Эминеску (Eminescu), Михаил, крупнейший румынский поэт и писатель XIX века (1849--1889), родился в сев. Молдавии (ок. Ботошани), первоначально носил турецкую фамилию Эмин, которую позднее изменил в Эминович и в конце концов придал ей румынскую форму Эминеску. Некоторое время учился в Черновицах, в 1864 г. примкнул к труппе провинциальных актеров и странствовал с нею, неизменно терпя нужду. Позднее в Вене, Иене и Берлине пополнял свое образование, изучая главным образом философию (влияние Канта и в особенности Шопенгауэра сказывается в последних стихотворениях Э.). В 1874 г. получил должность библиотекаря университета в Яссах, был главным редактором консервативной газеты "Timpul". В 1883 г. наследственная душевная болезнь Э. стала прогрессировать, он лечился, не прекращая работы, в Бухаресте, в Вене и снова в Бухаресте, где и умер в частной лечебнице. -- Наибольшее значение имеют стихотворения Э., обнаруживающие крупный лирический талант, глубину чувства и непревзойденное в румынской литературе мастерство стиха. Пессимистическая окраска особенно усилилась в последние годы жизни. Проза Э. -- несколько новелл, романы, небольшие философские очерки и в особенности ряд политических статей -- свидетельствуют о консервативном направлении Э., хотя ему и не чужды были бунтарские настроения (см. Румыния -- литература).
Эминеску (Михаил Eminescu, 1849--1889) -- румынский писатель. Примкнув к труппе провинциальных актеров, он вместе с ней некоторое время странствовал по румынским землям, терпя страшную нужду; позже довершил свое образование, изучив классические языки и философию. Беспокойная жизнь, полная материальных лишений и нравственных потрясений, способствовала развитию наследственного, по-видимому, недуга, и уже в 1883 г. у Э. появились первые признаки душевной болезни. Помещенный в лечебницу сначала в Бухаресте, потом в Вене, он продолжал работать, но его произведения этого времени, печатавшиеся преимущественно в журнале "Fîntî na Blanduziei", отличались меланхолическим характером и обнаруживали возрастающее ослабевание умственных сил он умер в больнице для душевнобольных в Бухаресте. Ему принадлежат стихотворения, несколько новелл и ряд политических статей. Последние статьи, написанные им в качестве редактора журнала "Tîmpul", проникнуты консервативными идеями. Из его новелл на первом плане стоят "Fåt frumos din lacrimä" и "Särmanul nul Dionisie", представляющие соединение метафизических мечтаний с реалистическими описаниями; некоторые страницы достигают большой красоты и являются как бы исповедью автора. Своей известностью Э. обязан, главным образом, стихотворениям. В первых из них по времени Э. -- большой патриот и свободен от пессимистических идей. Содержание стихотворений венского периода, когда Э. был уже болен, очень разнообразно: тут есть и песни любви, и элегии, и пьесы в народном духе. Особенно хороши его сатиры и сонеты, которые иными критиками признаются за самое лучшее из всего написанного на румынском языке. Издавали его произведения: Т. Maiorescu, "Poesii lui M. Eminescu" (Бухарест, 1884; 4 изд., ib., 1892); Mortune, "Proza si versurï lui M. Eminescu" (Яссы, 1890); "Culegere de articole d'ale luï Eminescu" (Бухарест, 1891). О нем писали: Т. Maiorescu, "Critice" (1874); J. Gherea, "Studii critice" (1890,I т.); N. Pătraşcu, "Mihail Eminescu viaca şi operilaluï" (Бухарест, 1892); Ar. Densuş ianu, "Mihail Eminescu" ("Revista critica literarн").
Ир. П.
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, т. XLa (1904): Электровозбудительная сила -- Эрготин, с. 763