Дживелегов Алексей Карпович
Помпонаццо, Пьетро

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


0x01 graphic

   Помпонаццо, Пьетро (1462--1525), итальянск. философ, типичнейший представитель скептической мысли Ренессанса, учился в Падуе у аверроиста Акиллини, был профессором в Падуе, Ферраре и Болонье, всюду популяризировал Аристотеля, которого был страстным поклонником. В Болонье и расцвела гл. обр. его деятельность. В 1516 г. он выпустил свою знам. книгу "De immortalitate animae", которая дала повод к бесконечным философским спорам между ортодоксальными томистами, аверроистами и аристотеликами. В Венеции книга была сожжена. Немногого нехватало, чтобы и автора постигла та же участь. Но П. сумел в двух сочинениях, "Apologia" и "Defensorium", доказать, что он -- добрый католик. Главным тезисом П., вызывавшим гнев ортодоксальной школы, была его полемика против бессмертия души. Он признавал вместе с Александром Афродизийским и самим Фомой Аквинским положение, что душа есть "форма" тела. Но он делал из этого материалистический вывод, который схоластика считала смертным грехом: что душа умирает вместе с телом, ибо невозможно мыслить "форму" отдельно от "материи". Этим путем опрокидывалась и вся христианская этика. Если нет бессмертия души, нет и загробной жизни. Если нет загробной жизни, то нужно найти другое обоснование нравственности. И П. смело, совершенно в духе Возрождения, но в резком противоречии с христианской догмой, утверждает, что "главной наградой за добродетель является сама добродетель, которая делает человека счастливым". Свои взгляды П. не считал отступлением от христианства, ибо, по его мнению, религия и философия, вера и знания -- вещи совершенно различные; утверждение -- тоже в духе бытового неразборчивого скептицизма Возрождения. П. мог еще отделять религию от философии и укрываться под щитом своей преданности церкви. Контрреформационное движение еще не начало свирепствовать со всей силой. Но скептицизм П. -- одна из последних доктрин, создатель котор. не поплатился за них. Пройдет еще неск. лет, и инквизиция примется за свободную мысль серьезно.

А. Дж.

   Источник текста: Энциклопедический словарь Гранат, том 33 (1916): Поляновский мир -- Пуазель, стлб. 25--26.
   
   
   
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru