Дух глаголет Церквам: побеждающему дам ясти от манны сокровенные. (Апок. II. 17).
   Есть обыкновенная пища, о которой говорит Апостол: "брашна чреву, и чрево брашном: Бог же и сие и сия упразднит" (1Кор. VI. 13), то есть предаст истлению, и грубые оных действия прекратит. Была некогда необыкновенная пища, -- чудесная манна, видимо сходившая с небеси, о которой глаголет Спаситель иудеям: "отцы ваши ядоша манну в пустыни, и умроша" (Иоан. VI. 49). Дух святый возвещает и обещает еще иной род пищи, совсем неизвестный обыкновенным людям, и потому названный "манною сокровенною": "побеждающему, глаголет..., дам ясти от манны сокровенныя".
   Кто же знает, что то за новая пища, без сомнения, лучшая других родов, потому что не всякому дают оную, а берегут для угощения победителя? -- Для примера могу вам сказать, что сие знает сей, ублажаемый ныне, победитель греха, увенчанный нетлением. Ибо как приемлющие тленную пищу предаются и сами тлению: так, напротив, "Преподобный" Божий, которому "недано видети истления" (Пс. XV. 10), без сомнения, приготовлен к состоянию нетления нетленною и пищею, и следственно, предварительно "дано ему ясти от манны сокровенныя". Посему самому и гроб его соделался трапезою, от которой верующие, одним благоговейным приближением, или прикосновением уст, уже некоторым образом причащаются также "манны сокровенныя", то есть, силы духовной, укрепляющей, услаждающей,успокоивающей и восполняющей.
   Поелику же Дух, как пишет Тайновидец, о манне сокровенной "глаголет" Церквам, и следственно сия "манна" хотя и "сокровенная", обещается не каким-либо людям, но всем верно и мужественно подвизающимся в воинствующей Церкви Христовой: то и мы, хотя, может быть, более побеждаемые, нежели побеждающие, отважимся нечто гадательствовать о "манне сокровенной", и сею наградою побеждающих поощрять себя к подвигу и победе.
   Все мы знаем, что тело подвержено гладу и жажде, и нужду имеет в пище и питии, которыми утоляются неприятные чувствования глада и жажды, услаждается вкус, подкрепляются силы, восполняется ущерб вещества в телесном составе. Но и дух не подвержен ли также гладу и жажде? Не имеет ли нужды в питании? Что может свойственным ему образом питать его? Знаем ли мы сие о духе так ясно, как о теле?
   Един Бог есть существо самодовольное, в Себе Самом всегда полное и обилующее всяким благом, никогда ни в чем не оскудевающее отвне, и, следственно, не имеющее нужды ни в каком питании. Дух человеческий, как сотворенный и непрестанно зависящий от Бога, не есть самодоволен, потому что не есть Бог; а не будучи самодоволен, он имеет нужду приобретать потребное себе довольство, или свойственным себе образом питаться. Воля его, как пищи, алчет добра; ум его, как пития, жаждет истины. Но не в нем корень добра, не в нем источник истины: следственно, не имеет он пищи и пития в себе; надобно, чтобы оные ему даны были. В Боге корень добра, в Боге источник истины: следственно, для питания духа требуется не то, что восходит из земли, но что с неба нисходит, -- "манна". "Хлеб", не только по происхождению, но и по свойству чисто "небесный" (Пс.77:24), нельзя положить на земле открыто пред очами телесными, воду жизни нельзя влить в сосуд из мертвого вещества; потому истинная пища духа, по необходимости, есть "сокровенная" для плоти.
   Слово Божие часто говорит о сей пище, давая нам познать и восчувствовать существенный наш глад и обрести спасительное питание. Пророк Давид сказует, как сам он питался сею пищею: "Господь пасет мя, и ничтоже мя лишит. Уготовал еси предо мною трапезу сопротив стужающим мне:...чаша Твоя упоявающи мя, яко державна" (Псал. XXII. 1, 5). Иногда изображает божественное обилие сей пищи для всех человеков: "умножил еси милость Твою, Боже: сынове же человечестии в крове крилу Твоею надеятися имут. Упиются от тука дому Твоего, и потоком сладости Твоея напоиши я. Яко у тебе источник живота" (Пс. XXXV. 8--10). Иногда, как угоститель, приглашает приступить к сему божественному пиршеству: "вкусите и видите, яко благ Господь" (Пс. XXXIII. 9). "Приидите, -- взывает также божественная Премудрость, -- ядите мой хлеб, и пийте вино, еже растворих вам" (Прит. IX. 5). А иногда она и саму себя превращает в пищу и питие: "ядущии мя", -- говорит, -- еще взалчут, и пиющии мя еще вжаждутся" (Сир. XXIV. 23). Подобно сему и Воплощенная Премудрость глаголет: "Аз есмь хлеб животный, иже сшедый с небесе: аще кто снесть от хлеба сего, жив будет во веки" (Иоан. VI. 51). И к самаряныне глаголет: "иже пиет от воды, юже Аз дам ему, не вжаждется во веки: но вода, юже Аз дам ему, будет в нем источник воды, текущие в живот вечный" (Иоан. IV. 14). И еще: "не о хлебе едином жив будет человек, но о всяком глаголе, исходящем изо уст Божиих" (Мф. IV. 4). И Апостол истинных христиан описывает, как "вкусивших дара небесного, и причастников бывших Духа Святаго, и доброго вкусивших Божия глагола, и силы грядущего века" (Евр. VI. 4--5).
   Скажут ли, что это суть только иносказания? Положим, если угодно, что то правда. Но как бы то ни было: поелику духовное, по естеству своему, более заключает в себе существенности и силы, нежели телесное: то сии, если угодно так назвать, иносказания и уподобления должны заключать в себе более существенности и силы, нежели те вещи, от коих оные заимствованы. Если мысль о пище телесной и ее потребность не есть мечта, то кольми паче мысль о пище духовной и ее потребности есть истина.
   Спросят ли: как можно представить питание духа, который, как существо простое, не знает ни ущерба, ни прибавления? Ответствую: в духе все должно представлять духовно. Тело лишенное свойственной ему пищи, наконец разрушается; а дух разрушиться не может. Но как тело от продолжаемого чрезмерно голода тоскует и слабеет: так и дух без пищи, ему свойственной, тоскует и слабеет. И сии состояния еще более относятся к духу, нежели к телу, которое только по действию духа может иметь живую силу и ощущение удовольствия. Как телесная пища и питие услаждают, подкрепляют, делают покойным и довольным чувственного человека: так духовная пища духовному человеку доставляет внутреннее, сердечное и умное услаждение, подкрепление, покой и довольство.
   Спросят ли еще некоторые: как же мы не чувствуем в себе мнимого духовного глада или жажды? Пусть присовокупят к сему и еще вопрос: как же, когда мы слышим слово Божие, которое называют хлебом или водою жизни, мы не примечаем в душе нашей живых ощущений наслаждения, или внутреннего питания, и, когда слово умолкает, вскоре остаемся также пусты, как прежде оного? -- Чтобы на сие ответствовать, спросите человека, у которого болезнь или грубая невозможность повредила вкус и естественное расположение к питанию: почему пища для него невкусна? Почему он не хочет принимать ее, или приняв, но не напитавшись, беспорядочно извергает? Неукрощенная чувственность и земные страсти расслабляют дух, заглушают его внутренние ощущения, повреждают его небесные желания.
   Посему-то и не всякому обещается "манна сокровенная". Какая польза и как можно давать пищу тому, в ком болезнь произвела отвращение от нее и неспособность к питанию? Когда тело преодолеет борющуюся с ним болезнь: тогда может воспользоваться пищею. Когда дух победит чувственность и страсти: тогда способен будет во здравие духовное ясти {В Чт. Общ. Л. Д. П. кн. 9.: жити.}, от манны сокровенные. "Имеяй ухо слышати, да слышит, что Дух глаголет Церквам: побеждающему дам ясти от манны сокровенныя". Подвизайся мужественно, христианин! Побеждай диавола, мир, плоть, самого себя. Побеждай гордость, как враждебную силу диавола, -- похоть очес, или зависть и любостяжание, как порабощенную силу мира, -- похоть плоти, или чувственное желание наслаждения, как бунтующую силу плоти; наконец, поелику не одни внешние силы ведут брань против духа твоего и Духа Божия в тебе, но в тебе самом, в твоих неумерщвленных желаниях сердечных, в твоих неочищенных помыслах, есть благоприятствующая врагам твоим сила, -- побеждай самого себя. Распинай "плоть... со страстми и похотми" (Гал. V. 24). Низлагай в себе "помышления... и всяко возношение взимающееся на разум Божий" (2Кор. 10:4--5). Тогда ухо услышит звуки слова Божия; а ум и сердце с услаждением найдут в них манну сокровенную или воду живую. Уста примут видимые дары Таинства; а любовь духа живым ощущением приимет Господа, входящего вечерять с тобою.
   Душе Святый! Сам даруй и нам ухо слышати, и ум разумети, что глаголеши Церквам, и сотвори, благодатною Твоею силою, да "победим" и вкусим "от манны сокровенныя", юже Ты Един "даеши" побеждающим. Аминь.
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru