ГОТЬЕТеофиль [Théophile Gautier, 1811--1872] -- французский писатель. В первый период своего творчества примыкал к группе романтиков, сторонников Виктора Гюго. Принимал активное участие в бравурных выступлениях романтической молодежи, в частности, в защите пьесы Гюго "Эрнани". Знаменитый "красный жилет" Г., его "меровингская" шевелюра и другие экстравагантности внешности характеризуют живописный быт романтических кружков (сенаклей). Кружок улицы Дуаннэ особенно близок молодому Г. [1883]. Его друзья -- Жерар де Нерваль, Селестен Нантейль, Роже де Бовуар, Урлияк, Девериа и другие писатели и художники. Из их среды рекрутировались те писатели "Молодой Франции" (Les Jeunes-France), облик которых Готье нарисовал несколько сатирически в одноименном сборнике своих повестей. Эта экстравагантная молодежь, вступившая в борьбу с "буржуазией" и "мещанским бытом", составляла в сущности аполитичную группу буржуазно-аристократической богемы, которую Жерар де Нерваль назвал "галантной богемой". Творчество Г. первого периода -- типично романтическая поэзия всего "необычайного", "чудовищного", "гигантского". Первый сборник стихотворений Г. вышел в 1830 ("Poésies"); успеху его повредили политические события. В плане индивидуалистической юношеской поэзии Г. были и стихотворные сборники -- "Альбертус" (Albertus, 1832) и "Комедия смерти" (Comédie de la mort, 1838) и романы -- "Мадмуазель Мопэн" (Mademoiselle de Maupin, 1835), "Фортунио" (Fortunio, 1838) и др. "Альбертус" -- характерный образец вычурного романтического стиля: эксцентрический сюжет, утрированные метафоры и антитезы. Это любовная поэма в духе "Мардош" и "Ролла" Мюссэ; герой ее -- "дьявольский и фешенебельный" персонаж, в к-ром байронизм сочетается с легкомысленностью парижского бульварного фланера. Такой же тип денди-набаба -- Фортунио, герой одноименного романа. В "Комедии смерти" много мотивов демонического романтизма, характерная кладбищенская тематика -- могилы и лунный свет. Однако в указанных произведениях и в новеллах с экзотическими и фантастическими по преимуществу сюжетами встречаются необычные для романтиков пластические изображения пейзажа или предметов, зачастую переданные в различных живописных стилях. Среди романтиков Г. особенно культивировал "живописное изображение". Он стремился "показать" (faire voir) предмет. Уже в юности он увлекался живописью (учился в ателье художника Риуля). Все это облегчило переход Готье к парнасской поэтике, для к-рой особенно характерно пластическое изображение. Лучший стихотворный сборник Г. -- с характерным названием "Эмали и камеи" (Emaux et camées, 1852) -- относится уже к парнасскому периоду его творчества. Стихотворения этого сборника -- мастерские пластические этюды -- уголки пейзажа, натюрморт и т. п. Это -- "этюды от руки", "симфонии в белом мажоре" и т. п. Отныне Г. стремится к "оптическому ритму", пространственному принципу композиции, которые являлись обычными для парнасцев. Г. называл себя "человеком, для которого внешний мир существует". Чувство вещи, характерное для Г., сказалось и в его авантюрном романе "Капитан Фракасс", -- своего рода сюите эстампов о веке Людовика XIII, и в "Романе Мумии", где в изображении Египта за 1 000 лет до христ. эры Г. отошел от фальшивой декоративности типично романтического восприятия исторических эпох. Парнасец с 50-х гг., Готье в своем декларативном стихотворении "Искусство" говорил о мастерстве, считая основным достижением искусства преодоление материала, устанавливая аналогию между поэзией и пластическими искусствами: "Ваяй, шлифуй, чекань медали. / Твои витающие сны / На вечной стали / Да будут запечатлены". Бодлер, посвящая Г. свои "Цветы зла", назвал его "непогрешимым поэтом", "магом словесного искусства". Парнасская поэтика Г. была им намечена и в предисловии к "Цветам зла" Бодлера. В нем он выступает против "поэзии сердца" романтиков, в защиту "бесстрастной поэзии", против романтической теории непроизвольного вдохновения и, отрицая искусственное возбуждение (гашиш, морфий и т. п.), бывшее в моде у демонических романтиков 30-х гг., говорит о волевом начале поэтического творчества и принципе труда в искусстве. Г. был одним из ярких представителей теории "искусства для искусства"; он боролся против "утилитаризма" в поэзии: "все, что полезно, -- говорил он, -- уродливо". Художественной реализацией культа искусства явился эротический роман Г., гимн красоте -- "Мадмуазель Мопэн". Он прокламировал аполитичность, аморализм и крайний формализм в искусстве. Его любимой формулой было -- "все исходит от формы". Принципы искусства для искусства Г. совпали с требованиями объективности в поэзии у парнасцев, к которым принадлежали и писатели из радикальной республиканской буржуазной молодежи, даже социалистической, отошедшей от общественности после крушения революции 1848 (например Леконт де Лиль). Но у Г. в его подчеркивании аполитичности поэзии ("он ни красный, ни белый и даже не трехцветный; он никакой, и замечает революцию, когда пули разбивают стекла" -- предисловие к "Первым поэмам", 1832) сказывается общественный консерватизм и даже буржуазная реакционность. Этот юношеский тезис последовательно был раскрыт Готье во всем своем творчестве вплоть до дней Коммуны. -- Враг буржуазной промышленной культуры, Готье вынужден был заниматься журналистикой в прессе, развивавшейся в то время в широкие капиталистические предприятия. Как профессионал-журналист (художественный критик) Г. работал с 1836 по день смерти в "Прессе" Жирардена, затем во "Всемирном монитере" и в "Официальной газете". Он написал также несколько историко-литературных книг; самая оригинальная из них -- "Гротески" (Grotesques) -- посвящена забытым меньшим поэтам XV--XVII вв. Он дал яркие психологические образы, в духе критики Сент-Бёва, поэтов -- Вийона, Сирано де Бержерака, Сент-Амана и др. Большой историко-литературный интерес представляет и его книга "История романтизма". Особое место в творчестве Г. занимают его книги путешествий -- путевые впечатления, красочно изображающие многообразный пейзаж и предметы искусства, которые ему приходилось видеть от Египта до России ("Путешествие в Россию", "Путешествие в Испанию", "Италия", "Восток" и другие). Путешествия Г. стоят в одном плане с экзотическими мотивами его творчества. "Экзотизм в пространстве и во времени" Г. считал характерной чертой поэтов искусства для искусства. Г. писал также драмы и либретто балетов. Всего он издал при жизни более 60 книг.
Библиография:
I. Наиболее полное издание произведений Г. в 34 тт. вышло у Шарпантье. Библиография произведений Г. занимает два тома (Spoelberch de Lovenjoul. Histoire des œuvres de T. Gautier, 1887). Переводов произведений Г. на русск. яз. относительно немного:
Капитан Фракасс, СПБ., 1895;
Милитона, СПБ., 1847 и СПБ., 1872;
Спирит; Двойная звезда и др. Стихи Г. переводили: Н. Греков (Новые стихотворения, М., 1866);
М. Волошин (Стихотворения, 1910);
Н. Хвостов (Огни и отражения, 1912);
В. Брюсов (см. его "Французские лирики XIX в.", СПБ., 1909 и "Собр. сочин.", т. XXI, СПБ., 1913);
Н. Гумилев (хороший перевод сборника "Эмали и камеи", СПБ., 1914) и др.
II.
Де ла Барт, Разыскания в области романтической поэтики и стиля, Киев, 1908;
Гумилев Н., "Аполлон", 1911, IX;
Плеханов Г., в ст. "Искусство и общественная жизнь", сборник "Искусство", М., 1922;
Richet E., Théophile Gautier, l'homme, la vie et l'œuvre, 1873;
Feydeau, Théophile Gautier, 1874;
Bergerat E., Théophile Gautier. Entretiens, souvenirs et correspondances, 1879;
Spronk M., Les artistes littéraires, 1889;
du Camp M., Théophile Gautier, 1890;
Cassagne A., La théorie de l'art pour l'art en France chez les derniers romantiques et les premiers réalistes, 1906;
Patch H. E., The dramatic Criticism of Th. Gautier, 1922;
Boscgot A., Théophile Gautier méconnu, 1925;
Largier Léo, Théophile Gautier (с богатой иконографией);
Faguet E., XIX siècle;
Brunetière F., L'évolution de la poésie lyrique en France au XIX siècle.
Писали о Г. также Барбэ д'Оревильи, Банвиль, Ш. Бодлер и др.
М. Эйхенгольц
Источник текста: Литературная энциклопедия: В 11 т. -- [М.], 1929--1939. Т. 2. -- [М.]: Изд-во Ком. Акад., 1929. -- Стб. 662--665.