ДЫМОВ Осип [наст, имя и фам. Иосиф Исидорович Перельман; 4(16).2.1878, Белосток Гроднен. губ., ныне Польша,-- 2.2.1959, Нью-Йорк], прозаик, драматург, журналист. Сын мелкого служащего, выходца из Германии; брат Я. И. Перельмана -- автора "Занимательной астрономии" и др. науч.-популярных книг. Окончил реальное уч-ще в Белостоке (1896). Писать начал подростком ("Рассказ капитана" в духе беллетристики о "потустороннем" -- "Вокруг света", 1892, No 41), хотя, по собств. словам, "больше интересовался рисованием, скульптурой и всякого рода ремеслом" (Фидлер, с. 133). В 1897--1902 учился в Лесном ин-те под Петербургом. В доме своего дяди, философа и музыканта Я. И. Эрлиха (см. некролог, написанный Д.,-- ТиИ, 1902, No 18), познакомился с И. Коневским и А. М. Добролюбовым (восп. о Добролюбове -- "Нов. рус. слово", Н.-Й., 1955, 3 июля). В 1899--1900 секр. редакции ж. "Театр и иск-во", ред. к-рого А. Р. Кугель в 1926 вспоминал: "Как человек он как-то двоился. Веселый, милый, общительный, добрый, тактичный, а сзади что-то... А что -- не знаю" (Кугель, с. 35; отклик Д., задетого словами "учителя", см.: "Рус. голос", Н.-Й., 1926, 5 июля). Сам же Д. с беспощадностью, к-рую Кугель называл гл. чертой его писательского склада, в рассказе "Силуэты" (1897) описывал в автобиогр. ключе безвольного студента из провинции, отвечающего на жестокость жизни душевной болью и готовностью к унижению. В 1901 рассказ был премирован на лит. конкурсе "Бирж, вед." (опубл.: "Нов. илл.", 1901, No 36; под назв. "Неустроен" -- в кн. "Рассказы", кн. 1, СПб., 1910) и открыл Д. доступ в эту "богатую" газету, где за последующие 16 лет появилось св. тысячи его статей и рассказов. Д. выступил в лит-ре с темой "новой эмоциональности", возникающей под "нивелирующим действием" совр. гор. культуры и, в частности, снимающей остроту внеш. проявлений "трагического", что требует от художника особой "чуткости". Первая попытка самому "показать черное и белое на сером фоне" (БВед, 1901, 19 нояб.) -- пьеса "Голос крови" (СПб., 1903; пост.: Малый т-р, 1903; Суворинский т-р, 1904) не имела успеха. В петерб. лит. круги Д. вошел как журналист; сблизился с А. Л. Волынским, к-рого ставил очень высоко ("В нем было что-то от древних пророков ... Казалось, прежде чем он нашел, он уже знал искомое, и искание его было только ... проверкой" -- "Рус. голос", 1926, 17 июля), и Ш. Ашем, драму к-рого "Бог мести" перевел на рус. яз.; в 1905 участвовал в лит. кружке "Содружество" [наряду с Л. Н. Вилькиной (письма к ней того времени -- ИРЛИ, ф. 39, оп. 3, No 858), С. К. Маковским, Л. Д. Семёновым и др.], к-рым была издана первая книга рассказов Д. "Солнцеворот" (СПб., 1905), привлекшая общее внимание.
Критики единогласно признали несомненную талантливость "Солнцеворота" (см., напр., рец. В. Кранихфельда -- МБ, 1906, No 3), в к-ром рассказы с эскизно намеченным сюжетом (часто -- о несчастье женщины: "Агарь", "Ходит... ходит...", "Лидия Биренс") и лирико-филос. этюды структурно объединены мотивом сменяющихся времен года (давших название четырем разделам книги). Сильное чувство природы, пронизывающее "Солнцеворот", позволило H. M. Минскому, сравнив Д.-"пейзажиста" с И. И. Левитаном, подчеркнуть "наклон" книги "к стихийному" ("Рассвет", 1905, 22 мая). Однако "пантеизм" Д. отравлен рефлексией горожанина над покинутостью человека во "мраке и холоде межпланетной тайны". Мистерия природы не приносит умиротворения, лишь усугубляет эфемерный статус личности -- случайной, открытой небытию, едва отличимой от вещей и привидений (см., напр., "мистич." рассказ "Чудо"). Г. И. Чулков писал о "тревоге" Д. и его "образах", значительных, как символы ("Вопросы жизни", 1905, No 6, с. 261). Назывались имена М. Метерлинка, К. Гамсуна, П. Альтенберга (наиб. близкого Д.), но речи не шло о "подражании" -- Д. "ни на кого не похож", по мнению ряда критиков, в т. ч. В. Ф. Ходасевича, отметившего, правда, у него недостаток "надлежащего овладевания темой", к-рая "им властвует" ("Иск-во", 1905, No 5--7, с. 169). Д. может быть поставлен в один ряд с такими авторами прозаич. (импрессионистич.) миниатюры, как Б. К. Зайцев, Д. Крачковский. Соотнесенность "Солнцеворота" с личностью и творчеством А. П. Чехова, очевидную в свете заключит, этюда "На могиле Чехова", мн. стилистич. деталей, самого псевд. Д., взятого из "Попрыгуньи", М. О. Гершензон объяснял, исходя из немалых надежд, возлагавшихся на Д. модернистами (см.: "Науч. слово", 1905, No 7, с. 155). О своей ностальгически-благоговейной любви к Чехову, канувший в прошлое мир к-рого выступает для него объектом бесплодной тоски и сожалений, Д. писал не раз (см., напр., ТиИ, 1906, No 52).
В годы первой рус. революции Д. становится одним из самых заметных петерб. литераторов: входит в число наиб, "радикальных" руководителей сатирич. ж. "Сигналы", "Адская почта", "Зарницы", бывает на "средах" Вяч. И. Иванова и "воскресеньях" Ф. Сологуба, участвует в ж. "Весы", "Золотое руно", "Перевал", альм. "Факелы", близко стоит к театру В. Ф. Комиссаржевской (ст. о нем -- ЗР, 1906, No 11 -- 12), выступает на сцене в "писательских спектаклях" (в т. ч. в пост. "Плодов просвещения" Л. Н. Толстого), помимо газ. "Русь", "Столичная почта", "Утро", сотрудничает в "Свободной мысли" и др., где в известной мере определяет дух и тон т. н. "понедельничной" прессы, является (наряду с О. Л. Д'Ором) зачинателем жанра "фельетона-рассказа" на темы текущей политики -- в противовес архаично звучащему в новых условиях "эзоповскому" фельетону В. М. Дорошевича (в провинц. печати "появились сразу сотни Дымовых, как раньше были сотни Дорошевичей" -- Старый журналист (О. Л. Д'Ор), с. 98). Вместе с тем пишет пьесы -- "в аморальных тонах", по едкому замечанию 3. Н. Гиппиус (ЛН, т. 85, с. 322), осн. конфликт к-рых -- разрыв традиц. морали с усложнившей тканью эмоц. жизни (ср. его письмо В. Э. Мейерхольду от 10 июля (1906) о стремлении "ввести на подмостки принцип импрессионизма" -- ЦГАЛИ, ф. 988, оп. 1, No 1536). Драмы "Не возвращайтесь" (СПб., 1906; пост, в Передвижном т-ре в 1906) и "Долг" (СПб., 1907; пост, в Василе-остров. т-ре и т-ре Корша в 1907; рец.: Homo novus (А. Р. Кугель) -- ТиИ, 1907, No 5; Петровская, с. 47) не удерживаются в репертуаре. Критика невысоко ставит и получившую отклик у публики драму "Слушай, Израиль!" -- одну из "евр. мелодрам" (Кугель, с. 36), писавшихся по следам погромов (СПб., 1907; пост, в Совр. т-ре в 1907; рец.: "Обозр. театров", 1907, 14 марта; обзор др. рец.-- там же, 1907, 17, 21 марта).
Театр. успех принесла Д. "Ню. Трагедия каждого дня" (альм. "Колосья", кн. 1, СПб., 1909; под назв. "Каждый день" -- Б., 1908), поставленная в 1908 в берлин. Камерном т-ре М. Рейнхардта с А. Моисеи в гл. роли и затем обошедшая мн. театры Европы,-- почти банальная мелодрама с адюльтером, в к-рой Д. нашел худож. равновесие смены коротких сцен и глубины охвата событий, гротескной нелепости бытовых примет и обобщенности психол. рисунка, тяготеющего к очень осторожной символизации. К. А. Марджанов поставил "Ню..." в т-ре Незлобина "в легких коричневых вуалях и шелках. И все в этой драме было нарочито и стилизовано... анемично, надуманно, лишено жизни и страсти, но для обманутого слуха, в каком-то неожиданном смысле ласкательно и приятно" (Дон Аминадо, с. 109--10; рец., 1909: Э. Бескин -- ТиИ, No 38; на пост, в Новом т-ре: Л. Гуревич -- "Слово", 4 янв.; М. Вейконе -- ТиИ, No 2). Пряную стилистику "Ню", осложнившуюся зависимостью от драматургии Ф. Ведекинда (см. очерк Д. "Франк Ведекинд" -- ТиИ, 1909, No 49--51), он разрабатывал и в "брутальных" драмах о "любви и смерти" -- "Пути любви" (СПб., 1909; обзор рец. на пост, в Венском т-ре -- "Обозр. театров", 1910, 8 окт.) и "Весеннее безумие" (СПб., 1910; пост, в Новом т-ре в 1910; рец.: А. И(змайлов) -- РСл, 1910, 19 нояб.; А. Кугель -- ТиИ, 1910, No 48; С. Ауслендер -- "Рус. ху-дож. летопись", 1911, No 1). Всего в России было опубл. ок. 30 его пьес в разл. жанрах (см.: "Каталог...").
Встречу с Рейнхардтом Д. относил к гл. "этапам" своей жизни ("моя женитьба, моя дочь, Рейнгардт" -- "Рус. голос", 1926, 28 окт.). "Рейнгардт в Германии и Брандес в Скандинавии -- открыли Дымову двери к зап. театру и лит-ре" (Троцкий). Теперь он подолгу жил в Берлине и Вене (где познакомился с Альтенбергом и А. Шницлером). Вероятно, тяготение к Западу усиливалось падением его репутации в России. Решительный неуспех постиг вторую книгу его рассказов "Земля цветет" (М., 1908), в к-рой он попытался, вычленив в спонтанном массиве "Солнцеворота" отд. темы и мотивы, заново организовать их в единое повествование наподобие муз. симфонии (см. предпосланную книге "программу"), т. е., по словам В. Гофмана, превратить "непроизвольную манеру" в "готовый шаблон" (РМ, 1908, No 4, Библ. отд., с. 70; др. рец., 1908: Н. Петровская -- "Весы", No 1; Н. И(ловлев) -- СМ, No 2; Н. Я. Абрамович -- "Обр.", No 4). Эклектизм, всеядность и многописание все полнее определяли его лит. облик. Он печатался в ж. "Рус. мысль", "Серый волк", "Всеобщий журнал", "Нов. жизнь", "Пробуждение", "Сатирикон", "Солнце России", газ. "Приазов. край" и др. Его обильная юмористика (рассказы, зарисовки и т. п.) собрана в кн. "Веселая печаль" (СПб., 1911; рец.: В. Гофман -- "Нов. жизнь", 1911, No 5) и выпусках "Дешевой юмористич. б-ки "Сатирикона"" (в. 13, 42, 77, СПб., 1911--12). Бывая в Петербурге, он вращался в кругу богемы, завсегдатаев ресторана "Вена", любил и, судя по отзывам, хорошо умел копировать и вышучивать людей (ср. фигуру беллетриста Хомова, пародиста и пересмешника, списанную с Д., в романе Аша "Мэри"). В его отношении к рус. действительности преобладала несколько легковесная стилизованная разочарованность: "Уж не притворство ли это -- весь Петербург с его жизнью, его исканиями, его театром и его лит-рой?" ("Приазов. край", 1909, 11 янв.). Автобиографизм, и раньше отчасти свойственный прозе Д., в полной мере проявился в его пов. "Влас" ("Аполлон", 1909, No 1--3; рец.: М. Кузмин -- "Аполлон", 1910, No 7). В повести -- жизнь провинц. семьи, увиденная глазами подростка, мучительно переживаемые им душевные "комплексы". А. В. Амфитеатров, причислявший Д. к авторам, чьи произв. "ни переводны, ни оригинальны, а застряли где-то посредине", говорил об "установочном" отсутствии естественности в описании "гениального ребенка, прирожденного индивидуалиста и эстета", и упрекал Д. в "лит. дендизме" (Амфитеатров, с. 235, 237). "Гримаса как проявление безудержного скептицизма и иронии" (Кугель -- ТиИ, 1910, No 48, с. 929) определила характер ром. "Томление духа" [альм. "Шиповник", кн. 17, СПб., 1912; под назв. "Бегущие креста (Великий человек)" -- Б., 1911]. Вереница смертей и самоубийств, неразделимость литературности и подлинности в переживаниях героев, поиски ответов на больные вопросы времени и ложная многозначительность в обсуждении "модных" тем, трагифарс безумия, безмыслия, сексуальная патология, тотальная неадекватность восприятия действительности и самих себя -- такова зыбкая, двоящаяся идейно-психол. атмосфера романа.
По словам Кузмина, "описание жизни... не достигает впечатления кошмара, но просто теряет правдоподобность" ("Аполлон", 1912, No 5, с. 51--52; др. рец., 1912: А. Измайлов -- РСл, 25 апр.; Ан. Чеботаревская -- "Нов. жизнь", No 5; С. Адрианов -- ВЕ, No 6). Особая примета романа -- узнаваемость мн. персонажей, о к-рой М. Горький писал Амфитеатрову: "Дымов только что выпустил роман, где изобразил Мережковского, Сологуба, раскрасил меня" (ЛН, т. 95, с. 394).
В 10-е гг. лит. репутация Д. в России испортилась непоправимо. Для Блока его имя звучит нарицательно (записи в дневнике: "Л. Андреев с компанией Осипов Дымовых", "дымовско-аверченко-юмористическое" -- VII,226, 166); Ходасевич в рец. на сб-к его рассказов "Преступление девушки" (М.,1917) саркастически отзывается об их "пинкертоновском" духе и "полуграмотном" языке (W. <В. Ф. Ходасевич> -- РВед, 1918, 24 янв.).
В 1913 амер. театр, импресарио Б. Томашевский пригласил Д. в Америку, и его дальнейшая жизнь прошла в Нью-Йорке (с 1926 гражданин США). Из множества написанных им в 20-е гг. пьес (на рус. яз. и на идише) пользовались успехом "Бронкс экспресс", "Великая женщина", "Золотой ключ" (нац. евр. проблематика, фрейдистские мотивы). Сблизился с кругами амер. еврейства, познакомился с А. Эйнштейном, к-рого называл "мозгом человечества" (см.: "Квант", 1982, No 11, с. 21). В 20-х -- нач. 30-х гг. постоянно сотрудничал в сменовеховской газ. "Рус. голос", противостоявшей "белогвардейскому" "Нов. рус. слову" [рассказы, зарисовки ("кодак-стиль"), фельетоны, статьи мемуарно-некрологич. характера]. В 1926--28 печатал в ленингр. "Красной газ." статьи об амер. театре. Впоследствии писал гл. обр. на идише (в т. ч. восп., доведенные до окт. 1905,-- "Что я помню", т. 1--2, Н.-Й.,1943--44). После 2-й мировой войны изредка печатал отрывки из восп. в "Нов. рус. слове". В последние годы жизни увлекся изготовлением барельефов.
Лит.: Блок (ук.); Блок. Зап. кн. (ук.); Петровская Н., О творчестве Д.-- "Перевал", 1907, No 4; Норвежский О. (Картожинский О. М.), "Солнцеворот" Д.-- В кн.: Лит. календарь-альманах, СПб., 1908, с. 68--74; Амфитеатров А. В., Ау!, СПб., 1912, с. 233--40; Кугель А. Р. (Homo novus), Листья с дерева. Воспоминания, Л., 1926, с. 34--37; Старый журналист (Д'Ор О. Л.), Лит. путь дорев. журналиста, М.-- Л., 1930, с. 98--99; Камышников Л., О. Дымов. Дружеские восп.-- "Нов. рус. слово", 1948, 15 февр.; Дон Аминадо, Поезд на третьем пути, Н.-Й., 1954, с. 110--11; Троцкий И., Вместо венка на могилу Д.-- "Нов. рус. слово", 1959, 8 февр.; М. Ф. Андреева. Переписка. Восп. Статьи. Док-ты. Восп. о М. Ф. Андреевой, 3-е изд., М., 1968 (ук.); Чуковский К., От Чехова до наших дней, СПб., 1908; его же, О. Дымов.-- Собр. соч., т. 6, М., 1969; Коган Д., С. Ю. Судейкин, М., 1974, с. 44--48; Гугушвили Э., Котэ Марджанишвили, М., 1979, с. 91--92; Рус. лит-ра (2, 3); Рус. лит-ра и журналистика (2); ЛН, т. 72 (ук.); т. 92, кн. 2, с. 154; кн. 3, с. 68. * Брокгауз 3/д (под фам. Перельман О. И.); Евр. энц., т. 7, СПб., [б. г.]; ЛЭ; КЛЭ; ТЭ; Каталог произв. членов союза драм, и муз. писателей с 1903 г. по 1 сент. 1913 г., СПб., 1913;
Альм. и сб-ки (1, 2); Муратова (2); Масанов.
Архивы: ЦГАЛИ, ф. 181; ИРЛИ, ф. 377, ф. 115, оп. 3, No 241 (письма А. А. Измайлову); ф. 123, оп. 2, No 189--95 (письма к Д. А. А. Андреевой, М. Ф. Андреевой, Е. П. Карпова, К. И. Чуковского и др.); No 192, Р. I, оп. 6, No 104--113; ф. 115, оп. 5, No 59 (рукописи); ф. 9, оп. 3, No 20 (письма Л. Н. Андрееву).
В. И. Масловский, А. В. Чанцев.
Русские писатели. 1800--1917. Биографический словарь. Том 2. М., "Большая Российская энциклопедия", 1992