Изъ всѣхъ фактовъ русской жизни, сосредоточивающихъ на себѣ въ послѣднее время вниманіе общества, несомнѣнно наиболѣе яркимъ является широко развернувшаяся по Россіи предвыборная агитація въ средѣ духовенства. И не только сама агитація, а и то, что вскрылось при ней,-- новая организованность, новыя цѣли и средства, въ особенности ясно намѣчающаяся новая роль духовенства. Ни появленіе на сценѣ прогрессистовъ, ни широкія разъяснительныя предвыборныя мѣры, ни даже обнаружившееся равнодушіе публики къ выборамъ,-- какой-то своеобразный бойкотъ 4-й Государственной Думы,-- не привлекаютъ въ такой мѣрѣ вниманіе общества и не занимаютъ такого мѣста въ текущей прессѣ, какъ это выступленіе духовенства.
Прежде всего потому, что это новое явленіе въ русской жизни. Правда, попытки вызвать русское духовенство, давно сидѣвшее по домамъ, на улицу и принудительнымъ образомъ втянуть его въ весь водоворотъ уличной борьбы, были и раньше,-- и первый, начавшій ломать душу русскаго духовенства, былъ Побѣдоносцевъ съ его церковно-приходскими школами, съ принужденіемъ священниковъ бороться съ земскими школами, обязательно защищать на земскихъ собраніяхъ свои школы. Давленіе на сельское духовенство въ цѣляхъ проведенія въ Думу правыхъ, черносотенныхъ депутатовъ проявлялось уже и при выборахъ въ 3-ю Госуд. Думу. Были и другія воздѣйствія,-- приснопамятное принужденіе священниковъ служить молебны при открытіи отдѣловъ союза русскаго народа и произносить при этомъ подходящее "слово", освящать и вносить въ храмы союзническія знамена, тогда еще мокрыя отъ крови и грязи, кое-гдѣ принужденіе быть предсѣдателями, вставать во главѣ союзническихъ организацій. Но то, что развертывается сейчасъ въ Россіи,-- фактъ новый.
-----
Сначала это были отдѣльные эпизоды. Созывались благочинническіе съѣзды, епархіальное начальство открывало засѣданіе, произносилась указующая рѣчь на тему необходимости сплоченнаго, энергичнаго участія духовенства въ предстоящихъ выборахъ, въ цѣляхъ проведенія въ 4-ю Госуд. Думу наибольшаго количества "достойныхъ" кандидатовъ изъ священниковъ и поддержки свѣтскихъ депутатовъ, правильныхъ людей націоналистически-союзническаго толка. Потомъ избирался комитетъ, при чемъ рекомендовалось оповѣстить рядовыхъ сельскихъ батюшекъ, что они должны по окончаніи службы, въ храмѣ, съ амвона вести агитацію въ данномъ направленіи и что за уклоненіе отъ участія въ выборахъ и отъ предвыборной агитаціи виновные будутъ подвергнуты должному наказанію. Въ одной губерніи это наказаніе было опредѣлено въ 25 рублей штрафа, а въ другой епархіи эти 25 руб. были признаны унижающими достоинство священниковъ, и предложено было о всѣхъ случаяхъ недостаточно энергичной предвыборной дѣятельности доносить о виновномъ священникѣ архіерею, что, конечно, будетъ серьезнѣе 25-рублеваго штрафа.
И долго такіе съѣзды и вся эта агитація казались личной иниціативой отдѣльныхъ епископовъ,-- теперь это явленіе захватываетъ все новыя и новыя епархій, и чувствуется общая дирижерская палочка, приказъ, идущій изъ одного центра.
Газеты уже достаточно освѣтили дѣло и огласила синодскія имена, стоящія во главѣ всего движенія. "Вечернее время" сообщило, что "въ настоящее время все вниманіе духовныхъ сферъ обращено на выборную кампанію въ Государственную Думу. Говорятъ, что В. К. Саблеръ надумалъ организовать въ четвертой Думѣ новую группу, группу исключительно изъ священнослужителей. Члены этой группы не будутъ входить ни въ одну изъ парламентскихъ партій, но будутъ объединяться вокругъ имѣющихъ быть избранными въ Думу епископовъ и станутъ дѣйствовать строго-канонически, т. е. только съ воли и вѣдома іерарховъ. Такъ какъ подобная организація обѣщаетъ будущей духовной партіи небывалыя сплоченность и единодушіе, то всѣ заботы въ настоящее время устремлены на то, чтобы сдѣлать ее возможно многочисленнѣе. Предполагаютъ, что, если удастся провести въ Думу 100 священнослужителей, то новая партія, благодаря своей желѣзной дисциплинѣ, будетъ имѣть рѣшающее значеніе во всѣхъ вопросахъ, и передъ нею станутъ заискивать всѣ остальныя парламентскія группы. Въ виду этого всѣмъ епархіальнымъ іерархамъ уже разосланы секретныя предписанія -- привлечь духовенство къ самому горячему участію какъ въ предвыборной кампаніи, такъ и въ самыхъ выборахъ. Часть іерарховъ относится однако къ этой затѣѣ весьма скептически и не вѣритъ въ возможность ея осуществленія".
Движеніе распространялось все шире и шире и глубже захватывало духовенство и все, что связано съ нимъ. "Синодомъ сдѣлано распоряженіе, чтобы епархіальные училищные совѣты своевременно препроводили въ подлежащія городскія управы списки учителей церковно-приходскихъ школъ. При этомъ рекомендуется, въ цѣляхъ облегченія учителямъ исполненія гражданскаго долга по выборамъ въ Госуд. Думу, озаботиться предоставленіемъ имъ на время предстоящихъ избирательныхъ съѣздовъ безплатныхъ помѣщеній" {Русскія Вѣдомости, No 168.} "Къ выборной борьбѣ -- гласитъ другое сообщеніе,-- привлекаютъ не только духовенство (и не только учителей церковно-приходскихъ школъ), но и учащихъ въ духовныхъ учебныхъ заведеніяхъ и чиновниковъ консисторій" {Русскія Вѣдомости, No 143.}. Были извѣстія о привлеченіи "Братствъ", гдѣ таковыя имѣются, къ той же планомѣрной организаціи. Нужно было поставить точку надъ і,-- и это сдѣлалъ Кіевскій губернаторъ. "Кіевскій губернаторъ собственной властью сдѣлалъ разъясненіе избирательнаго закона, предоставляющее избирательныя права всѣмъ монахамъ, приравнивая ихъ къ лицамъ, состоящимъ на государственной службѣ" {Русскія Вѣдомости, No 165.}. Въ той-же замѣткѣ вычислялось, что "такимъ путемъ въ Кіевѣ было создано сразу болѣе двухъ тысячъ новыхъ избирателей, да въ Кіевскомъ уѣздѣ около тысячи". Выходила своеобразная компенсація, восполняющая убыль отъ разъясненныхъ (и особенно усердно) въ Кіевѣ евреевъ-избирателей.
Обсуждаются самые разнообразные вопросы, связанные съ выборами,-- оставлять-ли за депутатами-священниками ихъ приходы, какъ намѣчать и выбирать депутатовъ. Въ газетахъ промелькнуло совершенно невѣроятное извѣстіе,-- будто бы возникала мысль назначать депутатовъ-священниковъ въ Госуд. Думу.
"Въ церковныхъ кругахъ, какъ передаютъ, возникло новое теченіе. Ссылаясь на то, что представители духовенства въ городскія Думы и земскія собранія назначаются епархіальнымъ начальствомъ, находятъ, что духовныя лица должны являться и въ Государственную Думу представителями господствующей церкви по назначенію отъ епархіи по одному или по два члена. Эти назначенные депутаты должны пользоваться всѣми правами членовъ Государственной Думы, кромѣ несмѣняемости, такъ какъ епархіальные архіереи могутъ въ любой моментъ перемѣнить своихъ представителей" {Русскія Вѣдомости, No 149.}. Потомъ появились болѣе смягченныя формы: "что касается до избранія въ члены Думы, то для этого требуется предварительное согласіе епархіальнаго начальства" {Русскія Вѣдомости, No 153,}. И есть уже иллюстрація: "распоряженіемъ варшавской духовной власти священникъ Садиковъ, кандидатъ прогрессистовъ, лишенъ права выступить на предвыборныхъ собраніяхъ" {Пятигорское Эхо, No 163.}.
Въ будущемъ, быть можетъ, прибавятся подробности, штрихи, новыя разъясненія, но въ общемъ картина выяснилась,-- втянуто въ агитацію все духовенство и все, что связано съ духовенствомъ, и во весь ростъ встала предвыборная организованность: для священниковъ, желающихъ идти въ Гос. Думу, требуется согласіе епархіальнаго начальства, а для архіереевъ -- согласіе синода, а потомъ комитеты, инструкціи, надзоръ.
Общее направленіе этой предвыборной агитаціи тоже постепенно выясняется. Сначала предполагался вообще блокъ съ правыми,-- проведеніе своихъ правыхъ и поддержка свѣтскихъ правыхъ. Изъ Курска пишутъ: "Что касается соглашеній съ другими избирательными группами, то благочиннымъ преподано категорическое разъясненіе, что входить въ соглашеніе можно лишь съ союзомъ русскаго народа и Архангела Михаила, и лишь въ крайнемъ случаѣ баллотировать за націоналистовъ. Остальныя политическія группы, даже октябристы, ни въ какомъ случаѣ не могутъ пользоваться поддержкой духовенства" {Рѣчь, No 182.}.
Въ послѣднее время выясняется другое теченіе,-- не уклоняющееся отъ праваго пути,-- стремленіе отгородиться отъ всякихъ партій и обособиться въ замкнутую и чисто сословную духовную партію, "при чемъ повидимому отрицаются и крайніе случаи". Изъ Кіева уже сообщалось, что произошелъ полный разрывъ между Кіевскими націоналистами и духовенствомъ, которое рѣшило проводить только своихъ депутатовъ-священниковъ. Есть аналогичныя сообщенія и изъ другихъ мѣстъ.
Энергія, расходуемая на эту предвыборную агитацію, воистину безпримѣрная, по крайней мѣрѣ, для нашего духовенства. "Синодъ и оберъ-прокуроръ Саблеръ заняты все время вопросами выборной кампаніи" {Русск. Вѣд., No 151.}. Повидимому, брошены на произволъ судьбы всѣ текущія дѣла, и все время и вниманіе сосредоточиваются на предвыборной агитаціи. Въ той же корреспонденціи "Рѣчи" изъ Курска пишутъ:
"Нашъ архіепископъ Стефанъ весь поглощенъ предвыборной агитаціей. Въ архіерейскихъ покояхъ точно въ бюро, вѣдающемъ выборную процедуру: постоянныя собранія, совѣщанія, пишутся посланія, вырабатываются инструкціи. Передъ выборной злобой все отступило назадъ -- законоучительскіе и регентскіе курсы, приходская благотворительность, которой сталъ было увлекаться архіепископъ, даже миссіонерское дѣло, несмотря на обостряющійся ростъ сектантства, несмотря на тревогу, еще недавно поднятую по этому поводу самимъ архіепископомъ". И другія средства: комитеты, губернскія комиссіи, уѣздныя комиссіи, сноситься рекомендуется по телеграфу (тамъ же, въ Курскѣ) -- настоящая Америка...
-----
Новое выступленіе духовенства не только новый фактъ, но и многознаменательный симптомъ русской жизни. Весьма интересно отмѣтить, что, судя по газетнымъ извѣстіямъ и частнымъ свѣдѣніямъ, значеніе и роль союза русскаго народа и въ столицахъ, и въ провинціальной жизни значительно понизились за послѣдніе два года. Какъ-то рѣже стали появляться въ газетахъ широковѣщательныя союзническія телеграммы, меньше слышно о депутаціяхъ и пріемахъ, нѣтъ активныхъ выступленій. Повидимому, изсякаютъ еще недавно бывшія столь обильныя субсидіи, не приливаютъ въ должномъ количествѣ темныя деньги. Союзы русскаго народа и Михаила Архангела закрываются, и кое-гдѣ въ провинціи даже говорятъ о союзникахъ: "были да сплыли".
Еще болѣе знаменательно по данному вопросу, что въ настоящее время нѣтъ былого принужденія духовенства идти навстрѣчу союзу русскаго народа, а кое-гдѣ въ лично мнѣ извѣстныхъ случаяхъ губернской епархіальной властью преподаются священникамъ указанія держаться въ сторонѣ отъ союзническихъ организацій.
Повидимому, эволюція ихъ закончена. Быть можетъ, нѣкоторую роль сыграла здѣсь скупость и опасеніе, что, сколько ни сыпь денегъ въ эту бездонную прорву, все равно она никогда не насытится; быть можетъ, износился самый аппаратъ, и нужный ремонтъ превышаетъ цѣнность самого аппарата. Повидимому, создатели и покровители союза русскаго народа разочаровались въ цѣнности его,-- онъ не оправдалъ надеждъ, которыя возлагались на него, и люди стали искать болѣе удачныхъ комбинацій.
Возникла и взяла на себя дѣло спасенія отечества новая партія -- націоналистическая, -- воистину великолѣпная и средостѣнная, такъ какъ столь же мало отличалась отъ октябристовъ, какъ и отъ правыхъ пуришкевичевскаго толка, и долженствовавшая служить мостомъ, не очень труднымъ въ архитектурномъ отношеніи, между правыми и октябристами. Ея эволюція еще не закончена, но, повидимому, и съ націоналистами обстоитъ не совсѣмъ благополучно. Даже въ медовый мѣсяцъ ихъ юной жизни, когда они сѣли на стулъ, съ котораго только что прогнали октябристовъ, когда ихъ шумно привѣтствовала собственная газета,-- той же газетѣ сообщалось, что въ только что основавшемся національномъ клубѣ нѣтъ денегъ, кромѣ единичныхъ крупныхъ субсидій, что не поступаютъ взносы, что мало записывается членовъ, что глухо и мертво тамъ. Повидимому, съ тѣхъ поръ дѣла ихъ не улучшились. Изъ Кіева писали {Русск. Вѣд., No 136.}, что націоналисты въ уныніи, и клубъ ихъ гибнетъ, такъ какъ они не получили субсидіи, на которую жили раньше. Изъ другихъ мѣстъ съ юга сообщали, что тамошніе націоналисты вслѣдствіе оскудѣнія кассы просятъ петербургскихъ націоналистовъ о высылкѣ денегъ. Но съ юга и запада Россіи, въ особенности гдѣ наиболѣе смѣшанное населеніе, по крайней мѣрѣ получаются "извѣстія"; тамъ хотя и "въ уныніи", но націоналисты производятъ шумъ, устраиваютъ блоки; откуда-то чиновники и учителя получаютъ приглашенія записываться въ націоналисты, какъ раньше получали предложенія записываться въ союзъ русскаго народа. А въ остальной Россіи, тамъ, гдѣ населеніе не смѣшанное, а коренное русское,-- въ центрѣ, на сѣверѣ и на востокѣ,-- о націоналистахъ мало слышно, нѣтъ извѣстій, нѣтъ вниманія къ нимъ. Барабанъ и тамъ гремитъ, но обыватель понимаетъ, что это -- пустой барабанъ, и только однимъ ухомъ слушаетъ "дробь", которую онъ выдѣлываетъ. Во всякомъ случаѣ трудно разсчитывать на большой уловъ избирателей коренной Россіи на націоналистическую удочку. И нужно думать, что созидатели и вдохновители національной партіи если и не разочаровались въ ней, то все-таки не возлагаютъ на нее тѣхъ надеждъ, которыя возлагали раньше, и повидимому понимаютъ, что спасеніе отечества по прежнему въ сомнительномъ положеніи и требуетъ иныхъ мѣръ и иныхъ общественныхъ группъ.
Возникаетъ новая духовная партія, создается новая организованность, широко развертывается предвыборная агитація духовенства. "Нельзя не признать, что изъ всѣхъ ходовъ, которые предпринимались со времени революціи, это самый удачный, что это наиболѣе вѣрная ставка, такъ какъ она -- ставка на "сильныхъ", но, вмѣстѣ съ тѣмъ, и послушныхъ,-- сильныхъ своимъ мѣстнымъ вліяніемъ, давними традиціонными отношеніями, и послушныхъ, какъ ни одна изъ другихъ общественныхъ группъ. Это не союзъ русскаго народа, съ его пестрымъ составомъ людей сомнительнаго прошлаго и неопрятнаго настоящаго, не націоналисты, не имѣющіе корней именно въ коренномъ русскомъ населеніи,-- это коренные русскіе люди и, такъ сказать, повсемѣстные люди, люди опредѣленнаго соціальнаго состава, пастыри, духовные отцы, учители жизни, къ которымъ еще не исчезло традиціонное уваженіе,-- слово "батюшка" и теперь еще произносится въ деревняхъ особеннымъ тономъ. И люди давней дисциплины, равную которой можно найти только въ войскахъ.
А потомъ спасеніе отечества обойдется очень дешево, даже, можно сказать, совсѣмъ даромъ. Не нужны будутъ субсидіи и вспоможенія,-- епархіальное начальство обойдется своими средствами. Не нужно будетъ заботиться о награжденіи усердныхъ и послушныхъ и о карѣ неусердныхъ и строптивыхъ,-- духовное начальство сумѣетъ наградить лучшими епархіями и приходами первыхъ и безъ особаго шума и огласки покарать вторыхъ,-- худшими приходами, заключеніемъ въ монастыри на послушаніе, лишеніемъ священническаго сана, что знаменуетъ вмѣстѣ съ тѣмъ и ограниченіе гражданскихъ правъ... И уже одна стройность и планомѣрность, съ которой развертывается предвыборная агитація духовенства, указываетъ на огромную разницу новой духовной партіи отъ другихъ смежныхъ организацій. Въ какіе-нибудь 2-3 мѣсяца все налажено, инструкціи даны и приведены въ исполненіе, генералы и офицеры на мѣстахъ въ полномъ вооруженіи, планъ кампаніи выработанъ до послѣднихъ мелочей. Кое-гдѣ началась уже кампанія. Изъ Ставрополя-губернскаго пишутъ: "Нѣкоторые батюшки уже начали съ церковнаго амвона свою проповѣдь о стыдѣ, испытываемомъ ими за ставропольскихъ избирателей, посылавшихъ до сего времени во всѣ три Думы сплошь измѣнниковъ, трудовиковъ и к.-д." {Рус. Вѣд., No 168.}...
-----
Считаю нужнымъ оговориться напередъ, что я не буду касаться здѣсь канонической точки зрѣнія и разбираться, правъ ли былъ синодъ, высказавшійся категорически за полную согласованность съ канонами возникшей агитаціи духовенства, или были правы отдѣльные голоса епископовъ, высказывавшихся противъ этой агитаціи. Равнымъ образомъ я не собираюсь останавливаться на этомъ новомъ фактѣ русской жизни съ точки зрѣнія результатовъ предстоящихъ выборовъ. Это, конечно, очень важно Всеобщая организованность низовъ, толщи духовенства подъ центральной указкой синода и подъ категорическими предписаніями мѣстныхъ духовныхъ властей можетъ сказаться ощутительными результатами, и ничего не будетъ неожиданнаго, если, при энергичномъ "разъясненіи" цѣлыхъ категорій избирателей и при теперешнемъ значительномъ равнодушіи гражданъ къ выборамъ, войдутъ въ Думу 100--150 священниковъ, о чемъ мечтаютъ синодскіе круги, и если они, при вѣроятномъ разношерстномъ составѣ будущей Думы, сдѣлаются доминирующей группой, рѣшенія которой будутъ опредѣлять судьбы будущаго законодательства 4-й Государственной Думы. Если даже и не сбудутся синодскія мечтанія, то все же роль духовенства въ будущей Думѣ будетъ значительнѣе и ощутимѣе, чѣмъ въ 3-й Гос. Думѣ.
Это все такъ, но меня интересуютъ въ данномъ случаѣ не ближайшіе результаты выборовъ въ Думу и даже не сама будущая Дума,-- а тѣ далекія и широкія перспективы, которыя открываются изъ новаго выступленія духовенства на арену русской жизни, и которыя съ моей точки зрѣнія гораздо важнѣе ближайшихъ результатовъ и размѣровъ успѣха этого выступленія.
Грозныя перспективы...
II.
Не вѣдятъ бо, что творятъ... Ближайшіе результаты туманятъ глаза и мѣшаютъ вглядываться въ даль. Во всякомъ случаѣ сомнительно, чтобы дирижирующіе люди, давшіе новый пароль духовенству, понимали въ полномъ объемѣ все значеніе того, что они дѣлаютъ, сколь революціонно дѣло, которое они дѣлаютъ, какими сотрясеніями грозитъ оно самымъ основамъ русской церкви -- и не въ "отдаленномъ, а пожалуй въ близкомъ будущемъ...
Съ перваго взгляда въ основѣ позиція духовенства въ государствѣ не измѣняется и только доводится до своего логическаго конца. Договариваются послѣднія слова, и до гола обнажается сущность отношеній церкви и государства. Русская церковь давно была государственнымъ учрежденіемъ, и русское духовенство давно уже освящало институты государства, но это служеніе цѣлямъ государства не захватывало всей души рядового сельскаго священника. Онъ провозглашалъ въ указанные дни должныя многолѣтія, во времена крѣпостного права изрѣдка -- онъ никогда не былъ рѣчистъ -- говорилъ "слово" на тему "раби, повинуйтеся господемъ" -- и этимъ въ значительной мѣрѣ ограничивалось его служеніе государству. Онъ снималъ ризу и уходилъ изъ церкви, дома снималъ рясу, а обыкновенно и подрясникъ, и оставался въ одной рубашкѣ, какъ ходили въ деревняхъ. И вмѣстѣ съ ризой и подрясникомъ снималъ съ себя государственныя дѣла и погружался въ деревенскія дѣла, съ которыми онъ былъ безконечно болѣе интимно связанъ, чѣмъ со служеніемъ государству. А, главное, не было при этомъ особаго принужденія, не было насилія надъ совѣстью. Такъ, въ Писаніи сказано: "Кесарево -- Кесарю", и изъ Писанія бралъ онъ свою тему о рабахъ и господахъ. И. для средняго священника этого было достаточно, чтобы онъ жилъ въ мирѣ со своей совѣстью, чтобы онъ былъ цѣленъ и невозмутимъ въ своей психологіи. И тотъ-же священникъ, который держалъ слово къ рабамъ, всѣмъ сердцемъ радовался -- и я еще помню эту радость -- когда освободили рабовъ, и рухнуло крѣпостное право. И давнее служеніе государству не помѣшало сельскому священнику радоваться вмѣстѣ съ народомъ манифесту 17-го октября и всѣмъ сердцемъ благословлять возвѣщенныя въ немъ свободы.
Теперь начинается новая полоса въ жизни русскаго священника: его требуютъ всего, съ его разумомъ, съ его совѣстью. И страшное насиліе надъ его совѣстью,-- первое, что придется испытать ему. Нельзя, какъ раньше сказать: "отзвонилъ -- и съ колокольни долой", нельзя утѣшаться тѣмъ, что такъ утѣшительно для среднихъ людей: "не нами началось, не нами и кончится". Ему приходится начинать Начинать выходить на амвонъ,-- святое мѣсто церкви,-- не со старыми христіанскими учительными словами о грѣхѣ и правдѣ, о молитвѣ и покаяніи, а съ свѣтскими словами уличной борьбы, словами, приказанными, предуказанными, быть можетъ, противорѣчащими его совѣсти, порой омерзительными для него словами -- говорить противъ тѣхъ, за кого онъ всегда молился, съ кѣмъ неразрывно связанъ, кого онъ столько разъ благословлялъ съ этого амвона... Вмѣсто словъ прощенія и любви, слова злобы и ненависти -- какъ ставропольскіе батюшки противъ трудовиковъ и к.-д., за которыхъ, быть можетъ онъ же клалъ шары въ избирательную урну пять лѣтъ назадъ... Предъ нимъ драма встаетъ, и я не ошибусь, сказавъ -- болѣе страшная и мучительная, чѣмъ для большинства русскихъ обывателей.
Нужно говорить о среднихъ людяхъ,-- не очень возвышенныхъ и не очень низкихъ,-- объ обыкновенныхъ людяхъ. Эти обыкновенные люди, средніе русскіе священники, всегда были далеки отъ поднятія меча, никогда не были воинственны, не стремились вмѣшиваться въ уличную борьбу и всегда желали только прожить тихонько со своей средней совѣстью,-- не стремились трогать другихъ и желали тjлько, чтобы ихъ не трогали.
Теперь ихъ трогаютъ, подошли къ нимъ вплотную, ломаютъ ихъ душу. Какъ онъ, священникъ, будетъ смотрѣть въ лицо своей паствѣ, какъ онъ будетъ говорить этимъ труждающимся и обремененнымъ, за которыхъ онъ всю жизнь молился, которыхъ зоветъ къ себѣ надпись надъ его сельскимъ храмомъ,-- тѣ слова, которыя предуказаны, приказаны ему? Какъ согласуетъ онъ свою старую, тихую смиренную русскую вѣру съ тѣмъ новымъ пониманіемъ христіанства, которое диктуется ему сверху? Съ націоналистическимъ пониманіемъ христіанства, съ враждой и злобой ко всѣмъ инородцамъ, ко всѣмъ инако рожденнымъ и инако вѣрующимъ и даже къ своимъ, православнымъ,-- къ украинцамъ, грузинамъ? "Нѣсть эллинъ и іудей"... говоритъ Евангеліе, а ему говорятъ, что еврей, если онъ даже обратился въ православіе -- не желанное новое чадо въ семьѣ вѣрующихъ,-- а іудей все-таки, по новому опредѣленію націонализма, "человѣкъ іудейскаго происхожденія"...
И потомъ русскій батюшка не католическій священникъ, оторванный это всего личнаго, для котораго церковь есть все -- домъ, семья, гдѣ годами вырабатывается совершенно особая психологія, вся исходящая изъ церкви и вся вмѣщающаяся въ церкви, гдѣ притомъ не государство шлетъ указанія церкви, а церковь по сіе время стремится диктовать свою волю государству.
Тамъ нѣтъ и сдѣлокъ съ совѣстью, и если есть драмы, то драмы другого рода. Онъ, католическій священникъ, средній человѣкъ,-- вѣритъ, что церковь -- все, а государство -- малая вещь, людскіе-же житейскіе интересы -- и совсѣмъ ничтожная вещь. И можно понимать, что онъ, гордый, и сильный, воинствуетъ, какъ апостолъ Петръ, котораго онъ чтитъ превыше всѣхъ.
Русскій священникъ совсѣмъ другое. Прежде всего у русскаго священника есть дѣти, и дѣти эти за послѣднія 40-50 лѣтъ выходятъ не только въ священники, а и въ доктора, и въ адвокаты, и въ инженеры, и въ учителя, а дочки въ учительницы и тоже во врачи... Дѣти вносили и вносятъ въ тихій священническій сельскій домикъ широкіе отзвуки мірской жизни, новыя требованія, новыя государственныя цѣли и новую совѣсть, тяготѣющую именно къ труждающимся и обремененнымъ. При томъ это вошло уже въ нравы, и старыя драмы, происходившія раньше на этой почвѣ въ сельскихъ домикахъ, давно исчезли въ своей остротѣ, и все стало буднями, привычнымъ явленіемъ. Они конечно,-- разныя, эти дѣти, разныхъ думъ и разныхъ совѣстей, но все таки въ общемъ они враги именно того, куда и къ чему повелительно тянутъ сельскихъ священниковъ предержащія духовныя власти. Что батюшки скажутъ дѣтямъ своимъ, и что отвѣтятъ батюшкамъ дѣти ихъ?
Драма уже началась, и именно на почвѣ конфликтовъ съ совѣстью, и развертывалась на нашихъ глазахъ все шире и шире. Изъ-за чтенія и поясненія манифеста 17-го октября, изъ-за союзническихъ знаменъ, изъ-за дѣятельности на выборахъ и въ первыхъ двухъ Государств. Думахъ. Безчисленные случаи удаленія отъ приходовъ, переводы въ глухія мѣста на худшіе приходы, не вслѣдствіе зазорнаго поведенія и недоразумѣній съ прихожанами,-- а именно хорошихъ священниковъ за несоотвѣтствіе съ видами мѣстнаго Гермогеновскаго или иного духовнаго правительства, вольное и невольное снятіе священническаго сана... Мѣсяцъ назадъ въ газетахъ сообщалось, что дьяконъ бросился съ колокольни... Раньше отмѣчены были два такихъ же самоубійства священниковъ, и въ одномъ случаѣ прямо указывалась причина самоубійства -- конфликтъ съ совѣстью, не хотѣвшей мириться съ принужденіемъ, со всѣмъ, чего требовали отъ чуткой совѣсти... Самоубійства въ средѣ духовенства вообще рѣдки, но на этихъ самоубійствахъ лежитъ особо трагическій колоритъ. Съ колокольни... Подъ которой онъ такъ долго молился... Тутъ, пожалуй, тоже можно сказать: "отзвонилъ и съ колокольни долой",-- только въ другомъ, страшномъ смыслѣ...
Но это только эпизоды, только предисловіе къ тому, что готовится духовенству, и трудно даже приблизительно намѣтить размѣры и ужасъ драмы, которая встанетъ предъ духовенствомъ, когда новая программа жизни обниметъ всю Россію и выростетъ. во всей ея повелительности.
-----
Какъ отнесется духовенство къ своей новой позиціи, къ новой, воинствующей роли?
Я помню, какъ отнеслось духовенство въ массѣ къ первому вызову его на улицу, который сдѣлалъ Побѣдоносцевъ въ вопросѣ о церковно-приходскихъ школахъ, и логическимъ концомъ котораго явилось теперешнее политическое выступленіе духовенства. "Какъ я буду,-- говорили мнѣ тогда почтенные уважаемые священники,-- идти въ земство и доказывать преимущество церковно-приходскихъ школъ, когда я знаю, что земскія школы лучше поставлены и больше даютъ знаній народу?" И средніе совѣстливые священники уклонялись отъ борьбы съ земскими школами, а шли бороться съ ними и защищать церковно-приходскія особаго типа священники, дѣлавшіе на этомъ карьеру,-- и тогда уже такихъ священниковъ награждали лучшими приходами, чинами и орденами.
Какъ теперь относятся къ новому выступленію рядовые сельскіе священники,-- неизвѣстно, и слышно только о благочинническихъ съѣздахъ, безропотно принимающихъ къ свѣдѣнію и исполненію указующія рѣчи и предписанія духовнаго начальства. Нельзя, впрочемъ, сказать, чтобы и теперь уже не раздавались протестующіе голоса изъ среды самаго духовенства. Въ "Русскихъ Вѣдомостяхъ" писали (No 143):
"...Въ синодскихъ кругахъ, какъ передаютъ, произвело сильное впечатлѣніе предложеніе одного изъ провинціальныхъ архіереевъ о воспрещеніи духовенству и въ частности епископамъ участвовать въ выборахъ въ Государственную Думу. Онъ проводитъ мысль, что участіе духовенства въ выборахъ не соотвѣтствуетъ ни церковнымъ правиламъ, ни примѣрамъ исторіи. Священникъ долженъ быть общепартійный; въ противномъ случаѣ онъ будетъ пастыремъ не всего своего духовнаго стада, а только своихъ единомышленниковъ. Единственно, что можетъ сдѣлать духовенство во время выборовъ, это -- безпристрастно разъяснять непонимающимъ правые и лѣвые выборные планы. Авторъ доклада молитъ Синодъ -- своимъ властнымъ голосомъ воспретить духовенству участвовать въ Думѣ и тѣмъ сохранить его для церкви и для народа".
Въ другомъ сообщеніи приводится, что "три епископа подали въ Синодъ мнѣніе, доказывая антиканоничность участія духовенства въ Думѣ".
Отозвался на вопросъ и новый еженедѣльный журналъ "Церковно-общественный Вѣстникъ", издающійся при ближайшемъ участіи нѣкоторыхъ профессоровъ Академіи, духовныхъ писателей и дѣятелей.
"Имъ (духовнымъ избирателямъ) менѣе, чѣмъ кому-либо другому, простительно было бы идти на компромиссы съ совѣстью, обращать свою силу въ орудіе интересовъ личныхъ и сословныхъ въ ущербъ общей пользѣ, спускаться съ высоты нравственныхъ требованій до житейскаго торгашества "политическими принципами".
"Но, къ сожалѣнію, усиліями разныхъ инстанцій, въ духовную среду энергично проводится самое грубое политиканство". "Открыто и даже шумно всюду демонстрируется связь духовенства съ крайними правыми партіями, и многіе преосвященные прямо указываютъ духовенству голосовать за кандидатовъ этихъ партій, поддерживать ихъ на выборахъ" {Русск. Вѣд., No 153.}.
И, очевидно, статья больно ударила по синодскимъ кругамъ. "Колоколъ" немедленно реагировалъ и посвятилъ статьѣ цѣлый фельетонъ, озлобленный, но беззубый, гдѣ единственнымъ аргументомъ являлось заподазриваемое родство новаго духовнаго органа съ газетой "Рѣчь". "Что если,-- шипитъ авторъ фельетона, А. Давыдовъ,-- статью-то о пастырѣ добромъ, размышляющемъ о судьбѣ родины, писалъ молодчикъ въ куцомъ пиджакѣ съ горбатымъ носомъ и плохо выговаривающій букву р?" {Колоколъ, No 1874.}
Вѣроятно, найдутся священники, которые не поступятся своей совѣстью и, очищенные въ горнилѣ страданій, уйдутъ съ своего амвона, изъ своей сельской церкви, уйдутъ въ смежныя христіанскія общины, гдѣ можно проповѣдывать слово Божіе по совѣсти, безъ насилія и принужденія (случаи перехода православныхъ священниковъ въ старообрядчество были уже отмѣчены), быть можетъ, вовсе уйдутъ, снимутъ съ себя священническій санъ. Будутъ и карьеристы, которые будутъ строить на этомъ свое благополучіе.
Насколько можно судить по прошлому русскаго духовенства, толща его, средніе священники, будутъ стараться, елико возможно, уходить дальше отъ острыхъ положеній и рѣшительныхъ поступковъ, наименѣе ломать свою душу. Но именно потому, что новое выступленіе по необходимости захватитъ значительную массу духовенства, нужно думать, что огромное пониженіе нравственнаго уровня духовенства будетъ первымъ и неизбѣжнымъ результатомъ новаго выступленія его на политическую сцену.
-----
Но еще важнѣе этой личной драмы священниковъ то глубокое измѣненіе позиціи священника въ его приходѣ и отношенія къ нему паствы, которое будетъ неизбѣжнымъ результатомъ новаго выступленія священниковъ.
Я говорю здѣсь главнымъ образомъ о духовенствѣ сѣверныхъ и центральныхъ губерній. Не только потому, что именно это духовенство мнѣ близко извѣстно, но и потому, что есть значительная разница въ самомъ характерѣ духовенствъ южнорусскаго и великорусскаго, въ ихъ культурѣ, манерахъ и навыкахъ жизни, и въ ихъ общественной позиціи, и во взаимоотношеніяхъ духовенства и паствы. Можно сказать, исходя изъ формулы "раби и господа", что великорусское духовенство всегда было ближе къ рабамъ, а южнорусское -- ближе къ господамъ. Прежде всего самый соціальный составъ. На югѣ не рѣдкость дворянскія фамиліи среди духовенства, имѣющія общій корень съ существующими въ той же округѣ помѣщичьими родами. Въ центрѣ и на сѣверѣ эти случаи неизвѣстны и во всякомъ случаѣ крайне рѣдки. Великорусское дворянство заселяло монастыри и, быть можетъ, даже въ большемъ количествѣ, нежели южнорусское дворянство, но не шло въ ряды бѣлаго духовенства.
И совсѣмъ разная культура и разная манера жизни. 85 лѣтъ назадъ мнѣ пришлось прожить нѣкоторое время въ Полтавской губ., и меня поразила рояль въ домѣ сельскаго батюшки, и то, что два сына его были офицеры, и то, что одна дочка окончила въ институтѣ, а другая была замужемъ за помѣщикомъ. Въ тѣ времена въ центральныхъ губерніяхъ -- Владимірской и Тверской, въ Рязанской и Нижегородской -- не было въ семьяхъ сельскихъ священниковъ ни роялей, ни сыновей офицеровъ, ни дочекъ институтокъ или гимназистокъ. Да, за это время культурность великорусскаго сельскаго духовенства значительно поднялась, и священническія семьи дали огромное количество и врачей, и адвокатовъ, и дѣятелей науки и техники, и женщинъ-врачей, и фельдшерицъ. Но, повидимому, эта разница въ укладѣ жизни продолжаетъ сохраняться и по сіе время,-- какъ и огромная разница въ экономическомъ положеніи сѣвернаго и южнаго духовенства, и вытекающая отсюда значительная разница во взаимоотношеніяхъ духовенства и крестьянства въ приходской жизни. Въ тѣ старыя времена, которыя я упоминалъ, значительное большинство великорусскаго сѣвернаго духовенства жило прежде всего отъ земли и потомъ отъ крестьянъ, отъ сѣрой, мало дифференцированной общинной крестьянской массы. Почти всѣ священники хозяйствовали по мужицки, откармливали скотъ для продажи, пчелъ водили; матушки, какъ крестьянскія бабы, скопы дѣлали всякіе. Въ бѣдныхъ приходахъ, которыхъ было большинство и во Владимірской, и въ Рязанской губ.,-- сами пахали и косили, и, какъ крестьяне, приарендовывали у помѣщиковъ лужки и отрѣзки, и устраивали "помочи" для уборки ржи и овса, на которую охотно шли прихожане. Южнорусскіе священники тоже вели хозяйство, но хозяйство ближе къ помѣщичьему типу, чѣмъ къ крестьянскому,-- на десяткахъ десятинъ, съ батраками, съ сельско-хозяйственными машинами. И потомъ тамъ, на югѣ, другой составъ прихода, гораздо болѣе дифференцированный: тамъ относительно больше помѣщичьяго дворянства и притомъ живущаго круглый годъ на мѣстахъ, вообще, больше частнаго землевладѣнія,-- и мелкаго дворянскаго, и казацкаго, и крестьянскаго. И этотъ болѣе пестрый соціальный составъ прихода дѣлаетъ южнорусскаго священника болѣе экономически обезпеченнымъ и менѣе зависимымъ отъ безземельнаго крестьянства. Великорусскій укладъ жизни въ общемъ сохранился,-- сохранилась и большая близость уклада жизни духовенства и крестьянства, и большая зависимость сельскихъ священниковъ отъ прихожанъ, отъ мало дифференцированной сѣрой массы общинниковъ.
Чисто бытовыя условія сдѣлали связь великорусскаго духовенства и ихъ прихожанъ глубокой и интимной, и, можетъ быть, униженное положеніе сельскаго духовенства во времена крѣпостного права,-- не очень рѣзко отличавшееся отъ крестьянской позиціи,-- и большая близость къ крестьянскому укладу жизни, чѣмъ къ помѣщичьему, сыграли извѣстную роль въ этой интимности.
-----
Не трудно представить себѣ послѣдствія новаго политическаго выступленія духовенства,-- это будетъ разрывъ духовенства съ народомъ, уходъ паствы отъ своихъ пастырей,-- не трудно потому, что слишкомъ просто и ясно то, съ чѣмъ духовенство выступитъ, блоки продиктованы только съ націоналистами и союзниками, предуказанныя и приказанныя слова, -- если только они будутъ произноситься,-- будутъ слова націоналистическія и союзническія. Націоналистическая программа не очень громоздкая, легко укладывается въ десятиминутную бесѣду и больше содержитъ не, чѣмъ да. И батюшка долженъ убѣждать, что не слѣдуетъ позволять мирно жить финляндцамъ, полякамъ, что слѣдуетъ искоренять евреевъ, такъ какъ отъ нихъ, отъ инородцевъ, все зло, все засилье. Слова все далекія, мало затрагивающія крестьянина центральныхъ губерній, такъ какъ ни польскаго, ни финляндскаго, ни еврейскаго засилья онъ надъ собой не чувствуетъ. А какъ ваше засилье, батюшка, что насъ опутало?-- спроситъ паства. И батюшка долженъ будетъ отвѣтить, что все засилье останется, такъ какъ оно во спасеніе. И націоналистическое да, увеличеніе мощи государства, ничего не прибавитъ крестьянину, такъ какъ Noжъ испоконъ вѣку своими боками укрѣплялъ государство россійское и прекрасно понимаетъ, что недавно ассигнованные 500 милліоновъ и грядущіе сотни милліоновъ взяты будутъ не изъ кармана помѣщиковъ и не отъ нихъ, батюшекъ, а все изъ ихняго-и" мужицкаго кармана.
Союзническія слова еще проще. Свести на нѣтъ манифестъ 17-го октября, воротить жизнь къ старому порядку, снабдивъ его новыми заставами и рогатинами. А какъ насчетъ правъ?-- спросятъ батюшку. А батюшка, если онъ послушный и усердный, долженъ будетъ отвѣтить, что крестьянскія права останутся старыя,-- и становые, и предводители, и дворянское земство, и подати, и всякія повинности,-- и что новыхъ правъ, за которые хлопочутъ трудовики и к.-д., и прочіе лѣвые измѣнники, стыдиться надо.
Не въ томъ дѣло, что націоналистическія и союзническія слова безтолковыя и ненужныя слова, и вредныя для Россіи, для отечества, а въ томъ, что они прежде всего противукрестьянскія слова, вредоносность которыхъ всякому крестьянину понятна.
А потомъ паства подойдетъ къ батюшкѣ съ послѣднимъ и самымъ главнымъ вопросомъ: а какъ насчетъ земли? Что отвѣтитъ батюшка? Скажетъ-ли онъ по простотѣ: земли вамъ не будетъ, а будутъ только отруба, банкъ, Сибирь, станетъ-ли объяснять, что такъ и надо, какъ сейчасъ, что собственность священна и пялить глаза имъ, мужикамъ на чужую землю преступно, или будетъ говорить Виталіевскія слова, что стоитъ крестьянамъ войти въ союзъ русскаго народа, и земля у нихъ будетъ?
И въ концѣ вопросовъ и отвѣтовъ священникъ скажетъ: голосуйте за меня или Созонта Львовича, націоналиста или союзника, котораго прихожане знаютъ, какъ крестьянскаго недруга, который не забылъ своихъ крѣпостническихъ правъ,-- мы васъ обслужимъ!
И когда батюшка скажетъ все это, прихожане уйдутъ отъ него, и порвутся старыя связи...
Можно думать, что средніе священники будутъ говорить слова неясныя, среднія, негромкія, притуманенныя, но тамъ въ Думѣ прикровенное будетъ явнымъ, и слова будутъ громкія и всѣ ясныя, и слова будутъ дѣлами,-- законопроектами. Мы знаемъ изъ отчета священника -- депутата 3-й Гос. Думы, что происходило на сценѣ и за кулисами ея, какую драму переживали тамъ даже правые священники, очутившіеся между епископами, сидѣвшими съ крайними правыми и крестьянами, и какъ "желѣзная дисциплина" заставляла священниковъ измѣнять крестьянамъ, отказываться отъ своихъ словъ и обѣщаній, снимать свои подписи съ проектовъ и предположеній, уже ими подписанныхъ... Но ихъ мало было въ 3-й Думѣ, и потому ихъ дѣятельность не привлекала къ себѣ пристальнаго вниманія широкихъ слоевъ населенія. Если надежды Синода оправдаются, и священники соберутся въ количествѣ 100--150 человѣкъ съ предусмотрѣнной еще болѣе суровой дисциплиной,-- тогда всѣ законопроекты, съ правой стороны, всѣ вредные для крестьянъ законопроекты, касающіеся народнаго образованія и податей, правъ и земли, будутъ носить на себѣ штемпель духовной партіи. Тогда будетъ слышно всей Россіи, и весь народъ въ самыхъ дальнихъ углахъ узнаетъ, какъ представляютъ въ Гос. Думѣ батюшки -- его, народъ, и какъ вмѣстѣ съ націоналистами и крайними правыми устрояютъ государство россійское...
Тогда все станетъ ясно, голо и обнаженно, сняты будутъ прикровенныя одежды, погибнутъ иллюзіи, и похоронены будутъ традиціи... Тогда заляжетъ пропасть между духовенствами и крестьянствомъ, и паства будетъ уходить отъ своихъ пастырей. Быть можетъ, уходить отъ своей старой церкви въ иныя церкви, въ иные толки,-- быть можетъ, это и будетъ началомъ конца старой русской церкви.
Не вѣдятъ бо, что творятъ...
III.
Кто изъ духовенства будутъ представителями русскаго народа въ 4-й Госуд. Думѣ? Съ большой долей вѣроятности можно сказать одно: тамъ, гдѣ придется выбирать между личными достоинствами, считающимися необходимыми для духовнаго лица, и, такъ сказать, военными способностями, нужными для предпринятой кампаніи,-- предпочтеніе будетъ отдаваться военнымъ способностямъ. Кое-гдѣ уже опубликованы намѣчающіяся, быть можетъ, вѣрнѣе будетъ сказать: назначаемыя кандидатуры, но все это главнымъ образомъ въ провинціи и непровивціальному человѣку трудно судить о нихъ. Но есть одна кандидатура, центральная, притомъ въ Москвѣ, съ очень популярнымъ именемъ и чрезвычайно показательная въ указанномъ мною смыслѣ. Давно уже ("Рус. Вѣд.", No 140) появилось извѣстіе: "какъ передаютъ, кандидатомъ правые въ 4-ю Гос. Думу выставляютъ отъ г. Москвы, по указанію высшихъ церковныхъ сферъ, архимандрита Макарія Гнѣвушева".
Фигура архимандрита Макарія Гнѣвушева вполнѣ яркая и достаточно освѣщенная и по Кіеву, и по Москвѣ. Можно не вѣрить лѣвымъ газетамъ, просто потому, что онѣ лѣвыя, можно не придавать значенія протесту 60 (съ чѣмъ-то) московскихъ домовладѣльцевъ противъ порядковъ, установленныхъ Макаріемъ въ его монастырѣ, можно,-- потому что вся Москва давно сдѣлалась жидо-масонской и измѣннической, все сплошь выбирала кадетовъ. Но вотъ что пишутъ совсѣмъ не лѣвыя газеты, которыя читаются не лѣвыми избирателями. "С.-Петербургскія Вѣдомости" сообщаютъ: "освобождается викаріатство въ Москвѣ, а митрополитъ Владимиръ не разъ уже выдвигалъ кандидатуру архимандрита Макарія, несмотря на то, что ему только что объявленъ строгій выговоръ за безхозяйственное веденіе дѣлъ въ Новоспасскомъ ставропигіальномъ монастырѣ". Цитирую по "Русскому Знамени" {"Русское Знамя", No 149.}.
А вотъ что пишетъ по этому поводу совсѣмъ уже не лѣвое "Русское Знамя" (тотъ же номеръ):
"Трудно выразить словами весь ужасъ этого вопіющаго безобразія, готовящагося поразить вѣрующую Россію!
"Архимандритъ Макарій, въ полномъ смыслѣ слова, вытащенный за уши всероссійскимъ "мазурикомъ" Восторговымъ на должность настоятеля злосчастнаго Новоспасскаго монастыря, стяжавшій себѣ всенародную репутацію пьяницы и развратника,-- только благодаря заступничеству Восторгова и его покровителей, не разстриженный и не сосланный въ отдаленнѣйшій изъ монастырей на поселеніе за цѣлый рядъ кощунственныхъ безобразій въ "управляемомъ" имъ монастырѣ, готовится,-- страшно сказать -- къ хиротоніи... во епископа!..
"Можно подумать, что іерархи Церкви Россійской нарочно гонятъ въ сектантство паству, измученную этимъ покровительствомъ завѣдомымъ развратникамъ, пьяницамъ и кощунникамъ, вродѣ Восторгова и Макарія Гнѣвушева"!..
А теперь выдвигается кандидатура Макарія Гнѣвушева въ Госуд. Думу, и только на дняхъ сообщалось о предвыборномъ совѣщаніи московскаго духовенства (правда, присутствовало только 11 человѣкъ) подъ предсѣдательствомъ Макарія. И это вполнѣ послѣдовательно, такъ какъ, если Макарій годится въ епископы, то, конечно, и въ Гос. Думу отъ Москвы...
Нужно думать, что Макарій Гнѣвушевъ не одинъ въ Россіи, что въ другихъ мѣстахъ не болѣе щепетильны въ выборѣ депутатовъ въ Гос. Думу, что и въ другихъ мѣстахъ превыше всего будутъ цѣниться не личная безупречность, не чистота прошлаго, а именно военныя способности депутата-священника, депутата-епископа...
-----
Глубокій переломъ совершается въ настоящее время въ русской церкви,-- начиная съ синода и кончая домикомъ сельскаго священника, начиная съ ломки высшаго и средняго духовнаго образованія и кончая глубокими потрясеніями въ самыхъ низахъ православнаго населенія...
Переломъ въ старой русской вѣрѣ, въ самомъ пониманіи христіанства. Встаютъ вопросы, которые не поднимались раньше, обнажается то, что раньше было прикровенно, приходится говорить о томъ, о чемъ прежде молчали. Не вставалъ раньше вопросъ о смертной казни, теперь онъ всталъ, приходится говорить о немъ, не только потому, что смертныя казни перестали быть рѣдкими эпизодами и стали, если не нормой, то уже привычной мѣрой наказанія, сдѣлались "бытовымъ явленіемъ" русской жизни, но и потому, что онъ поднялся на трибуну Госуд. Думы, что нужно было говорить во всеуслышаніе и показать всей Россіи, какъ отнеслись къ смертной казни русскіе духовные люди въ Гос. Думѣ. Пришлось разъяснять каноны и установлять, что канонично и что неканонично, установлять не путемъ длительнаго размышленія и коллективнаго обсужденія, а волей синода, хотя бы разойдясь при этомъ съ мнѣніемъ отдѣльныхъ епископовъ, на спѣхъ, по требованію минуты, по нуждамъ злобы дня. Какъ въ пожаръ, когда некогда соображать, что выносить и что оставить, и когда, какъ извѣстно, не всегда выносится наиболѣе цѣнное...
Ждетъ ломка духовной школы, высшей и средней. Духовныя академіи чистятся и выметаются. Идетъ разгонъ профессоровъ, извѣстныхъ своими трудами, нерѣдко составлявшихъ гордость академій, разгонъ за то, что они люди независимой мысли, что они руководились въ своихъ научныхъ работахъ и профессорской дѣятельности велѣніями своей совѣсти и разума. Запрещались диссертаціи, плоды серьезной научной работы, за то, что они расходились съ видами духовнаго правительства. И пошелъ монахъ въ стѣны академіи. Въ газетахъ упоминалось, что ректорами, инспекторами будутъ назначаться непремѣнно монахи. Черный монашескій клобукъ все ниже спускается надъ головой духовныхъ академій и грозитъ покрыть темнымъ флеромъ академическую жизнь, ея научную работу, ея стремленіе поставить богословіе и высшее духовное образованіе на должную высоту, соотвѣтствующую культурному росту и повышенію образованности въ русскомъ обществѣ. Приниженіемъ науки, оскудѣніемъ образованности, преднамѣренной скудостью и убожествомъ знаній запечатлѣны проникавшія въ печать извѣстія о новыхъ программахъ академій.
Такимъ же умственнымъ убожествомъ и такой-же скудостью знаній проникнуты намѣчавшіяся реформы средне-духовныхъ учебныхъ заведеній. И ясно встаетъ одна опредѣленная тенденція,-- лишить семинаристовъ такого образованія, которое позволяло бы имъ идти въ университеты и вообще въ свѣтскія высшія учебныя заведенія, чтобы отрѣзать и обособить ихъ отъ общей цѣпи русскихъ образовательныхъ учрежденій, чтобы выпускать оттуда малообразованныхъ и натасканныхъ, такъ сказать, техниковъ офиціальной религіи.
И въ этомъ нѣтъ ничего удивительнаго. Церковь связана съ государствомъ такими давними, тѣсными и неразрывными связями, чисто религіозныя дѣла духовенства такъ давно переплелись съ государственными функціями, что глубокое потрясеніе, испытанное и испытываемое старымъ государствомъ не могло не отозваться столь же глубокими потрясеніями старой церкви. Притомъ это было не простое сожительство и сотрудничество,-- это была полное подчиненіе церкви государству, поглощеніе церкви государствомъ до поставленія въ качествѣ верховнаго направителя дѣлъ церкви свѣтскаго человѣка, правительственнаго чиновника, назначаемаго такъ, какъ назначаются министры торговли и промышленности, начальники жандармскаго корпуса, и нѣтъ ничего удивительнаго, что въ моментъ опасности церковь использована въ государственныхъ цѣляхъ.
Использовано уже все, что могло быть использовано. Создавались на мѣстахъ новыя группировки въ видѣ союзническихъ организацій, политика внесена была всюду, куда она могла и не могла быть внесена,-- на университетскія каѳедры и въ сельскія школы, въ желѣзнодорожное хозяйство и въ поставку сапогъ и рубахъ для русской арміи, въ деревенскую и солдатскую жизнь, на русскія моря и суши, въ земледѣліе и землепользованіе, въ народности и сословія,-- специфическая внутренняя политика проникла даже въ международныя дипломатическія отношенія. Теперь политика подошла къ дому сельскаго священника, стучитъ въ окно, зоветъ на улицу: выходи!проникла въ храмъ, стала на амвонѣ, у алтаря...
Столыпинская "ставка на сильныхъ" пока не дала ощутительныхъ результатовъ; и скоро ли дастъ и какіе результаты,-- никому неизвѣстно. Но игра продолжается, напряженная и страстная.... Когда игра достигаетъ высшей точки азарта, когда проиграна вся наличность, ставятъ на карту все,-- драгоцѣнности, недвижимость, реликвіи, оставшіяся отъ предковъ... Теперь ставятъ на карту церковь... Ва-банкъ! И если карта будетъ бита, то вмѣстѣ съ проваломъ теперешней государственной системы развалится церковь, такъ давно со всѣхъ сторонъ расшатываемая...
-----
И это происходитъ теперь, въ моментъ огромной осложненности и напряженности жизни, когда разбуженная и встревоженная народная душа устремляется въ своихъ исканіяхъ не только въ сторону земного, но и небеснаго, когда газеты полны извѣстіями о религіозномъ движеніи въ народѣ, о возникновеніи новыхъ сектъ и всякихъ толковъ и вѣроученій,-- и мистическихъ, и изувѣрскихъ, и примыкающихъ по типу ко всякаго рода "евангелическимъ общинамъ"... Слово "реформація" давно носится въ воздухѣ...
И вотъ именно настоящій моментъ выбранъ для того, чтобы порвать съ традиціями русской церкви, по крайней мѣрѣ, русскаго духовенства, чтобы вмѣшать церковь въ борьбу, вызвать духовенство на улицу,-- и вызвать, насилуя совѣсть духовенства, принуждая его идти противъ народа, разрывать старыя связи съ народомъ...
Случается, что когда революціонныя силы ослабѣваютъ, дѣло революціи, въ смыслѣ разрушенія существующаго строя, берутъ на себя тѣ, которые борются съ революціей,-- и "потрясеніе основъ" бываетъ не только снизу, но и сверху. Потрясеніемъ исконныхъ основъ русскаго государства и разрушительной, революціонной мѣрой явилось разрушеніе русской общины,-- которая, какъ ни какъ, являлась основой не только деревенскаго быта, но и русскаго государства. А теперь развертывается потрясеніе основъ русской православной церкви... И событія идутъ ускореннымъ темпомъ, словно съ заранѣе обдуманнымъ намѣреніемъ приблизить и вдѣлать неотвратимымъ развалъ русской церкви...
И какъ въ пожаръ, въ темную непогодную ночь,-- черныя птицы слетаются на огонь, и зловѣщимъ свѣтомъ озарены облака...
IV.
Я говорилъ о тѣхъ перспективахъ, которыя открываются изъ-за новаго выступленія духовенства на политическую арену и которыя, съ моей точки зрѣнія, гораздо важнѣе ближайшихъ, непосредственныхъ, "выборныхъ" результатовъ этого выступленія. Есть одна изъ нихъ, которая пока не привлекаетъ къ себѣ общественнаго вниманія, возможность которой даже не признается въ печати,-- я говорю о грядущемъ клерикализмѣ, или, вѣрнѣе, о возможности возникновенія въ Россіи клерикализма.
Существуетъ такая предпосылка: искусственно возникающія организаціи, организаціи, создаваемыя извнѣ, сверху, тѣмъ самымъ не серьезны и не жизнеспособны. Людей, которыхъ можно собрать въ союзническія организаціи или въ націоналистическія, можно и разогнать такъ же легко. Чувствуется такое же отношеніе и къ новой группировкѣ, духовенства, и подразумѣвается та же мысль: ихъ призвали, или, вѣрнѣе, пригнали,-- ихъ можно и отозвать, разогнать. Такая предпосылка требуетъ оговорокъ и относительно союзническихъ организацій,-- да, можно разогнать, людей, но нельзя разогнать чувства, привычки, навыки мысли и дѣйствованія, которыя возникаютъ на почвѣ такихъ организацій, и эти чувства и навыки въ той или другой формѣ будутъ сказываться долго послѣ того, какъ распылятся сами организаціи. А потомъ и самая аналогія незаконна. Да, новое выступленіе духовенства предпринимается во имя тѣхъ же идей, или, вѣрнѣе, цѣлей, но составъ новой группировки совсѣмъ иной. Въ то время, какъ въ союзническихъ и націоналистическихъ организаціяхъ люди "съ бору -- съ сосенки", и рядомъ съ представителемъ фешенебельной гостинной стоитъ человѣкъ изъ-подъ забора, -- новая группировка духовенства -- однотонная, возникающая на почвѣ давней и строгой организованности. Выходитъ на политическую арену сословіе, имѣющее свои сословныя нужды, свои "классовые" интересы, которые немедленно вскроются, какъ только явится возможность вскрыться имъ.
Не трудно представить себѣ, что будетъ дѣлать духовная партія въ Гос. Думѣ, если она будетъ синодской партіей. Сословныя нужды, классовые интересы сейчасъ-же вскроются. Да, она будетъ вотировать въ должномъ смыслѣ общегосударственные законопроекты,-- но въ обмѣнъ на собственные законопроекты о жалованьи духовенству, о пенсіяхъ и богадѣльняхъ, о воспитаніи дѣтей и такъ далѣе,-- о всемъ улучшеніи матеріальнаго положенія духовенства, что найдетъ широкій отзвукъ и въ средѣ среднихъ священниковъ, рядовыхъ, что привяжетъ ихъ къ новой программѣ духовенства.
Дѣло не въ однихъ экономическихъ интересахъ и требованіяхъ... Прикоснувшаяся къ власти, почувствовавшая свое вліяніе сословная группа неизбѣжно,-- какъ неизбѣжно паденіе камня внизъ, а не полетъ вверхъ,-- будетъ стремиться использовать эту власть и это вліяніе въ сословномъ смыслѣ: вліяніе вверху, въ центральныхъ государственныхъ органахъ, и вліяніе внизу на мѣстахъ,-- въ организаціи прихода, въ школѣ и земствѣ, во всей мѣстной жизни. То есть встанетъ клерикализмъ, если подъ нимъ разумѣть стремленіе церкви подчинить себѣ свѣтскую,-- и государственную, и частную -- жизнь. Онъ уже начался, и первый основоположникъ его -- тотъ же Побѣдоносцевъ, съ его новой синодской политикой. И мы уже видѣли, въ какомъ направленіи продвигается онъ. Мы знаемъ многочисленные случаи,-- именно въ послѣднее время,-- вмѣшательства мѣстнаго епархіальнаго начальства въ область литературы, театра, запрещенія мѣстной духовной цензурой того, что прошло уже чрезъ общегосударственную, центральную цензуру. Всѣмъ памятны фигуры Гермогена и Иліўдора: самое характерное въ ихъ дѣятельности была борьба съ свѣтской властью, стремленіе подчинить вліянію церкви всю мѣстную жизнь, и если они не преуспѣли, то, быть можетъ, только оттого, что немножко рано и слишкомъ далеко, на свой страхъ, продвинули линію поведенія духовенства,-- въ неполномъ соотвѣтствіи съ тогдашними видами правительства.
И въ новомъ выступленіи духовенства съ самаго начала проявились черты новыя и характерныя въ указанномъ мною смыслѣ,-- стремленіе къ самостоятельности, автономности, обособленности и вверху, и внизу. У насъ объединенное министерство, и поэтому нужно думать, что предвыборная агитація духовенства развернулась съ одобренія, во всякомъ случаѣ, съ вѣдома совѣта министровъ, но уже съ первыхъ шаговъ обнаружились такъ называемыя тренія. Такое треніе обнаружилось при стремленіи синода выпустить самостоятельное предвыборное воззваніе отъ имени синода, что потребовало вмѣшательства совѣта министровъ. Офиціальнаго опубликованія не послѣдовало, но извѣщеніе пастырей желаніяхъ и требованіяхъ синода было,-- и опять-таки самостоятельное и автономное, въ значительной мѣрѣ игнорирующее общій избирательный порядокъ, ставящее кандидатуры епископовъ въ зависимость отъ согласія синода, а священниковъ -- отъ согласія мѣстнаго епархіальнаго начальства. Общій законъ игнорируется и назначеніемъ штрафовъ священникамъ, не являющимся на выборы,-- штрафовъ, не предусмотрѣнныхъ общимъ избирательнымъ порядкомъ. Еще характернѣе то обособленіе себя, какъ духовенства, которое замѣчается на мѣстахъ. Отвергается блокъ не только съ октябристами, но кое-гдѣ и съ націоналистами, вполнѣ правительственной партіей, отвергается не вслѣдствіе какой-либо принципіальной разницы, а именно изъ-за стремленія обособиться, захватить какъ можно больше мѣстъ. И, быть можетъ, блокъ съ союзниками, помимо духовной близости руководителей новаго выступленія духовенства, объясняется просто стремленіемъ собрать голоса союзническихъ организацій, при ихъ распыленіи и паденіи значенія на мѣстахъ едва-ли имѣющихъ возможность выдвигать самостоятельныя кандидатуры.
Эти черты автономности и обособленности успѣли на столько выясниться, что уже возбудили тревогу въ смежныхъ слояхъ,-- нужно думать, съ симпатіей и благоволеніемъ взиравшихъ на новое выступленіе духовенства. Тревога почувствовалась въ запрещеніи самостоятельнаго предвыборнаго воззванія синода, въ охлажденіи рвенія кіевскаго губернатора, приравнявшаго всѣхъ монашествующихъ къ лицамъ, состоящимъ на государственной службѣ, и тѣмъ самымъ собиравшагося двинуть къ избирательнымъ урнамъ черную армію въ четыре тысячи человѣкъ.
Несется тревога изъ націоналистическихъ круговъ, гдѣ духовенствомъ отвергнутъ блокъ съ націоналистами. Начинаютъ кое-гдѣ тревожиться помѣщики. Изъ Воронежа писали {Рѣчь, No 188.}: "ожидаемое на предстоящихъ выборахъ широкое выступленіе духовенства вызываетъ среди мѣстнаго дворянства серьезныя опасенія дворяне могутъ быть совершенно задавлены представителями духовенства".
Что все это, взятое вмѣстѣ, какъ не поднимающій голову клерикализмъ? Можно напередъ согласиться съ возможными возраженіями: это покушеніе съ негодными средствами; клерикализмъ не въ традиціяхъ русской церкви и не въ нравахъ русскаго духовенства; вчерашніе рабы не такъ быстро превращаются въ господъ съ господскими навыками и т. д.... Это все такъ, но нельзя не согласиться и съ тѣмъ, что условія для возникновенія клерикализма въ Россіи именно теперь исключительно благопріятныя. Въ особенности они будутъ таковыми, если дирижирующему духовенству удастся провести въ 4-ю Госуд. Думу должное количество своихъ депутатовъ, по своему нравственному облику соотвѣтствующихъ видамъ духовнаго начальства, и если духовная партія Судетъ настолько сильна, что окажетъ доминирующее вліяніе на ходъ законодательныхъ дѣлъ и явится главной опорой правительства.
Тогда духовенство представитъ счетъ за спасеніе отечества правительству и заявитъ, что старымъ положеніемъ въ государствѣ ено удовлетворяться не желаетъ,-- повторяю, это такъ же неизбѣжно, какъ неизбѣжно упавшій камень катится внизъ.
Пусть не говорятъ, что поповъ можно распустить, какъ и согнали, ввести въ старыя оглобли, приказать, чтобы снова сидѣли "мирно по домамъ,-- прикоснувшееся къ власти, спаянное новой организованностью сословіе не такъ легко распустить, какъ союзниковъ. Именно духовное... Даже и съ отдѣльнымъ духовнымъ лицомъ иногда бываетъ трудно справиться...
Существуетъ такой разсказъ.
Кричитъ мужикъ: "медвѣдя пымалъ"! Ему говорятъ: волоки сюда! Да онъ не пускаетъ,-- отвѣчаетъ мужикъ. Въ родѣ этого случилось у Синода съ Иліодоромъ.
Долго воевалъ Иліодоръ съ Синодомъ, наконецъ Синодъ осилилъ, сдѣлалъ облаву на Иліодора и взялъ въ плѣнъ, "пымалъ" его. И вотъ прошло болѣе полугода, и Синодъ не можетъ рѣшить дѣло Иліодора, опредѣлить его къ мѣсту, -- потому что Иліодоръ. "не пускаетъ". Пожелаетъ-ли объединенное духовенство возвратиться на старыя позиціи, "пуститъ-ли" отъ себя, если объединенное правительство пожелаетъ уйти,-- вопросъ мудреный.
Россія снова очутилась въ періодѣ остраго раздѣленія "за" и "противъ", какъ-то вдругъ исчезло изъ обращенія глупое слово, долго мотавшееся въ литературѣ: "сначала успокоеніе, а потомъ реформы",-- исчезло не потому, что оно глупое, а потому, что какъ-то сразу всѣ почувствовали,-- и люди "за" и люди "противъ",-- что никакого успокоенія нѣтъ, и что Россія глубоко обезпокоена.
Людямъ, стоящимъ за старый режимъ, за возможно долгую отсрочку проведенія въ жизнь манифеста 17-го октября, не на кого опереться {Стоило правительству опереться на октябристовъ, и эта партія казалась на вѣки дискредитированной въ общественномъ мнѣніи.}. Союзническія организаціи оказались пуфомъ и, во всякомъ случаѣ, не оправдали возлагавшихся на нихъ надеждъ, такими же, вѣроятно, окажутся (по крайней мѣрѣ, имѣютъ небольшей успѣхъ) націоналистическія группировки. Объединенное дворянство, конечно, значительная сила, но при растущемъ оскудѣніи дворянскаго землевладѣнія, при все увеличивающемся бѣгствѣ дворянъ-помѣщиковъ изъ провинціи, благодаря чему иногда некого было выбрать въ предводители, приходилось пополнять разночинцами кадры земскихъ начальниковъ, не хватало дворянъ для выбора въ земство,-- значеніе дворянства на мѣстахъ несомнѣнно будетъ понижаться. При такихъ условіяхъ новая группировка объединеннаго духовенства явится фактомъ исключительной важности,-- и, нужно думать, предъ его требованіями должно будетъ "клониться правительство и не будетъ мѣшать возникновенію клерикализма въ Русской церкви.
Если этого не случится, то не по винѣ теперешнихъ дирижирующихъ духовныхъ властей и не вслѣдствіе противодѣйствія правительства.
Неизвѣстно, удастся ли объединить духовенство въ предстоящіе выборы на платформѣ, столь близкой къ союзу русскаго народа. Если-же это случится, то,-- какъ я уже говорилъ,-- уходъ отъ народа, будетъ сигналомъ къ развалу старой русской церкви и кончится уходомъ паствы отъ пастырей.
Вотъ почему я говорилъ въ началѣ статьи, что дальнѣйшія послѣдствія новаго выступленія духовенства будутъ гораздо важнѣе непосредственныхъ выборныхъ результатовъ, и что только люди, не задумывающіеся надъ этими перспективами, могутъ творить то что они творятъ...