Феофан-Затворник
Говоров Г. В.: биографическая справка

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   ГОВОРОВ Георгий Васильевич [в монашестве Феофан, известен под именем Феофан Затворник; 10(22).1.1815, с. Чернава (Чернавская) Елецкого у. Орлов, губ.-- 6(18).1.1894, Вышенская-Успенская пустынь Шацкого у. Тамбов. губ.], публицист, переводчик, богослов; епископ. Сын священника; о живом характере Г. в детстве и любви к сказкам написан рассказ "Сеня и Егорушка" (ДЧ, 1894, No 11, подп. Т-а). По окончании Орлов, сем. (1829--37) поступил в Киев, духовную акад., где был сокурсником М. П. Булгакова; на последнем курсе (1841) постригся в монахи.
   В 1844--47, будучи бакалавром кафедры нравств. и пастырского богословия Петерб. духовной акад., читал лекции о духовном воспитании и образовании, в т. ч. детей и юношества [легли в основу кн. "Путь ко спасению" (в. 1--3, СПб., 1868--69)]; печатался в ж. "Христ. чтение", сотрудничал (не подписываясь) в ж. "Маяк" (см.: Корсунский), установив надолго дружеские отношения с С. А. Бурачком. В 1847--55, находясь в составе духовной миссии (во главе с Порфирием Успенским) в Иерусалиме, совершенствовался в древних и новых языках, изучал греч. рукописи в монастырских б-ках. Пребывание на Востоке и в Константинополе (1856--57; настоятель посольской церкви) дало Г. материал для публичного отстаивания накануне рус.-тур. войны 1877--78 идеи освобождения юж. славян ("Три письма... по восточному вопросу", ж. "Правосл. обозрение", 1877, No 3).
   С назначением в 1857 ректором Петерб. духовной академии началась деятельность Г. как публициста-проповедника, обращавшегося к насущным вопросам обществ, жизни и мысли (в т. ч. смысл и пути прогресса, соотношение духовных и материальных начал в жизни об-ва), широко обсуждавшихся на рубеже 50-- 60-х гг. на страницах рус. ж-лов ( "Отеч. зап.", "Современник", "Рус. вест."). В ряде выступлений (в т. ч. "О прогрессе", "О возрождении", "Письмо духовного отца к смущенному речами вольнодумцев", составившие кн. "Предостережение от увлечения духом настоящего времени", СПб., 1858) доказывал, что совр. "дух мира сего" есть "дух вражды на Бога", дух охлаждения отношений между людьми; признавая необходимость изменения совр. внеш. форм жизни (социальных, экономических), он утверждал, что истинный прогресс предусматривает прежде всего духовно-нравств. совершенствование, осн. на правосл. вероучении ("Слова архимандрита Феофана, ректора С.-Петерб. духовной академии", СПб., 1859; рец.: "Странник", 1860, No 2).
   В 1859 стал Тамбовским, а в 1863 Владимирским и Суздальским епископом. Одновременно расширилась публиц. деятельность Г.-- в "словах"-проповедях освещал злободневные темы: о нравств. исправлении жизни, нар. образовании, обязанностях земцев, о длит, пожарах как знаках общей вины. В "словах" 1863--66 призывал народ поддержать реформы Александра II (при непременном сохранении коренных начал рус. жизни) ("Слова к Владимирской пастве", Владимир, 1869). В 1866 удалился в Вышенскую пустынь, где с 1872 жил уединенно (за что стал именоваться Затворником), продолжая лит. и переводческую деятельность и ведя обширную переписку ("Собрание писем", в. 1--8, М., 1898--1901). Из писем Г. сложился ряд книг (в т. ч. "Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться? Письма", М., 1878, "Письма о Христ. жизни", СПб., 1880), сохранивших эпистолярную интимность и многообразие тем (в т. ч. бытовые, общественные, творческие) и проникнутых единой заботой -- пути и средства искупления вины человека и преодоления соблазнов и слабодушия. В ряде писем ставил филос. вопросы, к-рые в ху-дож. форме разрабатывал Ф. М. Достоевский (прежде всего о конечных судьбах человечества), на что обратил внимание К. Н. Леонтьев, подчеркнув различие их решений (см. кн.: Леонтьев К., О Вл. Соловьеве и эстетике жизни, М., 1912, с. 29); он же искал ортодоксально-духовной поддержки у Феофана в страстной полемике с В. С. Соловьёвым в кон. 1880-х гг. (см.: Александров). Эпистолярный слог Г. отличается худож. простотой и образностью.
   В 1868--77 регулярно выступал в "Дом. беседе", в т. ч. с публиц. статьями ("Истинная свобода", 1870, No 12; "Область, исключающая прогресс", 1872, No 6) и нравоучит. эссе ("Мудрость человеческая и простота евангельская", 1875, No 49); опубл. там же афористич. изречения и сентенции составили книгу "Мысли на каждый день года..." (М., 1881; 2-е изд., М., 1890), по жанру предваряющие "Круг чтения" Л. Н. Толстого. С канонич. православных позиций Г. выступал с осуждением толстовства (см.: Собр. писем, в. 2, с. 27--28, 42--43, 237--38) и опровержением "пашковской ереси" (евангельских христиан), или по раннему названию "ереси редстонистов".
   Феофан известен как один из самых продуктивных переводчиков патристич. и учительной лит-ры [в частности, перевел с др.-греч. монументальное "Добротолюбие" (т. 1--5, М., 1877--89), содержащее соч. Антония Великого, Ефрема Сирина, Иоанна Лествичника, Максима Исповедника и др., "Слова" Симеона Нового Богослова (в. 1--2, 1879--82)]. Участвовал в полемике о переводе Ветхого завета на рус. язык, предпочитая в качестве оригинала др.-греч. текст (т. н. Септуагинту) (ср. с переводч. практикой М. Я. Глухарёва). Сочинял стихи (опубл. аллегорич. стих. "Мудрость человеческая", в кн.: Кротков А., Святитель Феофан-Затворник и нравоучительные изречения из его творений, 2-е изд., М., 1899). В 20 в. Г. считают одним из возможных авторов (наряду с Н. С. Лесковым и др.) весьма известной поучит, кн. "Откровенные рассказы странника...", 3-е изд., Каз., 1884. В 1988 Рус. правосл. церковь причислила Феофана (Г.) к лику святых.
   Др. произв.: "Душа и Ангел -- не тело, а дух" ["Приб. к Тамбов, епархиальным вед.", 1867, No 19--23, 1868, No 1--3; полемика с Игнатием (Брянчаниновым)], "По поводу изд. ... Ветхого Завета в рус. пер." (ДЧ, 1875, No 11), "Письма к разным лицам и о разных предметах веры и жизни" (М., 1882).
   Лит.: Леонтьев К. Н., Над могилой Пазухина.-- "Гражданин", 1891, 5--8 марта; Корсунский И., Епископ Феофан... Биогр. очерк, М., 1895; Порфирий Успенский, Книга бытия моего, т. 1--8, СПб., 1894--1902 (ук.); Смирнов П. А., Жизнь и учение преосвященного Феофана..., Шацк, 1905; Хитров М. И., Феофан затворник Вышенский, 2-е изд., М., 1905; Таубе М. Ф., Три столпа рус. самобытного просвещения прошлого столетия: Хомяков, Достоевский и епископ Феофан..., X., 1912; Александров А., Памяти К.Н.Леонтьева..., Сергиев Посад, 1915, с. 127; Георгий [Тертышников], Богослов, наследие епископа Феофана затворника.-- БТ, 1976, т. 16 (есть библ. трудов); Tertyschnikоw G., Auf dem Wege zu Gott. (Leben und Lehre des Starzen Theophan), Lpz., 1978. + Брокгауз; РБС; ИДРДВ.

Ш. Гумеров.

Русские писатели. 1800--1917. Биографический словарь. Том 1. М., "Советская энциклопедия", 1989

   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru