Дризен Николай Васильевич
Дризен Н. В.: биографическая справка

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   ДРИЗЕН, фон дер Остен-Дризен Николай Васильевич, барон [9(21).5.1868, Москва -- 31.3.1935, Париж], театр, деятель, историк рус. театра, мемуарист. Из обрусевшего прус, баронского рода; отец -- коллеж, сов., офицер Кирасир, полка, мать -- потомств. дворянка Твер. губ. Получил дом. образование. "Моим воспитанием и образованием я обязан моей матери... С ранних лет я увлекался лит-рой и театром. Особенно сильное влияние оказали на меня Салтыков-Щедрин и Островский" (ИРЛИ, ф. 377). Жил в Москве, Казани (1875--78), с 1879 -- в Петербурге. Окончил Александров, кадет. корпус (1886); учился (вольнослушателем) на ист.-филол. ф-те Петерб. ун-та (1890--91). Служил в Мин-ве нар. просвещения (1886--88; в Публичной б-ке), департаментах тамож. и окладных сборов.
   Под псевд. Н. Карелин печатал в 80-х гг. рассказы в "Петерб. газ.", писал комедийные пьесы: "Сети" (1889; рукопись -- ЛГТБ, No 25491), "Из любопытства" (1890; запрещ. цензурой); "Перед камином" (пост. 1890; опубл.: М., 1891) -- по словам автора, "нехитрая по содержанию" переделка с франц. яз. ("Сорок лет театра", с. 68). С нач. 90-х гг. при поддержке С. Н. Шубинского систематически работал в архивах, собирая материалы по истории рус. театра (см. статью о театр, деятельности историка и писателя 18 в. И. П. Елагина -- PC, 1893, No 10; отд. изд.-- СПб., 1893; очерк о цензуре -- РА, 1897, кн. 2). Выступал с лит. эссе об А. Шенье ("Правительств, вест.", 1894, 16 июля; б. п.), о М. Ю. Лермонтове ("Новости и бирж, газ.", 1894, 25 мая), о В. Ф. Одоевском (там же, 1895, 27, 28 февр., 6 марта), о И. П. Мятлеве ("Рижский вест.", 1895, 19 янв.) и др.; оставил восп. о встрече в 1893 с Л. Н. Толстым ("У Л. Н. Толстого" -- "Общее дело", Париж, 1920, 20 нояб.). В ст. "Школа и братство H. H. Неплюева" (НВ, илл. прил., 1897, 29 янв.) пропагандировал идеи Неплюева о христ. и трудовом воспитании крест, детей в своеобразных коммунах. В Петербурге Д. посещал "пятницы" Я. П. Полонского (см. его восп. "Я. П. Полонский" -- "Тр. Рязанской ученой арх. комиссии. 1898 г.", т. 13, в. 3, Рязань, 1899), ун-тский кружок Б. В. Никольского, вечера А. Г. Достоевской, К. К. Арсеньева, адмирала К. Н. Посьета; общался с П. И. Бартеневым, Н. К. Шильдером, К. К. Случевским, акад. Н. С. Тихонравовым.
   В 1897--1904 жил в Рязан. губ., служил чиновником особых поручений при губернаторе. По архивам местных учреждений исследовал адм. деятельность M. E. Салтыкова-Щедрина, отметив в кн. "M. E. Салтыков в Рязани. (1858--1860 г., 1863--1867 г.)" (СПб., 1900) его требовательность и суровость к привилегиров. сословию и заступничество за "маленьких людей". С 1898 в отставке. Заведовал т-ром Рязан. об-ва нар. развлечений (1898--1901), ставил пьесы и сам играл в них. Чл. Ряжской зем. управы (1901--04). В 1904 Д., вернувшись в Петербург, состоял "чиновником без содержания" в канцелярии рязан. губернатора; с 1908 служил в Гл. управлении по делам печати; в 1912 пожалован в камергеры.
   Публикации в периодике и многолетние арх. разыскания составили монографич. труд Д. "Материалы к истории рус. театра" (М., 1905; 2-е изд.-- М., 1913). Критика, высоко оценив книгу, отмечала, что это "первый опыт" по истории драм, цензуры и любительского театра (ИВ, 1905, No 3; ВЕ, 1905, No 6; НВ, илл. прил., 1905, 8 янв.; 1913, 21 сент.). Вместе с H. H. Евреиновым в 1907 Д. организовал Старинный театр (сезоны 1907/08, 1911/12) и школу при нем. В 1909--17 был цензором драм, сочинений; по характеристике начальства, "всегда отличался знанием дела" (ЦГИА, ф. 776, оп. 23, д. 29, 1915 г.). Книга Д. "Драм. цензура двух эпох. 1825--1881" (П., 1917) опирается на материал лы ценз, архивов. Сопоставляя особенности цензуры в эпохи правления Николая I и Александра II, показывая "ужесточения" и "послабления" ее диктата, ее парадоксы, Д. связывает их с общими полит, различиями этих периодов рус. истории. Эрудиция, широта постановки вопроса, свобода комментирования, непринужденность изложения -- качества, характеризующие высокий уровень общегуманитарной культуры автора. Став ред. "Ежегодника имп. театров" (1909--15), в к-ром он сотрудничал с 1905, Д. значительно расширил его программу, преобразовав в театр.-лит. ж-л, выходящий 7--8 раз в год. В 1909--17 устраивал регулярно на своей квартире "среды" -- "нечто вроде свободной театр. академии" (В. Варварин <В. Розанов> -- РСл, 1910, 8 мая), где представители лит.-артистич. мира обеих столиц обсуждали разнообразные аспекты теории и практики театра и литры, с докладами выступали К. С. Станиславский, В. И. Немирович-Данченко, Евреинов, В. Э. Мейерхольд, Ф. Д. Батюшков, читал свои восп. А. Ф. Кони. В "Ежегоднике", "Ист. вест.", "Столице и усадьбе" (1914--17), "Лукоморье" (1916--17), газ. "Нов. время", "Бирж, вед.", "Обозр. театров" и др. Д. печатал статьи о театре (любительском, крепостном, провинциальном, народном, императорском), цензуре, восп. о К. В. Бравиче, П. П. Г не диче, В. П. Далматове, И. А. Саце, К. Р., И. Щеглове. Д. интересовался нар. зрелищной культурой, судьбой совр. театра, осмысляемого им как вид синтетич. иск-ва; выступал с предложениями по театр, реформе, строительству и оборудованию театр, зданий, подготовке актеров; читал лекции в театр, школе А. С. Суворина.
   Кн. "Сорок лет театра. Воспоминания. 1875--1915" (П., 1916) -- дань непреходящей любви к театру, восп. о первой встрече с театр. иск-вом, итог театроведч. штудий, впечатления от спектаклей разл. театр. трупп в России и за рубежом, размышления о сценич. иск-ве выдающихся совр. артистов. По мнению критики, это "объективная летопись" театр, процесса рубежа веков, написанная "очень легко, просто и непринужденно" (ИВ, 1916, окт., с 374, подпись В-ий; НВ, илл. прил., 1916, 15 окт.). Как мемуарист Д. в 1918 выступил в ж. "Весь мир": "Старый Петербург" (No 10), "Петербург 40 лет назад" (No 11), "Из рассказов старых людей" (No 16), "Из далекого прошлого" (No 18), "Лит. воспоминания" (No 29...39).
   В 1919 уехал в Гельсингфорс, затем поселился в Париже (с 1920 ?). В периодич. изд. Берлина, Риги, Парижа опубл. более 50 мемуарных очерков о худож. жизни и быте России.
   Др. произв.: "Лит. салон 20-х гг." (ЛПН, 1894, No 5), "Густав IV и Великая княжна Александра Павловна, 1794--1796 гг. (По неизд. документам шведского Королев, архива)" (PC, 1896, No 2-- 10), "Стопятидесятилетие имп. театров. (По новым арх. сведениям)" (СПб., 1906), "К истории одного таланта" (СПб., 1907, о M. H. Ермоловой). Воспоминания: "Прогулки по Санкт-Петербургу" ("Возрождение", Париж, 1925, 13, 20 июля, 3, 17 авг.), "Санкт-Петербург. (Из восп. старожила)" (там же, 1925, 17, 24 авг.), "Из записной книжки цензора" ("Илл. Россия", Париж, 1926, No 5, 6), "Театр, воспоминания" (там же, 1926, No 10... 43; 1927, No 1), "Лит. силуэты" ("Мир и иск-во", Париж, 1930, No2, 5), "Ежегодник имп. театров" ("Возрождение", 1931, 5 марта), "Лесков" ("Илл. Россия", 1932, No 20), "Всерос. чудаки и оригиналы" (там же, 1934, No 17), "Старый Петербург. Лит. кружки" ("Возрождение", 1935, 15 февр.).
   Лит.: Старк Э. А. (Зигфрид), Старинный театр, П., 1922; Морозов П. О., Ежегодник имп. театров. (1890--1914).-- В кн.: ЕИТ. 1915, П., 1915; История европ. искусствознания, [ч. 4], кн. 2, М., 1969 (ук.); Конечный А. М., Блок и театр.-лит. беседы ("среды") Д.-- В кн.: Блоковский сб., [в. 5] -- Мир А. Блока, Тарту, 1985. + Некролог: "Возрождение", (Париж), 1935, 2 апр. (А. П. <А. А. Плещеев>). НЭС; Венгеров. Сл.; ИДРДВ; Муратова (1, ук.); Масанов.
   Архивы: ГПБ, ф. 263; ГЦТМ, ф. 93; ЦГИА, ф. 733, оп. 121, д. 1043 (ф. с. 1886 г.); ф. 776, оп. 23, д. 29 (ф. с. 1908 г.); ЦГИАЛ, ф. 14, оп. 15, д. 129 (ун-тское дело).

А. М. Конечный.

Русские писатели. 1800--1917. Биографический словарь. Том 2. М., "Большая Российская энциклопедия", 1992

   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru