(барон Иосиф von Eichendorff) -- немeцкий поэт (1788--1855), силезец из старого католического рода. Будучи студентом, познакомился в Галле с Новалисом, в Гейдельберге -- с другими романтиками: сблизился с Арнимом, Брентано, Герресом. Уже тогда он писал стихи, а в 1811 г. написал роман "Ahnung und Gegenwart" (1815). Вступив в 1813 г. вольноопределяющимся в ряды прусской армии, он перешел позднее в гражданскую службу и в 1831--1844 г. занимал видный пост в министерстве исповеданий в Берлине, где общество его составляли наиболее выдаюшиеся представители науки и искусства -- Савиньи, Раумер, Шамиссо, Куглер, Мендельсон-Бартольди. Плодовитый Э. оставил след в литературной истории своего времени. Примыкая по взглядам к романтикам, он воспитал, однако, свое недюжинное дарование на Гете и Уланде и потому счастливо избег романтической абстрактности и неопределенности, хотя так же охотно обращался к прошедшему. Его стихотворения, народные по духу и перешедшие в народные уста, -- совершеннейший, быть может, образец романтической лирики по глубине и жизненности настроения, равно как по музыкальности формы. На вопросы дня он отзывался так же живо, как на вечные вопросы бытия, которые отражал в мистических напевах. Правдивы его новеллы ("Das Marmorbildniss", "Schloss Durande", "Dichter und ihre Gesellen", "Aus dem Leben eines Taugenichts"); его поэмы, проникнутые тенденциозно-католическим настроением, богаты яркими художественными красотами. Односторонни его историко-литературные работы. Его "Sämmtliche Werke" (1842 и 1864, много изд.) содержат только его поэтические произведения; в "Vermischte Schriften" (1867, 5 т.) вошли прочие труды. Кроме названных выше, его произведения появлялись в таком порядке: "Krieg den Philistern" (1824); "Meierbeths Gl Эck u. Ende" (1828); "Ezzelin von Romano" (1828); "Der lezte Held v. Marienburg" (1830), "Viel Lärmen und Nichts" (1833); "Die Freier" (1833); "Gedichte" (1837); "Julian" (1853); "Robert Guiscard" (1855); "Lucius" (1857); "Der deutsche Roman des XVIII Jahrh." (1851); "Zur Geschichte des Dramas" (1854); "Geschichte der Poetischen Litteratur Deutschlands" (1857).
Источник текста: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
II.
Эйхендорф (Eichendorff), Йозеф фон (10.III.1788, замок Лубовиц, -- 26.XI.1857, Нейсе), барон, -- нем. писатель. Происходил из старинного рода силезских дворян-католиков. Учился в ун-тах Галле (1805--06) и Гейдельберга (1807--08), где сблизился с кружком романтиков (Л. Й. Арним, К. Брентано, Й. Гёррес). Принимал участие в освободит. войнах 1813--15; с 1817 -- чиновник на прусской службе, с 1844 -- в отставке. Стихотворения Э. печатались с 1808, первое отд. издание -- "Стихотворения" ("Gedichte", 1837). Лирика Э. создает яркий образ романтич. природы и гармонирующей с ней романтич. личности -- человека в постоянном движении, странствии, с неутоленной жаждой полной свободы. "Романсы" и "песни" Э., положенные на музыку Ф. Шубертом, Ф. Мендельсоном и Р. Шуманом, принесли поэту всемирную известность.
Проза Э. раскрывает более глубокий смысл его лирики; песни пронизывают все новеллы и романы Э., они непременный элемент сюжета и момент композиц. членения. Начиная с ранней новеллы "Осенние чары" (1808--09; опубл. 1906) прозу Э. отличает поразительное единство темы и мотивов. Пускающийся в путь герой сталкивается с критической и непонятной ему ситуацией, когда реальный мир совмещается с миром сновидений и мечтаний и изнутри самих вещей исходят неясные, искушающие силы. Оживает мраморная статуя, и герой унесен в былой мир языч. страсти, в грот Венеры, скрывающийся в глубине классич. покоя и безмятежности христ. настоящего. Этот мотив новеллы "Мраморная фигура" (1817, опубл. 1819) варьируется во всех новеллах Э.; нигде, однако, романтич. конфликт не изображается в трагических и мрачных тонах, но проходит, как сон, смягченный лирич. настроением, чувством счастья. Апофеоз вольности духа -- "хрестоматийная" новелла Э. "Из жизни одного бездельника" (1826, рус. пер. 1935). В дальнейшем Э. разрабатывает прежние мотивы в более реалистич. духе ("Путешествие по морю", 1837--41, опубл. 1864; "Замок Дюранд", 1837; "Похищение", 1837, опубл. 1839), оставляя место для шутливого, иронич. обращения с ними ("Рыцари удачи", 1841), для сатиры на совр. лит-ру ("Много шума из ничего", 1832). Э. принадлежат романы "Предчувствие и реальность" ("Ahnung und Gegenwart", 1811--12, опубл. 1815), в к-ром традиции "романа воспитания" переработаны в романтич. духе, и "Поэты и их спутники" ("Dichter und ihre Gesellen", 1834) -- "новелла", по жанровому определению Э. Отличит. черта творчества Э. -- повторяемость картин, образов, настроений, состояний природы, соответствующих внутр. состояниям души ("одинаковы" леса, реки, звуки рогов и т. п.; в поэзии Э. этому соответствует повторяемость словосочетаний и рифм). Подобная повторяемость -- в традициях лит-ры барокко, но, в отличие от барочных образов, повторяющиеся картины у Э. не статичны, а наполнены динамикой, жизнью.
Лит. школы 30--40-х гг. воспринимали произв. Э. той поры как анахронизм. Консерватизм Э., однако, не мешал ему трезво смотреть на совр. действительность ("Дворянство и революция", "Галле и Гейдельберг" -- части незавершенных "Мемуаров"; опубл. 1866). Э. принадлежат также эпич. поэмы ("Юлиан", 1853; "Роберт Гвискард", 1855; "Люций", 1857), драмы (наиболее известна комедия "Женихи" -- "Die Freier", 1833), переводы драм П. Кальдерона. Историко-лит. соч. позднего Э. ценны как свидетельства о нем. романтизме современника, не отделявшего себя от этого движения, хотя и переосмыслявшего романтизм односторонне, в духе католицизма.
Соч.: Sämtliche Werke, hrsg. von. W. Kosch und A. Sauer, Regensburg, 1908--70 (незаверш.); Gesammelte Werke, hrsg. von M. HДckel, Bd 1--3, В., 1962; Werke und Schriften, Bd 1--4, Stuttg., 1957--60; Werke, hrsg. von W. Rasch, 4 Aufl., Münch., 1971; в рус. пер. Стихотворения, Л., 1969.
Лит.: Жирмунский В. М., Религ. отречение в истории романтизма, М., 1919; Eichendorff heute. Hrsg. von P. Stöcklein 2, Aufl., Darmstadt, 1966; Krabiel K. D., J. von Eichendorff. Kommentierte Studien Bibliographie, Fr./M., 1971.
А. В. Михайлов.
Источник текста: Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. -- М.: Сов. энцикл., 1962--1978. Т. 8: Флобер -- Яшпал. -- 1975. -- Стб. 848--849.