ДИЕРКСЛеон [Léon Dierx, 1838--1912] -- один из последовательных продолжателей Леконт де Лилля и самый характерный представитель парнасской (см.) школы. После смерти Маллармэ, в 1898, молодежь удостоила его звания "принца французских поэтов". Та четкость формы и восприятия жизни, к которым так стремились парнасцы, Диерксом усвоены особенно удачно, но они зачастую обретают у него характер внешнего приема: ему не хватало ни широты размаха, ни поэтической глубины. Гордый пессимизм и безысходное отчаяние характеризуют его как интеллигента безвременья 80-х и 90-х гг. Наибольшее значение имеет его первый сборник "Les lèvres closes" [1867], после -- "Paroles du vaincu" [1871]; творчество Диеркса за весьма малым исключением исчерпывается перепевами его первых юношеских стихов.
Библиография:
Poèmes et poésies, 1861; Les lèvres closes, 1867; Les Paroles du vaincu, 1871; La Rencontre, drame poétique, 1875; Les Amants, 1879; Полное собрание сочинений, в 2 тт., Lemerre, P., 1896.
Источник текста: Литературная энциклопедия: В 11 т. -- [М.], 1929--1939. Т. 3. -- [М.]: Изд-во Ком. Акад., 1930. -- Стб. 281--282.
ДЬЕРКС (Dierx), Леон (31.III.1838, Сен-Дени, о-в Реюньон, близ о-ва Мадагаскар, -- 11.VI.1912, Париж) -- франц. поэт. По окончании лицея жил в Париже. Первый сб. стихов Д. "Стремления" ("Aspirations", 1858) был подражанием А. Мюссе, Т. Готье, Ш. М. Леконту де Лилю. С нач. 60-х гг. Д. сблизился с главой группы "Парнас" Леконтом де Лилем и его учениками, начал печататься в журналах парнасцев. Разделяя их взгляды, он участвовал в программных сб-ках "Современный Парнас" ("Le Parnasse contemporain", 1866, 1871, 1876). В 1865 Д. поместил в журн. "L'Art" ("Искусство") поэтич. манифест, повторенный как предисловие к его наиболее значит. сб. "Замкнутые уста" ("Les lèvres closes", 1867). В нем поэт обобщил требования парнасцев, к-рым он всегда оставался верен: цель иск-ва -- само иск-во, отказ от современности для историч. и библейских тем и сюжетов, культ формы. Пессимистичность лирики Д. -- следствие "...безнадежного разлада между людьми, занимающимися искусством, и окружающей их общественной средой" (Плеханов Г. В., Искусство и литература, 1948, с. 241). Холодная описательность его поэм ("Лазарь" и др.) сочеталась с отточенностью ритма и звукописи. На поэзии Д. сказывались его занятия живописью и музыкой, близость с художниками-импрессионистами (К. Моне, Э. Мане, О. Ренуаром и др.). В 1898 Д. был избран "принцем среди поэтов" Франции.
Соч.: Œuvres complètes, t. 1--2, P., 1894--96; в рус. пер. -- в кн.: Франц. поэты, СПБ, 1900.
Лит.:Voulet E., Léon Dierx, P., 1925; Camus-Clavier M. L., Le poète Léon Dierx, P., 1942.
М. А. Гольдман.
Источник текста: Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. -- М.: Сов. энцикл., 1962--1978. Т. 2: Гаврилюк -- Зюльфигар Ширвани. -- 1964. -- Стб. 830--831.