"... Глядь... (Оглядывается, все в вальсе кружатся...)" А. Грибоедов, Горе от ума.
Сборник закончен. Я оглядываюсь и внезапно почувствовал себя как Чацкий в конце [третьего явления].
"Глядь... (Оглядывается, все в вальсе кружатся...)"
Я часто ловлю себя на таком ощущении.
Взглянешь etc.
А кругом хороводом танцуют не только "Закон жизни", "Бабы", "Моя любовь" {"Закон жизни", "Бабы", "Моя любовь"... -- "Закон жизни" (1940) -- фильм режиссеров А. Столпера и Б. Иванова, "Бабы" (1940) -- фильм режиссера В. Баталова, "Моя любовь" (1940) -- фильм режиссера В. Корш-Саблина.}, но и многие более почтенные заглавия фильмов. Я не назову их -- пусть сами подумают, причастны ли они к хороводу.
А хоровод этот -- хоровод бездумья. Крутит его смена большей или меньшей удачи фильма. Хоровод этот -- замедленное чертово колесо не до конца осознанной ответственности перед страной, перед историей культуры, перед своим искусством, перед кристальным воплощением идей нашей страны -- перед задачей, требующей всего мозга и сердца нашего, мобилизации всего непосредственного энтузиазма и систематизации всего опыта и знания.
Создания теории и истории кинематографического искусства не только как великого подспорья, но и как средства перспективного охвата тех возможностей, куда способно расти наше искусство, цветущее на почве, где вообще нет пределов развития, -- потенциальных возможностей качества предельных степеней для совершенствования.
А "кругом танцуют" и слишком просто думают о нашем сложнейшем искусстве.
Слишком мало у нас "маньяков", задумывающихся над природой нашего искусства, болеющих за художественное его качество, старающихся разгадать тайны.
Комментарии
Публикуется впервые по сохранившемуся в архиве Эйзенштейна автографу послесловия (ЦГАЛИ, ф. 1923, оп. 1, ед. хр. 1285), написанного, очевидно, в 1940 г. к готовившемуся к печати сборнику "Крупным планом".