Франк (Franck), Себастьян (1499--1542), один из привлекательнейших немецких гуманистов, человек с сильной волей, с огромной убежденностью и с необычайной для людей того времени широтою взглядов. Шваб родом, он учился в Гейдельберге и получил в качестве священника приход близ Аугсбурга. Но потом его увлекла Лютерова проповедь (1525). Он перешел в протестантство и стал проповедником в Густенфельдене около Нюрнберга, но не выдержал долго и новой религии, ушел от лютеранства, как ушел от католицизма, и проводил свое последнее исповедание ядовитой и резкой брошюрой о недостатках лютеранского вероучения, озаглавленной "О пороке пьянства" ("Vom Laster der Trunkenheit", 1528). Начались странствования. Франк появился в Страсбурге, где написал свою "Chronica" (1531), одну из первых попыток всемирной истории на немецком языке, в которой он не скрывал своих симпатий к еретикам, проповедовал свободу во всех областях и особенно требовал полной свободы в вопросах веры. Его изгнали из Страсбурга (1531) по настоянию ни кого иного, как Эразма. Некоторое время он жил в Эсслингене и добывал средства к жизни мыловарением, а в 1533 году перебрался в Ульм и открыл типографию. Здесь за него взялись лютеране с пастором Фрехтом во главе, и в 1539 г. он был изгнан и оттуда. После этого Франк странствовал из города в город. В 1542 г. он умер в Базеле. Франк оставил очень много сочинений. В их числе есть и географические, и исторические, и моральные, и религиозные, и общефилософские. Из них наиболее популярны и читаются еще и сейчас в соответствующих переработках: "Paradox und 280 Wunderreden" (1533), "Sprichwörter, schöne, weise, herrliсhe Klugreden und Hofsprüche" (1541). Подобно Луиджи Пульчи в Италии и Бонавентуре Деперье во Франции, Франк был представителем обще-деистической точки зрения в религиозных спорах реформационного периода. Он отстаивал тот взгляд, что во всякой религии, даже в нехристианской, есть зерно истины, и что всем существующим вероисповеданиям присуща узость: Франк не был чужд мистицизма, но его мистицизм не похож на обычный. Недаром Лютер называл его "устами дьявола", а Эразм питал к нему непримиримую вражду. Он умер вовремя: ему грозили инквизиционные застенки и благочестивые по новому костры Меланхтона. О нем см. Bischof (1856), Hase (1869), Haggenmacher (1886), Hegler (1892), Tausch (1893), В. Jones, "Spiritual Reformers" (1914); А. Reimann, "S. F. als Geschichtsphilosoph" (1921).
А. Дж.
Источниктекста:ЭнциклопедическийсловарьГранат,том44 (1931): Фита -- Франция, стлб. 432--434.