ДРОЗДОВАлександр Михайлович [1896--] -- беллетрист. Несмотря на то, что произведения Д., написанные за рубежом и в СССР, полярно противоположны по тематической и идеологической установке, их все же роднит нечто общее -- это стремление написать рыночно-рентабельную вещь. Эмигрантские писания Д. -- посредственные вариации на темы о роковых женщинах, влюбленных гимназистках и студентах в косоворотках, рассчитанные на потребление мещанства. Поверхностный эстетизм Д. достаточно выражают слова одного из его героев: "искусство выше жизни -- оно прекрасно. Вот почему я ушел в него, в его прекрасные обманы" ("Антонов огонь").
Библиография:
I. Книги Д.: изданные за рубежом -- см.Владиславлев И., Литература великого десятилетия, т. I, Гиз, М., 1928; в СССР: Единая страсть, Рассказы, изд. "Современные проблемы", М., 1924; Пуховский сыровар, изд. ЦУП ВСНХ, М., 1925; Сын палача, Повесть, "ЗИФ", М., 1926; Человек шагает, Рассказы, "ЗИФ", М., 1926; Лохмотья, Роман, изд. "Пролетарий", Харьков, 1928; Маруся-золотые очи, Роман, изд. "Недра", М., 1928; На мосту, "ЗИФ", М., 1929; для детей: Внук коммунара, Повесть, Гиз, М., 1926 (то же, изд. 2-е, Гиз, М., 1929); Неуловимый, Повесть, Гиз, Л., 1927; Чикуэлло,
Гиз, М. -- Л., 1928; Цыганская новь, Повесть, Гиз, М. -- Л. 1928.
III. Владиславлев И. В., Литература великого десятилетия, т. I, Гиз, М., 1928.
Ан. Т.
Источник текста: Литературная энциклопедия: В 11 т. -- [М.], 1929--1939. Т. 3. -- [М.]: Изд-во Ком. Акад., 1930. -- Стб. 583--584.
ДРОЗДОВ, Александр Михайлович [24.X(5.XI).1895, Ярославль, -- 6.XI.1963, Москва] -- рус. сов. писатель. Начал печататься в 1914. В 1920--23 -- в эмиграции. Автор многочисл. повестей и рассказов, преим. на совр. материале. При сочности письма и занимательности изложения ему присущи чрезмерный биологизм и нек-рый схематизм. Наибольший интерес представляют повести Д., посвященные историко-революц. тематике: "Анджиевский" (1935) и "Предрассветный час" (1938). Переводил с груз. и др. языков народов СССР. Мн. внимания уделял редакторской работе, воспитанию лит. молодежи.
Соч.: Счастье в заплатах, Берлин, 1920; Единая страсть, М., 1924; Человек шагает, М. -- Л., 1926; Маруся золотые очи, М., 1928; Лохмотья, Х., 1928; Зима на Тихоне, М., 1933; Пять повестей, М., 1936; Ночь позади, М., 1961; Таврические дни, М., 1962; По первопутку, М., 1964.
Лит.:Евгеньев Б., Ночь позади, "Москва", 1961, No 9; Первенцев А., Неувядающая проза, "Лит-ра и жизнь", 1961, 28 мая, No 63; Вадецкий Б., Красота героического, "Октябрь", 1962, No 2; Коптяева А., Четверть века спустя, "Лит-ра и жизнь", 1962, 4 апр., No 40; Александр Дроздов (Некролог), "Лит. газета", 1963, 12 ноября, No 135; Гулиа Г., Работа мастера, "Лит. газета", 1964, 19 сент., No 112.
Л. Н. Чертков.
Источник текста: Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. -- М.: Сов. энцикл., 1962--1978. Т. 2: Гаврилюк -- Зюльфигар Ширвани. -- 1964. -- Стб. 804.
Дроздов Александр Михайлович [24.10 (5.11).1895, Рязань -- 6.11.1963, Москва] -- прозаик.
Дроздов родился в семье инспектора народных училищ. Детство и юность провел в Ярославле, рано пристрастился к сочинительству. Печататься Дроздов начал еще будучи гимназистом. В "Ярославских новостях" 26 янв. 1912 было опубликовано первое стихотворение Дроздова "Я боролся давно...", а 19 февр. того же года -- сценка с натуры "В вагоне".
В 1914 Дроздов переехал в Петербург и 2 года был студентом историко-филологического и юридического факультетов Петербургского университета; затем был призван в армию, попал в артиллерийское училище, но вскоре по болезни от службы был освобожден.
С 1915 началась серьезная литературная деятельность Дроздова. Он публиковал стихи и рассказы в журнале "Вестник Европы", "Лукоморье", "Современный мир", "Нива", был секретарем редакции "Нового журнала для всех". Революцию Дроздов не принял и бежал сначала в Киев, а затем по обычному для эмигрантов маршруту -- Одесса, Крым, Ростов, Новороссийск, Константинополь, Париж, Берлин.
Все это время Дроздов везде, где был, много писал, публиковался в газетах, а в Одессе успел выпустить свою первую книгу из пяти рассказов "Пощечина".
В Берлине Дроздов попытался соорганизовать собравшуюся там русскую эмиграцию. "Война и революция застали писателей врасплох, разметали и раскидали по далеким границам,-- писал Дроздов в статье "Писатели за рубежом".-- Нужно вызвать к жизни литературный комитет в одном из центров Европы, наладить выход периодических или непериодических изданий, открыть кооперативное издательство, кассу взаимопомощи" (Жизнь. Берлин. 1920. No 8). Не ограничиваясь призывом, сам Дроздов подготовил литературный альманах "Огни", организовал и возглавил ж. "Сполохи".
Сразу по приезде в Берлин Дроздов выпустил книгу "Счастье в заплатах" (1921), названную так по рассказу, опубликованному им еще в 1920 в вышедшем в Екатеринодаре коллективном сборнике "Накануне". Другие рассказы из книги "Счастье в заплатах" также частично были ранее напечатаны в русских журналах, частично написаны уже в Берлине. В них рассказывалось преимущественно о женщинах в обстановке мирной жизни, в революционной, о жизни беженцев.
В том же 1921 была опубликована статья Дроздова "Интеллигенция на Дону", вышел сб. его рассказов "Подарок Богу", роман "Чертополох" и повесть "Распятие", написанная еще в Крыму при большевиках, в которой Дроздов попытался отразить жизнь одного из временных большевистских правительств и гибель его.
А. С. Ященко, основатель и редактор журнала "Русская книга", высоко оценил творчество Дроздов: "Жизнь, нашедшая изображение в рассказах Дроздова, не та, что любят изображать "старики", уходящие мечтой от наших проклятых дней в недавнее прошлое, когда они были -- сравнительно -- так счастливы... Как чутко чувствует он вечную, нестареющую красоту природы, идиллию деревни и сладость тихого счастья вдвоем, какая глубокая жажда нежности, любви, чистой ласки таятся в его мягком сердце. А вместо этого судьба бросила его среди чудовищ и зверей" (Русская книга. 1921. No 9).
Эту характеристику Дроздов не принял еще не высланный из России В. Ирецкий. "Как бесцветна и посредственна должна быть литература,-- написал он,-- если приходится на первое место выдвигать автора, подобно Дроздову, ни выдумкой, ни стилем, ни наблюдательностью молодой автор не отличается. Бледный, штампованный и по-газетному стремительный язык не свидетельствует даже о намерении выразиться как-нибудь поострее, чтобы проводимый образ не забылся мгновенно. По-видимому, его главное достоинство для заграницы -- это его темы. Они посвящены новой, революционной России, и в этой смелой роли "бытописателя революции" он и стяжает зарубежные лавры" (Северное утро. Сб. 1. Пг., 1922).
Находясь у истоков создания в Берлине журнал "Русская книга", Дроздов с первого номера стал одним из ведущих его сотрудников, заполняя страницы издания своими рецензиями. В 1921 он опубликовал здесь свое мнение о произведениях И. Северянина, А. Рубакина, С. Чукалова, С. Подъячева, М. Борецкой, О. Белкиной, А. Белого, А. Н. Толстого, Ф. Сологуба, Дон Аминадо; о "Ямбах" А. Блока и "14 декабря" Д. Мережковского, о многих книгах А. Ремизова и о вышедшем в Крыму в 1920 альманах "Ковчег" -- "Здесь Блок, Марина Цветаева, неизменно искусный и неизменно мастерский Максимилиан Волошин, неутомимая С. Парнок, глубокий И. Эренбург" (Русская книга. 1921. No 6). Таким положение Дроздова в журнале было до появления там И. Эренбурга, который, приехав в Берлин и получив там впервые в жизни трибуну для изложения своих литературно-эстетических установок, решительным образом изменил облик журнала.
С 1922 журнал стал называться "Новая русская книга", из информационного вестника он превратился в пропагандиста новых явлений в художественной жизни России, не противореча, впрочем, заложенным Дроздов программным положениям журнала -- консолидации русской литературы безотносительно к географическим, политическим и художественным различиям писателей.
Потеряв ведущее место в "Новой русской книге", Дроздов и в 1922 продолжал сотрудничество с журналом, хотя и не так интенсивно. За год было опубликовано четыре отзыва Дроздова на книги Ф. Иванова, А. Н. Толстого, А. Ремизова и Вс. Иванова, в то время как Эренбург разобрал на страницах журнала за тот же год 12 изд. Зато книги Дроздов продолжали выходить так же регулярно, как и раньше. Был опубликован его роман "Девственница", сборник "Езуитушка", "Человек с чемоданом", рассказы для детей "Мой дед", несколько публикаций в коллективных сборниках, в т.ч. и шутливая "петербургская песня" "Маруся утопилась" ("Расскажу про утехи Маруси...") в "Антологии сатиры и юмора".
В 1922 Дроздов вместе с А. Н. Толстым собирался возвращаться в Россию; неожиданно для окружающих 16 дек. 1922 он напечатал в газете "Накануне" фельетон "Дар слез", содержавший резкие нападки на эмиграцию. Вскоре Дроздов объявил о своем намерении вернуться на родину.
Отношение эмигрантской критики к Дроздов резко изменилось. 3.Гиппиус назвала его бесхребетным писателем, ее поддержал Р. Гуль, а А. Ященко, еще чуть больше года назад считавший Дроздов одним из лучших писателей, в конце 1922 в статье "Литература за пять истекших лет" написал: "А. Дроздов -- писатель "эмиграции", возненавидевший ее, выпустил в Берлине ряд книг -- "Подарок Богу", "Девственница" и др., с художественным дарованием, но, вследствие своей чрезмерной склонности к патетичности и риторике,-- линия Леонида Андреева,-- часто неприятных, очень неточен в художественных деталях, торопливый и сплошь и рядом однообразный" (Новая русская книга. 1922. No 11/12).
После этого Дроздов прожил в Берлине еще целый год. За это время, помимо публикаций Дроздов в альманахе и периодической печати, вышел его роман "Антонов огонь". В 1924, уже после отъезда Дроздова в Москву,-- роман "На второй день".
В дек. 1923 Дроздов приехал в Москву. Его дальнейшая судьба была много удачней участи большинства репатриантов. Он много писал, первоначально на темы, привезенные из-за границы. Дроздов рассказывал читателям о революционном движении в странах Запада и Востока в повестях "Внук коммунара" (1926), "Сын палача", "Неуловимый" (1927).
В 1928 вышел роман Дроздова о русских эмигрантах во Франции и Германии "Лохмотья", в 1935 -- повесть о гражданской войне "Анджиевский".
В 1928 Дроздов написал роман о проститутках времен нэпа "Маруся золотые очи", который был издан в Москве и почти тотчас же появился вместе с несколькими рассказами за границей. Роман вышел в Риге со вступительной статьей Ю.Айхенвальда: "Вся книга -- успех и удача. Живая написала ее, уверенная рука; легко и приятно ее читать, гибко движется ее диалог, индивидуализированы, оттенками богаты реплики его участников, выпуклы ее фигуры, и теплится в ней, в ее неизбитом, словесном сосуде огонек художественности и человечности". Это была последняя книга Дроздова, изданная по-русски за рубежом.
Дроздов написал книги о коллективизации на Северном Кавказе "Кохейла IV" (1931), о рабочих -- "Зима на Тихоне". Но все лучшее, что мог написать Дроздов, он создал уже в 1920-х, и новые его произведения большого успеха не имели. Сборник Дроздова "Пять повестей" (1936), роман "Предрассветный сон" о предвестии революции 1905, повесть "Зеленый сад" (1944) ничего нового читателям не несли. В дальнейшем выходили в основном переиздания прежних произведений Дроздова -- сборники "Ночь позади" (1961), "Таврические дни" (1962) и др.
Как и в молодые годы, Дроздов много сил отдавал редакторской деятельности. Он заведовал отделами художественной прозы в журнале "Молодая гвардия", "Новый мир", в конце 1950-х перешел в редакции журнала "Октябрь". В послевоенные годы Дроздов много переводил с грузинского, киргизского и других языков народов СССР.
В.В.Попов
Сочинения:
По первопутку. М., 1964.
Литература:
Флейшман Л., Хьюз Р., Раевская-Хьюз О. А.М.Дроздов // Русский Берлин. Paris, 1983;
Лидин В. Александр Дроздов // Лидин В. СС: в 3 т. М., 1974. Т.3;
Струве Г. Русская литература в изгнании. 2-е изд. Paris, 1984. С.176-179.
Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 1. с. 654-656.