(Говорено в Архангельском Соборе 15 Маия; напечатано отдельно и в Христианском чтении 1838 года и в собраниях 1844 и 1848 гг.)[1].
1824
И егда взирающе бяху на небо, идущу Ему, и се мужа два стаста пред ними во одежде беле, иже и рекоста: мужие Галилейстии, что стоите зряще на небо? Деян. I, 10--11.
А мне удивительным кажется то, что вы, светоносные мужи, вопрошаете сих мужей Галилейских, для чего смотрят они на небо. Как им не смотреть на небо, куда вознесся Иисус, куда перенесено[2] их сокровище, куда взята их надежда и радость, где жизнь их сокрылась? Если бы теперь смотрели они на землю: тогда надлежало бы спросить их, -- и надлежит спросить всех последователей Иисуса Христа[3], которые пристрастным оком смотрят на землю: что смотрите на землю? Чего вам искать на ней после того, как единственное ваше, и ея, Сокровище, найденное в Вифлееме, разсыпанное по всей Иудеи и Самарии, прошедшее чрез руки разбойников в Гефсимании, в Иерусалиме, на Голгофе, скрытое под камнем в саду Иосифа Аримафейскаго, взято и отнесено в сокровищницу небесную? Вам сказано, и так должно быть, да "идеже есть сокровище ваше, ту будет и сердце ваше" (Матф. VI, 21): и так, если сокровище ваше на небесах, там должно быть и сердце ваше; туда[4] должны быть устремлены взоры ваши, помышления ваши, желания ваши.
"Два мужа во одежди беле", которые тотчас, по вознесении Господнем, явились Апостолам, и вопрошали их, для чего смотрят они на небо, без сомнения, сами были небесные жители: потому нельзя думать, чтобы сие было им неприятно, и чтобы они куда нибудь инуды хотели обратить взоры мужей Галилейских. Нет! Они хотят только прекратить бездейственное изумление Апостолов: "что стоите зряще на небо?" Пробудив их от сего изумления, они вводят в размышление, и наставляют Апостолов, -- и нас, с какими мыслями должно взирать на небо во след Господа Иисуса, Который туда вознесся. "Сей Иисус, -- продолжают они, -- вознесыйся от вас на небо, такожде приидет, имже образом видесте Его идуща на небо" (Деян. 1:11).
Хотя многократно Господь наш, по воскресении Своем, являлся Апостолам, и становился невидим; и потому они могли некоторым образом привыкнуть к сим чудесным нечаянностям: но когда, разлучаясь с ними на горе Елеонской, не просто удалился Он, или сделался невидим, а восходя видимо превыше облаков, только по причине безмерной высоты, престал быть видим ими; нет сомнения, что сей новый образ отшествия Его показался им, и после привычки к чудесному, необычайным, и особенно знаменательным. Им представилось тогда ясное[5] исполнение слов Его, которыя им пересказала Мария Магдалина: "восхожду ко Отцу Моему и Отцу вашему, и Богу Моему и Богу вашему" (Иоан. XX, 17). Должно было заключить, что сии радостныя посещения Его, сии поучительныя собеседования с Ним, сии ощутительныя общения с Его Богочеловечеством, продолжавшияся четыредесять дней, прекращает настоящая минута. Когда руки и голос не могли уже достигнуть Возносящагося: Его преследовали взорами, желающими удержать Его. "Взирающе бяху на небо, идущу Ему". Можно вообразить, какое безмерное лишение должны были ощутить Апостолы,[6] по удалении на небо Иисуса, Который Един был для них все в мире. И сие-то безмерное лишение поспешают восполнить[7] небесныя силы. "Сей Иисус, вознесыйся от вас на небо.., приидет".
Христианин! Если ты сколько нибудь познал Господа Иисуса, и "вкусил, яко благ Господь" (Псал. XXXIII, 9): то конечно более или менее примечаешь, какая без Него пустота в мире, чувствуешь, какая без Него пустота в сердце. Так и должно быть: потому что все, что есть в мире, "суета суетствий" (Еккл.1:2); а суета не может наполнить сердца, сотвореннаго Истиною для истины: "все, еже в мире", есть "похоть", или предмет, приманка похоти в разных видах; и как "мир преходит и похоть его" (1Иоан. II, 16--17), или иначе сказать, предметы, возбуждающие похоть, вскоре исчезают, то сколь ни велик мир, сколь ни разнообразны блага его, сколь ни обильны потоки удовольствий его, все сие не может наполнить малаго сосуда сердца человеческаго, которое, будучи безсмертно, только вечною жизнию наполнено быть может. Если, при таковом ощущении пустоты в тварях, тебе кажется, что Господь, Который есть твоя истина, твоя жизнь, твое желание и полнота всех желаний, удаляется от тебя, скрывается, оставляет тебя не только без утешения, но и в скорби, не только одиноким, но и среди врагов твоего спасения; если утомленный взор твой не проницает небес, закрытых облаком, и недомыслимыя судьбы Всевышняго представляют тебе одну неизвестность: приими от небесных Сил исполненное силы слово, которое может наполнить твою пустоту, облегчить скорбь, прекратить одиночество, прояснить мрак, разрешить неизвестность, оживить дух твой надеждою необманчивою и нетленною. "Сей Иисус, вознесыйся от вас на небо, -- приидет".
К утешительному и спасительному свидетельству о будущем пришествии Вознесшагося Господа, небесные вестники Его присовокупляют некоторое изъяснение того, каким образом последует сие пришествие. Они сказывают, что пришествие Господа подобно будет отшествию Его, или вознесению. "Такожде приидет, имже образом видесте Его идуща на небо". Небесные проповедники верно не празднословят, как иногда мы земные; но и малым словом подают великое наставление внимательным. Будем внимательны!
"Такожде приидет, имже образом видесте Его идуща на небо". По сему указанию, обращаясь к обстоятельствам отшествия Иисуса Христа на небо, во-первых, можем приметить благословение, в то время Им преподанное Апостолам. "Бысть", повествует Евангелист Лука, "егда благословляше их, отступи от них, и возношашеся на небо" (Лук. XXIV, 51). Сие обстоятельство восшествия Своего на небо, и разлучения с избранными Своими, Господь Сам приведет им на память, "егда приидет во славе Своей" (Мф. 25:31), и вновь сретясь с ними, будет призывать их к действительному обладанию царствием Его: ибо "тогда речет Царь сущим одесную Его: приидите благословеннии Отца Моего" (Матф. XXV, 34).
Какой безконечный ток благословения Христова открывается пред нами, Христиане! Он начинает благословение, и, не окончив онаго, возносится. "Бысть, егда благословляше их, -- возношашеся". Таким образом и вознесшись, Он еще продолжает невидимо преподавать благословение. Оно течет и нисходит непрестанно на Апостолов; чрез них преливается на тех, которых они благословляют во имя Иисуса Христа; получившие Христово благословение чрез Апостолов распространяют оное на других; таким образом все принадлежащие ко Святой, Соборной, Апостольской Церкви, делаются причастными единаго благословения Иисуса Христа и Отца Его, "благословляющаго нас всяцем благословением духовным в небесных о Христе" (Еф. I, 3); как роса "Аермонская, сходящая на горы Сионския" (Псал. CXXXII, 3), сходит сие благословение мира на всякую душу, восходящую выше страстей и похотей, выше сует и попечений мира; как неизгладимая печать, знаменует тех, кои Христовы суть, так что в кончину века по сему знамению вызовет Он их из среды всего рода человеческого: "приидите благословеннии!"
Помыслим, братия, как нужно нам попещись ныне, чтобы приобресть и сохранить благословение Вознесшагося Господа, нисходящее и на нас чрез Апостолов и Церковь Апостольскую. Если мы получили и сохраним оное: то и мы со Апостолами и со всеми Святыми в будущее пришествие Иисуса Христа призваны будем к участию во царствии Его: "приидите благословеннии!" А если тогда, как Он призывать будет "благословенных Отца Своего", или не обрящется на нас благословения, или мы будем иметь только ложное благословение людей, которые сами не наследовали благодатно и таинственно благословения Отца небеснаго: то что будет с нами? Ей, глаголю вам, помыслим и попечемся о сем благовременно!
Другое обстоятельство вознесения Господня, примечаемое[8] в соображении с ожидаемым пришествием Господним, есть то, что Господь вознесся пред очами учеников Своих явно и торжественно. "Зрящим им взятся, и облак подъят Его от очию их" (Деян.1:9). Что за облак? -- Облак света и славы, какой осенял и наполнял некогда скинию Моисееву и храм Соломонов. Там видели славу, но не видели Господа славы; после и Его видели, но не в славе, и потому не узнали Его, и не прославили: здесь и слава не скрывает Славимаго, и Славимый не скрывает славы. Апостолы зрели славу Вознесшагося[9] Господа: Пророк также и слышал ее, когда и сам торжественно воскликнул: "взыде Бог в воскликновении, Господь во гласе трубне" (Псал. XLVI, 6). И так, когда светоносные проповедники возвестили нам, что Он так же приидет, как видели Его идущим на небо: чрез сие они дали нам разуметь, что Он приидет явно и торжественно. Так точно предрек и Господь о Себе, что "приидет Сын человеческий во славе Своей, и вси святии Ангели с Ним" (Матф. XXV, 31). Так и Апостол изъясняет, что "Господь в повелении", или по предвозвещении, "во гласе Архангелове, и в трубе Божии снидет с небесе" (1Сол. 4:16).
Но для чего, подумает иной, замечаются сии подробности, по-видимому, более возбуждающия любопытство, нежели подающия наставление: ибо предсказывают для того, чтобы можно было узнать, и принять с верою, посылаемое от Бога событие; а славнаго пришествия Христова кто не узнает, хотя бы и не был предварен о его подробностях? -- Не спеши, возлюбленный, заключать о излишестве сих подробностей. Нет! Апостолы, Ангелы, Сам Господь не говорят ничего для любопытства, но все для наставления. Что пришествие Христово будет явное и торжественное, -- сие предсказано для того, что будут провозвестники противнаго сему, когда на недостойных, неверных и развращенных Христиан послан будет дух обольщения. "Грядет час", или время искушения (может быть "и ныне есть") когда скажут: "се зде Христос, или онде!.. Се в пустыни есть! Се в сокровищах" (Матф. XXIV, 23, 26)! Вот Он у нас, говорят отщепенцы[10], которые, оставя град Божий, духовный Иерусалим, Апостольскую Церковь, убегают не в истинную пустыню мира и тишины, но в запустение духовное и чувственное, где нет ни здраваго учения, ни святости таинств, ни добрых правил жизни частной и общественной. Вот Он у нас, говорят скрытно еретичествующие, указуя на свои тайныя сборища[11], как будто солнцу должно светить только под землею; как будто не Он сказал и повелел: "еже глаголю вам во тьме, рцыте во свете; и еже во уши слышите, проповедите на кровех" (Матф. X, 27).
Слыша таковые вопли или шептания, вспомните, Христиане, Ангельский глас и проповедь о Вознесшемся Господе: "такожде приидет, имже образом видесте Его идуща на небо", так же явно, также торжественно. И потому, "аще кто речет вам: се зде Христос, или онде: не имите веры". Ни грубые вопли, ни хитрыя шептания, не походят на провозвещение Архангела и на трубу Божию. "Не исходите" в след зовущих вас из града Господня; оставайтесь на месте своем, и берегите веру вашу для истиннаго пришествия Христова, славнаго и торжественнаго.
Третие обстоятельство Вознесения Господня, примечательное для будущаго, есть то, что оное было для учеников Его нечаянно и непредвиденно. Сие произошло, сколько можно узнать из кратких повествований Евангельских, таким образом, что Он, явясь им в Иерусалиме, как бывало многократно, и отходя, вел их за Собою, как сопровождающих, беседуя с ними, как обыкновенно, о царствии Божием, и наипаче о приближающемся сошествии Святаго Духа; "извед же их вон из Иерусалима до Вифании, и воздвиг руце Свои, и благослови их; и бысть егда благословляше их, отступи от них, и возношашеся на небо" (Лк.24:50--51). Не только по собственному изволению не предварил Он их о сем великом событии; но даже на вопрос их о временах великих событий царствия Его, решительно им отказал в сем познании. "Рече же к ним: несть ваше разумети времена и лета, яже Отец положи во Своей власти" (Деян. I, 7). Сей отказ в разумении времен, очевидно, простирается и на времена будущаго пришествия Христова, и преимущественно к сему относится. Еще и прежде Он внушал ученикам Своим внезапность сего события, уподобляя оное молнии, которая есть разительнейший в природе образ совершенной внезапности. "Якоже молния исходит от восток, и является до запад, тако будет пришествие Сына человеческаго" (Матф. XXIV, 27). Подобно сему и Апостол изъясняет: "приидет день Господень, яко тать в нощи" (1Сол. 5:2).
Из сей внезапности будущаго Своего пришествия Господь Сам извлекает для нас, Христиане, спасительное предостережение. "Бдите убо, -- глаголет, -- яко не весте, в кий час Господь приидет" (Матф. XXIV, 42). Не увлекайтесь любопытством, или легковерием, когда Христиане, думающие знать более, нежели сколько дано от Христа, будут исчислять вам времена царствия Его, и определять лета чаемаго явления Его: "несть ваше разумети времена и лета" (Деян.1:7); старайтесь лучше познавать грехи свои, исчислять падения, и находить им пределы в покаянии. Наипаче же берегитесь, если услышите, что скажут предсказанные Апостолом ругатели: "где есть обетование пришествия Его? Отнеле же бо отцы успоша, вся тако пребывают от начала создания" (2Петр. III, 4). Берегитесь, чтобы мрачныя грезы сынов века сего, смежающих очи от света грядущаго века, не омрачили вашего сердца, не ослепили ума, не усыпили духа к тому вожделенному и страшному часу, когда "приидет день Господень, яко тать в нощи".
"Возлюбленнии! сих чающе, потщитеся нескверни и непорочни Тому обрестися в мире" (2Петр. III, 14). Аминь.
-----
[1] Сие слово, по обязательному сообщению о. Ректора Моск. Дух. Академии Протоиерея А. В. Горскаго, мы имели в рукописи самаго автора, которая вместе со многими другими передана им при жизни в Академическую библиотеку.
[2] В рукописи авт., в Евр. сборн., отд. изд. и в Христ. чт.: похищено.
[3] По рукописи авт. и Евр. сборн.: вознесшагося Иисуса,...
[4] По рукописи авт. и Евр. сборн.: если там сердце ваше, туда...
[5] По Евр. сборн.: чувственное. В рукописи автора по зачеркнутому "чувственное" написано "явственное".
[6] В рукописи авт., в Евр. сборн., отд. изд. и Христ. Чт.: какая пустота оставалась в сердцах Апостолов, и для них в целом мире,...
[7] В рукописи авт., в Евр. сборн., отд. изд. и Христ. Чт: И сию то ужасную пустоту, вдруг, единым словом, наполняют...
[8] По рукописи авт. и Евр. сборн.: примечательное...
[9] По рукописи авт. и Евр. сборн.: Возносящагося...
[10] По Евр. сборн.: люди,... Это же слово было и в рукописи автора, но исправлено им.
[11] По Евр. сборн.: кроющиеся в вертепах и пещерах, или в тайных храминах,... Так же было и в рукописи автора, но исправлено им.