Есенин Сергей Александрович
Есенин С. А.: биобиблиографическая справка

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

Оценка: 7.11*9  Ваша оценка:


   ЕСЕНИН, Сергей Александрович [21.IX(3.Х).1895, с. Константинове Рязанской губ.-- 27/28.XII.1925, Ленинград] -- поэт. Родился в крестьянской семье. Детство провел в доме родителей отца, потом -- матери. Пяти лет выучился читать. С 1904 по 1912 г. учился в Константиновском земском училище и в Спас-Клепиковской школе. "Стихи я,-- отмечал Е.,-- начал писать рано, лет девяти, но сознательное творчество отношу к 16--17 годам" (Собр. соч.-- Т. 5.-- С. 220). За время учебы им написано более 30 стихотворений, составлен рукописный сборник "Больные думы" (1912), который он пытался опубликовать в Рязани. Рязанская деревня, ее быт, природа, устное народное поэтическое творчество, а главное -- русская классическая литература оказали сильное влияние на формирование юного поэта, направляли его природный талант. Сам Е. в разное время называл разные источники, питавшие его творчество: песни, частушки, сказки, духовные стихи, "Слово о полку Игореве", поэзию Лермонтова, Кольцова, Никитина и Надсона. Позднее на него оказывали влияние Блок, Клюев, Белый, Гоголь, Пушкин. С увлечением изучал "Поэтические воззрения славян на природу" А. Афанасьева.
   В 1912 г. Е. едет в Москву, работает в мясной лавке вместе с отцом, в книгоиздательстве, в типографии, полтора года занимается на историко-философском отделении народного университета им. А. Л. Шанявского, вступает в члены Суриковского литературно-музыкального кружка. Он участвует в революционном движении, некоторое время находится под наблюдением полиции. В 1913 г. вступает в гражданский брак с А. Р. Изрядновой.
   Из писем Е. 1911 --1913 гг. вырисовывается сложная жизнь начинающего поэта, его духовное созревание. Все это нашло отражение в поэтическом мире его лирики 1910--1913 гг., когда им было написано более 60 стихотворений и поэм. Здесь выражены его любовь ко всему живому, к жизни, к родине. На такой лад поэта особенно настраивает окружающая природа ("Выткался на озере алый свет зари...", "Дымом половодье...", "Береза", "Весенний вечер", "Ночь", "Восход солнца", "Поет зима -- аукает...", "Звезды", "Темна ноченька, не спится..." и др.).
   С первых же стихов в поэзию Е. входят темы родины и революции. С января 1914 г. стихи Е. появляются в печати ("Береза", "Кузнец" и др.) "В декабре он бросает работу и отдается весь стихам, пишет целыми днями" (Изряднова А. Р. // Воспоминания о Сергее Есенине.-- М., 1965.-- С. 101). Поэтический мир становится более сложным, многомерным, значительное место в нем начинают занимать библейские образы и христианские мотивы. В 1913 г. в письме Г. Панфилову он пишет: "Гриша, в настоящее время я читаю Евангелие и нахожу очень много для меня нового" (Т. 6, 26). Позже поэт отмечал: "Рано посетили меня религиозные сомнения. В детстве у меня очень резкие переходы: то полоса молитвенная, то необычайного озорства, вплоть до богохульства. И потом и в творчестве моем были такие полосы" ("Воспоминания..." -- С. 299).
   В марте 1915 г. Е. приезжает в Петроград, встречается с Блоком, который высоко оценил "свежие, чистые, голосистые", хотя и "многословные" стихи (Блок А. Записные книжки. 1901--1920.-- М., 1965.-- С. 567) "талантливого крестьянского поэта-самородка" (Блок А. Собр. соч.: В 8 т.-- М.; Л., 1963.-- Т. 8.-- С. 441), помог ему, познакомил с писателями и издателями. В письме Н. Клюеву Е. сообщал: "Стихи у меня в Питере прошли успешно. Из 60 принято 51" (6, 59). В том же году Е. вошел в группу "крестьянских" поэтов "Краса" (Н. Клюев, С. Клычков, А. Ширяевец, С. Городецкий, А. Ремизов и др.).
   Е. становится знаменитым, его приглашают на поэтические вечера и в литературные салоны. М. Горький писал Р. Роллану: "Город встретил его с тем восхищением, как обжора встречает землянику в январе. Его стихи начали хвалить, чрезмерно и неискренне, как умеют хвалить лицемеры и завистники" (Собр. соч.: В 30 т.-- М., 1955.-- Т. 29.-- С. 459).
   В начале 1916 г. выходит из печати первая книга Е. "Радуница". В названии, содержании большей части стихотворений (1910--1915) и в их отборе видна зависимость Е. от настроений и вкусов публики. Позднее он скажет: "От многих моих религиозных стихов и поэм я бы с удовольствием отказался, но они имеют большое значение как путь поэта до революции" (5, 231). И еще: "Я просил бы читателей относиться ко всем моим Исусам, божьим матерям и Миколам, как к сказочному в поэзии" (5, 206).
   Творчество Е. 1914--1917 гг. предстает сложным и противоречивым ("Микола" "Егорий", "Русь", "Марфа Посадница", "Ус", "Исус-младенец", "Голубень" и др. стихотворения). В этих произведениях представлена его поэтическая концепция мира и человека. Основой есенинского мироздания является изба со всеми ее атрибутами. Не случайно в книге "Ключи Марии" (1918) поэт писал: "Изба простолюдина -- это символ понятий и отношений к миру, выработанных еще до него его отцами и предками, которые неосязаемый и далекий мир подчинили себе уподоблениями вещам их кротких очагов" (5, 174). Избы, окруженные дворами, огороженные плетнями и "связанные" друг с другом дорогой, образуют деревню. А деревня, ограниченная околицей, это и есть есенинская Русь, которая отрезана от большого мира лесами и болотами, "затерялась ... в Мордве и Чуди". И дальше: "Не видать конца и края / Только синь сосет глаза" ("Гой ты, Русь, моя родная..."). Герой лирики Е. молится "дымящейся земле", "на алы зори", "на копны и стога", он поклоняется родине: "Моя лирика,-- говорил позже Е., -- жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины -- основное в моем творчестве" ("Воспоминания..." -- С. 297).
   В дореволюционном поэтическом мире Е. Русь многолика: "задумчивая и нежная", смиренная и буйственная, нищая и веселая, справляющая "праздники победные". В стихотворении "Не в моего ты бога верила..." (1916) поэт зовет Русь -- "царевну сонную", находящуюся "на туманном берегу", к "веселой вере", которой теперь привержен он сам. В стихотворении "Тучи с ожереба..." (1916) поэт словно бы предсказывает революцию -- "преображение" России через "муки и крест" (образы "Нового Назарета", "Нового Рождества", "нового лика", зари и подобные им), и гражданскую войну.
   Скупо пишет юный поэт о взаимоотношениях людей в процессе труда. И на земле и на небе Е. противопоставляет лишь добрых и злых, "чистых" и "нечистых". Наряду с богом и его слугами, небесными и земными, у Е. в 1914--1918 гг. действует всевозможная "нечисть"; лесная, водяная и домашняя. Даже бог не может одолеть "нечистую силу", победить мировое зло. Тем более это не под силу людям на земле. Злая судьба, как думал Е., коснулась и его родины, наложила свою печать и на ее образ: "Не в моего ты бога верила, / Россия, родина моя! / Ты, как колдунья, дали мерила, / И был, как пасынок твой, я" ("Не в моего ты бога верила...").
   Но и в эти предреволюционные годы поэт вместе с народом верил в то, что заколдованный круг будет разорван. Верил потому, что считал всех "тесной родней": значит, должно наступить такое время, когда все люди станут "братьями".
   Стремление поэта ко всеобщей гармонии, к единству всего сущего на земле -- важнейший принцип художественного мышления Е. Отсюда один из основных законов его мира -- всеобщий метаморфизм. Люди, животные, растения, стихии и предметы -- все они, по Е., дети единой матери-природы. Его дореволюционное творчество отмечено поисками своей концепции мира и человека, которую окончательно сформулировать и помогла поэту революция. В его поэзии мы видим как очеловеченную природу, так и "оприродованного" человека, которому присущи "растительные", "животные" и "космические" черты.
   В начале 20 гг. поэт начинает понимать, что революция создает новое единство мира, социальное равенство людей на новой основе, ускоряет процесс создания новой природы, "вторичной", "очеловеченной" трудом, с которой новый, гармоничный человек будет тесно слит.
   Революция 1917 г. (Февральская, а особенно Октябрьская) до конца раскрыла талант Е., коренным образом изменив его художественный мир: "Не будь революции,-- писал поэт,-- я, может быть, так бы и засох на никому не нужной религиозной символике..." (5, 276).
   Соч.: "Радуница" -- М., 1916; Собр. стихотворений: В 4 т.-- М.; Л., 1926--1927; Собр. соч.: В 6 т. М., 1977--1980.
   Лит.: Наумов Е. И. Сергей Есенин: Личность. Творчество. Эпоха.-- Л., 1973; Юшин П. ф., Сергей Есенин: Идейно-творческая эволюция.-- М., 1969; Белоусов В. Г. Сергей Есенин. Литературная хроника: В 2 ч.-- М.. 1969--1970; Марченко Алла. Поэтический мир Есенина.-- М., 1972; Прокушев Ю. Л. Есенин. Образ, стихи, эпоха.-- М., 1979; Воспоминания о Сергее Есенине. 2 изд.-- М., 1975; Базанов В. Г. С. Есенин и крестьянская Россия.-- Л., 1982.

А. И. Захаров

   Источник: "Русские писатели". Биобиблиографический словарь.
   Том 1. А--Л. Под редакцией П. А. Николаева.
   М., "Просвещение", 1990

Оценка: 7.11*9  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru