Фейхтвангер Лион
Лион Фейхтвангер: биографическая справка

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


I.

   ФЕЙХТВАНГЕР Лион [Feuchtwanger Lion, 1884--] -- немецкий писатель, уроженец Мюнхена. Изучал литературу и философию в университетах Мюнхена и Берлина. Занимается журналистикой и театром. В 1912--1914 путешествовал. Оказавшись во время мировой войны военнопленным Франции, бежал и вступил в ряды германской армии.
   Свою литературную деятельность Ф. начал с драматургии, в которой пытался осмыслить опыт империалистической войны 1914--1918 и немецкой революции 1918--1919. Он пишет драматический роман "Томас Вендт" [1920], драмы "Еврей Зюсс" [1917], "Голландский купец" [1921]. Ф. охотно пользуется формой сатирического обозрения для высмеивания буржуазных политиков. Такова его "Англосаксонская трилогия" [1927]. Ф. принадлежат переделки Эсхила, Аристофана, Кальдерона (1916), "Король и танцовщица" [1917] и сборник сатирических баллад [РЕР] -- (вышел в 1927 г., но написан раньше). В этих произведениях Ф. выступает как левый экспрессионист.
   Известность Ф. приобрел своими историческими романами.
   Для исторического романа Ф. существенна одна особенность: роман этот повернут в сторону современности, полон злободневных намеков и аналогий.
   Всю историю человечества Ф. рассматривает как борьбу прогресса и реакции, осознаваемых им как отвлеченные понятия "света" и "тьмы", "разума" и "неразумия". Он склонен абстрактно, неисторически переносить в современность старые просветительские идеалы разума и справедливости, не отдавая себе отчета в том, какое конкретное социальное наполнение имели эти понятия в разные эпохи. Это и дает ему повод в своих исторических романах легко отождествлять прошлое и настоящее. "В своих исторических романах я хотел дать то же содержание, что и в современных", -- говорит он сам. Этот подчеркнутый антиисторизм мешает Ф. понять существенные черты изображаемых эпох, своеобразие каждой из них. В его исторических романах народная жизнь -- в тени; центральное место занимают выдающиеся личности, поборники разума, неизменно одинокие и не понятые современниками; Ф. всегда строит свои исторические романы на абстрактном противопоставлении "героя" и "толпы". Однако достоинство исторических романов Ф. -- в их мастерском воспроизведении обстановки, нравов эпох прошлого, в их реализме деталей (изображение дворянского и придворного быта немецких княжеств в "Безобразной герцогине", в "Еврее Зюссе").
   Первый исторический роман Ф. -- "Безобразная герцогиня". История Маргариты Тирольской, южногерманской герцогини XIV века, написана как роман о "борьбе двух укладов" -- феодального и еще только складывающегося в его рамках буржуазного. Этот исторический конфликт осложнен индивидуальной биологической трагедией героини -- энергичной и одаренной, но внешне отталкивающей и потому несчастной в личной жизни "безобразной герцогини". Герцогиня Маргарита -- положительный герой, но это не мешает ей ненавидеть в своей сопернице Агнессе фон Флавон не только политического врага, но и обаятельную красавицу. Впрочем, Маргарита и Агнесса -- символы двух эпох. Если Маргарита воплощает в себе дух буржуазного прогресса, то красавица Агнесса -- олицетворение феодальной реакции со всеми ее претензиями на красоту.
   Другой роман Ф. "Еврей Зюсс" [1925] посвящен Германии XVIII в. Подлинная история Вюртембергского финансиста, сделавшегося первым министром одного из мелких германских самодержцев и проводившего жестокую, разорительную для народа политику хищного абсолютизма, повернута Ф. так, чтобы "исторический пессимизм" получил моральное и философское оправдание. Это вводит в концепцию Ф. абстрактный морализм, а порою даже мистику: вся вторая половина романа построена на темах борьбы "духовного и материального", иррациональной власти рока, мистического искупления некоей "вины против духа". Все это помогает восторжествовать историческому пессимизму. Ф. склонен осудить здесь всякую активность. История против человека, не надо действия, не надо истории. Судьба героя тем трагичнее, чем блистательнее его активность. Но трагедийность бывает разная, и для того, чтобы очистить ее от безвыходного пессимизма, -- надо было придать ей высокий человеческий смысл, великодушие и бескорыстность. Ф. и сделал это в своем романе об иудейско-римском историке Иосифе Флавии; первая часть романа -- "Иудейская война" -- вышла в 1932, а вторая -- "Сыновья" -- в 1935.
   Иосиф Флавий, патриот и участник восстания Иудеи против римского владычества, перешел на сторону римлян и стал одним из знаменитейших писателей-историков античного мира. Встречу Ф. с Иосифом Флавием предопределил уже "Еврей Зюсс", ибо с известной точки зрения тема Зюсса была темой выхода из некоей замкнутой культуры в мир более широких связей и отношений. Если на "Еврея Зюсса" смотреть с этой точки зрения, в нем можно увидеть отрицательное решение вопроса и понять судьбу Зюсса как некую кару за отход от еврейства. В "Иудейской войне" и "Сыновьях" проблема поставлена совершенно иначе. Тема отхода от еврейства оборачивается здесь темой борьбы за единую космополитическую культуру, в которой должно найти гармоническое сочетание все то лучшее, что несли в себе культуры греко-римская и еврейская. Историческая активность Зюсса была объективно вредоносной, даже преступной, трагизм личной судьбы -- бесплодным. Историк-философ античности Иосиф Флавий героичен уже в полной мере: его активность имеет общечеловеческую цель -- слить воедино два мощных культурных потока, уничтожить бессмысленную и преступную ненависть между людьми "разной крови". Трагедия Иосифа в том, что он одинок в своем сознании "гражданина вселенной" и что поэтому его задача невыполнима. Но это одиночество героя интерпретируется Ф. не как историческая трагедия передового мыслителя, выдвинувшего идею, для реализации которой не созрели еще объективные социальные предпосылки, а как вечная роковая судьба всякого рыцаря "разума". Да и сам конфликт национализма и космополитизма привносится Ф. изне в показываемую им эпоху: в античном обществе подобные проблемы не могли возникнуть. Все это -- существенные недостатки романов Ф. об Иосифе Флавии, хотя лежащий в их основе замысел -- противопоставить национальной и расовой розни идею дружбы и братства народов -- имеет несомненное положительное значение.
   Стремясь подчеркнуть общефилософскую, не ограниченную рамками античной истории, тенденцию своего романа, Ф. сознательно идет на модернизацию истории. Его герои говорят о политике, культуре, философии не так, как могли говорить евреи, греки или римляне I века н. э. В стиль романа эта модернизация проникает современными оборотами речи говорящих и рядом других черт, в совокупности своей дающих целую систему.
   Лишь в одной из своих исторических вещей Ф. провел модернизацию последовательную и уже совершенно нарочитую -- в романе "Лже-Нерон" [1936]. Это памфлет, полный всяческих намеков и аналогий с современностью. Это вымышленная история о самозванце. У античных писателей, на которых ссылается Ф., имеются лишь намеки на авантюру Лже-Нерона.
   Ф. написал ряд романов о современности. Эти вещи глубоко злободневны. Им свойственны публицистичность и памфлетность. В "Успехе", "Семье Оппенгейм", "Изгнании" развернута "современная история" Западной Европы -- крушение буржуазной демократии, крушение буржуазно-интеллигентского гуманизма со всеми его иллюзиями.
   Замысел "Успеха" -- дать развернутую картину общества, раскрыть его основные конфликты и в то же время судить изображаемую эпоху самым взыскательным судом -- требовал соответственного стиля. И Ф. принимает обличие летописца будущих более счастливых, справедливых и мудрых времен. Суховато-торжественным языком летописи дается у него общий экономический, политический и культурный фон эпохи: отсюда нарочитая обстоятельность статистических данных об инфляции, о юстиции, о географии и этнографии Баварии и т. п. Конечно, вся эта "историческая объективность" лишь сатирический прием, отнюдь не означающий бесстрастности. Капиталист фон Рейндль, министр юстиции Кленк, министр народного просвещения, впоследствии премьер и генеральный комиссар Флаухер как будто бы в максимальной степени "очеловечены". И все же они осуждены и осуждены, прежде всего, с позиций "исторической объективности": их действия, гнусные и преступные, в изображении Ф., не личные ошибки, а выражение их функций в обществе и государстве, их деятельность и есть у Ф. насилие над историческим прогрессом. И чтобы не нарушалось единство образа ("человек просто" и "человек-политик"), Ф. делает их основными "личными" чертами: безграничное себялюбие и цинизм (фон Рейндль), грубость и узколобость (Кленк), бюрократическую тупость и мстительное честолюбие (Флаухер).
   В романе выведен коммунист -- Каспар Прекль. Это весьма мало типичный образ революционера: в Прекле много узколобого сектантства, болезненного индивидуализма, ему свойственны деревянный схематизм мышления и в то же время порывы к отвлеченной мечте. Гораздо большими симпатиями Ф. пользуются те его герои, которые протестуют против капиталистического варварства с позиций отвлеченного гуманизма, отвергая революционные методы борьбы -- Иоганна Крайн, Жак Тюверлен; их Ф. наделяет и душевной свежестью, и смелостью, и умением самостоятельно мыслить. Ф. склонен солидаризироваться со своим героем Тюверленом, когда тот говорит: "Я больше верю в хорошо исписанную бумагу, чем в пулеметы", когда тот мечтает "тихо и бесшумно переделать мир с помощью разума". Что значит коммунизм, что может и чего хочет революция? Ф. не сумел найти ответа. Так возникла в романе и стала в нем ведущей тема отвлеченной "справедливости", воплощенная в борьбе за освобождение Крюгера, заключенного в тюрьму из политических соображений -- на основании лжесвидетельства.
   Хотя "Семья Оппенгейм", вышедшая в 1933, ничем внешне не связана с "Успехом", вещь эта является естественным продолжением "Успеха". Если судить поверхностно, этот роман всего-навсего повествование о страданиях еврейской буржуазной семьи в период крушения буржуазной демократии в Германии. Но этот "частный случай" как бы вбирает в себя все наиболее характерное для времени, о котором идет речь. Каждое новое событие в романе, наносящее новый удар семье Оппенгейм, становится многозначительным и общезначимым. Такова история юного Бертольда Оппенгейма. Бертольд уходит из жизни вовсе не потому, что он оказался слаб, не потому, что "сдался". Бертольд Оппенгейм погибает на посту. Аналогична судьба другого гуманиста -- его дяди Густава Оппенгейма. Этот эпикуреец, не очень сильный, не очень смелый человек, пытается стать борцом. Показывая деятельность Густава Оппенгейма, Ф. подчеркивает все то положительное, великодушное и ценное, что было в отважном, но бессильном предприятии Густава. Ф. не удалось дать образы настоящих борцов и революционеров.
   Значение "Семьи Оппенгейм" для всего творчества Ф. еще и в том, что в этом романе из жизни еврейской семьи уже не так существенны элементы национализма, которые еще сильно ощущаются в "Иосифе Флавии" и прямо подчеркиваются в "Зюссе".
   Последний роман Ф. "Изгнание" -- роман о немецкой эмиграции, о ее страданиях, о раздирающих ее внутренних конфликтах.

Библиография:

   I. На рус. яз. перев.:
   Еврей Зюсс. Историч. роман, пер. В. С. Вальдман, изд-во "Красная газета", Л., 1929; то же, вновь пересмотр. и дополн. переводчиком, Гослитиздат, Л., 1936; то же, Журн.-газ. объединение, М., 1936 (серия "Историч. романы", вып. 10);
   Безобразная герцогиня. Роман, пер. В. Вальдман, Гослитиздат, Л., 1935;
   Успех [Роман], пер. В. С. Вальдман, Гослитиздат, Л., 1935; то же, изд. 2-е. Л., 1935 (2 тт.); то же, 3-е, вновь пересмотр. изд., Гослитиздат, Л., 1937;
   Семья Оппенгейм [Роман], пер. И. А. Горкиной. Под ред. В. Нейштадта, Гослитиздат, М., 1935; то же [изд. 2-е], М., 1936; то же, изд. 3, 1936; это же изд. было переиздано в 1937 областными изд-вами в Архангельске, Иркутске, Кирове, Красноярске и Новосибирске; Калькутта, 4-е мая.
   Пьесы, пер. И. А. Горкиной и Розенталь, Журн.-газ. объединение, М., 1936 (Серия "Всемирная б-ка", 6--10);
   Иудейская война. Роман, пер. В. Станевич, Гослитиздат, М., 1937; то же, авториз. пер. В. С. Вальдман, Журн.-газ. объединение, М., [1937] (Серия "Историч. романы", 7--8);
   Сыновья. Роман, пер. В. Станевич, Гослитиздат, М., 1937;
   Лже-Нерон. Роман, авториз. пер. В. С. Вальдман, Гослитиздат, Л., 1937; то же, пер. И. А. Горкиной и Розенталь, Журн.-газ. объединение, М., 1937 (Серия "Всемирная б-ка", 120--124);
   Новеллы, Гослитиздат, Л., 1937;
   Полн. собр. соч., под общей ред. Я. М. Металлова, т. VIII -- Семья Оппенгейм, пер. И. А. Горкиной, Гослитиздат, М., 1938;
   Москва 1937. Отчет о поездке для моих друзей, Гослитиздат, М., 1937.

Н. Рыкова.

   Источник текста: Литературная энциклопедия: В 11 т. -- [М.], 1929--1939. Т. 11. -- М.: Худож. лит., 1939. -- Стб. 683--688.
   Исходный текст здесь: https://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/leb/leb-6833.htm

II.

   ФЕЙХТВАНГЕР (Feuchtwanger), Лион (7.VII.1884, Мюнхен, -- 21.XII.1958, Лос-Анджелес, США) -- нем. писатель. Род. в евр. бурж. семье. Получил филологич. образование. Занимался журналистикой, театр. критикой. Антивоен. позиция Ф. в 1914--18 выразилась в стихах, обработках "Персов" по Эсхилу (1917), "Мира" по Аристофану (1918), в пьесах "Военнопленные" ("Die Kriegsgefangenen", 1919) и др. Вместе с Б. Брехтом Ф. обработал трагедию К. Марло "Жизнь Эдуарда II Английского" (1924), позднее написал драму "Сны Симоны Машар" (1942--43). По мотивам этой пьесы в 1944 Ф. написал роман "Симона" -- о юной героине франц. Сопротивления. Эмигрировав из Германии после гитлеровского переворота, Ф. жил во Франции, участвовал в междунар. движении в защиту культуры, редактировал совм. с Брехтом и В. Бределем издававшийся в Москве в 1936--39 журн. "Das Wort" ("Слово"). Посетив СССР, Ф. написал кн. "Москва 1937" (1937, рус. пер. 1937). В 1939--40 Ф. был интернирован во Франции, застигнут нем. войсками и с трудом спасся, бежав в США, где провел последние годы жизни. В 1953 был удостоен Нац. премии ГДР.

0x01 graphic

   Место Ф. в истории нем. лит-ры определяют прежде всего романы. Осн. проблематика его творчества -- альтернатива действия и филос. созерцания -- обозначилась впервые в "драматич. романе" "Томас Вендт" (1920), написанном под впечатлением Ноябрьской революции 1918. На грязном торжище политич. деятельности -- такова логика романа -- благородные поборники справедливости терпят поражение, их активность оказывается бесплодной. Эту тему Ф. перенес в историч. прошлое в романах "Еврей Зюсс" ("Jud Sü ß", 1920--22, опубл. 1925, рус. пер. 1929) и "Безобразная герцогиня" ("Die hä ßliche Herzogin", 1923, рус. пер. 1935). Горький опыт жизни волевого, жестокого временщика и мудрой, доброй правительницы приводит их в конечном счете к одинаковому сознанию тщеты всякого историч. действия. В 1930 появился роман, составивший впоследствии 1-ю ч. трилогии "Зал ожидания" ("Der Wartesaal"), "Успех" ("Erfolg", 1930, рус. пер. 1935); другие романы -- "Семья Оппенгейм" ("Geschwister Oppenheim", 1933, рус. пер. 1935; в позднейших изд. -- "Семья Опперман") и "Изгнание" ("Exil", 1939, рус. пер. 1939). Персонаж "Успеха" Тюверлен верит в силу печати больше, чем в пулеметы; распространение знаний, правды он считает более верным способом достижения справедливости, нежели революц. насилие. Вместе с тем по глубине социального анализа "Успех" был выдающимся реалистич. произв., разоблачавшим гитлеризм уже в его ранних проявлениях. Изобразив в "Семье Оппенгейм" крах бурж. гуманизма, в романе "Изгнание" Ф. критически пересматривает свою принципиальную обособленность от политич. борьбы, показывая осознанную тягу лучшей части нем. эмиграции к новой, социально преображенной жизни на родине.

0x01 graphic

"Еврей Зюсс" (1938--39).
Илл. С. Юдовина.

   Центр. проблема историч. романов Ф. 30-х гг. -- проблема личности, к-рая, воплощая в себе гуманистич. духовные ценности, находится в определ. отношении к народу и социальной практике. Герой трилогии "Иудейская война" ("Der jü dische Krieg", 1932, рус. пер. 1937), "Сыновья" ("Die Sö hne", 1935, рус. пер. 1937), "Настанет день" ("Der Tag wird kommen", 1942) Иосиф Флавий, принявший на себя миссию мирного культурного посредничества между Иудеей и Римом, противопоставлен нац. эгоизму и шовинизму. Фаш. варварство, расовая исключительность -- второй план трилогии, ее подтекст. Резкий антифаш. акцент присущ и роману "Лже-Нерон" ("Der falsche Nero", 1936, рус. пер. 1937); здесь Ф., пользуясь историч. аксессуарами Древнего Рима, изобразил в сатирич. пародийных тонах приход к власти гитлеровской клики, ее кровавый террор и неизбежность бесславного краха. В романе "Братья Лаутензак" ("Die Brü der Lautensack", 1943) подлинные историч. лица и события в Германии накануне фаш. переворота придали социально-политич. анализу происходящего большую конкретность и глубину.

0x01 graphic

"Лже-Нерон" (Москва, 1961). Илл. В. Селиванова.

0x01 graphic

"Лисы в винограднике" (Москва,
1959). Обложка Е. Ракузина.

   Обогащенный историч. опытом победоносной антифаш. войны и социалистич. преобразований в ряде европ. стран, Ф. приемлет и путь, которым эта победа была достигнута, -- революц. активность нар. масс. Эти идеи, четко обозначившиеся уже в романе "Изгнание", нашли дальнейшее выражение в книгах Ф., тематически связанных с Великой франц. революцией 18 в. В романе "Лисы в винограднике" ("Die Fü chse in Weinberg", 1947, рус. пер. 1959) изображена Франция "старого режима", и на сцену, кроме Людовика XVI и Марии Антуанетты, выведены Бомарше и Б. Франклин. В романе "Гойя, или Тяжкий путь познания" ("Goya oder Der arge Weg der Erkenntnis", 1952, рус. пер. 1955) показана феод. Испания на рубеже 18--19 вв., потрясаемая громовыми раскатами, доносящимися из революц. Франции и влияющими на умы исп. художников, писателей, простых людей. Наконец, в пьесе "Вдова Капет" ("Die Witwe Capet", 1956) и романе "Мудрость чудака, или Смерть и преображение Жан-Жака Руссо" ("Narrenweisheit oder Tod und Verklä rung des Jean-Jacques Rousseau", 1952, рус. пер. 1956) непосредств. события Великой франц. революции составляют уже основу действия. Все эти произв. пронизывает идея насильств. уничтожения прогнившего строя как объективной историч. необходимости. То, что прежде отпугивало Ф. в массовых нар. движениях, теперь он расценивает как побочные явления великого прогрес. перелома. Роман о Руссо, как и роман о Гойе, утверждает единство мысли и действия творч. личности и революц. народа, подытоживает издавна назревавшую в творчестве Ф. мысль о преобразующей роли иск-ва, духовной деятельности в развитии общества.
   Ф. создал новый тип историч. романа, к к-рому обращались в 30-е гг. Г. Манн, Б. Франк и др. Разновидность совр. интеллектуального романа -- историч. роман Ф. параболичен и двупланов: его реально-бытовой план, развертывающийся в исторически отдаленной среде, скрывает за собой второй план, подразумевающий современность. Диапазон переходов и разновидностей достаточно широк: от "модернизации истории" ("Еврей Зюсс") до "историзации современности" в романе аллюзий (намеков), представляющем собой в сущности костюмированную современность ("Лже-Нерон"). Роман Ф. в известной степени рационалистичен, в традициях лит-ры Просвещения. При этом писатель умеет воссоздать "аромат эпохи", атмосферу времени, широко вводя историч. реалии и подробности. Свой худож. опыт и понимание сущности природы историч. романа Ф. развил в ряде теоретич. статей и эссе, напр. "Дом Дездемоны..." ("Das Haus der Desdemona...", 1961). Многие произв. Ф. экранизированы.

Сочинения:

   Centum opuscula, hrsg. von W. Berndt, Rudolfstadt, 1956;
   Gesammelte Werke in Einzelausgaben, Bd 1--10, 12--14, B., 1959--64;
   в рус. пер. --
   Полн. собр. соч., т. 1, 8, М., 1938--39;
   Пьесы, Л. -- М., 1960;
   Собр. соч., вступ. ст. Б. Сучкова, т. 1--12, М., 1963--68.

Литература:

   Анисимов И. И., Судьба культуры и Лион Фейхтвангер, "Октябрь", 1935, No 9;
   Четунова Н., О романах Фейхтвангера, "Лит. критик", 1936, No 9;
   Фрадкин И. М., Пафос истории, творимой народом, в его кн.: Лит-ра новой Германии, М., 1961;
   Рачинская H. H., Лион Фейхтвангер, М., 1965;
   Сучков Б., Лики времени, М., 1969;
   Jahn W., Die Geschichtsauffassung Lion Feuchtwangers in seiner Josephus-Trilogie, Rudolfstadt, 1954; Lion Feuchtwanger. Zum 70. Geburtstag, В., 1954;
   Brauer W., Tun und Nichttun. Zu Lion Feuchtwangers Geschichtsbild, "Neue Deutsche Literatur", 1959, No 6;
   Lion Feuchtwanger. Zum Gedenken, Rudolfstadt, 1959;
   Hartmann H., Die Antitetik "Macht -- Geist" im Werk Lion Feuchtwangers, "Weimarer Beiträ ge", 1961, No 4;
   Batt K., Klio und Kalliope. Gedanken zu Lion Feuchtwanger, "Neue Deutsche Literatur", 1962, No 10;
   Leupold H., Feuchtwangers Weg zur materialistischen Geschichtsauffassung, "Neue Deutsche Literatur", 1963, No 12;
   его же, Lion Feuchtwanger, Lpz., 1967.

И. М. Фрадкин.

   Источник текста: Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. -- М.: Сов. энцикл., 1962--1978. Т. 7: "Советская Украина" -- Флиаки. -- 1972. -- Стб. 922--925.
   Исходный текст здесь: https://feb-web.ru/feb/kle/kle-abc/ke7/ke7-9222.htm
   
   
   
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru