Джеймс Генри
Генри Джеймс: биографическая справка

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


I.
Джеймс, Генри (писатель)

   (James) -- один из популярнейших романистов Соединенных Штатов. Род. в 1843 г.; изучал право, долго жил в Европе. Сочинения его -- блестящие картины из американской и европейской жизни -- пользуются весьма широким распространением и переведены на многие языки. Более известны: "A passionate pilgrim, and other tales", "Roderick Hudson", "Transatlantic sketches", "The American", "The Europeans", "Daisy Miller", "Madonna of the future", "Washington square", "Tales of three cities", "Bostonians", "Princess Casamassima", "Aspern tales", "The Reverberator", "Partial portraits", "A London life" (русский перевод "Вестн. Европы", 1889), " The tragic Muse" и др.
  
   Источник текста: Энциклопедический Словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона
  

II.

   ДЖЭЙМС Генри [Henry James, 1843--1916] -- американский писатель. Отец -- рантье-интеллигент; брат -- известный психолог Вильям Джэймс. Культурная обстановка семьи рано побудила Д. к писательству. Молодость его прошла в странствованиях по Европе. Не находя в Америке своего времени условий, необходимых, по его мнению, для развития писателя, Д. в 1875 году навсегда вернулся в Европу, культура которой была его кумиром. В Париже Д. сблизился с Тургеневым и кружком Флобера. В 1876 году обосновался в Лондоне и лишь дважды наведывался в Соединенные штаты. До середины 80-х гг. Джэймс еще гордится своей космополитической культурностью и к соотечественникам относится свысока. Его сентиментальная "Daisy Miller" [1878] пользуется успехом, но остальные ранние вещи Джэймса, написанные простым языком в обычных, легко воспринимаемых формах социально-психологического романа, отталкивают американского читателя своей основной темой: "Американский бык в посудной лавке Европы" (American, 1877 и др.). Конец XIX века проходит для Д. под знаком углубляющегося и остро переживаемого им неуспеха у публики. Фабульная занимательность чужда Джэймсу, а к его утонченному анализу и художественной технике равнодушны читатели его времени. Д. безуспешно пробует драматический жанр, пишет неубедительную критику, много путешествует, временно бросает роман и переходит к новеллам. Он критически приглядывается к буржуазно-мещанскому укладу позднего "викторианства" ("А London Life", 1889). В книгах Д. появляются необычные для него темы: то это свара из-за наследства ("Aspern Papers", 1888 и др.), то восприятие впечатлительным ребенком мерзостей буржуазного брака ("What Maisie knew", 1897), то какие-то невнятные и сдобренные мистикой пороки ("Turn of the Screw", 1898). Англия переживала в ту пору так называемое "эстетическое движение 90-х гг."; идя своим путем, Д. пришел, как и эстеты, к примату искусства над отвергавшей писателя жизнью. "Искусство творит жизнь", объявляет он и рассматривает взаимоотношения их в "Tragic Muse" [1890], "Death of the Lion" [1894] и др. Начало XX века было для Д. временем полного самозамуровывания в чистом искусстве. Отказавшись от возможности быть понятым, Д. переходит к романтическому построению своего мира. Свою "башню из слоновой кости" он населяет собственными отражениями, над утонченной психикой которых производит абстрактные лабораторные эксперименты, облеченные в крайне трудную языковую форму и лишь с натяжкой именуемые романами. Сюжетная схема в них упрощена за счет углубленного анализа переживаний ("Golden Bowl", 1904 и др.). Все отчетливей проступает у Д. мотив старческого примирения и угасания ("The Altar of Dead", 1895). Если в одном из лучших ранних романов ("Portrait of a Lady", 1881) излюбленный Д. тип праведницы вступает в культурную жизнь, то в "Wings of the Dove" [1902] показано, как "культурно" переносит героиня свое медленное умирание. В предпоследнем и, по мнению Д., лучшем своем романе ("Ambassadors", 1903), к-рый свободен от вымученных изысков последней поры, Д. возвращается к теме Америки. После 1904 Д. не дал ничего значительного.
   Произведения Джэймса написаны в конце XIX в., когда активный буржуа, делец и накопитель, занял в Соединенных штатах господствующее положение, трестируя капитал, выдвигая идеологию самодовлеющей и благоденствующей Америки и оттесняя тяготевших к Европе консервативных буржуа-рантье Крейна (см.) и др. Порожденный распадом старозаветного буржуазного уклада Новой Англии, сам деклассированный рантье, Д. изображает декадентское безделье обеспеченных верхов и нестрашные бури в их "хрустальном стакане". Его герои не знают нужды, борьбы, труда; это гл. обр. американские рантье, проживающие в Европе накопленный отцами капитал, а позднее -- и артистическая богема. Покинув неуютную Америку как Джэймс, так и его герои не находят чаемой среды и в Европе и остро переживают трагедию беспочвенности, несоизмеримости и несвоевременности.
   Замкнувшись в самоанализе и чистом искусстве, они теряют чувство живой жизни, проявляя обывательское безразличие ко всему, что прямо их не затрагивает. В этом отношении Д. реалистически точно изображает свою переходную классовую прослойку.
   Д. -- писатель для немногих и, прежде всего, для писателей. Тончайший анализ человеческой психики, изобретательные приемы, к-рыми Д. показывает самораскрытие личности, четкая осязательность описаний, чеканная (иногда до чрезмерности) работа над техникой -- вот чему учились у Джэймса уже несколько поколений писателей. В последних его вещах фабула заменена аналитическим раскрытием сложной психологической ситуации. Рассудочная отделка приводит к чисто научной четкости и законченности, но и затрудняет художественное восприятие их. Д. стремится к преодолению максимальных трудностей, к всестороннему охвату крайне суженной темы. Отказываясь от непосредственного, "огрубляющего действительность" восприятия даже глазами своих рафинированных героев, Джэймс часто стремится отображать действительность не прямо, а косвенно, и притом устами многих свидетелей.
   Несмотря на полный отрыв от Америки, в Д. подсознательно жив пуританин Новой Англии, ученик Хозсорна; отсюда его этические темы и явно ощущаемое морализирование. Но "дистиллированный" пуританин Д. чужд мономании греховности: он терпим к своим морально больным героям.
   Непопулярный в широкой публике, Д. был признан равным лучшим писателям своей поры. Критика возводит его художественную генеалогию через Стендаля и др. к "раннему мастеру многостороннего и углубленного анализа чувств" Ричардсону и считает Д. мэтром психоаналитического жанра, предшественником Конрада, Пруста, Джойса и др. По методам изображения Д. -- психолог-импрессионист аналитического типа, по охвату материала -- в ранних своих вещах "условный" реалист, говорящий, хотя и правду, но не всю правду, о современности, а позднее -- своеобразный, рассудочный романтик, влюбленный в культуру прошлого и создающий свой воображаемый мир человеческой психики "из центра к периферии", т. е. гл. обр. на материале "внутреннего опыта".

Библиография:

   I. Лучшее и наиболее полное издание -- 35-томное собрание романов и новелл Д. Macmillan (с крайне ценным предисловием автора). В него не вошли: критика Д. (French Poets and Novelists, 1878); монография Hawthorne, 1879; Notes on Novelists, 1914 и др.; путевые впечатления, автобиографические книги: Small Boy, 1913; Notes of a Son and Brother, 1914; Middle Years, 1917; и письма: Letters, 1921, 2 vv. На русский яз. переведено: Американки, Роман, "Еженед. Нов. вр.", 1880, т. V; Связка писем, Рассказ, "Вестн. Европы", 1882, VIII; Осада Лондона, Повесть, там же, 1884, I, II; Лондонская жизнь, Повесть, там же, 1889, VIII, IX; Лгун, Повесть, там же, 1889, XI.
   II. Из огромной лит-ры о Д.: Hueffer, Henry James, 1913; West R., Henry James, L., 1916; Beach J. W., Method of Henry James, 1918; Bosanquet T., Henry James at Work, 1924; Edgar P., Henry James, man and author, 1927; Brooks Van W., Pilgrimage of Henry James, 1928.

Ив. Кашкин

   Источник текста: Литературная энциклопедия: В 11 т. -- [М.], 1929--1939. Т. 3. -- [М.]: Изд-во Ком. Акад., 1930. -- Стб. 254--256.
   Оригинал здесь: http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le3/le3-2541.htm
  

III.

   ДЖЕЙМС (James), Генри (15.IV.1843, Нью-Йорк, -- 28.II.1916, Лондон) -- амер. писатель. Брат философа-прагматиста У. Джеймса (Джемса). Род. в состоят. семье. В 1875 переселился в Европу; в 1915 принял брит. подданство. Лит. деятельность начал в конце 60-х гг. В своих романах Д. освещает психологич. конфликты, имеющие социальную мотивировку; гибель таланта молодого скульптора, творчество к-рого не понято в бурж. Америке ("Родрик Хадсон" -- "Roderick Hudson", 1876); несбывшиеся надежды любящих женщин, доверие к-рых обмануто их избранниками -- хищными дельцами: "Вашингтон-сквер" ("Washington square", 1818, рус. пер. 1881) и "Женский портрет" ("The portrait of a lady", 1881). В рассказе "Дейзи Миллер" (1879, рус. пер. 1898) показана печальная судьба амер. девушки-провинциалки, оклеветанной и отвергнутой ее средой. Тема сравнит. преимуществ "Старого" и "Нового света" нашла чуждое реализму преломление в романе "Американка" ("The American", 1877, рус. пер. 1880), герой к-рого миллионер Ньюмен представлен как воплощение бескорыстия и жертва франц. знати. Эта апологетич. тенденция Д. отражена в романах "Бостонцы" ("The bostonians", 1886) и "Княгиня Казамассима" ("The princess Casamassima", 1886); в первом осмеяны демократич. традиции амер. реформаторов и утопистов; во втором карикатурно изображено революц. движение в Европе, с к-рым порывает герой, решив, что его единомышленники -- враги красоты, иск-ва и цивилизации. Сблизившись в 90-х гг. с англ. декадент. кружком "Желтая книга", Д. в романе "Трагическая муза" ("The tragic muse", 1890) противопоставляет иск-во обществ. жизни. В романах "Священный источник" ("The sacred fount", 1901), "Послы" ("The ambassadors", 1903), "Золотая чаша" ("The golden bowl", 1904) Д. культивирует изощренный психологизм; характеры и события как бы растворяются в потоке зыбких впечатлений, что дало основание нек-рым критикам видеть в Д. предтечу Дж. Джойса и М. Пруста.
   Эстетич. взгляды раннего Д. выражены в сб. "Французские поэты и романисты" ("French poets and novelists", 1878), к-рый знакомил американцев с Г. Флобером и др. франц. реалистами, а также с И. С. Тургеневым. Кн. "Мастерство романа" ("The art of the novel", 1934) свидетельствует о близости Д. к модернизму. Однако эстетский культ формы не давал удовлетворения писателю. Лучшее в позднем его творчестве -- рассказы и повести о трагич. судьбе художника в мире собственников ("Бумаги Асперна", "Смерть льва", "Узор ковра" и др.).
   Соч.: Theatricals, L., 1895; Complete plays, Phil. -- N. Y., 1949; The art of fiction, Oxf., 1948.
   Лит.: Самохвалов Н. И., Генри Джеймс, "Уч. зап. Краснодарск. гос. пед. ин-та", 1956, в. 18; Brooks V. W., The pilgrimage of H. James, L., 1928; Foley R. N., Criticism in American periodicals of the works of Henry James from 1866 to 1916, Wash., 1944; Matthiessen F. O., H. James. The major phase, Oxf., 1946; Beach J. W., The method of H. James, Phil., 1954; Edel L. and Laurence D., Bibliography of Henry James, L., 1957; Edel L., H. James, v. 1--3, Phil. -- N. Y., 1953--62.

А. А. Елистратова.

   Источник текста: Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. -- М.: Сов. энцикл., 1962--1978. Т. 2: Гаврилюк -- Зюльфигар Ширвани. -- 1964. -- Стб. 646--647.
   Оригинал здесь: http://feb-web.ru/feb/kle/kle-abc/ke2/ke2-6463.htm
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru