Дымов Осип
Осип Дымов: биографическая справка

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


I.

   Перельман (Осип Исидорович) -- писатель, известный под псевдонимом Осип Дымов. Род. в 1878 г., в еврейской семье. Окончил курс в спб. лесном институте. В короткий период размножения сатирических журналов после 17 октября большой успех имели остроумные шутки П. в "Сигналах". В 1905 г. он напеч. сборник символических рассказов: "Солнцеворот". У П. неглубокое, но настоящее остроумие. Сфера его наблюдений необширна, и к тому же он вдохновляется не столько жизнью, сколько книгой; кругозор его тоже не отличается широтой, но в разработку своих тем он вносит тонкость и изящество. Лучше всего ему удается пародирование. Зависимость от других писателей заметно сказалась на рассказах, собранных в "Солнцевороте". В общем, это перепевы Метерлинка и других модернистов, а отчасти -- Чехова. Явная навеянность сказалась в чрезвычайной искусственности и напряженности мотивов книжки. Подражая своим образцам, П. желает во что бы то ни стало быть глубоким и мрачным, говорит только об одиночестве, о сумеречных ощущениях, о таинственности жизни и природы; но мнимая глубина ведет только к вычурности. Еще менее удачны попытки П. писать символические пьесы ("Голос крови").

С. В. (Семен Венгеров)

   Источник: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
  

II.

   Дымов, Осип (Перельман, Осип Исидорович) -- популярный русский беллетрист; род. в 1878 г. в Белостоке, кончил курс в петербургском Лесном институте. Начав свою литературную работу в мелких газетах, он вскоре выдвинулся своими остроумными фельетонами и шутками в период после 17 октября 1905 г., во время роста сатирических журналов. В 1905 г. им был выпущен сборник рассказов "Солнцеворот"; после этого вышла его пьеса "Голос крови". Начиная с 1906--07 гг. Дымов принимает постоянное участие в качестве фельетониста в газетах: "Свободные мысли", "Утро" и др., также в газете "Русь", часто выступая под вторым псевдонимом -- "Каин". В 1908 г. вышел второй сборник его рассказов, "Земля цветет", встреченный критикой менее благосклонно, чем первый. Приблизительно тогда же им была написана драма "Каждый день", шедшая в немецком переводе в Германии, а затем поставленная и в Петербурге под названием "Ню". -- На евр. темы Д. написаны небольшой рассказ "Погром" и посвященная той же теме драма "Слушай, Израиль!", впервые поставленная в одном из петербургских театров в 1907 году; драма эта хотя и производит известное впечатление, но особенным успехом не пользовалась. -- Изящный и остроумный, иногда несколько вычурный, Д. придает своим рассказам символический оттенок, что особенно заметно в его первых произведениях. Лучше всего ему даются мелкие рассказы, миниатюры, тонко передающие настроения. -- Ср. Брокг.-Ефрон (доп. том, под сл. Перельман).
  
   Источник: Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. т. VII: Данциг -- Ибн-Эзра, Иуда, стлб. 411.
  

III.

   ДЫМОВ Осип (псевдоним Осипа Исидоровича Перельмана) [1878--] -- беллетрист и драматург. Выдвинулся Д. как юморист-фельетонист (псевдоним "Каин"). В рассказах Д., импрессионистических миниатюрах, -- обрывочные эпизоды, недоговоренные слова и фразы, мелькание причудливых настроений, клочков переживаний. Характерный предмет изображения Д. -- флирт столичных жуиров обоего пола, рафинированные (преимущественно любовные) переживания пресыщенного буржуа, его капризные и болезненные чувства. Банальные пантеистические рассуждения, дешевый скептицизм, модная "мистическая дымка", таинственные намеки на нездешние голоса, при отсутствии подлинного мистицизма символистов, -- все это составляет скудную идеологическую нагрузку рассказов Д. Пустяковые темы он, по выражению А. Белого, "облекал в великолепие символических риз". Его рассказы написаны "музыкальным" яз., с обилием неожиданных сравнений, эффектных словесных комбинаций, густо насыщены образностью, красочностью описаний. Однако импрессионистическая изысканность его стилистики часто переходит в вычурность, манерность. Драмы Д. -- бытовые картины, перемежающиеся претенциозными рассуждениями, или мелодраматические сцены с абстрактными персонажами (потугами на декадентство). Д. в 1910-х гг. пользовался широкой популярностью у буржуазно-мещанского читателя. После Октябрьской революции Д. эмигрировал.

Библиография:

   I. Солнцеворот, СПБ., 1905; Голос крови, Драма, журн. "Театр и искусство", 1905; Содружество, СПБ., 1908; Земля цветет, СПБ., 1908; Слушай, Израиль! Драма,
   СПБ., 1908; Ню. Трагедия каждого дня, СПБ., 1908; Рассказы, СПБ., 1910, кн. 1; Веселая печаль, Юмористические рассказы, СПБ., 1911; Томление духа, Роман, альм. "Шиповник", 1912, кн. 17; Вечный странник, Драма, СПБ., 1913; Преступление девушки, М., 1917 и др. Автобиографические сведения см. у Фидлера Ф. Ф., Первые литературные шаги, М., 1911.
   II. Рецензии: Петровская Н., в сб. "Перевал", 1907, No 4, и в "Весах", 1908, No 1; Чуковский К., От Чехова до наших дней, СПБ., 1908; Гершензон М., в "Критическом обозрении", 1908, No 1; Гофман В., в "Русской мысли", 1908, No 4; Кранихфельд, в "Современном мире", 1912, No 4 (о сборнике "Земля цветет").

Б. М.

   Источник текста: Литературная энциклопедия: В 11 т. -- [М.], 1929--1939. Т. 3. -- [М.]: Изд-во Ком. Акад., 1930. -- Стб. 614--615.
   Оригинал здесь: http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le3/le3-6142.htm
  

IV.

   ДЫМОВ, Осип [псевд.; наст. имя -- Осип Исидорович Перельман; 4(16).II.1878, Белосток, -- 1.II.1959, Нью-Йорк] -- русский писатель и журналист. Окончил петербургский Лесной институт (1902). Начал печататься в 1892. В 1900--04 сотрудничал в журн. "Театр и искусство", в 1905--06 -- в сатирич. журн. "Сигнал", газ. "Свободные мысли", "Утро", "Русь", в 1908 -- в "Сатириконе". Первая пьеса Д. "Голос крови" опубл. в 1903. Мн. произв. Д., вошедшие в книги "Солнцеворот" (1905), "Земля цветет" (1908), -- бессюжетные новеллы, своеобразные элегич. описания природы. В романе "Томление духа" (1912) Д. нарисовал петерб. бурж. интеллигенцию, пресыщенную эротич. переживаниями. Пьесы Д. посвящены семейным драмам бурж. интеллигентов ("Каин", 1905, "Долг", 1907, "Ню", 1908, "Жертва", 1915, и др.). В пьесах из евр. жизни ("Слушай, Израиль!", 1907, "Певец своей печали", 1914, и др.) выражен протест против нац. бесправия и угнетения. Творчеству Д. присущи черты эпигонства, порой вычурность и манерность. В 1913 эмигрировал в США. Писал также на евр. яз.
   Соч.: Рассказы, СПБ, 1910; Новые голоса, 2 изд., М., 1915; Мейдлех-мутерс ун штот-мешугоим, Нью-Йорк, 1919; Вос их геденк, т. 1--2, Нью-Йорк, 1943--44.
   Лит.: Чуковский К. И., От Чехова до наших дней, СПБ, 1908; Кранихфельд Вл., Лит. отклики, "Совр. мир", 1912, No 4; Кугель А. Р., Листья с дерева, Л., 1926; История рус. лит-ры конца XIX -- нач. XX в. Библиографич. указатель, под ред. К. Д. Муратовой, М. -- Л., 1963.

С. Л. Симовский.

   Источник текста: Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. -- М.: Сов. энцикл., 1962--1978. Т. 2: Гаврилюк -- Зюльфигар Ширвани. -- 1964. -- Стб. 829.
   Оригинал здесь: http://feb-web.ru/feb/kle/kle-abc/ke2/ke2-8291.htm
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru