Евдокимов Иван Васильевич
Игорь Грабарь. Русские города рассадники искусства

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


Игорь Грабарь. Русскіе города разсадники искусства. Собраніе иллюстрированныхъ монографій. Борисъ фонъ Эдингъ. Ростовъ Великій. Угличъ. Москва. 1914 г. Изд. I. Кнебель. Цѣна 3 р. 50 коп.

   Изслѣдователь старины, соединившій въ своей личности тонко чувствующую душу поэта и творческую мысль ученаго. Игорь Грабарь привлекъ къ своему предпріятію "ист. рус. искусства" цѣлую плеяду талантливыхъ людей, вмѣстѣ съ которыми онъ впервые подошелъ къ древней Руси съ эстетической мѣркой, съ художественнымъ любованіемъ передъ открывшейся красотой.
   И. Грабарь перевернулъ всѣ наши эстетическія представленія о до-петровскомъ искусствѣ, насаженныя легіонами археологовъ, настолько же старательныхъ, насколько и лишенныхъ всякаго художественнаго вкуса.
   Производя общую, бѣглую систематизацію матеріала, онъ задумалъ сосредоточить свое вниманіе на болѣе обстоятельномъ и пристальномъ изученіи произведеній искусства, находящихся во многочисленныхъ захолустныхъ городахъ Россіи.
   Въ общей "исторіи рус. искусства", большинство созданій провинціальнаго художества оставалось до сихъ поръ въ тѣни.
   Между тѣмъ, еще изъ старинной поговорки извѣстно -- "что городъ, то норовъ" и очевидно только при изученіи и изслѣдованіи мѣстныхъ, областныхъ созданій искусства, могла, наконецъ, обнажиться полная и окончательная картина развитія художествъ въ прошлые вѣка исторической жизни Россіи.
   По мнѣнію Грабаря, счастливыми городами, хранящими замѣчательныя искусства, должны быть названы: Новгородъ, Псковъ, Владиміръ, Ростовъ, Угличъ, Ярославль, Суздаль, Кострома, Нижній-Новгородъ, Казань, Вологда, Устюгъ и Архангельскъ, о которыхъ и будутъ изданы иллюстрированныя монографіи.
   Книгой "Ростовъ Великій. Угличъ" Бориса фонъ Эдингъ открывается намѣченное собраніе "русскіе города разсадники искусства".
   Но почему-то Игорю Грабарю на этотъ разъ измѣнила удача въ выборѣ составителя монографіи: книга Бориса фонъ Эдинга написана сухо, бѣгло, а мѣстами даже скучно. Не помогъ автору и заранѣе предпосланный эстетическій подходъ къ памятникамъ художества.
   Спутанно, какъ-то случайно набросаны историческія извлеченія изъ исторіи Ростова, не дающія впечатлѣнія о великой метрополіи. Вѣдь внѣ исторической почвы едва-ли могутъ быть убѣдительными дальнѣйшія построенія автора о художественныхъ достиженіяхъ Ростова!
   Башни и стѣны, быть можетъ, самое замѣчательное и самобытное въ Ростовскомъ зодчествѣ, совершенно не изслѣдованы, не оцѣнены, только упомянуты, а отсюда весь отдѣлъ въ книгѣ Эдинга "выработка, мѣстнаго архитектурнаго типа" не менѣе сбивчивъ, чѣмъ историческая часть, и едва ли полонъ, чего въ нравѣ бы ожидать читатель, разъ ему обѣщали показать своеобычный ростовскій "типъ". О ростовскихъ фрескахъ сказано положительно не болѣе ста, полтораста строкъ, а снимки фресокъ даны всего изъ четырехъ церквей.
   Въ части "восемнадцатый1 вѣкъ и эпоха классицизма" рядъ непонятныхъ пропусковъ въ родѣ, напримѣръ, прекрасныхъ ростовскихъ особняковъ, ансамблей и такихъ интересныхъ сооруженій, какъ гостиный дворъ.
   "Угличъ" написанъ чуть сочнѣе и лучше, причемъ въ текстѣ помѣщено 58 иллюстрацій.
   Едва ли все же достаточно ярко можно возсоздать по приведеннымъ въ книжкѣ даннымъ картину былого искусства Углича.
   Иллюстраціи, форматъ, бумага "Ростова-Великаго" точно такія же. какъ и въ "Ист. рус. искус.", т. е. на среднихъ качествъ слоновой бумагѣ не особенно хорошія воспроизведенія, а форматъ напріятенъ. какой-то "меморіалъ" торговаго дома.
   Разсмотрѣнный трудъ показался намъ даже не полной инвентаризаціей и совершенно удовлетворительной попыткой оправдать своеобразную старинную поговорку "что городъ -- то норовъ".

Иванъ Евдокимовъ.

"Современникъ", кн.X, 1915

   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru