Духоборы
Кузьма Тарасов. Канадские духоборы как миротворцы

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Статья, опубликованная в сборнике "Долгий путь российского пацифизма", М., ИВИ РАН, 1997.


   Кузьма Тарасов
   Канадские духоборы как миротворцы
  
   Date: 1-6 июля 2009
   Изд: "Долгий путь российского пацифизма", М., ИВИ РАН, 1997.
   OCR: Адаменко Виталий (adamenko77@gmail.com)
   REM: Публикуется в проекте "Классика" (http://az.lib.ru/d/duhobory/) с разрешения автора
  

КАНАДСКИЕ ДУХОБОРЫ КАК МИРОТВОРЦЫ

Кузьма Тарасов

  
   Семь тысяч пятьсот русских духоборов, эмигрировавших в Канаду в начале 1899 г., перенесли в Северную Америку свои радикальные традиции. Их философия и образ жизни, как и у квакеров, основывались на убеждении, что дух Божий пребывает в каждом человеке -- т. е. на вере, что внутренний голос направляет действия личности. Этот голос, как они говорили, преобладал в историческом Иисусе и продолжает преобладать в людях, живущих сегодня. И поскольку все мужчины и женщины являются сосудами с божественным содержимым, люди эти считали неприемлемым убивать других людей, даже во время войны; отсюда проистекает пацифизм, одна из наиболее характерных и широко распространенных черт духоборов1.
   Духоборы поселились в Западной Канаде и сегодня насчитывают 30000 членов. Другие 500 человек живут в Калифорнии и Орегоне, они переселились сюда в начале этого столетия. Около 30000 живут в республиках бывшего Советского Союза. Независимо от того, где они обитают, большинство духоборов считают пацифистскую традицию центральной для своего социального движения2. Канадские духоборы гордятся своей миротворческой деятельностью, которую они развивали в течение прошедших 100 лет в Канаде. Они полагают, что ценности, отстаиваемые ими, оказали влияние на внешнюю политику Канады, особенно в отношении миротворческой активности в Организации Объединенных Наций.
   Сожжение огнестрельного оружия в царской России в 1895 г. явилось самым памятным историческим событием, которое оказало неизгладимое воздействие на психологию духоборов. Каким-то образом эти русские крестьяне осознали, что любовь и всеобщее братство -- основа их бытия, и потому их долгом и предназначением стал отказ от милитаризма раз и навсегда. Для них любовь связывалась с жизнью и миром -- и никогда с убийством. Перековка "мечей на орала" в 1895 г. стала первым массовым организованным актом про-
  
   137
  
   теста против милитаризма и войны в мировой истории. И с полным основанием этот акт остается и сегодня пылающим сигнальным огнем движения духоборов. По всему миру духоборы продолжают отмечать это событие 29 июня как символ своего единства и напутствие.
   Главной международной фигурой, которую они чтут, является Л. Н. Толстой, их благодетель; он поспешил завершить свою книгу "Воскресенье", чтобы помочь их переезду в Канаду. Толстой просил русских интеллигентов и квакеров помочь в этом деле и способствовал тому, что их тяжелое положение в России стало широко известным. Обладавший международным нравственным авторитетом, Толстой, как и духоборы, проповедовал закон братской любви и священность человеческой жизни, а также выступал за полное преобразование общества. Из любви к ближнему Толстой и духоборы делали вывод о необходимости отказа от насилия и войн, отсюда идет их пацифистская позиция.
   Имея демократическую ориентацию и веря, что Бог пребывает в каждом, они доказывали не только что убийство недопустимо, но и что они не нуждаются и в церковной организации как посреднике между людьми и Богом. Они и сегодня вспоминают, как их деды и прадеды терпели тюремные заключения и суровые наказания при царе, но не подчинялись церковной ортодоксии и государственной воинской повинности. Для них за словами должны были следовать соответствующие дела.
   Приехав в Канаду в 1899 г., русские духоборы продолжали жить согласно своей философии, своей концепции внутреннего мира. Общинный характер их жизни (идущий от русской системы мира) был путем к всеобщему братству и любви. Они усердно трудились, приспосабливаясь к новым условиям -- новому языку, месту и законам. Они построили 61 деревенскую общину, возделывали землю и обогащали общество вокруг них своим пацифистским образом жизни. Но тогда как большинство церквей, проповедовавших тот же всеобщий мир и братство, что и духоборы, посылали солдат на войну, духоборы отказывались принимать участие в этих играх.
   Согласно указу, принятому 6 декабря 1898 г., канадское правительство поддержало пацифизм духоборов, включив его в законодательство Канады. И в Первой, и во Второй мировых войнах духоборы активно препятствовали войне, выступая в качестве отказников по соображениям совести. И общинные, и независимые духоборы посылали делегатов в Оттаву, столицу Канады, напоминая властям об освобождении от воинской повинности, дарованной им в 1898 г. на основа-
  
   138
  
   нии прецедентов, ранее установленных квакерами и меннонитами. Власти ответили, что указ подчиняется квалификациям, которые "время от времени предписывает Губернатор в Совете".
   С некоторой неохотой большинство духоборов в Канаде приняли минимум установленных на военное время мер регистрации, так как во всех их округах были назначены их собственные заместители регистраторов. Мой отец был одним из таких регистраторов в Лэнгамском районе Саскетчевана. Каждого члена общины, прежде чем он предстанет перед регистратором, учили отвечать с полной уверенностью, доказывая, что он обладает "хорошим положением", что означало, что он выполняет все свои обязанности перед признанным духоборским сообществом. В результате многие духоборы поспешили уплатить все свои взносы в Союз духовных общин Христа (известный также как Община духоборов), что составляло 25 долларов в год, или в Независимое общество духоборов (члены которого платили только 1 доллар 50 центов в год).
   Членство в организациях духоборов быстро возросло в военные годы. Когда возникло подозрение, что национальная регистрация была первым шагом к всеобщей воинской повинности, отдельные лица выступили с протестом с позиций свободы совести. Например, 60 экстремистов (я называю их фанатиками3) выразили свое неудовольствие, пройдя обнаженными по общественной дороге близ Джилпина, и были рассеяны полицией на расстоянии двух миль от ближайшего городка Гранд Форкс в пределах Британской Колумбии. Некоторые независимые и общинные духоборы отказывались регистрироваться, говоря, что их братья получили определенные выгоды, "продавшись" и пойдя на компромисс со злом, в частности избежав тюрьмы, получив квалификацию для лучше оплачиваемой работы и продовольственные карточки4.
   Следующая трудность возникла в 1943 г., когда федеральное правительство выпустило программу всеобщей воинской повинности, согласно которой закон обязывал каждого канадца, достигшего 21 года и старше, явиться к офицеру по отбору на военную службу в своем округе. В противном случае он подлежал осуждению и тюремному заключению сроком на 12 месяцев с каторжными работами или без них или к штрафу размером в 200 долларов. Чтобы получить освобождение, претендент должен быть квалифицирован как не годный к военной службе. Или может добиваться альтернативной службы, которую правительство должно было предоставить отказникам по соображениям совести и которая состояла в невоенном труде, и вычитать из оплаты им суммы, превы-
  
   139
  
   шавшие выплаты военным, на поддержку Красного Креста. В результате духоборы почувствовали, что программа эта насильственно навязывается им, и в большинстве своем не приняли ее -- и правительство в целом не попыталось ее применить силой.
   Были устроены лагеря альтернативной службы, наиболее известный среди духоборов располагался на 200 км севернее от Принц Альберта, Саскетчеван. Здесь были взяты на работу на 4 месяца 70 Духоборов-отказников для строительства дороги. Тем временем в тюрьме Принц Альберта по приговору суда томились 92 Духобора за отказ зарегистрироваться на альтернативную службу в проекте строительства дороги. Для них неприемлемо было не только убить человека, но и сотрудничать с властями в альтернативной программе, которую они рассматривали как равнозначную военной службе. Они принципиально не хотели участвовать в этом. Местная газета так комментировала этот конфликт между отказниками и обществом:
   "Простой канадец, подобно британцу, воспитан в традициях национальных и имперских героев. Его учили восхищаться людьми, которые пожертвовали всем, включая жизнь, для своей страны и для дела своей страны. С другой стороны, духоборы воспитывались в традициях мученичества и их учили почитать тех, кто терпел преследования за свои пацифистские идеалы. Они хотят быть подобными Христу и помнят о том, что Христос терпел преследования за свою веру... Такие традиции, хотя, может быть, и не столь сильные в среде духоборской молодежи, как среди их вождей, не исчезнут в течение дня или года"5.
   Канадские ветераны были недовольны, когда правительство через четыре месяца отменило дорожный проект и вскоре после этого освободило духоборов из тюрьмы. В Саскетчеване была учреждена военизированная добровольческая организация ветеранов (Корпус Гражданской Безопасности); она была предназначена для помощи Королевской Канадской верховой полиции в выявлении "анти-британской и подрывной деятельности". Неотдание чести флагу, например, рассматривалось как "подрывной акт", и духоборы как пацифистская группа также категорически относились к "подрывным". Под давлением членов Корпуса провинциальный департамент образования выпустил распорядок дня гражданина, который требовал, чтобы дети каждое утро пели гимн "Боже, спаси короля" и отдавали честь флагу. Несколько учащихся-духоборов были отосланы по домам по представлению школьного начальства.
  
   140
  
   Саскетчеванские духоборы продолжали высказывать свое неприятие войны, рискуя вызвать общественное порицание. Независимые духоборы объединилось с упомянутыми выше общинными духоборами в совместном призыве против легализованного убийства, называемого войной. Они провозглашали: "Война исчезнет, когда все мужчины и женщины отвернутся от насилия... откажутся сражаться, независимо от того, что. приводит к сражению... Христос сказал 'Подставь другую щеку'. Кто-то среди людей должен начать, должен подать пример. Наши предки не уступали дороги казакам. Мы пойдем тем же путем, пострадаем за наши принципы -- и пусть будет, что будет"6.
   Власти игнорировали этот документ, а духоборы сплотились в единую силу несотрудничества с войной и подготовкой к войне. Адвокат Петр Макаров ушел с поста вице-президента Саскетчеванской кооперативной федерации общего блага (CCF) из-за своей пацифистской позиции. Слова Христа "подставь другую щеку" он исполнил буквально, когда один из городских политиков ударил его по лицу за то, что Макаров, член городского совета, задавал тревожащие вопросы о причинах и безрассудстве войны, подобно тому, как прежде сделал это в палате общин Джеймс Вудсворт (первый лидер CCF), кого называли "совестью Канады".
   В Йорктоне, за три сотни километров от Саскатуна, Саскетчеван, Иван Попов оставил пост секретаря той же политической партии, который он занимал в течение 12 лет. Он также бескомпромиссно выступил против милитаризма и войны. Тогда Попов размышлял над вопросом, почему он был уволен с работы преподавателя в трех разных случаях. В связи с его вступлением в CCF? Или из-за его связей с русскими духоборами и пацифистской позицией? Он никогда не знал этого наверняка, но подозревал, что за последнее. Кажется, что пацифизм и общинное братство рассматривались как угроза системе частного предпринимательства и получения прибылей, а также права на ведение войн. Все больше и больше это напоминало борьбу маленького Давида против гиганта Голиафа.
   В Блэйн Лэйк, Саскетчеван, Петр Блудов ушел с работы в механической мастерской в Саскатуне и обосновался на ферме своего отца. Он отказался делать прямой вклад в военные усилия -- чувство, которое разделяли большинство духоборов в Саскетчеване, Альберте и Британской Колумбии.
   А в Британской Колумбии (куда две трети духоборов переселились из Саскетчевана между 1908 и 1913 гг.) отборочные правила особенно игнорировались, так как многие духоборы
  
   141
  
   открыто выступали против даже минимальной регистрации и заняли абсолютно пацифистские позиции. Дело было представлено палате общин, но правительственные чиновники избежали попытки жесткого давления, так как боялись восстания фанатиков. Одна Ванкуверская газета призвала к "жесткой" политике против духоборов, заявив, что не все духоборы являются отказниками по соображениям совести.
   В 1943 г. массовый бойкот нескольких сотен духоборов -- плотников и строительных рабочих -- создал угрозу невыполнения проекта постройки плотины, которая нужна была для увеличения производства гидроэнергетики в военный период. Власти были вынуждены отправиться в Квебек, чтобы найти людей для их замены. Этот бойкот еще раз подтвердил протест духоборов против любой работы, которая делала прямой вклад в военные усилия. Во-вторых, он еще больше сплотил людей ценою отделения их от внешнего мира.
   Одним из самых эффектных событий в то время стал массовый митинг духоборов 12 декабря 1943 г. в Бриллианте, Британская Колумбия. Два майора в полном военном обмундировании требовали помощи для ведения войны. В ответ они получили мощное "Нет!" В тот же день вечером таинственный пожар уничтожил фабрику по производству джема стоимостью в 400000 долларов, которая прежде принадлежала общине духоборов (и которая в 1939 г. была отобрана у них местными властями). В том же году 31 духобору было предъявлено обвинение, а затем они были осуждены согласно правилам Национальной Отборочной службы, и несколько человек были заключены в тюрьму. Однако это лишь малая часть тех, кто игнорировал и отказывался подчиниться правилам военного времени. Эти диссиденты черпали вдохновение от своих предков, которые противились установлениям церкви и государства в вопросах совести, а также от Льва Толстого, Махатмы Ганди и от своих соседей меннонитов, гуттеритов и квакеров, которые следовали своей традиционной твердой оппозиции любым институтам милитаризма и войны.
   В период "холодной войны" и позднее духоборы продолжали свою разнообразную миротворческую деятельность и поддерживали неполитизированную дружбу с народами других стран с позиций народной дипломатии. Тем самым они умножали свои ряды, сотрудничая с близкими им духовно меннонитами и квакерами, а также и с молоканами (родственная духоборам группа, которая эмигрировала из России в Калифорнию в начале 1900-х годов, также по соображениям совести) и членами различных миротворческих организаций, таких, как Братство Примирения, Совесть Канады, Междуна-
  
   142
  
   родные противники войны, Лига противников войны, Проект плужных лемехов, Всемирная федерация Канады, Ассоциация Объединенных Наций, Канадский альянс мира, Толстовские общества и общества дружбы. Вместе с недолго существовавшей организацией "Операция по демонтажу" (располагавшейся в Оттаве) в 1980-х годах община духоборов в течение одного года финансировала представителя духоборов при Организации Объединенных Наций в Нью Иорке; Иван (Джон) Веригин работал в "Операции по демонтажу", безуспешно пытаясь убедить Объединенные Нации устроить общемировой референдум по разоружению.
   Со своих ежегодных конгрессов организации духоборов продолжали посылать телеграммы в Организацию Объединенных Наций, а также в провинциальные и федеральные правительства, убеждая власти работать на полное разоружение. В 1958 г., например, Общество духоборов Канады организовало организовало совместную конференцию с Братством Примирения и Обществом Друзей (квакеров) на тему "Мир через ненасилие" в университете Британской Колумбии в Ванкувере. Более двухсот делегатов из западной Канады и с северо-запада Соединенных Штатов обсуждали угрозу выживанию человечества.
   В своем обращении к премьер-министру Дж. Дифенбейкеру в Оттаве делегаты просили создать Королевскую Комиссию, "уполномоченную изыскать пути и способы для осуществления пацифистской канадской внешней политики, которая послужила бы альтернативой нынешней самоубийственной политике, сводящейся к попыткам сохранить мир с помощью вооруженных сил, которая угрожает нашей стране банкротством и уничтожением ее населения"7. В другой резолюции делегаты выдвигали серьезные возражения против создания любых военных баз где бы то ни было любой из иностранных держав на земле Канады. Премьер-министр игнорировал оба предложения.
   Следующее важное усилие по поддержанию мира было предпринято 5 июля 1964 г., когда 350 человек устроили мирную манифестацию, или бдение, у ворот Исследовательского Оборонного центра по испытаниям газового и бактериологического оружия в Саффилде, Альберта. Саффилд со времен Второй мировой войны использовался департаментом обороны как центр по исследованиям химического, биологического и радиологического оружия. На испытательной площадке, окруженной 160-километровым забором, имелось здание ангара, где содержались клетки с животными, на которых испытывались нервно-паралитические газы и бактерии.
  
   143
  
   Все это представлялось возмутительным протестующим группам духоборов и других, среди которых было девять квакеров, небольшая делегация из Эдмонтонского Канадского университетского комитета за ядерное разоружение, горстка студентов университета и другие. Их выступление под дождливым небом у Саффилдских ворот состояло из 10-часовой голодовки, проведенной в получасовых молчаливых медитациях, пении и речах. Особенно пламенными ораторами были Э. Дж. Масти, всемирно известный пацифист из Лиги противников войны в Нью Йорке, и Петр Макаров из Саскатуна. Идеи Макарова были единодушно поддержаны всеми присутствующими:
   "На протяжении всей истории люди служили делу мира, сражаясь. Однако согласно законам природы и Бога нельзя делать добрые дела негодными средствами. Современная война ужасна, она вне всяких сравнений и не поддается воображению. Мы смотрим поверх барьеров и спрашиваем себя: 'Можем ли мы вообразить, что могли бы сделать люди сегодня -- и все же в интересах мира?' 'Атомное сдерживание весьма скверно -- но чтобы быть вдвойне уверенным в мире всего мира, мы создаем химическое, биологическое и радиологическое оружие, которое, как говорят, совершеннее, потому что оно не наносит вреда собственности'"8.
   В ноябре 1964 г. 400 миротворцев из западной Канады собрались у ворот радарной станции в Оркадии, Саскетчеван, с твердым решением бороться за ненасильственные действия, за мировое единство и за мир и всеобщее братство. Оркадия была одной из трех станций слежения в провинции и одной из многих североамериканских военных систем. В заявлении о намерениях, направленном ее командиру, миротворцы писали: "Бывшие военнослужащие вскоре встретятся для того, чтобы вспоминать мертвых в День Поминовения, а мы собрались здесь, чтобы готовиться к жизни. Традиционно наши предки рабски следовали старому методу выживания -- войне. Этот старый способ должен быть сегодня прекращен; иначе мы все вымрем, как динозавры".
   Миротворцы требовали: 1) создания хорошо финансируемого департамента мира в Канаде; 2) полного всемирного разоружения и установления Всемирной Власти Мира, подчиненной законам и под эгидой реформированной Организации Объединенных Наций; 3) закрытия всех химических, бактериологических и радиологических исследовательских и производственных центров на Канадской земле; и 4) выхода Канады из всех военных пактов с НАТО и НОРАД. Наконец, они требовали, чтобы радарные базы не носили оборонного характера. Только мир может быть реальной защитой для
  
   144
  
   выживания человечества. Инициаторами проекта были духоборы совместно с другими миротворческими группами. В перерывах между выступлениями ораторов Саскетчеванские духоборы пели традиционные русские гимны мира, а двое квакерских народных певцов из Реджины запевали "Мы победим" и "Унесенные ветром".
   Духоборы стали инициаторами и другой мирной манифестации 27 июня 1965 г. В этом случае 1500 человек в течение четырех часов стояли под дождем с требованием ненасильственного подхода к делу мира. Эта мирная манифестация состоялась возле Королевской Канадской военно-воздушной радарной базы в Дэйне, Саскетчеван, в 60 км севернее Саскатуна. Эта база является частью североамериканской оборонительной системы, на ней занято 200 работников. Это бдение закончилось одобрением заявления о намерениях из семи пунктов, копия которого была вручена командующему офицеру радарной станции. Главными ораторами были М. К. Сибли, политолог из университета Миннесоты, США, и Ф. Эпп, выдающийся меннонитский писатель из Виннипега. Эта дата в июне была выбрана для того, чтобы показать совпадение ее с сожжением огнестрельного оружия в 1895 г. в царской России -- массовым выступлением против милитаризма. Поскольку мир не имеет границ, темы этой и предыдущей манифестаций были достаточно важными для того, чтобы собрать вместе духоборов всех направлений.
   Канадские духоборы поддерживали периодические контакты с "Международными Противниками войны" (WRI) -- организацией, которая заявляет, что война -- это преступление против человечества, и потому не поддерживает войну ни в каком виде и борется за устранение всяких причин войны. На трехгодичной конференции WRI в Лондоне, в Англии, 15-19 июня 1957 г. я имел честь представлять канадских духоборов. В другом случае духоборы участвовали в организованном меннонитами международном митинге за мир 5 сентября 1966 г. в Манитобе, на границе Северной Дакоты. В 1980 г. канадские духоборы послали на 22-е Олимпийские игры фотожурналиста, невзирая на то, что многие западные страны, включая Канаду и США, бойкотировали их по причине Афганской войны.
   Как активисты мира, духоборы регулярно участвовали в маршах мира. Например, в 1983 г. многие Духоборы из Британской Колумбии участвовали в ежегодном Марше Мира а Ванкувере, когда 80000 человек объединились в праздничном пасхальном ралли мира с целью остановить распространение ядерного оружия в Канаде. Годом раньше множество молодых
  
   145
  
   духоборов присоединились к массовому ралли в один миллион человек на специальной конференции Организации Объединенных Наций по разоружению в Нью Йорке. Мой сын Лев был среди них. Все были озабочены приближением глобальной ядерной катастрофы и твердо решили помешать ей.
   Духоборы были активными участниками Международного Каравана за мир и дружбу в 1984 г., который был организован и руководим совместно квакерским деятелем-миротворцем Сигурдом Эскволдом из Крестона и духобором Алексом Эвашеном из Крестона. Этот проект заключался в том, что 16 человек, в течение 6 месяцев пересекли в четырех автомобилях Европу, западную часть СССР, Канаду и США. В целом Караван прошел более 50000 км под лозунгом "Человечность над всеми народами".
   Миротворчество и строительство мостов соединились в организованном духоборами впервые в мире историческом событии -- Международном межгрупповом симпозиуме, состоявшемся в Кэслгаре, Британская Колумбия, 25-28 июня 1982 г. Кульминацией этого события было подписание Обращения ко второй специальной сессии ООН по разоружению. Обращение гласило:
   "Это историческое собрание духоборов, молокан, квакеров и толстовцев из Канады, Соединенных Штатов, а также представителей из Советского Союза, совпадающее с 87-й годовщиной сожжения оружия духоборами... Симпозиум продемонстрировал активное участие выдающихся членов вышеуказанных групп, международно признанных ученых, представителей правительств и делегатов от населения окружающих областей. Четыре исторических религиозных группы, участвующие в этом симпозиуме, имеют антивоенное наследие, корнями своими уходящее в века. Отправляясь от этих традиций, наш форум обсудил такие проблемы, как развитие более тесных межгрупповых связей, строительство мостов для контактов и взаимопонимания между Западом и Востоком и разработку эффективных мер для достижения разоружения и мира во всем мире"9.
   Рожденный в Саскетчеване духобор Джим Дьяков из Перта, Онтарио, продолжил мирную традицию, разработав более 60 семейных игр, использующих принципы кооперации вместо конкуренции и конфликта. Его бизнес семейного мужского досуга, использующий кооперативные принципы, сегодня процветает, тогда как многие предприятия, основанные на принципе конкуренции, разоряются. Это показатель того, что сознательные люди отворачиваются от насилия и видят в ненасильственной альтернативе возможное будущее.
  
   146
  
   Как представитель второго и третьего поколений канадских духоборов (мой дед приехал в Канаду в 1899 г., а мать в 1926-м) я ощущаю себя частью мирового сообщества. В сентябре 1991 г. я служил посредником и "строителем мостов" на учредительном собрании Толстовского общества Канады в Онтарио. Я имел честь смешать землю из Ясной Поляны, имения Толстого возле Тулы в России, и из Дарема, Онтарио, в Канаде. Организаторы избрали меня для этой почетной обязанности в значительной мере благодаря моему пацифистскому духоборскому происхождению и пацифистской идее, которая близка идеям Льва Толстого, и мне кажется, что она будет все более и более распространяться среди человечества в 21-м веке и далее.
   1995-й год видел много успешных исторических событий, которые объединили все направления духоборов в Канаде при участии духоборов из России и США. Духоборский хор мира, состоящий из 65 певцов, провел 22 концерта по всей Канаде, в ООН в Нью Йорке и в России. На этих концертах хор пропагандировал мирную социальную политику. Демонстрируя свое стремление к миру, заботу об экологических и гуманитарных проблемах, канадские духоборы также приняли и разместили у себя на 6 недель несколько белорусских детей, пострадавших от последствий Чернобыльской ядерной катастрофы; они также собрали деньги на медицинское оборудование и послали работников в район Чернобыля, где в 1989 г.: было основано новое русское духоборческое поселение. В последние четыре десятилетия канадские духоборы участвовали в многочисленных миротворческих семейных и туристических поездках в Россию и бывший Советский Союз, претворяя в дела убеждение, что туризм между Востоком и Западом способствует международному взаимопониманию.
   Другое важное событие века способствовало объединению поколений, расширило связи между духоборами в Канаде, России и США, и помогло вдохнуть новую жизнь в движение. Писатели-духоборы встретились для того, чтобы публично прочесть свои произведения; это событие способствовало появлению новых писателей и в то же самое время дало возможность поделиться историями из прошлых времен. Фестиваль духоборских фильмов собрал вместе работников искусства и дал возможность публике увидеть их работы. Один из этих фильмов был сделан Лэрри Эвашеном, создавшим большой видеофильм в 1994 г. ("Последнее ура"); в 1995 г. он написал пьесу о 1895 годе. В 1995 г. было сделано много видеоинтервью для использования в будущих фильмах. Молодежь изобразила сожжение оружия согласно сценарию, напи-
  
   147
  
   санному самими юнцами; это стало кульминацией 48-го ежегодного фестиваля духоборской молодежи в Британской Колумбии. Круглый стол рассмотрел прошлое, настоящее и будущее. Его председатель отметил, что Лев Толстой однажды назвал духоборов "людьми 25-го века"; однако духоборы сегодня считают, что их идеи столь же ценны сегодня, как и в 1895 г. Международный проект "стеганого одеяла" продемонстрировал произведения народного искусства из 70 духоборских общин со всего мира; эти коллективные усилия -- знак того, что кооперация все еще жива и здорова, как и лозунг и действие: "Труд и мирная жизнь". Рабочий четырехмесячный визит в Канаду русского художника (Володи Губанова) имел своим результатом более 40 портретных зарисовок, одну скульптуру, триптих о сожжении оружия и планы больших полотен о движении духоборов. Наконец, были созданы несколько книг, включивших новую информацию, полученную из бывшего Советского Союза10.
   В январе 1996 г. в Канадском музее цивилизации состоялась национальная выставка в память о сожжении оружия в царской России и эмиграции духоборов в Канаду. В качестве консультанта выставки я приветствовал это усилие века и увидел в нем возможность выразить благодарность тем пацифистам-первооткрывателям, которые прокладывали путь к новой эре в истории человечества. Благодаря смелости и мудрости работников музея среди сокровищ мира было отведено место и для пацифистов-духоборов. Сегодня, когда мы смотрим на мир, в котором живем, и отмечаем, что войны и насилия продолжают составлять угрозу выживанию человечества, их главные цели -- пацифизм, равенство, всеобщее братство и мир, действительно являются целями всего человечества. В этих главных ценностях заключается тайна, сила, постоянство и живучесть социального движения духоборов.
  

ПРИМЕЧАНИЯ

  
   1. Socknat Th. P. Witness Against War: Pacifism in Canada 1900-1945. Toronto, 1987. P. 16.
   2. Tarasoff K. J. Traditional Doukhobor Folkways; An Ethnographic and Biographic Record of Prescribed Behaviour. Ottawa, 1977. P. 305.
   З. В своей крайней форме фанатики-духоборы ратовали за отказ от присяги, от гражданской службы, от собственности, и даже от правительства, утверждая, что путь к хорошей жизни заключается в том, чтобы избегать компромиссов и следовать узкой тропой чистоты. Это анархическое меньшинство фанатиков, составляющее
  
   148
  
   менее чем 5% всего населения Духоборов, было в основном ответственно за акты наготы, поджогов и взрывов в начале и в середине столетия. Эти акты привлекли внимание прессы, которая в целом искажала ситуацию и возлагала обвинения на более широкие миролюбивые слои движения. Однако хорошо известен тот факт, что как только человек начинает участвовать в акте насилия, он или она тотчас перестает быть духобором.
   4. Hawthorn H. B. British Columbia, Doukhobor Research Committee Report. Vancouver, ВС, 1952. P.76.
   5. The Prince Albert Daily Herald, Oct. 1941. P. 5.
   6. Wright J. F. Slava Bohu: the Story of the Doukhobors. N. Y., 1940. P. 437.
   7. Tarasоff K. J. Plakun Trava: The Doukhobors. Grand Forks, ВС, 1982. P. 180.
   8. Ibid. P. 181.
   9. Symposium Proceedings. International Doukhobor Symposium featuring Doukhobors, Molokans, Mennonites, and Quakers, held in Castlegar, ВС, June 25-28, 1982. Castlegar, ВС, 1982. P. 102 (Coordinated by K. J. Tarasoff).
   10. Tarasоff K. J. and Кlуmasz R. B. (co-editors). Spirit Wrestlers. Centennial Papers in Honour of Canada's Doukhobor Heritage. Canadian Centre for Folk Culture Studies, Mercury Series Paper 67. Hull, Quebec, 1995; Donskov A. (editor) and John Woodsworth (translator). Leo Tolstoy -- Peter Verigin Correspondence. Ottawa, 1995; Tarasoff K. J. (Guest editor). 100 Years of Doukhobors in Retrospect. Special issue of the Canadian Ethnic Studies, vol. XXVII, N 2, Winter 1996. Calgary, Alberta, 1996.
  
   149
  
   Tarasoff J. Koozma -- journalist, writer, historian of Doukhobor movement (Canada)

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru