ЕЛЕОНСКИЙ С. [наст. имя и фам. Сергей Николаевич Миловский; 17(29), по др. сведениям -- 18(30).9.1861, Нижегород. губ.-- 11(24).8.1911, г. Сарапул Вятской губ.], прозаик. Сын священника. Учился в духовном уч-ще и семинарии. Окончив Казан. духовную акад. со степенью канд. богословия (1885), преподавал рус. и церк.-слав. яз. в Лысков. духовном уч-ще, в 1888 пом. смотрителя Арзамас, духовного уч-ща, где кроме русского и церк.-славянского преподавал также греч. яз., с 1889 смотритель Починков, духовного уч-ща Нижегород. губ. В 1894 инспектор Вятской духовной сем. В 1895--1911 смотритель Сарапульского духовного уч-ща Вятской губ. С 1898 стат. сов.
Связанный с детства с замкнутой, узкой, кастово-нетерпимой средой провинц. духовенства, Е. знал ее изнутри и с каждым годом укреплялся в желании из нее вырваться. Пед. деятельность не удовлетворяла его, но он отдавал ей много сил, считая ее гражд. служением об-ву и питая надежду возбудить в семинаристах духовные и нравств. запросы, вырастить истинно духовных пастырей народа. Скромный досуг Е. отдавал лит. занятиям и бывал счастлив, когда мог провести за конторкой неск. часов подряд (см.: Покровский В., Духовенство в рассказах Е.-- СМ, 1911, No 10, с. 215). С сер. 90-х гг. произв. Е. о жизни духовенства, отредактированные В. Г. Короленко, печатались в ж. "Рус. богатство" (в т. ч. первая публ.-- рассказ "На поповом дворе" -- 1895, No 9). Об одном из рассказов Короленко писал Н. К. Михайловскому: "... не блещет особыми достоинствами, но фигуры нарисованы правдиво и типично" (Короленко В. Г., Письма. 1888--1921, П., 1922, с. 66). Кроме "Рус. богатства" Е. сотрудничал в ж. "Жизнь", "Образование", "Вест. Европы", "Нива" (лит. прил.), "Совр. мир", "Мир божий", "Рус. мысль", "Журнал для всех", "Совр. слово" (прил.) и др. При содействии М. Горького вышла кн. "Рассказы" (т. 1--2, СПб., 1904--11; с посвящением Короленко -- см. подробнее в кн.: Короленко В. Г., Избр. письма, т. 3, М., 1936, с. 76). Однако, помогая Е. в осуществлении лит. планов, Горький относился к нему с нек-рой неприязнью, усугубленной, м. б., боязнью Е. быть разоблаченным церк. начальством в качестве автора произв., неугодных среде духовенства,-- это могло лишить его места (см. реплику Горького в письме К. П. Пятницкому в кн.: Горький, XXVIII, 272). Вызывала раздражение Горького и его проза, что ощутимо как в письме к нему (сент. 1904; там же, с. 322), содержащем резкую оценку ху-дож. уровня рассказов, так и в более ранних (1902) письмах к Пятницкому.
В большинстве рассказов Е. воссоздается жизнь сел. духовенства, быт духовно-уч. заведений. Е. последовательно разрабатывает тему бездуховности духовных лиц. Чуждые идеала пастырского служения, его герои не "взыску-ют града", а встречающийся подчас среди них "идеалист", "мечтатель" неизбежно становится жертвой жесткого воздействия среды. Мир сел. духовенства у Е.-- нечто незыблемо-устойчивое, почти не реагирующее на происходящие вокруг перемены. Отношения отцов и детей осмыслены автором как порочный круг, где отец передает сыну-священнику вместе с приходом потребительское отношение к делу. Вместе с тем зачастую герои Е. не лишены добрых человеческих чувств: жалости, сострадания, доброжелательства; изображенные с юмором, они порой вызывают сочувствие. "Мягкость и родственную теплоту его юмора", впечатление "грустное и щемящее" от судеб людей недурных, запросы духа к-рых подавлены, отмечал А. И. Богданович (МБ, 1904, No 12, с. 135). Наследие Е., писал В. В. Покровский, ценно "неподдельной, подлинной правдой, с к-рой он рисовал это сословие, хорошо изученное им до мельчайших подробностей" (СМ, 1911, No 10, с. 206).
Лит. деятельность Е. вызывала острое недовольство церк. властей, "духовная" журналистика обвиняла его в создании ложных, клеветнич. картин, в "оплевывании духовенства" ("Душеполезное чтение", 1904, No 9, с. 136). Начальство относилось к лит. занятиям Е. подозрительно и недоброжелательно. Поэтому незадолго до смерти Е. заменил свой общеизвестный псевд. и взял неск. новых. Его рассказы в 1909--17 печатались в газ. "Прикамская жизнь". В рассказе "Машенька", вошедшем в посмертно изданную кн. "Машенька. Священье" (М., [1914]), писатель словно напророчил собств. конец: молодая учительница кончает с собой, загубленная провинц. пошлостью, бездумной жестокостью. Испытывая пост, гонения и преследования, Е. в состоянии тяжелой депрессии выбросился из окна.
Лит.: Ашешов Н., С. Елеонский. Рассказы.-- "Обр.", 1904, No 6; N., Рус. духовенство перед судом светской лит-ры 1905 г.-- "Странник", 1906, No 1; Пастыри и пастырство. Очерки из совр. лит-ры, СПб., 1907, с. 23--31; б. п., Духовенство в произв. С. Елеонского.-- "Странник", 1913, No 12; Гамалий Н. В., Редакторская деятельность М. Горького в "Знании" (1900--1906 гг.).-- "Уч. зап. Моск. обл. пед. ин-та им. Н. К. Крупской", 1957, т. 54, в. 1; История рус. лит-ры, т. 10, М.--Л., 1954, с. 578--81; Лит. процесс и журналистика (2, с. 274). + Некрологи, 1911: "Всеобщий журн. лит-ры, иск-ва, науки и обществ, жизни", No 9; РМ, No 9; ИВ, No 10; НВ, 17 авг. "Изв. Сарапульского зем. музея", 1912, в. 2 (есть библ.); Л. Кр. [Круликовский Л.], Доп. к списку соч. С. Н. Миловского (Елеонского) и лит-ра о нем.-- Там же, 1914, в. 4; Чешихин В. Е., Люди Нижегород. Поволжья, Н. Новгород, 1915; Брокгауз; Гранат; Мезьер; КЛЭ; Муратова (2); Альм. и сб-ки (1); Масанов.
Архивы: Музей истории и культуры Ср. Прикамья (л. ф.); ГА Киров. обл., ф. 215, оп. 1, д. 2283 (ф. с. 1894 г.) [справка И. К. Окатьевой] ; Сарапульский филиал ГА Удм. АССР, ф. 5, оп. 1, д. 1215 (ф. с. 1895 г.) [справка В. Ю. Шульминой].
И. И. Подольская.
Русские писатели. 1800--1917. Биографический словарь. Том 2. М., "Большая Российская энциклопедия", 1992