Бернард Клервосский (Bernard de Clairvaux), святой, один из замечательных религиозных деятелей XІІ века, род. в 1091 г. близ Дижона. Экзальтирован. и полн. мистическ. дум с ранней юности, он 22 лет (1113) поступил в цистерцианский монастырь. С ним вместе постриглась, увлеченная им, вся его семья и несколько друзей. С этих пор началась его проповедь в обществе, в два года создавшая ему славу святого человека и неотразимого оратора. В 1115 г. он уже сделался аббатом основанного им цистерцианского монастыря в Клерво. Славою его наполнился очень скоро весь христианский мир: его совета искали короли и папы, его суждение было решающим во всех сколько-нибудь важных религиозных делах. В 1128 г. на соборе в Труа он составляет устав для ордена Тамплиеров. В 1130 г. его голос разрешает церковную схизму; в споре двух пап -- Анаклета и Иннокентия II, он высказывается за последнего, и первый, протеже императора, теряет власть. Вслед за этим, одним только обаянием своего слова, он покоряет новому папе Италию. Обязанный ему престолом Иннокентий предлагает ему епископство и архиепископство, но Б. отвергает их, и влияние его от этого только растет. В 30-х годах XII в. он ополчается на Абеляра (см.) во имя чистоты церковной догмы и схоластического богословия. Б. остался совершенно чужд тому течению среди франц. духовенства, которое отдало себя на служение интересам крепнувшей королевской власти и наиболее видным представителем которого был аббат Сугерий (см.). Полный неугасимого идеализма, он всегда искал для христианства великих задач, далеких от интересов реальной политики, способных создавать могучий религиозный подъем в обществе и этим давать церкви богатую жатву. Кульминационным пунктом деятельности Б. был момент подготовки второго крестового похода. Когда пало царство Эдесское в Месопотамии, папа Евгений III, под прямым влиянием Б., начал проповедь нового похода на неверных. На соборе в Везле (1146) папа назначил своим представителем скромного клервосского аббата, и под обаянием его пламенного красноречия все французское дворянство, начиная с короля Людовика VII, тут же приняло крест. Потом Б. отправился с той же миссией в Германию и убедил присоединиться к походу императора Конрада Гогенштауфена. Безумное предприятие, как известно, кончилось грандиозным поражением. Б. пробовал немедленно создать новую волну увлечения, но на этот раз неудачно. Последние годы жизни Б. были омрачены появлением многочисленных ересей. Он оплакивал судьбу церкви, интересам которой всегда был беззаветно предан, но не находил в себе сил бороться с ее многочисленными врагами. Б. ум. в 1153 г. и канонизирован в 1173 г.