Россия и эмиграция: Жития святых; Религиозно-философские очерки; Ранняя публицистика; Письма и записные книжки
Москва: Русский путь; Париж: YMCA-Press, 2019.
Г. Ф<едото>в. Е. СКОБЦОВА. ЖАТВА ДУХА. Выпуски I--II. Paris, YMCA-Press
Эти маленькие, изящные книжечки -- опыт агиографии легендарной, Е. Скобцова не хочет писать историю. В древних патериках и Четьи-Минеях она ищет не исторически правдивых, а религиозно и художественно значительных легенд, которые могут говорить современной душе. Автор примыкает к почтенной традиции русской литературы, представленной именами Лескова, Кузьмина и Ремизова. Эти имена сами по себе говорят уже об опасностях, угрожающих современному сказателю легенд. Полная неудача Александрийских легенд Лескова заключалась в их бесстильности (Александрия сквозь Мюнхен). Кузьмин превращал легенду в сладостный и пряный фрукт. Ремизов всегда остается Ремизовым, и старые сказания всегда для него лишь сюжетный сырой материал. Е. Скобцова скромнее. Она не ставит особых художественных задач, но прорабатывает стилистически житийные страницы. Они читаются с приятностью, но без всяких привходящих вкусовых ощущений. В этой скромности ее заслуга.
Что заслуживает быть отмеченным, так это принцип отбора, руководивший автором. Е. Скобцова не взяла ни одной мученической и ни одной аскетической легенды, которые преобладают в Четьях-Минеях. Ее восемь сказаний являются находкой, плодом определенных поисков. Она ищет редкого, и это редкое объединено одной идеей. Все ее жития написаны на тему любви к человеку, -- любви беспредельной, парадоксальной, доходящей иной раз до особого юродства -- юродства любви. Ее подвижники уходят из пустыни в притоны городов, чтобы спасать падших женщин, продающих себя в рабство, чтобы служить спасению душ. Вольная нищета и вольное унижение -- формы любви, придающие ей особый характер нисхождения (богословски: кеносис). Самым парадоксальным является принятие на себя чужого греха -- личное ("Иоанникий Великий") или коллективное ("Единодушные братья"). Принятие греха -- означает принятие его последствий вплоть до мучительного помрачения и тяжести души. У многих читателей эти страницы Е. Скобцовой вызовут сомнения: не сочиняет ли здесь она свои легенды? Сравнение их с церковными источниками автора показывает, конечно, беллетристическое развитие темы, истолкование ее, но, в главном, тема передается правильно. Мы удивляемся, что до сих пор проходили мимо этих поисков в старых книгах, и не сетуем на "тенденциозность" отбора, подарившего нам столь редкие жемчужины.
ПРИМЕЧАНИЯ
Впервые: СЗ. 1928. No 35. С. 554-555. Подпись: Г. Ф-в.
Статья представляет собой отзыв известного историка, агиографа и религиозного мыслителя, автора книги "Святые Древней Руси" (1931) Г.П. Федотова на первые два выпуска сборников "Жатва Духа", вышедшие отдельными брошюрами.
Полная неудача Александрийских легенд Лескова заключалась в их бесстильности (Александрия сквозь Мюнхен). -- Речь идет о сказаниях Н.С. Лескова о раннехристианских праведниках: рассказах "Легенды о совестном Даниле" (1888), "Прекрасная Аза" (1888), "Лев старца Герасима" (1888), повестях "Скоморох Памфалон" (1887), "Аскалонский злодей" (1889), "Гора" (1890).
Кузьмин превращал легенду в сладостный и пряный фрукт. -- Речь идет о прозе русского поэта, близкого к акмеизму, прозаика и композитора Михаила Алексеевича Кузмина (1872-1936) -- рассказах "Повесть о Елевсиппе, рассказанная им самим" (1910), "Золотое платье" (1914) и пьесах "О Евдокии из Гелиополя", "О Алексее человеке Божьем", "О Мартиниане" (1908). О встречах с Кузминым в дореволюционном Петербурге на "Башне" Вячеслава Иванова мать Мария вспоминает в своем очерке "Встречи с Блоком" (1936).
Ремизов всегда остается Ремизовым, и старые сказания всегда для него лишь сюжетный сырой материал. -- Об A.M. Ремизове см. примеч. на с. 690. Речь идет о книгах Ремизова, основанных на его переработках древнерусских легенд, сказаний, духовных стихов и апокрифов: "Лимонарь сиречь: Луг духовный" (1907), "Хождение Богородицы по мукам" (1912-1913), сборниках "Весеннее порошье" (1915), "Николины притчи" (1917), "Московские любимые легенды: Три серпа" (1929).