Оригинал здесь - http://www.hronos.km.ru/biograf/bio_ye/eliseev_gz.html
Елисеев, Григорий Захарович [25.I(6.II).1821, с. Спасское Каинского округа Томской губернии, - 18(30).I.1891, Петербург] - русский публицист. Родился в семье сельского священника. Окончил Тобольскую семинарию и Московскую духовную академию (1844). Профессор Казанской духовной академии (1845-1854). В печати выступил с работами по истории церкви (1847). Преследование демократических взглядов, которые Е. проводил в лекциях, послужило причиной его ухода из академии. В 1854-1857 годах служил в Сибири. С 1858 года жил в Петербурге, занимаясь литературным трудом. Статьи в "Современнике" (под псевдонимом Грыцько): "О Сибири" (1858, No 12), "Уголовные преступники" (1860, No 1) и др. доставили Е. литературную известность, уважение и дружбу Н.Г.Чернышевского и Н.А.Некрасова. В 1859-1863 годах вместе с В.С.Курочкиным и Н.А.Степановым Е. редактировал "Искру", определяя своей публицистикой ("Хроники прогресса" и др.) ее идеологическое направление. С 1861 года вел в "Современнике" "Внутреннее обозрение", а после ареста Чернышевского стал одним из руководителей журнала. В 1861-1862 годах был старшиной петербургского "Шахматного клуба" - одного из очагов революционной пропаганды, членом ЦК тайного общества "Земля и воля". В 1862 - редактор журнала "Век", в 1863 - редактор газеты "Очерки". В апреле 1866 года арестован по делу Каракозова, до 1882 был под надзором полиции. С 1868 года вместе с Некрасовым, М.Е.Салтыковым-Щедриным, позднее и с Н.К.Михайловским редактировал "Отечественные записки", где опубликовал статьи: "Крестьянский вопрос" (1868, No 3), "Теория социального вопроса" (1872, No 2), "Крестьянская реформа" (1874, No 1, 2) и др., а также вел ежемесячное "Внутренне обозрение" (1875-1881). В своих статьях 1858-1862 Е. пропагандировал революционно-демократические идеи, выступал за ликвидацию крепостного права и освобождение крестьян с землей, вскрывал антинародную суть крестьянской реформы 1861 года, обличал фразерство либералов. Он был трезвым и осторожным политиком, "очень хорошо отличал возможное от невозможного и вообще не увлекался" (Н.Шелгунов). После поражения революционного движения 60-х годов Е. выступал против капитала и плутократии, требовал повышения благосостояния народа и его участия в законодательстве. Выступая против мальтузианства, Е. ссылался на К.Маркса и цитировал "Капитал". Взгляды Е. явились одним из идейных истоков народничества. Он считал общину основой будущего демократического строя России, высказал идею о социалистических инстинктах русского мужика (передовая статья в журнале "Век", 1862, No 7-8), полагал, что общинный строй, минуя капитализм, мирным путем приведет к социализму. В журнальных обзорах ("Современник", 1866, No 2, 3) Е. разбирал произведения Г.И.Успенского, Д.Д.Ахшарумова и др. По поводу романа "Преступление и наказание" высказал мысль, что Ф.М.Достоевский становится в ряды "озлобленных движением последнего времени". Признавая 18 век младенческим периодом русской литературы, Е. считал, что пустота и ходульность литературы того времени порождены системой государственного покровительства и заказа ("Современник", 1865, No 10-12, 1866, No 1). Статьи Е. печатались преимущественно анонимно. При жизни ни одна из его работ не выходила отдельным изданием. Подготовленный Н.К.Михайловским в 1894 году том сочинений Е. был сожжен по постановлению Комитета министров.
Краткая литературная энциклопедия в 9-ти томах. Государственное научное издательство "Советская энциклопедия", т.2, М., 1964.
Сочинения:
Воспоминания, в сборнике: Шестидесятые годы в воспоминаниях М.А.Антоновича и Г.З.Елисеева, М.-Л., 1933;
Письма Г.З.Елисеева к М.Е.Салтыкову-Щедрину, М., 1935.
Литература:
Ленин В.И., Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов?, Соч., 4 изд., т. 1, с. 232-233;
Михайловский Н.К. Г.З.Елисеев, Собр. соч., т. 7, 1909;
Михайловский Н.К. Отклики, т. 1, СПб, 1904, гл. 11;
Кривенко С., Литературные воспоминания и характеристики. Г.З.Елисеев, "Русская мысль", 1901, No 7;
Евгеньев В.Г., З.Г.Елисеев (Из его редакционной деятельности и литературных отношений), "Русские записки", 1916, ? 1;
его же, Н.А.Некрасов и Г.З.Елисеев в деле воссоздания "Отечественных записок", "Голос минувшего", 1916, No 2;
Покушение Каракозова. Стенографический отчет, т. 1-2, М.-Л., 1928-1930 (показания Е.);
Евгеньев-Максимов В. и Тизенгаузен Г., Последние годы "Современника" 1863-1866, Л., 1939;
Емельянов Н.П., "Отечественные записки" в борьбе с пережитками крепостничества (1878-1881), "Ученые записки ЛГУ. Серия филологических наук", 1957, в. 33;
Козьмин Б.П., Артельный журнал "Век" (1862), в его книге: Из истории революционной мысли в России, М., 1961;
История русской литературы XIX века. Библиографический указатель. Под ред. К.Д.Муратовой, М.-Л., 1962.
Оригинал здесь - http://persona.rin.ru/view/f/0/23893/eliseev-grigorij-zaharovich
Елисеев Григорий Захарович (1821 - 1891). По окончании курса в Московской духовной академии преподавал в Казанской духовной академии русскую церковную историю и другие предметы. По свидетельству автора "Истории Казанской духовной академии", профессора Знаменского, и по воспоминаниям Щапова и Шелгунова, Елисеев оставил по себе в академии самую светлую память. Его внимание привлекли прежде всего успехи христианства в Казанском крае и деятельность первых его просветителей. С большим трудом удалось ему собрать материалы по этому вопросу по отдаленным монастырям и приходам края. Результатом этих трудов явилась в 1847 г. "История первых насадителей и распространителей казанской церкви, святителей Гурия, Варсонофия и Германа". Затем Елисеев приступил к составлению "Истории распространения христианства в Казанском крае" и в 1853 г. изготовил к печати первый том. Епархиальная цензура не нашла, по-видимому, возможным выпустить в свет сочинение Елисеева, и рукопись его доселе хранится в академии. В 1854 г. Елисеев оставил академию и три года служил в Сибири, сначала окружным начальником, потом советником губернского правления. Выйдя в отставку, он в 1858 г. прибыл в Петербург, и в том же году появилась в "Современнике" его первая статья: "О соборе", обратившая на себя внимание и дельностью содержания, и талантливостью изложения. Добролюбов и Чернышевский сразу оценили Елисеева. Из других его статей, помещенных в "Современнике" в первые два года пребывания его в Петербурге, самые выдающиеся: "Уголовные преступники", "О движении народонаселения в России", "О препровождении ссыльных по Сибири". Эти статьи подписывались псевдонимом Грыцко и дали их автору большую известность. С начала 1861 г. до конца 1865 г. Елисеев вел в "Современнике" отдел "внутреннего обозрения", который можно сказать, он создал и утвердил в русской журналистике. Смерть Добролюбова и арест Чернышевского сделали его одной из руководящих сил журнала. С конца 1865 г. Елисеев взял на себя отдел "Обозрения журналистики" и написал ряд историко-литературных статей: "Очерки истории русской литературы по современным исследованиям", где анализируется русская литература XVIII в. со стороны ее общественных идеалов и публицистического значения. В это же время появилась одна из наиболее выдающихся его статей: "Екатерининский дворянин и дворянская газета "Весть". В 1862 г. Елисеев короткое время был редактором еженедельного издания "Век", в 1863 г. - газеты "Очерки". Он принимал также ближайшее участие в "Искре", где в 1859 - 1863 гг. вел "Хронику прогресса". В 1866 г., одновременно с прекращением "Современника", Елисеев был арестован, но вскоре освобожден. С 1868 г. Елисеев становится одним из трех редакторов-пайщиков перешедших к Некрасову "Отечественных Записок", где он вел "Внутреннее обозрение". В 1881 г. Елисеев заболел и выехал за границу, где и пробыл до прекращения "Отечественных Записок" (1884). В это время он писал мало. После прекращения "Отечественных Записок" можно указать только на предсмертную статью Елисеева: "Из прошлого двух академий" (в "Вестнике Европы", 1891). После смерти Елисеева напечатаны его статьи: "Некрасов и Салтыков" (в "Русском Богатстве", 1893) и "Гоголь" (там же, 1902). Изданные в 1894 г. "Сочинения" Елисеева были уничтожены цензурой. Писавший большей частью анонимно, изредка под псевдонимом, Елисеев был сравнительно мало известен большой публике, у которой, однако, его обозрения пользовались широкой популярностью и большим влиянием. Еще большее значение Елисеев имел в литературной среде, как один из самых опытных, нравственно-безупречных и талантливых журналистов. Состояние свое Елисеев завещал литературному фонду. - См. Н. Михайловский "Литературные воспоминания"; С. Кривенко "Воспоминания", в "Русской мысли" (1901, VII); М.К. Лемке "Очерки по истории русской цензуры и журналистики"; Южаков "Социологические этюды".