ЭЛЮÁР (Eluard), Поль (псевд.; наст. имя -- Эжен Эмиль Поль Грендель, Grindel; 14.XII.1895, Сен-Дени, деп. Сена, -- 18.XI.1952, Париж) -- франц. поэт. Чл. ФКП с 1942. Род. в семье служащего, позже ставшего коммерсантом. Окончил Парижское уч-ще им. Ж. Б. Кольбера. В 1912 познакомился с русской -- Е. Д. Дьяконовой (Галá), своей будущей женой. В 1913 опубл. сб. "Первые стихи" ("Premiers poèmes"). В 1914 призван в армию. Фронтовые впечатления легли в основу сб. Э. "Долг и тревога" ("Le devoir et l'inquiétude", 1917); в 1918 выпустил сб. "Стихи для мирного времени" ("Poèmes pour la paix"), где уже звучат мотивы, развитые затем в зрелой лирике Э.: прославление любви, тяга к братству людей, гимн созидательному труду. В 1919 Э. сблизился с Л. Арагоном, А. Бретоном, Ф. Супо, Т. Тцара; примкнул к дадаизму, сотрудничал в журн. "Littérature" ("Литература"). Сб-ки Э. "Животные и их люди, люди и их животные" ("Les animaux et leurs hommes, les hommes et leurs animaux", 1920) и "Примеры" ("Exemples", 1921) утверждают "ясность приемов", исполнены тепла ко всему существующему в природе; мн. стихи при этом загадочны, заумны.
К 1922 Э. отошел от дадаизма. В 1924 отправился в кругосветное плаванье. В конце 1924 вместе с Бретоном, Арагоном и др. возглавил группу сюрреалистов (см. Сюрреализм), участвовал в издании журн. "La Révolution surréaliste" ("Сюрреалистская революция"). Э. примыкал к сюрреалистам до 1939, но не вполне разделял их эстетич. платформу. Его творчество все больше наполнялось демократич. содержанием, поэт стремился выверить истинность эстетич. категорий мерками нравственности, возвратить обыденным словам их гуманистич. смысл; ему был во многом чужд сюрреалистский анархич. "бунт" против разума, языка, культурного наследия. Подписывая манифесты сюрреалистов, участвуя в их выставках и обществ. акциях (против колониальных захватов Франции в Марокко в 1925, против колониальной выставки в Париже, 1931, и др.), Э. отвергал посягательства Бретона на его творч. свободу, не желал подменять "автоматическим письмом" понятие лирич. творчества. В 1929 Э. расстался с Галá; вскоре женился на Мари Бенц (Нуш). В интимной и философской лирике 20--30-х гг. (сб-ки "Град скорби" -- "Capitale de la douleur", 1926; "Любовь поэзия" -- "L'amour la poésie", 1929; "Сама жизнь" -- "La vie immédiate", 1932; "Роза для всех" -- "La rose publique", 1934; "Естественный ход вещей" -- "Cours naturel", 1938, и др.) Э. в смелых образах стремился пересоздать зримую реальность в духе утопич. мечты о всесильном человеке-чудотворце; его стихи отражают тягу к человеческому братству, к преобразованию мира во имя счастья тружеников.
Отказываясь от традиц. метрики и строфики, от регулярной рифмы, Э. организует свой стих на иных началах (продуманная синтаксич. структурность, сложная фонетич. инструментовка с богатыми внутр. рифмами), что сближает его поэтику, особенно в последние годы, с франц. ср.-век. нар. стихом. Тема любви решается у Э. как тема осознания своей причастности к духовному миру любимой и всех людей; любовь для Э. -- стимул к борьбе за счастье для всех. Эти идейно-худож. особенности лирики Э. предопределили его окончательный разрыв с сюрреализмом, приход в лагерь антифаш. интеллигенции.
В 1935 Э. -- от имени сюрреалистов -- участвовал в работе Конгресса писателей в защиту культуры (Париж), в 1936 выступил против франкистского мятежа в Испании. Опубл. в "L'Humanité" антифаш. стихи "Ноябрь 1936" ("Novembre 1936"). В 1940 был мобилизован; вернувшись в оккупированный Париж, писал патриотич. стихи (сб. "Открытая книга I, 1938--1940" -- "Le livre ouvert I, 1938--1940", 1940; "На нижних склонах" -- "Sur les pentes inférieures", 1942; "Открытая книга II" -- "Le livre ouvert II", 1942). Вступив в компартию, находившуюся в подполье, Э. активно работал в подпольной печати (см. Сопротивления литература). Стих. "Свобода" ("Liberté") из книги Э. "Поэзия и правда 1942 года" ("Poésie et vérité 1942", 1942) стало поэтич. знаменем Сопротивления, его в виде листовки сбрасывали на парашютах над оккупированной Францией. В 1943 Э. изд. колл. сб. "Честь поэтов" ("L'Honneur des poètes"), надолго определивший пути поэзии Франции. В сб-ках "Лицом к лицу с немцами" ("Au rendez-vous allemand", 1942--1945) и "Достойные жить" ("Dignes de vivre", 1944) гражд. лирика неотделима от лирики любовной.
"Лик всеобщего мира" (Париж, 1951). Рис. П. Пикассо.
После войны Э. участвовал в борьбе компартии за мир и демократию, в движении борцов за мир. Тяжелые переживания Э. в связи со смертью Нуш (1946) сказались на трагич. звучании сб-ков "Лишнее время" ("Le temps déborde", 1947), "Памятное тело" ("Corps mémorable", 1948). О преодолении внутреннего кризиса свидетельствуют сб-ки "Политические стихи" ("Poèmes politiques", 1948), "Урок морали" ("Une leГon de morale", 1949). В сб-ках "Посвящения" ("Hommages", 1950), "Суметь все сказать" ("Pouvoir tout dire") и "Феникс" ("Le Phénix", оба 1951) развиваются темы любви, братства, утверждается гражд. позиция поэта. В 1951 Э. женился на Доминике Лемор. В 1951 совм. с П. Пикассо выпустил сб. "Лик всеобщего мира" ("Le visage de la paix"). В 1953 (посмертно) вышел сб. "Непрерывная поэзия II" ("Poésie ininterrompue II"). Дважды (1950 и 1952) Э. приезжал в СССР. В 1952 опубл. кн. стихов Х. Ботева в своих переводах. Посмертно (1953) Э. присуждена Междунар. премия Мира.
Сочинения:
Œuvres complètes, t. 1--2, [P., 1968];
в рус. пер. -- Стихи. [Сост. и ред. переводов О. Савича. Предисл. И. Эренбурга], М., 1958;
Избр. стихотворения, пер. и предисл. П. Антокольского, М., 1961;
Стихи. Пер. М. Н. Ваксмахера. Послесловие С. И. Великовского, М., 1971 (имеется библ.).
Литература:
Великовский С. И., ...К горизонту всех людей. Путь П. Элюара, М., 1968;
Балашов Н. И., Неотразимость Элюара, в кн.: Поэзия социализма, М., 1969;
Кривушина Е. С., О звуковой структуре элюаровского стиха, в сб.: Очерки по заруб. лит-ре, в. 2, Иркутск, 1972;
П. Элюар. Биобиблиографич. указатель. [Сост. А. В. Паевская. Автор вступ. ст. С. И. Великовский], М., 1963;
"Europe", 1953, No 91--92; 1962, No 403--404;
Eglin H., Liebe und Inspiration im Werke von P. Eluard, Bern -- Münch., [1965];
Paul Eluard, nouv. éd. Préface de L. Parrot. Postface de J. Marcenac. Choix de poèmes, portrarts, fac-similés, documents inédits, [P., 1965];
Jean R., Paul Eluard par lui-mЙme, [P., 1968];
Paul Eluard, P., [1972].
М. Н. Ваксмахер.
Источник текста: Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. -- М.: Сов. энцикл., 1962--1978. Т. 8: Флобер -- Яшпал. -- 1975. -- Стб. 884--886.