Дьяченко Виктор Антонович
Дьяченко В. А.: биографическая справка

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


I.

   Дьяченко (Виктор Антонович) -- плодовитый драматург. Кончил курс института инженеров путей сообщения и большую часть жизни провел в Харькове; умер в 1876 г. Литературную деятельность начал стихами в сборнике Бецкого "Молодик" (1844). Его первая драма, "Жертва за жертву", поставленная в 1861 г. в СПб., имела большой успех, особенно благодаря эффектной сцене, в которой выведен привал ссыльных на пути в Сибирь. Репертуарными сделались также "Гувернер" (1864), "Светские ширмы" (1866), "Блестящая партия" (1870) и др. пьесы, числом около 25. Любимые мотивы Д. -- семейные отношения, супружеская неверность и т. п. "Драматич. сочинения" Д. изданы в СПб. (1873 и 1876) и в Казани (1892--93).

Ум.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, т. XI (1893): Домиции -- Евреинова, с. 322

   

II.

   Дьяченко, Виктор Антонович, писатель-драматург, родился в 1818 г. скончался в 1876 г. в г. Воронеже. Потомственный дворянин по происхождению, Д. окончил курс в дворянском полку в 1843 г. прапорщиком, дальнейшее образование получил в институте инженеров путей сообщения, откуда по окончании курса поступил в корпус инженеров путей сообщения. Еще в офицерских классах института Д. начал обнаруживать страсть к сцене и зачастую, отказывая себе в обеде, тратил деньги на театр. Страсть к сценическому искусству сильно развивалась во впечатлительной натуре Д. под влиянием его знакомства с артистами: с В. А. Каратыгиным, В. Н. Асенковой и Н. И. Куликовым. В конце 1830 г. он написал драму "За Богом молитва, за Царем служба не пропадает". Драма эта шла в бенефис Толченова и имела огромный успех; не меньшим успехом пользовался написанный им в то же время водевиль "Вот каковы корнеты". Видя несомненный талант молодого драматурга, А. А. Краевский пригласил его писать театральные рецензии в своей "Литературной Газете", а в то же время Д. печатал в "Сыне Отечества" свои мелкие стихотворения, там же появился отрывок из поэмы "Лучио". В 1840 г. Д. был переведен на службу в Пинск, где его служебные занятия поглощали все время, а отсутствие театра и времени не давали ему возможности заниматься литературой. В течение 20-ти лет Д. ничего не писал и только в 1860 г., когда он был переведен в Москву, он сошелся с M. C. Щепкиным и написал драму "Жертва за жертву". Несмотря на то, что лучшие места этого произведения были вычеркнуты цензурою, пьеса с успехом прошла в 1861 г. в Александринском театре в С.-Петербурге, а в 1862 г. в Малом театре, в Москве, в бенефис Шумского. Пресса тоже приветствовала "явление нового молодого таланта". В 1861 г. Д. написал драму "Кара Божия", которая шла в бенефис Самойлова в С.-Петербурге. В 1863 г. здоровье Д. сильно пошатнулось; он должен был оставить службу и с этой поры посвятил свой литературно-драматический талант русской сцене. В промежуток времени с 1860--1863 г. им было написано 23 пьесы, из которых 21 вошли в 5 томов его "Драматических сочинений", напечатанных в Москве в 1873--1876 гг. Всего же Д. написал 76 пьес, из них наиболее известны: "Практический господин", "Пробный камень", "Семейные пороги", "Гувернер", напечатанные в С.-Петербурге в 1875 г., "Не первый, не последний", "Нынешняя любовь" -- 1875 г., "Современная барышня" -- 1875 г., "Блестящая карьера" и "Болезненная страсть" -- 1877 г. в С.-Петербурге, "Подвиг гражданки", историческая драма в 4 д., в С.-Петербурге 1874 г., "Скрытое преступление", др. в 3 д. -- в 1875 г., "Новый суд" в Воронеже 1872 г., "Законная жена", "Неровня". Публика очень любила пьесы Д., любили их и артисты Императорских театров за их сценичность и прекрасную техническую отделку; многие из них (Самойлов, Федотова, Струйская) выдвинулись благодаря его пьесам. "Жертва за жертву" и "Гувернер" считались его лучшими произведениями.
   В последние годы своей деятельности Д. возбудил против себя печать, под влиянием несправедливых нападков которой артисты Императорских театров охладели к Д., но в то же время пьесы его пользовались успехом в провинции. Незадолго до смерти Д. переселился в Воронеж, где и написал свое "Предсмертное объяснение", которое после его смерти было напечатано в "Голосе". Жалуясь на несправедливое гонение рецензентами, он благодарит артистов за любовь к его творчеству и желает русской сцене успеха.
   "Голос", 1876,  110, "Предсмертное объяснение". -- "Иллюстрированная Газета", 1876,  19. -- Некролог. "Нижегородские Губернские Ведомости", 1863,  3. -- "По поводу спектакля и пьес Дьяченко". "Русская Старина", 1887 г. LIII, стр. 796. -- " Дворянский полк, 1807--1859 г.". 1877, ХVIII. -- "А. Н. Серов, 1846 г.". XIX. -- "А. Н. Серов, 1847 г.", стр. 102. -- "Исторический Вестник", LV, 1894, стр. 131. -- "Воспоминания А. А. Нильского", LVI, стр. 428. То же "Драматические сочинения", т. 1, 2, 3, 4 и 5. Москва, 1873--1876.

Б. Т.

Русский биографический словарь А. А. Половцова, т. 6 (1905): Дабелов -- Дядьковский, с. 733--734

   

III.

   ДЬЯЧЕНКО Виктор Антонович [26*.5(7.6).1818, Харьков -- 30.3(11.4).1876, Воронеж], драматург. Из потомств. укр. дворян (в 18 в. имевших фамилию Чернорудный) Харьков. губ.; отец -- губ. прокурор в Харькове. Учился (с 1833) в Ин-те инженеров путей сообщения в Петербурге. В 1836 Д. ("кадет 4-го кл.") подвергнут обыску; среди его соч. (критич. статья, романтич. повесть и др.) одно, "сатирическое", "выказывало нестерпимое вольнодумство" -- "ядовитое зерно безначалия"; дело оставлено без особых последствий, благодаря "чистосердечному раскаянию" и "отличным успехам" Д. "во всех предметах" (ЦГИА**). После окончания ин-та определился в Корпус инженеров путей сообщения.
   В старших офицер, классах ин-та часто посещал Александрии, театр, где познакомился со ми. актерами, в т. ч. с В. А. Каратыгиным и прославившейся в водевилях В. Н. Асенковой, став ее страстным поклонником (и не только как актрисы); дрался из-за нее на дуэли (Линский, No 12, с. 240). Увлечение водевилем и совр. мелодрамой, знание "техники" этих популярных жанров значительно предопределили сценичность зрелой драматургии Д. В 1838 опубл. отрывок из драм. поэмы "Луцио" (СО, No 12), написанной под влиянием Н. В. Кукольника. В 1839 сочинил водевиль "Вот каковы корнеты" и одноактную драму "За Богом молитва, а за царем служба не пропадают", поставленную в 1839 в Петербурге и имевшую успех у публики (в своем "Предсмертном объяснении" Д. назвал ее "рабским подражанием Полевому") (рукописи в ЛГТБ). По нек-рым сведениям, писал театр, рец. в "Лит. газ." А. А. Краевского (1840).
   В мае 1839 подпоручик Д. назначен на действит. службу в управление построением Королевского канала, с переводом в Строит. отряд (в 1840 поручик); с 1841 -- в Подольской строит. комиссии; с 1842 -- в Харьковской; в 1844 переведен в Корпус инженеров путей сообщения (в 1847 штабс-капитан); в 1849 назначен нач. искусственного стола Харьков, губ. строит. и дорожной комиссии. В 1850 уволился, а в 1852 вновь определился в Корпус. Годы службы Д. в провинции (без малого 20 лет) не отмечены сколько-нибудь заметной лит. деятельностью: отд. театр, рецензии в "Харьков. губ. вед." (об игре М. С. Щепкина -- в "Прибавлениях к "Харьков. губ. вед."" за 2 окт. 1843; перепечатана: "Пантеон", 1843, кн. 11, сокращенно в кн.: Щепкин, 1984) и стихотворение в сб. "Молодик", изданном И. Е. Бецким (X., 1843, ч. 1). Среди Харьков, театр, рецензентов нач. 40-х гг. эстетически близкой Д. была позиция А. Я. Кульчицкого.
   В 1860 в Москве Д. сблизился с М. С. Щепкиным (знакомство состоялось, очевидно, еще в 1843, во время гастролей Щепкина в Харькове), к-рый убедил его вернуться к драматургии. В 1861 драма "Жертва за жертву" (герой обрекает себя на тюрьму ради спасения чести любимой женщины, а она, спустя годы узнав о его невиновности, предлагает ему, ссыльному, руку и сердце) принесла драматургу настоящий успех, будучи поставлена в Александрин. и Малом т-рах (положит. отзыв: СО, 1861, No 42); в канун судебной реформы 1864 (и на фоне ошеломит. успеха "Записок из Мертвого дома" Ф. М. Достоевского) особый обществ. резонанс вызвала сцена "стоянка арестантов", среди к-рых безвинно осужденный гл. герой.
   В 1863 пошатнувшееся здоровье вынудило Д. оставить службу, и он целиком посвятил себя театру. В 60-е гг. Д., наряду с А. Н. Островским и А. А. Потехиным, стал одним из самых репертуарных драматургов, вероятно, не без покровительства дир. Театрально-лит. к-та, нач. репертуара П. С. Фёдорова (см. карикатуру в сатирич. листке "Гудок", 1862, No 43, и "Восп. А. А. Нильского" -- ИВ, 1894, No 1, с. 131). До 1876 Д. написал ок. 25 многоактных пьес (из к-рых только три не были поставлены) и неск. водевилей. (Все выделенные пьесы, кроме "Гувернера", впервые опубл. в "Драм. соч." -- см. Изд.)
   Современники ценили способности Д.-либреттиста: слагать стихи, к-рые легко ложатся на музыку, и изменять текст в согласии с установками композитора или актера-бенефицианта. "Варианты для него ничего не значат, и он с великой готовностью переделывает все, хоть десять раз",-- писал композитор А. Н. Серов в письме к В. В. Стасову (PC, 1877, No 3, с. 526).
   Драмы и комедии Д. подкупали публику искусным и динамичным развитием интриги (обычно любовной), колоритными зарисовками быта дворянско-бурж. образованного круга, отзывчивостью на "запросы текущей действительности" (см.: Боборыкин, 1878, с. 137, 138). Оставаясь по преим. в рамках семейного быта, сталкивая любовное чувство с приоритетом знатности, богатства, социальной иерархии, светской благопристойности, Д. умело разрабатывал злободневные сюжеты, затрагивая публичные нравы, гражд. мотивы и сближаясь с "тенденциозной драмой", преобладавшей в 60-е гг. в рус. репертуаре и остававшейся весьма популярной в 70-е гт. (зародилась во 2-й пол. 50-х гг.: "Чиновник" В.А.Соллогуба).
   В "сценах из повседневной жизни" -- "Нынешняя любовь" (пост. 1866; в ц. р. 1865 имела и второе назв.-- "Живой товар") -- совр. "нигилист", честный, образованный, бескомпромиссный правдолюбец и труженик, убеждает девушку в безнравственности "неравного брака" со "знатным", но сам выказывает рассудочность и не способен на решит, шаг для спасения героини. Проигравшим на rendez-vous предстает и молодой дворянин в комедии "Гувернер" ("Рус. сцена", 1864, No 12; часто шла в столицах в 1864--78), воспитанный нравственно половинчатым французом-гувернером.
   Предубежденные к драматургу критики тех лет писали: "Когда г. Дьяченко, смотря по тому какой ветер дует, готовит в конце либеральную, консервативную, нигилистич. или патриотич. фразу, то мы нимало не удивляемся" ("Голос", 1870, 19 апр.). Однако в разноречивости финальных идейных акцентов Д. запечатлелось также желание автора, либерального разночинца, откликнуться на все искренне озабоченные нравств. состоянием России голоса ("верный раб" гражданской скорби -- Линский, No 17, с. 324; "бессменный пономарь с Александрии, сцены. Как бы дурно не звонил он, служба его считается всегда полезною"-- Суворин, с. 91) и вместе с тем -- умение потрафить злободневным "интеллигентным потребностям" своего главного зрителя -- "образованного класса нашего об-ва в разных его слоях" (Боборыкин, 1878, с. 139, 138).
   В последние годы жизни Д. интерес к его творчеству резко падает, его место "бенефисного поставщика" занимает В. А. Крылов. Очевидно, в нач. 70-х гг. Д. поселяется в Воронеже; здесь он пишет автобиогр. статью о трудной и изнурит, пятнадцатилетней жизни "присяжного поставщика репертуара"; самокритично признаваясь в лит. слабости своих пьес, он справедливо оценивает свой вклад в театр. иск-во; статья опубл. после его смерти под назв. "Предсмертное объяснение" ("Голос", 1876, 21 апр.).
   В целом драматургия Д. получила скептич. или негативную оценку профессионалов: А. Н. Островского, А. А. Григорьева, А. Н. Плещеева. Мн. критич. суждения о Д. суммировал П. Д. Боборыкин: "автор мелко плавает", "не достигает создания худож. образов", его герои "говорят великодушные и чувствит. фразы избитого свойства". Но именно Боборыкин охарактеризовал определ. заслуги Д. в истории рус. театра и в воспитании театр, зрителя: в лучших его пьесах, в т. ч.-- кроме названных -- в драме "Светские ширмы" (пост. 1866), в комедии "Семейные пороги" (пост. 1867), драме "Блестящая партия" (пост. 1870), комедии "Закинутые тенета" (пост. 1874) есть "близость к жизни и правдоподобие", удачные "характеристики нравов провинц. об-ва" и при этом присутствует "нравственно-изобличительный воздух" (Боборыкин, 1878, с. 138--39). Ряд его пьес на мн. годы вошел в репертуар крупных актеров эпохи (в т. ч. В. В. Самойлова, Г. Н. Федотовой); на пьесах Д. выросли мн. талантливые провинциальные актрисы.
   Сын Д., Сергей (1848?--не ранее 1898) ***, окончил юридич. ф-т Харьков, ун-та (1864--68), 20 лет служил по судебному ведомству (Харьков, Петербург, Казань). В юности (1864--65) совершал вместе с отцом артистич. путешествия, играя в спектаклях отца в качестве любителя. Позже выступал как литератор, в т. ч. написал две пьесы: "Сила солому ломит" и "Грехи юности". Известен как деятельный гор. голова Казани (1888--97; см.: Агафонов Н., Казань и казанцы, ч. 2, Каз., 1907, с. 62--84).
   Изд.: Драм, соч., т. 1--4, СПб., т. 5, М., 1873--76; 2-е изд., Каз., 1892--93; Болезненная страсть, СПб., 1875 (драма в 5 д.; пост.: март 1876); Законная жена, СПб., 1876.
   Лит.: Островский А. Н., ПСС, т. 10, М., 1978, с. 210, 602; Неск. слов о покойном Д.-- НВ, 1876, 13 апр.; Соколов А. А. (сост.), Театр, альм, на 1875, СПб., 1875, с. 115--17; Боборыкин П., Островский и его сверстники.-- "Слово", 1878, No 9/10, с. 136--41; Мартьянов П. К., Цвет нашей интеллигенции, СПб., 1890; Боборыкин (ук.); Линский В., Забытый драматург.-- ТиИ, 1900, No 12, 13, 15--18; Срезневский В., И. Е. Бецкий -- издатель "Молодика".-- ЖМНП, 1900, No 12, с. 286; Суворин А. С., Театр. очерки, СПб., 1914, с. 335--37; Градовский Г. К., Итоги, К., 1908, с. 325, 334; Лотман Л. M., A. H. Островский и рус. драматургия его времени, М.-- Л., 1961 (ук.); Петровская (ук.); Очерки рус. театр, критики. 2-я пол. XIX в., Л., 1976; Малый театр. 1824--1917, т. 1. М., 1978 (ук.); М. С. Щепкин. Жизнь и творчество, т. 2, М., 1984, с. 26--28; Григорьев Ап., Театр, критика, Л., 1985 (ук.); ИРДТ, т. 3--6 (ук.); ЛН, т. 71, 88, кн. 2 (отзыв А. Н. Плещеева). * Некрологи, 1876: "Илл. газ.", 16 мая; ГазГ, No 17. РБС; Брокгауз; Венгеров. Источ.; ТЭ; Муратова (1, ук.); Масанов.
   Архивы: МТБ; ГЛТБ; ГПБ, ф. 713 (рукоп.); ЦГИА, ф. 1343, оп. 20, д. 4108 (свидетельство о рождении) *; ф. 200, оп. 1, д. 2325 ** (о непозволит. соч. кадета Д.); оп. 1, ч. 2, д. 3945 (сведения о службе с 1839 по 1852); ф. 776 и 780 (ц. р. многих пьес, в т. ч. не вошедших в собр. соч., с цитатами "сомнительных мест", а также запрещение одной пьесы "за цинич. содержание" [справка А. Л. Хапачевой]; ЦГА Тат. АССР, ф. 2, оп. 739, д. 1, л. 875--83 (ф. с. сына 1898 г.***) [справка О. И. Нуждиной].

И. П. Бочков.

Русские писатели. 1800--1917. Биографический словарь. Том 2. М., "Большая Российская энциклопедия", 1992

   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru