ДЖОВАНЬОЛИРаффаэлло (принятое русское произношение "Джиованниоли" -- совершенно неправильно) [Raffaello Giovagnoli, 1838--1915] -- популярный итальянский романист-историк. Известность приобрел романом "Спартак" (Spartaco, 1874), к-рый открывает собой большой цикл его исторических романов из жизни Римской империи; все они однако, за исключением "Спартака", не представляют художественного интереса. Основные достоинства "Спартака" -- историзм и особенно пафос борьбы, к-рым роман заражает читателя. Д., прекрасный знаток римской истории, принадлежит к тому поколению итальянской либерально-буржуазной профессуры, к-рое начало свою деятельность в эпоху войн за объединение Италии. Это поколение было еще проникнуто героически-революционным пафосом Гарибальди -- буржуазный патриотизм не успел еще застыть в обывательски-повседневных формах. Вот почему с особенной любовью Д. обработал историю восстания Спартака -- восстания угнетенных Римской империей народностей; конечный идеал Спартака у Д. -- освобождение своей родины, Фракии, из-под власти Рима, -- мотив, к-рый для Д. не потерял еще злободневности (техника конспирации в организации Спартака напоминает таковую же у итальянских карбонариев). Но, обрисовав четко классовую сущность мятежа Спартака (восстание рабов), Д. однако изображает утопистами тех, кто хочет низвергнуть собственнический строй; он ограничивается националистическим идеалом. -- В своей поэтике Д. следует романтической традиции На него оказали сильное влияние Вальтер Скотт и Дюма-отец. Многим обязан Д. и итальянским романистам, примыкающим к "Молодой Италии" -- М. д'Адзельо (см.) и Л. Капраника [1821--1891]. Последние 20 лет жизни Д. ничего не писал.
Переведенный на все яз. "Спартак" в России испытал жестокий гнет цензуры; до 1905 печатался в сильно сокращенных переделках как историко-приключенческий роман для юношества; после 1905 издавался левыми издательствами в качестве произведения революционной лит-ры, наряду с "Оводом" и "Записками Лоренцо Бенони", и лишь после 1917 издан полностью.
Библиография:
I. Русск. перев.: Спартак, СПБ., 1881 (первонач. в журн. "Дело", 1880, NoNo 8--10--12, 1881, NoNo 1--8); перев. А. Каррик и С. Гулишамбаровой, изд. 2-е, Поповой, СПБ., 1904; изд. Гиз, М., 1921; лучший перев. в изд. "Пролетарий", Харьков, 1925. Имеются также сокращенные и обработанные переводы "Спартака": сокращ. и обраб. А. И. Ромма, изд. "Красной нови", М., 1924; обраб. и примеч. Эдв. Шолок, предисл. В. Залежского, изд. "ЗИФ", М., 1928. Реалистические романы: Evelina, 1868; I drammi del lusso, 1878. Исторические романы: Spartaco, 1874; Opimia, 1875; Plautilla, 1878; Faustino, 1881; Messalina, 1885; Saturnino, 1897; Историческая драма "Marocia" (из времен Византийской империи), 1875.
II. Фриче В. М., Литература эпохи объединения Италии, М., 1916; Russo Luigi, I narratori italiani contemporanei 1860--1926, Roma, 1926 (нем. перев.: Italienische ErzДhler 1860--1926, Heidelberg, 1927).
А. Шабад
Источник текста: Литературная энциклопедия: В 11 т. -- [М.], 1929--1939. Т. 3. -- [М.]: Изд-во Ком. Акад., 1930. -- Стб. 247--248.
ДЖОВАНЬОЛИ (Giovagnoli), Раффаэлло (13.III.1838, Рим, -- 15.VIII.1915, там же) -- итал. писатель. Был преподавателем истории в Риме. Неск. раз избирался депутатом парламента от Тиволи и Рима. В юности был участником итал. нац.-освободит. движения Рисорджименто, сподвижником Дж. Гарибальди. Страсть и порыв гарибальдийца Д. принес в лит-ру. Романы его на темы совр. жизни ("Эвелина" -- "Evelina", 1868, "Наталина" -- "Natalina", 1878) были неудачны. Славу Д. принесли историч. романы о Древнем Риме и в первую очередь "Спартак" ("Spartaco", 1874, рус. пер. 1880--81) о восстании рабов и гладиаторов в 1 в. до н. э. О "Спартаке" восторженно отозвался Гарибальди. Несмотря на нек-рую сентиментальность, этот роман возвеличивает образ антич. революционера, восставшего против угнетения. Близость революц. идеям демократич. борьбы обеспечила успех "Спартака" в широких массах итал. народа, а также в России, где до Октябрьской революции роман публиковался с большими цензурными купюрами, и в СССР. В историч. романах Д. -- "Опимия" ("Opimia", 1875), "Плаутилла" ("Plautilla", 1878), "Сатурнино" ("Saturnino", 1879), "Мессалина" ("Messalina", 1885) и др., написанных с большим знанием быта и культуры Древнего Рима, звучит романтич. пафос борьбы против тирании, острый антиклерикализм, призыв к социальной справедливости. Д. -- автор историч. работ о революции 1848--49 в Италии -- "Чичероваккио и дон Пирлоне" ("Ciceruacchio e don Pirlone", 1894), "Пеллегрино Росси и римская революция" ("Pellegrino Rossi e la rivoluzione romana", v. 1--3, 1898--1911), а также популярной истории Рисорджименто -- "Рассказы майора Сиджисмондо" ("I racconti del maggiore Sigismondo", 1908--09).
Соч.: Marozia, Mil., 1875; Faustina, Mil., 1881; Benedetto IX., Mil., 1900; в рус. пер. -- Спартак, [пер. С. М. Степняка-Кравчинского], "Дело", 1880, No 8, 10--12 и 1881, No 1--8; то же, пер. А. Ясной, под ред. В. Узина, предисл. З. М. Потаповой, М., 1954.
З. М. Потапова.
Источник текста: Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. -- М.: Сов. энцикл., 1962--1978. Т. 2: Гаврилюк -- Зюльфигар Ширвани. -- 1964. -- Стб. 654.