Филарет
Речь к Преосвященному Епископу Дмитровскому Кириллу, по рукоположении его

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   

Речь к Преосвященному Епископу Дмитровскому Кириллу, по рукоположении его

(Говорена в Успенском Соборе, октября 26 дня; напечатана в собраниях 1844 и 1848 гг.)

1824

   Многое и великое совершилось ныне над тобою: и от тебя востребовалось многое и великое. Ты принял великий дар: и дал великие обеты. В преподанном тебе даре заключается для тебя залог многих благ: а данные тобою обеты призывают тебя ко многим подвигам. Приветствую тебя, ущедреннаго великим даром Божиим: страшусь вместе с тобою, испытуя бремя общих нам обетов.
   С какими же помышлениями, с какими чувствованиями отпущу тебя отсюда, после совершившагося над Тобою тайнодействия? С помышлениями страха? Но церковь, призвавшая тебя в служение мира для нея, не имела намерения взять от тебя твой собственный мир; и притом возмущение духа страхом трудностей и опасностей не уменьшает трудностей, не отвращает опасностей, если не приближает и не увеличивает оных. С чувствованиями радости? Боюсь на земли радости, которая думает, что ей нечего бояться. Умер страх верою во благодать, тебя посетившую, и надеждою на Того, Который избрал и приял тебя: умерь радость, недоверием к самому себе, и ненадеянием на собственныя силы, и между страхом и радостию, как между двумя оградами от уныния и дерзости, узким, но безопасным путем, "иди в мире!" (Мк.5:34; Лк.7:50; Лк.8:48)
   Дабы вернее утвердиться на пути служения, на который ты ныне поставлен, обрати взоры твои туда, где путь сей начинается. Начинается он, сколько я могу видеть, от Иерусалима, и в нем от некоего дома, идеже, "сущу позде, во едину от суббот, и дверем затворенным,.. бяху собрани ученицы" (Иоан. XX, 19) Пастыреначальника нашего. Виждь Его тамо, ставшаго посреде их, оглашающаго их миром, дающаго им осязать Его воскресшее тело, исполняющаго их страхом и радостию, дышущаго на них Духом Святым, и таким образом, убитых смертию Его воскрешающаго и возраждающаго в причастие воскресшей Его жизни, и тотчас указующаго им путь, который они в сей силе Духа протекать должны. "Якоже посла Мя Отец, и Аз посылаю вы" (Иоан. 20:21). Виждь потом сих посланников, протекающих вселенную, сеющих слово истины и спасения, раздающих сокровище благодати Святаго Духа, и, по достижении предела своего земнаго поприща, тоже посланничество предающих Богоносным Отцам нашим. Виждь Богоносных Отцев, простирающих Апостольское предание из рода в род, из века в век, непрерывно и неизменно, так что и до тебя ныне дошедший жребий есть тот же, который вышел из рук Апостольских; и тебе предлежащий ныне путь есть продолжение того же пути, который проложили первые посланники Христовы. Какая дивная цепь посланничества! "Якоже посла Отец Небесный" Сына Своего Единороднаго; и Единородный Сын Божий послал Апостолов; и Апостолы, или паче Дух Святый чрез Апостолов, послал Богоносных Отцев наших, а сии паки других, преемствовавших им; и таким образом наконец и мы, аще и бренные или скудельные, присоединены к златой чистой[1], и Божественной цепи посланников Господних. "Якоже посла Мя Отец, и Аз посылаю вы".
   Мысль о Божественном посланничестве Господа нашего Иисуса Христа, как первоначальном образе восприемлемаго ныне тобою служения, да будет тебе всегдашним напутствием в прохождении[2] онаго. "Отец посла Сына Спасителя миру": подвизайся, последуя Единому Верховному Спасителю, быть орудием спасения душ человеческих. "Сын человеческий не прииде, да послужат Ему, но послужити, и дати душу свою избавление за многих" (Матф. XX, 28): по сему совершеннейшему примеру, тщися и ты, как можно более служить ради любви, а ради смирения, как можно менее допускать, да послужат тебе; восприими дух пастыря добраго, душу свою полагающаго за овцы. "Аз", говорит Господь Пилату, "на сие родихся, и на сие приидох, да свидетельствую истину" (Иоан. XVIII, 37): дерзай и ты за Ним на сие идти, да свидетельствуешь истину, не страшась врагов ея, и не смущаясь видом сильных земли: "глаголи о свидениях" Его "пред цари, и не стыдися" (Псал. CXVIII, 46). По образу кротости Его, берегись, чтобы и "трости сокрушенны не преломить, и льна курящася не угасит" (Матф. XII, 20): а если обрящешь продающия и купующия в Церкви, тебе вверенной; помяни снедавшую Его ревность Дома Божия. Если бы затруднения и даже опасности тебя встретили: вспомни, что и пред Ним была чаша, которая еще прежде крестнаго страдания испивала кровь Его; и однако ни крайняя опасность не была Ему смертоносна, ни даже самым делом совершившаяся смерть[3] не была Ему опасна; притом помысли, что Прошедший сквозь всякую опасность и самую смерть[4] в жизнь воскресения и ныне посреде нас; что Его дуновение, подающее Духа Святаго, и сюда простирается от Иерусалима; что слово: "Аз посылаю вы", не умолкло до ныне, а сие слово есть творческое, следственно, когда мы "по Христе посольствуем" (2Кор. V, 20), должно несомненно веровать и уповать, что Посылающий нас в то же время творит нам силу, и приготовляет истинную, духовную безопасность: "Жезл силы послет тебе Господь" (Псал. CIX, 2).
   Таковыми размышлениями укрепляясь, благодушествуй, возлюбленный о Господе брат, вступая на поприще тебе открытое; и помощию твоею облегчай мне часть бремени, столько же и мне, как тебе, страшнаго, но вместе, ради Возложившаго и ради тех, которых тяготы носить нам должно, возлюбленнаго[5] бремени.
   Се вручаю тебе и жезл, как знамение силы, посылаемой тебе от Господа, частию как знамение пастырскаго попечения о словесном стаде, от тебя ожидаемаго.
   Возмогай о Господе, и нестесненным сердцем, возноси к горнему Престолу Его молитвы о святой Церкви Его, и о Благочестивейшем Помазаннике Его, и о послуживших настоящему твоему освящению.

-----

   [1] По Евр. сборн.: нетленной...
   [2] По Евр. сборн.: в продолжение...
   [3] По Евр. сборн. совершившееся погубление...
   [4] По Евр. сборн.: погибель...
   [5] По Евр. сборн.: возложеннаго...
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru