Ертов Иван Давыдович
Ертов И. Д.: биографическая справка

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   ЕРТОВ Иван Давыдович * (в библ. источниках Данилович) [янв. 1777, Петербург -- 18(30).8.1842**, там же; похоронен на Смоленском кладб.], литератор, автор ист. компиляций, ученый-самоучка. Из купеч. старообрядч. семьи, переселившейся в Петербург из Петрозаводска; прадед -- выходец из корел. Отец дал сыну первоначальное образование. После смерти отца 12-летним мальчиком отдан родственникам для "торговых дел". Одновременно Е. увлекается самообразованием, проявляя особенный интерес к математике ("не зная ничего, кроме тройного правила арифметики, принужден был сам выдумывать способы квадратного и кубич. вычисления" -- ОЗ, 1821, No 11, с. 349); под руководством родственника проф. АН А. П. Протасова и старообрядца И. Т. Паскова читает франц. (Ш. Л. Монтескье, Ж. Л. Бюффон) и рус. просветит. лит-ру 18 в. В 1796-- 97 самостоятельно изучает франц. яз., знакомится с В. В. Попугаевым и И. М. Борном. Тогда же (1796) переходит в православие -- "для большей свободы к самообразованию и для избежания вечного преследования со стороны полиции" (ГПБ, ф. 874, оп. 1, No 36, л. 164--164 об.).
   Необыкновенное упорство, вера в свои силы, своеобразная преданность "просвещению" и наукам всю жизнь сопровождали Е., с юности мечтавшего "перевестись в ученое сословие" (там же, л. 14), но так и оставшегося дилетантом в своей разносторонней деятельности. Е. не останавливался ни перед трудами спец. характера, ни перед созданием соч., требующих общегуманитарных и филос. знаний: "Картина просвещения россиян пред началом девятого-надесять века" (СПб., 1799), "Мысли о развитии ума в человеческом роде" (СПб., 1811), "О существе всеобщей истории и критики" (СА, 1826, No 7).
   В 1797 Академия наук отвергла рукопись Е. "История о происхождении Вселенной", к-рую после переработки он начал издавать по подписке под загл. "Начертание естеств. законов происхождения Вселенной" (т. 1--2, СПб., 1798--1800); изд. прекратилось, т. к. книги пришлось "продать на пуды" (отклики: СПбВед, 1798, 24 авг.; ЛПРИ, 1834, 17 окт.). Неудачи расстроили небольшое состояние Е., и с 1801 он устраивается бухгалтером в торг. дом, где служит ок. 17 лет, все это время продолжая заниматься сочинительством.
   В нач. 1810-х гг. Е. увлекся астрономией, самостоятельно освоил труды И. Ньютона, И. Кеплера. В 1805 поднес Александру I через мин. нар. просвещения M. H. Муравьёва кн. "Мысли о происхождении и образовании миров" (СПб.), за к-рую получил 500 р. вознаграждения, а за 3-е изд. (СПб., 1820) был награжден зол. табакеркой (ЦГИА, ф. 535, оп. 1, д. 31, л. 343--344 об.). В этой работе путем умозрит. выкладок он пытался объяснить образование Вселенной и жизни на Земле (возникшей, по Е., из смеси тончайшего эфира и "теплотвора"), обращение планет вокруг Солнца, природу света и т. д. С 1812 чл. ВОЛСНХ.
   В кон. 20-х гг. дела торг. дома расстроились, и Е. вынужден был переписаться в мещане. Не оставляя занятий науками, Е. приступает к созданию многотомной (ок. 20 тт.) всеобщей истории, в т. ч.
   доведенной до 17 в. "Всеобщей истории древних просвещенных народов от основания царств до летоисчисления христианского" (ч. 1--5, СПб., 1824--25) (перечень предполагаемых "Продолжений всеобщей истории..." см.: Ольхин, Геннади) ; изд. дополняли "Всеобщая история о разрушении западной и ослаблении вост. Рим. империи... до основания гос-ва Российского" (ч. 1--5, СПб., 1830; фрагмент опубл.: СО и СА, 1829, No 38), "История Вост.-Рим., или Константинопольской, империи" (СПб., 1837), получившая пр. Рос. академии. Ист. труды Е. представляют собой компиляцию сведений из произв. Л. П. Анкетиля, И. Мюллера, Ж. Ф. Мишо, H. M. Карамзина и др. историков и знаменитых писателей (включая Софокла и Еврипида), не лишенную занимательности, т. к. Е. излагает ист. события как деяния царей, императоров, полководцев, много страниц отдавая описанию их личных свойств. Произв. Е. представляют интерес и как первая в России попытка систематич. изложения истории народов мира.
   Из совр. Е. критики, б. ч. негативной, выделялась спец. посвященная ему статья Пав. П. Свиньина, покровительствовавшего рус. "самородным талантам",-- "Мысли о происхождении... и нечто о самом сочинителе, природном рус. астрономе" (ОЗ, 1821, No 11), к к-рым он отнес и Е., назвав его "натуральным гением" (с. 348). Как "человека необыкновенного, к-рый всеми своими познаниями обязан матери Природе и собственному прилежанию к наукам", характеризовал Е. в "Лит. листках" Ф. В. Булгарин (1824, No 9--10, с. 389; см. также благожелат. отзыв в "Сыне отечества", 1824, No 22). Ист. соч. Е. 30-х гг. оценивались, как правило, иронически: "складные выписки", "приспособленные к понятиям читателей, не готовых на чтение сочинений важнейших" (Н. (Полевой) -- МТ, 1830, No 2, с. 239--40; БдЧ: 1834, т. 7; 1837, т. 22). Сам Е., твердо уверовав в свое назначение как первого и пока единств, рус. автора грандиозного и совершаемого в одиночку труда по описанию всеобщей истории, болезненно реагировал на критику. Он отвечал своим оппонентам -- часто довольно резко -- в "Сев. архиве" (1825, No 3, 17; 1826, No 7), в своей кн. "Мелкие сочинения, ответы на критики и сокращение мыслей о происхождении и образовании миров" (СПб., 1829) и в предисловиях к разл. томам продолжений "Всеобщей истории..." (см. также его "Возражение..." -- СП, 1835, 11 окт.); ответы эти свидетельствовали о неумеренных лит. амбициях автора (при душевной ранимости и скромности его человеческого облика -- как он предстает из автобиогр. свидетельств).
   В 1833 Е. анонимно опубл. незаверш. автобиогр. пов. "Руский Кандид, или Простодушный. Ист. повесть протекшего времени" (СПб.), в центре к-рой молодой человек, ценой отказа от ценностей купеч.-торг. окружения, решившийся посвятить жизнь науке. Откровенность и бесхитростность самооценок, искренность тона сообщают ей интерес подлинного безыскусств. человеческого документа.
   Др. произв.: "История крестовых походов, для освобождения Иерусалима и Св. земли из рук неверных..." (СПб., 1835).
   Лит.: Труды имп. Рос. Акад., ч. 1, СПб., 1840, с. 79; Труды ин-та истории естествознания, т. 5, М.--Л., 1953, с. 20--21; Каменский З. А., Филос. идеи рус. Просвещения, М., 1971, с. 360--61 (и ук.). + Ольхин М. Д., Систематич. реестр рус. книгам с 1831 по 1846, СПб., 1846; Геннади; Брокгауз; Венгеров. Источ.; Смирнов-Сокольский Н., Моя б-ка, т. 1, М., 1969, с. 293--94; Черейский (вызывает сомнение атрибуция портрета Е.).
   Архивы: ГБЛ, ф. 233, к. 27, No 7; ГПБ, ф. 550, No 8319 (рукопись Е. 1837 г. "Житие раба божия Ивана Давыдова* сына Ертова самим им писанное"); ф. 874, оп. 1, д. 36 (биогр. заметка 1827 г. о Е. его сына); ЦГИА, ф. 1343, оп. 39, д. 1540 (сведения о семье Е.); ЦГИАЛ, ф. 19, оп. 2, д. 751 ** (свидетельство о крещении); оп. 124, д. 656. Благовещен. церковь на Васильевском о., актовая запись о смерти No 81 [справка Е. А. Сунцовой].

В. Н. Шикин.

Русские писатели. 1800--1917. Биографический словарь. Том 2. М., "Большая Российская энциклопедия", 1992

   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru