Эйзенштейн Сергей Михайлович
Премия за "Грозного"
Lib.ru/Классика:
[
Регистрация
] [
Найти
] [
Рейтинги
] [
Обсуждения
] [
Новинки
] [
Обзоры
] [
Помощь
]
Оставить комментарий
Эйзенштейн Сергей Михайлович
(
bmn@lib.ru
)
Год: 1946
Обновлено: 13/05/2025. 8k.
Статистика.
Очерк
:
Мемуары
Мемуары и переписка
Иллюстрации/приложения: 1 штук.
Скачать
FB2
Ваша оценка:
шедевр
замечательно
очень хорошо
хорошо
нормально
Не читал
терпимо
посредственно
плохо
очень плохо
не читать
Эйзенштейн С. М. Мемуары: В 2 т.
М.: Редакция газеты "Труд", Музей кино, 1997 (Живая классика) Т. 2. Истинные пути изобретения. Профили.
[Премия за "Грозного"]
[i]
... На сцене стоял гроб с Хмелевым.
Когда-то он снимался у меня в "Бежином луге"
[ii]
.
А позже, в 42 м году, когда незадолго до сталинградских боев я прилетел в Москву, он вломился ко мне в номер гостиницы, осыпая пьяными упреками за то, что не его я пригласил играть Грозного у меня в картине.
Сейчас он лежит в гробу.
И уже с мертвого с него сняли грим и бороду, облачение и кольца, парик и головной убор Ивана Грозного.
Он умер во время репетиции
[iii]
.
В разгар перипетий с судьбою Грозного на сцене -- умер Алексей Толстой
[iv]
.
Недавно в Кремлевке меня навестил Юзовский.
Он с ужасом вспоминал, как еще первого февраля он говорил со мною по телефону.
Я смеялся и говорил с ним о том, какая роковая опасность работать над Грозным.
Умер Толстой. Умер Хмелев.
"А я жив"! -- смеясь, кричали вы в телефона, -- говорит мне Юзовский.
А на следующую ночь...
В разгар банкета в Доме кино за мной приехали эти моторизованные санитарные дроги.
У меня уже отнимались руки и ноги.
Я вспоминал Old English Арлисса, но руки не деревенели, а мякли.
Я не поехал в санитарном автомобиле.
Я пошел к своей машине.
Может быть, это было подсознательно? Может быть, безотчетно для самого себя я вспоминал другую ночь. Тоже зимнюю.
Годом раньше.
В Барвихе.
Когда из соседнего со мною корпуса увозили другую жертву Грозного -- Толстого.
Я никогда не любил графа.
Ни как писателя,
ни как человека.
Трудно сказать почему.
Может быть, потому, как инстинктивно не любят друг друга квакеры и сибариты, Кола Брюньоны и аскеты?
И хотя на звание святого Антония я вряд ли претендую -- в обществе покойного графа я чувствовал себя почему-то вроде старой девы...
Необъятная, белая, пыльная, совершенно плоская солончаковая (?) поверхность земли где-то на аэродроме около Казалинска или Актюбинска.
Мы летим в том же 42-м году из Москвы обратно в Алма-Ату.
Спутник наш до Ташкента -- граф.
Ни кустика. Ни травинки. Ни забора. Ни даже столба.
Где-то подальше от самолета обходимся без столбика.
Возвращаемся.
"Эйзенштейн, вы пессимист", -- говорит мне граф.
"Чем?"
"У вас что-то такое в фигуре..."
Мы чем-то несказанно чужды и даже враждебны друг другу.
Поэтому я гляжу совершенно безразлично на его тело, уложенное в маленькой спальне при его комнате в санатории.
Челюсть подвязана бинтом.
Руки сложены на груди.
И белеет хрящ на осунувшемся и потемневшем носу.
Сестра и жена плачут.
Еще сидит какой-то генерал и две дамы.
Интереснее покойного графа -- детали.
Из них -- кофе.
Его сиделка безостановочно наливает кофе всем желающим и не желающим.
Сейчас вынесут тело.
Уберут палату.
Ночью же тело увезут в Москву.
А утром уже кто-нибудь въедет сюда.
Можно не заботиться о скатерти.
Кофе наливается абсолютно небрежно.
Как бы нарочно стараясь заливать скатерть, на которой и так расплываются большие лужи бурой жидкости.
Нагло на виду у подножия стола лежит разбитый сливочник.
Но вот пришли санитары.
Тело прикрыли серым солдатским одеялом.
Из под него торчит полголовы с глубоко запавшими глазами.
Конечно, ошибаются.
Конечно, пытаются вынести его головою вперед.
Ноги нелепо подымаются кверху, пока кто-то из нянечек-старух не вмешивается.
Носилки поворачивают к выходу ногами.
Еще не сошли со ступенек первого марша, как в ванной комнате, разрывая тишину, полилась из крана вода.
И почти задевая носилки, туда прошлепала голыми ногами уборщица с ведром и тряпкой...
* * *
Денно и нощно скребутся мотыги и лопаты в чреве Москвы.
Строится метро.
Девушки в костюмах горнорабочих вызывающе ходят по Театральной площади.
Подземная Москва живет своей жизнью.
В эти дни встречаю Пастернака.
Он живет на Арбате.
В доме над трассой.
Он пишет ночью.
И ему мешает подземный скрип, шуршание, лязг и визг.
Урбанизм подкапывается под поэта.
Утром он не может выйти из комнаты.
Дом осел.
Перекосился.
Перекосившись, зажал дверь. Пастернак облокотился на широкий подоконник.
Вечер.
И мы где-то высоко над Москвой у кого-то в гостях.
В ночном воздухе резко и жалобно доносятся гудки паровозов.
"Паровозы -- говорит, вздохнув, Пастернак, -- единственные честные люди, им тяжело, и они этого не скрывают".
Потом долго смотрит на меня карими глазами поверх зулусских губ навыкат.
"Эйзенштейн, вы похожи на неубранную церковь..."
В те годы, годы "Встречного" и "Веселых ребят", "Петербургских ночей" и "Грозы", мое положение в кино было именно таким.
А как сейчас?
Церкви восстановлены и золотятся главы кремлевских соборов.
В патриархи кино выходит Чиаурели с "Клятвой".
За мною остается -- Симеон-столпник!
------
[i]
Глава составлена из двух разновременных фрагментов. Первый -- о смерти актера Николая Хмелева и писателя Алексея Толстого в процессе работы над образом Ивана Грозного -- был написан в середине июня 1946 г. внутри какой-то другой главы, но затем вынут: на линии разреза бумаги, перед начальной фразой данного текста, сохранилось несколько слов предыдущего предложения. Второй фрагмент, имеющий заголовок "Премия за "Грозного"", помечен датой 28.VI.1946.
[ii]
Николай Хмелев играл роль Отца во второй версии фильма "Бежин луг" (1936 -- 1937), заменив Бориса Захаву -- исполнителя этой роли в первом варианте (1935 -- 1936).
[iii]
Хмелев скончался 1 ноября 1945 г., за несколько дней до премьеры спектакля "Трудные годы" -- второй части драматической дилогии А. Н. Толстого "Иван Грозный" (1941 -- 1943).
[iv]
Писатель умер 23 февраля 1945 г., в период переделок спектакля "Орел и орлица" (первой части его дилогии) на сцене Малого театра. Премьера спектакля в первой редакции -- 18.X.1944, во второй редакции -- 3.III.1945.
Оставить комментарий
Эйзенштейн Сергей Михайлович
(
bmn@lib.ru
)
Год: 1946
Обновлено: 13/05/2025. 8k.
Статистика.
Очерк
:
Мемуары
Ваша оценка:
шедевр
замечательно
очень хорошо
хорошо
нормально
Не читал
терпимо
посредственно
плохо
очень плохо
не читать
Связаться с программистом сайта
.