Эйзенштейн Сергей Михайлович
Формулы жизни
Lib.ru/Классика:
[
Регистрация
] [
Найти
] [
Рейтинги
] [
Обсуждения
] [
Новинки
] [
Обзоры
] [
Помощь
]
Оставить комментарий
Эйзенштейн Сергей Михайлович
(
bmn@lib.ru
)
Год: 1946
Обновлено: 14/05/2025. 7k.
Статистика.
Очерк
:
Мемуары
Мемуары и переписка
Скачать
FB2
Ваша оценка:
шедевр
замечательно
очень хорошо
хорошо
нормально
Не читал
терпимо
посредственно
плохо
очень плохо
не читать
Эйзенштейн С. М. Мемуары: В 2 т.
М.: Редакция газеты "Труд", Музей кино, 1997 (Живая классика) Т. 2. Истинные пути изобретения. Профили.
[Формулы жизни]
[i]
Среди рассказов, легенд, пьес, которые не только нравятся в юности, но формируют ряд представлений, устремлений и "идеалов", я помню очень отчетливо три, имевших несомненно глубокое на меня влияние.
Первое -- даже не рассказ или легенда, а строчка соображения не то из "Печали сатаны" Мэри Корелли, не то из какого-то романа Виктории Кросс (автора "Six chapters of man's life" {"Шесть глав из жизни человека" (
англ
.).}).
Соображение о философии: что философия подобна кокаину -- она убивает чувство радости, но зато избавляет от чувства боли.
Для меня это имело роковые последствия. Чувство радости во мне убивалось неукоснительно, но против чувства боли "философия" оказалась бессильной.
И боже мой! Только я один знаю всю бездонность чувства боли и горечь страданий, через которые, как через круги ада, движется из года в год мой личный, слишком личный внутренний мир. Вторым впечатлением, подхваченным где-то очень рано и очень меня впечатлившим, была какая-то легенда, кажется из персидского народного эпоса.
О некоем силаче, будущем богатыре, с детства имевшем призвание к свершению чего-то очень великого.
В целях этого будущего свершения он не дает себе права расходовать свои силы до полного достижения их расцвета.
Он идет на базар, и на него наседают, кажется, кожевенники.
"Поклонись нам в ноги и ляг в базарную грязь, чтобы мы могли пройти по тебе", -- издеваясь, кричат они ему.
И будущий витязь, сберегая силы для будущего, покорно стелется под ноги их -- в грязь.
Как полагается, это, кажется, происходит до трех раз.
Дальше витязь мужает, вступает в совершенное владение своими неслыханными силами и совершает весь положенный ему набор неслыханных подвигов.
Этот эпизод с кожевенниками, неслыханное самообладание и жертва всем, вплоть до самолюбия, в целях достижения и осуществления изначально положенного и возложенного, меня ужасно пленил.
В моих работах этот мотив отчетливо проступает дважды.
В неосуществленной части сценария "Александр Невский", где вслед за разгромом немцев на Чудском озере на Россию снова надвигается с карающей целью татарская орда.
Невский-победитель мчится ей навстречу.
Безропотно проходит между очистительными кострами перед ханской юртой-дворцом и смиренно преклоняет колени перед самим ханом, покорностью выигрывая время для накопления сил, чтобы со временем низвергнуть и этого поработителя нашей земли, хотя уже и не собственной рукой, но мечом потомка-продолжателя -- Дмитрия Донского.
По пути обратно из орды отравленный князь умирал, глядя на далекое поле -- Куликово поле -- перед собой. Мы с Павленко заставили для этой цели нашего святого воителя сделать по пути домой малый крюк в сторону против исторического маршрута, которым в действительности двигался из орды обратно Александр Ярославич, так и не доехавший до родных пенат.
Не моей рукой была проведена карандашом красная черта вслед за сценой разгрома немецких полчищ.
"Сценарий кончается здесь, -- были мне переданы слова. -- Не может умирать такой хороший князь!"
Но если ни князь и ни святой из рук моих во имя высшей цели не был поставлен на колени, то царь Иван Васильевич Грозный не избег этой участи.
Казанский победитель тотчас же после максимального взлета славы в грохоте литавр на фоне мчащихся туч, только что высившийся над извергающими гром пушками, в следующей же сцене восходит еще на одну высшую ступень славы -- сокрушенно и уничиженно низвергаясь к золотым подолам парчовых боярских шуб, в слезах умоляя каменную когорту бояр не раздроблять Руси после надвигающейся кончины трясущегося в лихорадке первого боговенчанного самодержца Российского государства...
В личной, слишком личной, собственной моей истории нередко шел и я сам на эти подвиги самоуничижения.
И в личной, самой личной, сокровенной личной моей жизни, может быть, слишком даже часто, слишком поспешно, почти что слишком даже охотно и тоже... безуспешно.
Впрочем, потом, "по истечении времени", и мне иногда, как Грозному, удавалось рубать головы, торчащие из шуб; у гордых золоченых подолов мы вместе с Грозным царем катались, принимая унижение во имя самых страстных наших устремлений...
С моей стороны рубка была, конечно, метафорической.
И чаще, занося меч над чужой головой, я сносил ударом не столько ту голову, сколько свою собственную.
Третьим впечатлением был "Шоколадный солдатик" Бернарда Шоу в очень нежные, романтические и героически настроенные годы -- беспощадностью иронии, казалось бы, навсегда остудивший юношески пламенную тягу к пафосу.
А потом всю жизнь я волок героико-патетическую лямку экранных "полотен" героического стиля!..
Здесь может воспоследовать описание сцены моего посещения Бернарда Шоу в Лондоне в 1929 году, завершившегося посылкой (им) мне радиограммы, застигнувшей меня в самом центре Атлантического океана на путях в САСШ и предлагавшей мне ставить "Шоколадного солдатика" в кино "при условии сохранения полного текста в совершенно неискаженном виде".
Ретроспективное осмысление через это той безустанной атмосферы вербующего "шарма", которым он окружил меня во время пребывания у него. Великая честь этого предложения, исходившего от человека, наотрез и ни за какие деньги никому до того не дававшего права на киноинсценировку его произведений.
Наравне с Максимом Горьким еще один крупный писатель, чье предложение ставить его творения мною было turned down {отвергнуто (
англ
.).}.
И здесь, естественно, просится описание моей поездки в Горки к Горькому, чтобы прослушать сценарий, который он хотел видеть поставленным моими руками
[ii]
.
И старик до самой своей смерти -- я после этого видел его еще несколько раз -- так и не мог забыть и простить мне этот outrage {оскорбительный поступок (
англ
.).}...
------
[i]
Набросок от 15 августа 1946 г., переходящий в конце текста в план.
Заглавие дано составителем.
[ii]
В заметке "Величайшая творческая честность" (1936) Э. пишет о встрече с писателем: "Это было ранним летом 1934 года. В очень тесном кругу очень близких Горькому людей Алексей Максимович делился с нами сценарным наброском для фильма о детях прошлого, детях гражданской войны и о перевоспитании беспризорных. Имевшиеся налицо картины вызывали суровое его осуждение, и вместо критики он хотел ответить иным, полноценным произведением". Сценарий о беспризорных под названием "Преступление" создавался Горьким в 1932 г. В "Летописи жизни и творчества А. М. Горького" зафиксирована встреча его с Э. в январе 1935 г., однако, вероятно, они встречались и ранее.
Оставить комментарий
Эйзенштейн Сергей Михайлович
(
bmn@lib.ru
)
Год: 1946
Обновлено: 14/05/2025. 7k.
Статистика.
Очерк
:
Мемуары
Ваша оценка:
шедевр
замечательно
очень хорошо
хорошо
нормально
Не читал
терпимо
посредственно
плохо
очень плохо
не читать
Связаться с программистом сайта
.