Название картины не случайно совпадает с названием бессмертного произведения Бальзака1.
Что восхищало классиков марксизма в произведениях гениального романиста? Восхищало то, что по его романам лучше, чем по многим специальным социально-экономическим исследованиям, можно познать все социально-классовые противоречия Франции того периода, можно получить картину подъема и становления молодого буржуазного класса. Не ставя себе этой задачи, Бальзак сумел осуществить ее в своих произведениях.
Чем замечательны "Крестьяне" Эрмлера?2 Что будет пленять и будущие поколения в его произведении? Картина опять-таки не случайно начинается с барельефа и кончается барельефом. Она вся как гранитный монумент. Через сто лет после Бальзака она снова говорит о восходе молодого класса, опрокидывающего изжившую себя социальную систему. Но на этот раз -- о молодом пролетарском классе, которому принадлежит будущее, который строит бесклассовое общество. И еще: на этот раз мастер ставил себе эту задачу сознательно. И эту задачу он разрешил.
Он разрешил ее потому, что сам он -- плоть от плоти этого класса. Потому, что сам он -- в авангарде этого класса. Потому, что сам он -- член великой партии Ленина. Потому, что, не будь он на важнейшем участке важнейшего из искусств -- кино, он был бы, может быть, тем же и таким же незабываемым начальником политотдела, как тот, образ которого он как автор и как режиссер совместно с прекрасным актером Н. Боголюбовым вывел на экране.
Благодаря этому он сумел дать не творческое перевоплощение, а воплощение: воплощение на экране великой мудрости, тактики и такта большевистской практики и методов. В этой картине, как ни в одной, показано на деле, как наша великая партия ведет трудящиеся массы к величайшему будущему, к счастью. Глядя на Мироныча этой незабываемой картины (начальника политотдела зовут Николаем Миронычем), видишь, что нет таких человеческих твердынь, которых не преодолел бы большевизм.
Много поразительного показано в картине. Такой галереи образов деревни, такого раскрытия образа классового врага еще не дал ни один фильм. Громадное мастерство ведения сюжета. Великое искусство тончайших психологических нюансов.
Но незабываемым останется этот фильм именно как первый показ большевистского метода в действии.
В этом -- величайшая заслуга Эрмлера.
В этом -- новая, великая победа орденоносной Ленинградской фабрики, открывающей шестнадцатый год истории нашей кинематографии таким замечательным фильмом.
Комментарии
Статья написана в 1935 г. в связи с выходом на экран фильма "Крестьяне" и опубликована 11 февраля в газете "Известия", по тексту которой и воспроизводится. Авторский подлинник не сохранился.
1... с названием бессмертного произведения Бальзака... -- Имеется в виду роман "Крестьяне", опубликованный полностью после смерти писателя в 1855 г. Роман "Крестьяне" был включен в XVIII (второй дополнительный) том "Человеческой комедии".
2"Крестьяне" Эрмлера? -- Фильм "Крестьяне" был поставлен в 1934 г. (на экраны вышел в 1935 г.) на киностудии "Ленфильм" режиссером Ф. Эрмлером по сценарию М. Большинцова, В. Портнова и Ф. Эрмлера; в ролях снимались: Е. Юнгер (Варвара Нечаева), Б. Пославский (Егор Нечаев), А. Петров (Герасим Платонович), Е. Корчагина-Александровская (мать Герасима), Н. Боголюбов (начальник политотдела), В. Гардин (дед Анисим), И. Чувелев (Костя), В. Лукин (Матвеев), В. Сладкопевцев (Володька), П. Алейников (Петька), С. Каюков (колхозник), В. Соловцов (помощник начальника политотдела).