Колади РиенцосозерцаетруиныРима. Работа ФедерикоФаруффини, 1855.
Риенцо, Кола ди (т.-е. Николай, сын Лоренцо: Nicolaus Laurentii), "последний трибун", римский политический деятель (1313 --1354), сын трастеверинского трактирщика. После смерти отца сделался нотариусом (1333). Мировоззрение его сложилось под двойным идейным воздействием. Как очень многие люди его времени, одаренные пылким воображением и впечатлительные, Р. поддался влиянию францисканцев-спиритуалов, в частности фратичеллов (см.), восторженно полюбил экстатический мир иоахимитских мистических видений и пророчеств. И, наоборот, как очень немногие в его время, он со страстью отдавался созерцанию и изучению античных памятников, которые были еще в сравнительно очень сохранном состоянии, и углублялся в чтение римских классиков. Гуманизм в дни юности Р. только-только нарождался, и интерес к древности загорелся в нем независимо от гуманизма. С главным деятелем нового движения, Петраркою, он познакомился только в 1343 г., когда уже был вполне сложившимся человеком. По, по всей вероятности, он был очевидцем венчания певца Лауры поэтическою короною на Капитолии (1341). И воспринимал Р. наследие древности в отличие от первых гуманистов не эстетически, как опьяняющее видение прошлой славы, и даже не как опору для нарождающейся новой культуры. Он искал в нем прежде всего руководящих линий для национального обновления Италии. Именно обновление Италии в форме ее политического объединения па демократической основе представлялось пылкой душе Р. главнейшей задачей времени. Переустройство Рима, его освобождение от тирании баронов, создание свободной и независимой народной республики в покинутой папами столице церкви было в его глазах лишь необходимой предварительной стадией его широкой реформаторской деятельности. Р. обдумывал свой план, готовился к его практическому осуществлению и обрабатывал для него почву целых десять лет. Все было пущено в ход: великолепная идейная подготовка, смелый полет политической мысли, пламенное красноречие, мистическая вера в собственное дело, целеустремленность, практическая изворотливость. То действуя на религиозное чувство парода, то деловым образом разъясняя ему хозяйственную и политическую ситуацию, то апеллируя к интересам различных групп римского общества, терзаемого насилиями баронов, поборами папских чиновников, анархией, -- Р. агитировал и ждал своего часа. В 1342 г. умер папа Бенедикт XII, и его место заступил Климент VI. Из Рима в Авиньон к новому первосвященнику отправилась официальная депутация с баронами во главе (см. Рим в средние века). А следом за вею, как делегат цехов и вообще трудовых классов. -- нотариус Р., который успел создать себе такую популярность в народных кругах, что о других кандидатах не было и речи. Р. должен был рассказать папе о том, как страдает римский парод, просить о реформе городского устройства, способной смягчить его беды, и умолять папу вернуться в Рим. Р. имел большой успех, получил у Климента ряд аудиенций, говорил перед консисторией, вращался в кругу церковной и светской аристократии, пробыл в Авиньоне больше года и вернулся обласканный, богатый наблюдениями и думами, с кучей обещаний и с должностью нотариуса апостолической камеры (авг. 1344 г.).
Должность давала Р. не только возможность приобщиться ко многим секретам авиньонско-римской политики, по и право выступать в качестве официального лица. Эту возможность он широко использовал. Выставляя перед пародом то написанные по его заказу аллегорические картины, то древние юридические надписи, Р. сопровождал их комментариями, которые превращались в пламенную пропаганду одушевлявших его политических идей. А когда он решил, что европейская, итальянская и римская конъюнктуры в достаточной степени благоприятны, он произвел переворот, совершившийся без всяких потрясений и без пролития крови и был провозглашен трибуном (см. Рим в средние века).
Р. был одушевлен самыми широкими надеждами, по его оценка всей ситуации оказалась ошибочной. После целого ряда блестящих успехов, после того как бароны получили несколько сокрушительных ударов, после того как пароду римскому было внушено сознание силы, а народу других коммун дана программа обновления Италии, -- Р. должен был признать себя сломленным и бежать из Рима (15 дек. 1347 г.). Попытка вернуться с помощью Владислава Венгерского, короля Неаполя, успеха не имела. Над ним висело отлучение папы Климента и обвинение в ереси, грозившее костром. Р. скрылся в глуши Апеннин, на горе Мейелле, в скиту у фратичеллов, откуда наезжал переодетым в Рим в дни юбилея и где вместе с отшельниками выработал новую программу действий: вернуться в Рим, уже опираясь на императора, взять снова власть и продолжать дело реформ. С этой целью он поехал в Прагу к Карлу IV (июнь 1350 г.), но попытка убедить осторожного императора привела лишь к тому, что Р. был арестован и просидел узником в разных замках Чехии около 2 лет, а потом был выдан папе (август 1352 г.). В Авиньоне он тоже был ввергнут в темницу и ждал решения своей участи, но, на его счастье, Климент VI скоро (дек. 1352 г.) умер, а с его преемником, Иннокентием VI, Р. сговорился. Папа назначил его сенатором и отправил в Рим следом за своим легатом, кардиналом Альборносом (см.). Римский народ давно и не раз просил об этом папу. Но кардинал не очень торопился водворить Р. в Риме. Лишь 1 августа 1354 г. Р., сам добывший средства на наем небольшого конного отряда, вступил в Рим, восторженно встреченный населением. Его деятельность была прямым продолжением его трибуната, с тою разницею, что на этот раз она находилась в полном согласии с предначертаниями папы и что в ней отсутствовали широкие общеитальянские планы. Но сенатором Р. пробыл еще меньше, чем трибуном. Уже 8 октября поднятые баронами городские низы, недовольные повышением налогов, вторглись в Капитолий, подожгли дворец сенатора, и Р., покинутый всеми, был схвачен при попытке бежать. Раненого его поволокли к подножию холма, и там он был растерзан.
В последнее время жизнь, деятельность и особенно мировоззрение Р. сделались предметом обстоятельного изучения. Раньше кое-кто из его биографов был склонен видеть в нем то юродивого, то комедианта, то психопата, то даже шарлатана. Теперь на него смотрят как на широкого политика, смелого идейного борца, провозвестника практической программы объединения Италии в борьбе и с папой, и с императором, т. е. программы Макиавелли и Risorgimento, и -- наряду с Петраркой, его другом и поклонником -- как на зачинателя общественной идеологии Возрождения.
Литература:
Papencordt, "Cola di Rienzo und seine Zeit" (1841);
Gregorovius, "Gesch. d. Stadt Rom im Mittelalter" (т. VI, 1867);
Rodocanachi, "C. di R. Histoire de Rome 1342--1354" (1888);
А. М. Петрункевич, "К. ди Р." (1909);
Burdock -- Piur, "Briefwechsel des C. di R," (5 T. 1912 --1929, с обстоятельным вступлением и комментарием);
Sensi, "Vita di C. di R." (1927);
Ghisalberti, "La vita di C. di R." (1928);
Piur, "С. di R." (1931).
Судьба P. послужила сюжетом для романа Бульвера и для оперы Рихарда Вагнера. Нечто в роде романизованной биографии посвятил ему Габриеле д'Аннунцио (1913).
А. Дж.
Источник текста: Энциклопедический словарь Гранат, т. 36 ч. II (1933): Речь Посполитая -- Род, стлб. 188--192.