Эйхенгольц Марк Давидович
Малларме Стефан

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   МАЛЛАРМЕ Стефан [Stéphane Mallarmé, 1842--1898] -- французский поэт, примыкал вначале к парнасцам (печатался в сб. "Современный Парнас"), позднее стал одним из вождей символистов. Вместо описательной позитивной поэзии парнасцев, учитывавшей гл. обр. восприятие на основе чувственных ощущений, М. выдвигал внутреннее духовное постижение мира в плоскости идеалистической философии Фихте, Шеллинга и др. По М. поэзия не "показывает" (парнасский лозунг "faire voir"), а внушает. Видимый покров явлений лишь внешняя преходящая их сторона. Свое интуитивное познание поэт выражает символически. Символ М. понимает как систему аналогий (см. "Демон аналогии" -- "Démon de l'analogie", "Поэмы в прозе" -- "Poèmes en prose").
   В книге Юрэ "Анкета о литературной эволюции" [1891] М. так определяет характерные особенности символической поэзии:
   "Парнасцы трактуют свои системы наподобие старых философов и риторов, изображая вещи прямо. Я думаю, что нужно, напротив, чтобы был лишь намек. Созерцание вещей -- песня, т. к. образ проистекает из грез, ими возбужденных. Парнасцы же берут вещь целиком и показывают ее, отчего им недостает тайны; они лишают дух восхитительной радости -- сознавать, что он творит. Назвать предмет -- значит уничтожить три четверти наслаждения поэмой, состоящего в счастье понемногу угадывать, внушать -- вот в чем мечта. В совершенном применении этой тайны и состоит символ: вызывать мало-по-малу предмет, чтобы показать состояние души, или, наоборот, выбирать предмет и извлекать из него путем последовательных разгадок душевное состояние".
   Зачастую символ у М. -- рационализированная эмоция. Отсюда доходящая до жеманства искусственность поэта. Отсюда же и естественное преобладание метафоры в его стиле. Субъективная лирика М. -- тематически неопределенная, зыбкая, с основными мотивами одиночества и скорби [в первом периоде творчества значителен бодлеровский мотив отчаяния ("Les fenêtres" -- "Окна", "L'azur" -- "Лазурь", "La guignon" -- "Неудача")] -- дана поэтом не как непосредственное выражение чувств, а в ряде иносказаний, подлежащих раскрытию. Характерно в этом отношении стихотворение "Лебедь" (Le cygne):
   
   "О, лебедь прошлых дней, ты помнишь: это ты,
   Но тщетно, царственный, ты борешься с пустыней:
   Уже блестит зима безжизненных уныний,
   А стран, где жить тебе, не создали мечты".
   
   Зачастую запутанность сопоставлений М. делает его произведения непонятными ("Судьба" -- "Un coup de Dés"). Вот почему в книге Тибодэ имеются главы, посвященные анализу-расшифровке некоторых произведений М. Написал М. немного: стихи и ритмические поэмы в прозе, статьи (сб. "Poésies", сб. "Divagations"). Влияние М. на французскую поэзию было весьма значительно: к его школе принадлежат Лафорг, Вьеле-Гриффэн, Стюарт Мерриль, Анри де Ренье, Гюстав Кан, Р. Гиль и др. Последователи М. в значительной мере были привлечены формальным его новаторством. Хотя М. писал классическим александрийским стихом и по преимуществу пользовался сонетной формой, тем не менее он деформировал обычный синтаксис. В статьях М. ("Уклоны" -- "Divagations"), очень трудно написанных, разбросано много идей о поэтической инструментовке и словотворчестве. В этом отношении с М. связаны некоторые технические искания итальянских футуристов ("беспроволочное воображение и слова на свободе") и кубистов, как Г. Аполлинэр. Предвосхитил М. футуристов и типографским монтажом некоторых своих стихотворений. Впервые -- в эстетике восприятия поэтического произведения -- М. придавал большое значение зрительному впечатлению. Изощренная, умышленно затемненная, внешне как бы основанная на большой книжной эрудиции поэзия М. рассчитана на избранных, "посвященных". Символизм М. противостоял натуралистическому стилю, к-рый в целом был связан с естественно-научным буржуазным позитивизмом. "Реакция" против натурализма объяснялась кризисом буржуазной идеологии в 80-х годах прошлого века, вызванным обострением классовых противоречий европейского капитализма, новым подъемом классовой борьбы пролетариата, оправившегося после поражения 1848 и 1871. М. является в своем творчестве выразителем идеологии наиболее склонной к "духовным исканиям" эстетствующей рантьерской группы и следовавших за ней групп мелкой буржуазии. Вообще символизм -- одно из эстетических выражений общей идеалистической реакции, охватившей буржуазное мышление после великих потрясений средины века. И это ни в какой мере не было временным явлением. Это означало завершение прогрессивной исторической роли буржуазии; ее собственное существование приходило в непримиримое противоречие с объективной диалектикой общественного развития; с тех пор решительно во всех областях идеологии (в том числе в литературе и искусстве) она может отстаивать условия своего классового бытия, лишь становясь на путь идеалистической реакции -- мракобесия, возврата к предрассудкам и суевериям средневековья. Символизм как философско-эстетическое направление есть именно одна из форм этого "движения" вспять, а М. -- один из выразителей этого "исторического поворота" буржуазии.

Библиография:

   I. Малларме переводили на русский яз. -- И. Анненский, М. Волошин, И. Эренбург, В. Брюсов, Эллис. Лучшее французское изд.: Poésies, éd. compl. contenant plusieurs poèmes inédites, 1929, "Nouvelle revue franГaise", éd. 26, 1924 (последнее издание, 1929).
   II. Труды о Малларме и символизме:
   Госсе Э., Символизм и Ст. Малларме, Критический очерк, "Мир божий", 1897, III;
   Баулер А., Ст. Малларме, "Вопросы жизни", 1905;
   Гиль Р., Ст. Малларме, "Весы", 1908;
   Брюсов В., Полное собрание сочин., т. XXI. Французские лирики XIX в., СПБ, 1913, стр. 85--86 (переводы), 258 (критико-биографич. очерк Малларме) и по указателю;
   Mockel A., S. Mallarmé, 1899;
   Barre A., Le symbolisme, essai historique sur le mouvement poétique en France de 1885--1900 (avec une bibliographie de la poésie symboliste), 1911;
   Escouber P., Préférences: C. Guerin, R. de Gourmont, S. Mallarmé, J. Laforgue, P. Verlaine, 1913;
   Dujardin E., De Stephane Mallarmé au prophète Ezéchiel et essai d'une théorie du réalisme symbol, 1919;
   Poizat A., Le symbolisme; Martino P., Parnasse et symbolisme, 1925;
   Thibaudet A., La poésie de S. Mallarmé, 1926.

M. Эйхенгольц

   Источник текста: Литературная энциклопедия: В 11 т. -- [М.], 1929--1939. Т. 6. -- М.: ОГИЗ РСФСР, гос. словарно-энцикл. изд-во "Сов. Энцикл.", 1932. -- Стб. 740--742.
   Исходник здесь: http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le6/le6-7401.htm
   
   
   
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru