Ефимович Кондратий Дмитриевич
Ефимович К. Д.: биографическая справка

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   Блюмина З. А. Ефимович // Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. -- М.: Сов. энцикл., 1962--1978.
   Т. 2: Гаврилюк -- Зюльфигар Ширвани. -- 1964. -- Стб. 901.
   https://feb-web.ru/feb/kle/Kle-abc/ke2/ke2-9012.htm

I.

   ЕФИМОВИЧ, Кондратий Дмитриевич (1815 -- окт. 1847) -- рус. драматург. Будучи гвардейским офицером, печатал свои произв. без подписи или под псевд. Первая пьеса ("Эспаньолетто") пост. в 1844. В "Репертуаре и Пантеоне" за 1846 напечатаны пьесы "Дуглас Черный", "Отставной театральный музыкант и княгиня" и "Владимир Заревский". В соавторстве с Н. И. Куликовым написана комедия "Нашествие иноплеменных, или Уездный наезд" ("Сын отечества", 1850, No 1). Драма "Кащей, или Пропавший перстень" (пост. 1846) вызвала осуждение в "Сев. пчеле" за следование принципам натуральной школы. В конце 19 в. она была ошибочно опубл. в собр. "Драматических сочинений" кн. Г. В. Кугушева. Лучшие произв. Е. отличают социальная острота, сочувственное изображение простого человека, внимание к бытовым деталям. В пьесах Е. выступали актеры Александринского театра А. Мартынов, В. Каратыгин, В. Самойлов.
   Лит.: Чуйко Вл., Театр. хроника, "Отечеств. записки", 1849, No 10; Зотов В., Петербург в сороковых годах, "Историч. вестник", 1890, май, с. 311--12; Данилов С. С., Очерки по истории рус. драматич. театра, М. -- Л., 1948, с. 371--75; Лотман Л., Драматургия 30--40-х гг., в кн.: История рус. лит-ры, т. 7, М. -- Л., 1955.
   

II.

   ЕФИМОВИЧ Кондратий Дмитриевич (1814, 1815 или 1816 -- конец, окт. 1847, Петербург), драматург, театр, критик. Из дворян Твер. губ.; сын коллеж, асессора. С 1834 служил в л.-гв. 2-й арт. бригаде (дек. 1844 -- подпоручик), в мае 1845 переведен в л.-гв. 1-ю арт. бригаду (в марте 1847 поручик), в мае 1847 прикомандирован к Дворян. полку для испытания в должности пом. инспектора классов. В некрологах говорится о "тяжкой судьбе", с к-рой Е. "долгое время должен был бороться" (ЛГ, 1847, 13 нояб.; "Пантеон", 1847, т. 11, отд. "Смесь", с. 87). По свидетельству Григорьева (с. 305), причиной болезни (вероятно, чахотки), приведшей к ранней смерти драматурга, была несчастная любовь.
   Снискав глубоким знанием сцены известность в петерб. театр, кругах и заведя близкое знакомство с актерами, Е. оберегал свое увлечение от широкой огласки -- просил не выставлять имени автора на афишах и при публикациях (неск. раз пользовался псевд. Иван Ралянч), не выходил на сцену по вызову публики. Возможно, это объяснялось опасением служебных неприятностей (см.: Зотов В., Петербург в сороковых годах.-- ИВ, 1890, No 5, с. 311--12). Недолгую (чуть более трех лет) карьеру драматурга Е. начал неудачной романтич. мелодрамой в 5 д. об исп. художнике 17 в. X. де Рибере "Эспаньолетто, или Отец и художник" (пост.: СПб., 1844; не опубл.; рукоп.-- ЛГТБ и Малый т-р), вызвавшей лишь отрицат. отзывы (Белинский, VIII, 328; Некрасов, IX, 535; "Пантеон", 1845, No 4). Не имела успеха и след. драма в 5 д.-- "Дуглас Черный" ("Пантеон", 1846, No 7; отд. изд.-- СПб., 1846; пост.: СПб., 1846; сюжет заимствован из "Истории Шотландии" В. Скотта). Наряду с недостатками (растянутость, "многофразие") отмечались и занимательность и "нек-рые сценич. достоинства" пьесы ("Пантеон", 1846, No 5, отд. "Театр. летопись", с. 42). Отвечая в предисл. к публикации драмы на высказанный Р. М. Зотовым (СП, 1846, 29 апр.) упрек в ист. недостоверности, Е. настаивал на самодостаточности драм, интереса, заключающегося в верности ориг. характера.
   Одновременно с этой неудачной попыткой подражать У. Шекспиру (высшему для него авторитету в драм. иск-ве) Е. старательно осваивает и др. драматургич. жанры. Пишет водевиль "Домовой, или Людские желания" (пост.: СПб., 1846; не опубл.; рукоп.-- ЛГТБ; переделка с франц.), переводит с франц. "продолжающую" творение И. В. Гёте пьесу Э. Сувестра и Э. Буржуа "Вертер и Шарлотта, или Новая развязка старого романа" (пост.: СПб., 1847; не опубл.; рукоп.-- ЛГТБ). Обращается к психол. драме, приобретающей к концу черты романтич. мелодрамы,-- пьеса "Владимир Заревский", имевшая большой успех (пост.: СПб., 1846; опубл.: "Пантеон", 1846, No 9; отд. изд.-- СПб., 1846; положит. в целом отзыв А. А. Григорьева: "Пантеон", 1846, No 7; др. рецензентом отмечены сцены, поразительные "по оригинальности положений действующих лиц по ловкости, с какою веден между ними разговор",-- ОЗ, 1849, No 10, отд. VIII, с. 301). Пробует силы в комедии -- "Нашествие иноплеменных, или Уездный наезд" (совм. с выступившим под псевд. Н. Крестовский реж. Н. И. Куликовым; пост.: СПб., 1847; опубл.: СО, 1850, No 1), в к-рой критикой отмечена "погрешность всех подражателей Гоголя" -- карикатурность ряда характеров ("Пантеон", 1847, т. 2, отд. "Театр. летопись", с. 14). Е. также принадлежит инсценировка пов. Н. В. Гоголя "Тарас Бульба" (1847), запрещенная цензурой, т. к. "общий интерес (пьесы) основан на представлении древней казацкой вольницы и жизни запорожцев" (ЦГИА, ф. 780, оп. 1, д. 24, л. 29; вариант, переработанный Н. И. Куликовым, пост. в Петербурге в 1852, рукоп.-- ЛГТБ).
   По-видимому, именно преклонение перед гением Гоголя (ср. полемику Е. с Вал. Н. Майковым о Гоголе -- "Илл.", 1846, No 43) привело драматурга к гл. удачам -- пьесе "Музыкант и княгиня" ("Пантеон", 1846, No 6; пост.: СПб., 1846, под названием "Отставной театр, музыкант и княгиня"), ряд сцен к-рой (соединенных достаточно условным сюжетом) разворачивается в "очень бедной комнате" на Выборгской стороне, и к драме "Кащей, или Предавший перстень" (пост.: СПб., 1846; ошибочно опубл. в кн.: Кугушев Г. В., Драм. соч., т. 2, [М., 1897], отзывы: А. А. Григорьев -- "Пантеон", 1846, No 12; "Илл.", 1846, No 47; Ф. А. Кони -- "Пантеон", 1848, No 2), повествующей о петерб. ростовщике (триумф исполнителя гл. роли А. Е. Мартынова). Эти две пьесы, будучи по-прежнему не свободны от поэтики мелодрамы, тем не менее обилием точных бытовых подробностей и типажей гор. дна, пользующихся участливым авт. вниманием, свидетельствовали о благотворном влиянии на Е. творч. принципов натуральной школы и пролагали, несмотря на эклектизм, дорогу последующей реалистич. драме.
   Значение высоко ценимых Григорьевым театр.-критич. выступлений Е. еще предстоит определить -- напечатанные анонимно, они выявлены лишь частично. Ему принадлежат статьи, опубл. в "Иллюстрации" (1846, No 38--44, 46--48) под рубрикой "Драматургия". В одном из некрологов (ФВ, 1847, No 11, отд. "Смесь", с. 54) говорится о "самобытном и глубоком воззрении на драм, иск-во и особенно на рус. сцену" также статей Е. в "С.-Петерб. ведомостях" и "нек-рых ж-лах".
   Лит.: Высочайшие приказы о чинах военных за 1847 г., (СПб., б.г.] (от 7 нояб.-- об исключении Е. из списков); ЖМНП, 1847, ч. 56, [No 10--12], отд. VII, с 8; "Пантеон", 1848, No 4, отд. "Смесь", с. 47 (записанный Ф. А. Кони анекдот о Е.); Вл. Ч., Театр. хроника.-- ОЗ, 1849, No 10, с. 298--304; Вольф; Андреев А. Н., Давние встречи.-- РА, 1890, кн. 1, с. 544; (Безруков А. Г.), Полный список шефу, бригадным, дивизионным и батарейным командирам и офицерам л.-гв. 2-й арт. бригады, СПб., 1898, с. 117; Гаркави А. М., Поэзия Некрасова и лит. школа Белинского.-- "Уч. зап. ЛГУ", 1954, No 171, сер. филологическая, в. 19, с. 156; Брадис Л. В., У истоков рус. психол. драмы. (К. Д. Ефимович, А. Н. Островский).-- "Уч. зап. Калининского гос. пед. ин-та", 1970, т. 77; Григорьев А. А., Театр. критика, Л., 1985 (ук.). + ПНекр.; Венгеров. Источ.; ТЭ; КЛЭ; ИРДТ.
   Архивы: ЦГВИА, ф. 409, оп. 2, д. 40714 (п.с. 1847 г.) [справка Н. Ю. Муравейниковой]; ЦГИА, ф. 780, оп. 1, д. 29, л. 137; д. 47, л. 68--69 (ценз. дело).

А. А. Ильин-Томич.

Русские писатели. 1800--1917. Биографический словарь. Том 2. М., "Большая Российская энциклопедия", 1992

   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru