Гуль Роман
Есенин. Избранное

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   Русское зарубежье о Есенине: В 2 т. Т. 2: Эссе, очерки, рецензии, статьи
   М.: Инкон, 1993.
   

РОМАН ГУЛЬ

ЕСЕНИН. ИЗБРАННОЕ

Государственное издательство. Москва. 1922.

   О Есенине часто говорят: "какой же он имажинист!" Многие критики пытаются отделить Есенина от имажинизма, как поэтического направления. Думаю обратное: "имажинизм" -- органическая стихия Есенина, создавшего это направление.
   Структура имажинизма не сложна: примат "образа" (image) над остальным поэтическим материалом. Творчество Есенина ничем не согрешит против такой теории. Образ -- его стихия. И свой "поэтический глас" он сам изумительно определяет:
   
   И невольно в море хлеба
   Рвется образ с языка:
   Отелившееся небо
   Лижет красного телка.
   
   Сергей Есенин безусловный, ярый и яркий имажинист!
   Символист Белый воспринимает слово лишь как "звук". Цветовая сторона ему не видна. У имажиниста Есенина "цвет" почти побеждает все. У поющего рязанского парня в руках еще и кисть. У него, слава Богу, не колоратура, а песенность. У него не "поставлен" голос. Он, как цыган, душой поет. И если колоратура враждебна "живописности", то песенность с живописной образностью в дружбе.
   
   Гой ты, Русь, моя родная,
   Хаты -- в ризах образа...
   Не видать конца и края --
   Только синь сосет глаза.
   
   Вот череда меж песней и живописью образа.
   Правда, очень редко у Есенина, но бывает: "образ в своей живописной красочности становится настолько тяжел, массивен, что ломает строфу, выпадая из нее.
   
   Схимник-ветер шагом осторожным
   Мнет листву по выступам дорожным,
   И целует на рябиновом кусту
   Язвы красные незримому Христу.
   
   "На рябиновом кусту язвы красные" -- кровь, кармин, отстраняя все, выступают из строфы, гнут ее.
   Порой от переобремененности образом строфа мякнет, теряет металл, не звучит.
   
   О красном вечере задумалась дорога,
   Кусты рябин туманней глубины
   Изба-старуха челюстью порога
   Жует пахучий мякиш тишины.
   
   Но это лишь частные неурядицы "живописности" и "песенности". Они редки. Слишком крепко срослись они в Есенине. И о чем бы он не запел -- о полях, о лесах ли, о любви, ветре, о вечере -- всегда великолепны узорные песни молодого гусляра.
   
   Я покинул родимый дом,
   Голубую оставил Русь.
   В три звезды березняк над прудом
   Теплит матери старой грусть.
   
   Золотою лягушкой луна
   Распласталась на тихой воде.
   Словно яблонный цвет, седина
   У отца пролилась в бороде.
   
   Я не скоро, не скоро вернусь!
   Долго петь и звенеть пурге
   Стережет голубую Русь
   Старый клен на одной ноге.
   
   И по музыке своих песен и по темам песен -- Есенин не европеец. Он -- восточник, из "Евразии". Это многим нравится. И в этом есть прелесть. Но еще лучше, когда вдруг из русского рязанского парня выглянет пращур-язычник. Когда заговорит Есенин языком древнего земляного эроса.
   
   Хороша ты, о, белая гладь!
   Греет кровь мою легкий мороз.
   Так и хочется к телу прижать
   Обнаженные груди берез.
   
   О лесная дремучая муть,
   О веселье оснеженных нив!
   Так и хочется руки сомкнуть
   Над древесными бедрами ив.
   
   Эти дивные древние песни пантеистического эротизма пронзают всю лирику Есенина. Они его сила и собственность в музее русской поэзии.
   Есенин -- могучий русский лирик с исключительным даром чувства. И не надо убегать ему из песенного плена. Не надо искать попытки к освобождению "Инонией" и "Пугачевым" от своей же силы -- лирики. Его поэмы -- "нетяжелы". Эта же прекрасная книга, --"томов премногих тяжелей".
   
   <1923>
   

КОММЕНТАРИИ

   Сведения о Романе Гуле см. в комментариях к публикации: Гуль Р. Сергей Есенин за рубежом.
   Рецензия Р. Гуля на кн.: Есенин С. Избранное. М. 1922, опубликована в журнале "Новая русская книга" (1923. N 2. С. 14).
   Текст и датировка по этой публикации.
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru