Аннотация: <Программа ежемесячного журнала на 1878 год>
Рукописные редакции Подготовительные материалы
Ф. М. Достоевский. Полное собрание сочинений в тридцати томах
Том двадцать шестой. Дневник писателя за 1877 год. Сентябрь--декабрь. 1880. Август
Л., "Наука", 1984
<Программа ежемесячного журнала на 1878 год>
Рукописные редакции
Подготовительные материалы
Дневник писателя за 1877 год
Дневник писателя на 1880 год
Варианты
Примечания
Список условных сокращений
ПРИЛОЖЕНИЕ
<ПРОГРАММА ЕЖЕМЕСЯЧНОГО ЖУРНАЛА НА 1878 ГОД>
Программа журнала ежемесячного, книжки от 7 до ... {Текст поврежден.} печатных листов, по 7 руб. в год. Отделы:
1) Роман, повесть, стихи.
2) Хроника событий (с вырезками из газет об характ<ерных> случаях нравственности, подвигов, ума, безобразий, успехов промышленных, характ<ерных> черт в судах -- железные дороги, о жидах, о поляках в России, о семинаристах и проч. Всё с нравоучением.
3) Дневник писателя.
4) Дневник Порецкого, или отметки его какие-либо.
5) Критическая статья (хотя бы о Грибоедове, то есть не всё о текущем).
6) Малая критика, указания на заметнейшие вышедшие (текущие книги) и проч.
7) Курьезы из газет и журналов, хроника мнений и проч. промахов, смешного и хорошего,
NB. Вместо Дневника Порецкого может быть иногда театр и искусство о крупнейших явлениях, н<а>пр<имер> о Росси или о Верещагине.
РУКОПИСНЫЕ РЕДАКЦИИ
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
ДНЕВНИК ПИСАТЕЛЯ ЗА 1877 ГОД
<Сентябрь, гл. 1>
<1>
Но комического вида своего республиканцы не признают. Напротив, теперь именно ободрились.
Мак-Магон в мае месяце разогнал их {их повторено дважды.} с места. Закрыл палату.
Они, угнетенные, в ореоле. Ждут законности>.
Вот почему, может быть, он один только во всей Европе и не чувствует, что он в опале.
Но, во всяком случае, Наполеон ли, Мак-Магон ли, а тут клерикалы.
Об легионах я писал еще летом. {Над строкой заметка: понедельник, еврей, лнт<ературное?>, стр<аница>}
Мак-Магон, {Над строкой: стра<нный?> характ<ер?>} до сих пор загадка, для кого он работает.
Наши тоже убеждены в торжестве законности. Увы, я не убежден относительно Франции.
Но не такие они люди, чтоб понимать и ожидать этого. {Вместо: Но не такие они ~ этого. -- было: Но где им понимать всё это.} Не по скудости способностей, а потому, что эти добрые люди уж слишком люди своей партии, слишком уж они тянули одну и ту же канитель>, страдали долго за свое дело, и слишком долго просидели в одном углу. Они долго страдали за республику, а потому и хотели возмездия. К удивлению и у них <незакончено>Но если б и выбрали, то Мак-М<агона>, без церемонии. За кого легионы?
Напротив, они теперь именно ободрились и чувствуют себя в ореоле.
Об легионах я писал гораздо раньше, и в июле> всё так и случилось.
Если б не было легионов, то --
Если победили консерв<аторы> респу<бликанцев>, то уловки
С тех пор как я написал, произошло чрезвычайно много фактов, обозначающих ясно, что всё это соединено с избранием нового папы и проч. {Рядом помета: Здесь -- и цифра: 1)}
Ждут, вся Франция вдруг запоет Марсельезу и закричит on assassine nos frères. {убивают братии наших (франц.). Перевод Ф. М. Достоевского. Ср. с. 8.} Законность -- но ружья -- земледельцы. Устала Франция, а главный вопрос за кого легионы?
Да, но всё<-таки> {Перед: Да, но всё<-таки> -- цифра: II.} у народа нет шаспо.
Теперь и бунтовать нельзя и баррикады нельзя устроить.
Близится <нрзб.> к Восточному вопросу. Превосходно замечание "Московских> в<едомостей>" о сочувствии католиков к туркам и даже к магометанству, и даже чуть не самого папы.
Даже в Англии нет столь яростных ненавистников России в настоящую минуту, как настоящие клерикалы.
Подлинно Восточный вопрос в своей широте: католичество объявляет войну православию и хочет вести и человечество мечом.
Final.
Всё в вопросе: правда ли, что существует заговор католичества, и правда ли, что они ждут эскамотировать Францию в свою пользу? Если хотите -- вопрос может повернуться и так: всё {вопрос ~ всё вписано.} в выборах Франции зависит от ближайших предстоящих событий во Франции.
Final. Есть ли заговор? В таком ли размере страшен он и велик, как мне кажется.
Наконец, сроки: хотя всё это непременно произойдет, но формы не предсказываю, ибо неизвестны сроки.
Новая собравшаяся и положенная > буржуазная палата долго ли проживет с Мак-Магоном? По-моему, весьма недолго, миг. Как по мнению других?
То-то и есть, что не договаривают последнего слова. Вот что произошло в эти два месяца и вот почему я всё еще остаюсь при прежних мыслях.
Князю Бисмарку ясно, что при падении во Франции республиканцев, при иных его протеже>, прежних отношений Германии к Франции не может уже быть.
Я уже писал об этом.
О значе<нии> папы и проч.
Но не обратили внимания.
Потом события.
Ненависть папы к России, как к союзнице Бисмарка.
Война может и до смерти папы. {Фраза: Война ~ папы. -- вписана рядом с текстом: О значе<нии> папы ~ Бисмарка.}
Процветает> борьба католичества с восточным христианством.
Ускорятся шансы войны: Англия ищет коалиций, католичество ищет войны, Австрия -- элементы (Венгрия), и, наконец, заносчивость немцев.
Вот почему я и говорю, что беда, если выбор<ы> папы совпадут. {Фраза: Вот почему ~ совпадут. -- вписана рядом с текстом: Ускорятся шансы ~ немцев.}
В "Московских> ведомостях" описание.
Но там не тот конец. {Далее начато: В случае}
Наконец-то я прочел. {Фраза: Наконец-то я прочел. -- вписана рядом с текстом: В "Москов<ских> ~ не тот конец.}
Может быть, еще лучше для России, и война еще скорее кончится.
И с Австрией не делиться, и мир. Поплатиться Францией, {Далее было начато: но за}но в ней воцарится республика уже навеки, разумеется, если немцы оставят ей политическую самостоятельность, а не обратят ее на некоторое время {на некоторое время вписано.} в какой-нибудь немецкий протекторат.
Сущность дела, стало быть, в католичестве, а ближайший случай -- выборы во Франции и вероятное падение республики или по крайней мере республиканцев и их правительства (4TOj в сущности, одно, что и падение республики). При новом правительстве прежние отношения не могут и т. д.
Заговор немцев. Они еще в 75 году ревновали к обновлению Франции и хотели войны -- это известно.
Ключ католичества сделать Францию революционную и атеистическую рабом и союзником для истребления Бисмарка, для разрушения врага, для возбуждения католических элементов во всей Европе и особенно в Германии, с целью ослабления союзной Германской империи, а стало быть, и ослабления врага. Итак, тоже протеже. Союзник Бисмарка.
Но прежнему папе оставил ореол монарха поновей. (Светская власть?)
1. Клерикальные войны.
2. Заносчивость немцев.
3. Англия ищет союзников.
4. Умри папа -- католики сделают всё, чтоб разжечь, но и до смерти папы --
5. Россия занята.
6. Нежность Бисмарка к нам. Зальцбургское свидание.
2. А если так, то католичество
3. А если так, то Россия -- союзник Бисмарка.
Князь Бисмарк понимает, что католичество есть, кроме того, вечный враг протестантской Германии, но и элемент, мешающий ее объединению, т<о> е<сть> завершению здания, которое всю жизнь сооружал князь Бисмарк. {Рядом с текстом: Князь Бисмарк понимает ~ сооружал князь Бисмарк. -- помета: Здесь -- и цифра: 2)}
А потому парализация католичества в лице будущего папы есть существенная задача и главнейшая теперь забота князя Бисмарка.
ГЛАВНЕЙШЕЕ.
И беда, если минута торжества нового переворота во Франции действительно совпадет с смертью папы и затруднит избрание, в котором, конечно, примет участие Бисмарк.
Деспотизм немцев.
Отказаться от предоминирования над Францией.
Всё это близко, "при дверях".
Но беда еще в том, что, может быть, войну начнут сами немцы.
Нов<ый> переворот во Франции естественно будет Германии подозрите<лен>. Мак-Ма<гон> ни при чем> -- это уже не республиканец.
Высокомерие> немцев.
Главное направление будут клерикалы. Это может и раньше смерти папы, победа, если после смерти увеличатся шансы разлада, ибо Бисмарк захлопочет о конклаве.
Тогда клерикалы направят Францию в войну наверно и составят коалицию"
Австрия решила -- никаких перемен не произойдет в Турции без Австрии, положительно выгодно.
Папа радуется русским неуспехам, главное потому, что Россия, главная и естественная союзница Германии, парализована неуспехом войны своей с Турцией и затянута в нее. {Рядом с текстом: Папа радуется ~ затявута в нее. -- помета: Здесь.}
Об этом обо всем я уже писал, а между тем есть внешние события.
Я писал, но не считал, а между тем события в Москве, видимо --
Но оптимизм --
Есть события --
<2>
благороднейших сторон человеческого духа без гения.
Успеют ли поссориться?
Ждут (католики) событий и смотрят на Европу, на союзников врага. А кто союзник -- Россия. {Перед текстом: Ждут ~ Россия. -- помета: Здесь. 26.}
Всё это превосходно, и, однако, всё еще это не то, не настоящее объясняющее слово. Делаете некоторое заключение, что <нрзб.> и что множество. Так ли это? Не предстоит ли в самом ближайшем будущем огромный поворот к всеевропейским событиям?
Здесь и воинствующий католицизм, и значение католицизма в глазах Бисмарка, и влияние на Францию. Но всё не то. Да и не понятно, что за держава такая, католицизм, и из-за чего он ведет войну. И почему против нас.
Сказано.
Здесь схвачен великим поэтом и сердцеведцем. {На полях помета: 5 печатных страниц остается.}
Близится избрание нового папы, и в Риме понимают, что Бисмарк.
Итак, меч против Бисмарка как можно скорее.
Но кто союзник Бисмарка. Россия.
Восточный вопрос. Минута. Превосходно. И так как никто не может защитить, кроме Франции, то действовать скорее на Францию.
Все признают клерикальное влияние, но всем кажется легкомысленно, что это так себе, пустяки. Что хоть католики и работают, но не главнейшее, что это пока не важно и что где им произвести что-нибудь.
Но это не пустяки, ибо никогда не могло быть столько шансов на объявление войны, как теперь. Это католики отлично разглядели. Восточный вопрос надоумил их и развязал им руки.
Надо было только сделать 1-й шаг, заставить маршала сделать главнейшую глупость, и затем всё пойдет как по маслу. Посмотрите, сколько теперь шансов неминуемости войны.
Только бы не республика.
Во-1-х, кто бы ни одолел, но Франция уже не может быть в прежней опеке.
Самый Берлин подозрительность.
Но постараются подливать масло и ультрамонтаны.
Зальцбургское свидание.
Не одна Россия.
Но поездка Министр Криспи.
Придумали заем для питающейся кровью <Турции>; для России же придумали настоящий бунт нигилистов.
Всё так же состоит в исполнении ими их высокого долга службы отечеству сознательно ему на пагубу, и всё так же, как и прежде, совершенно неотразимо, составляет такой же просак и досталось <не закончено>
Бой окончится в пользу Востока и России. Даже и лучше будет, если так расширится дело. О, кровь --
Переменят, мол, меры, а главное, всё это совершится с быстротою.
Разница, что там легкомыслие мелко.
Одним словом, что сегодня непременно, как вчера. Но новая революция, кто ее; предчув<ствовал>. Но во-первых, > Напол<еон> I.
Кто мог его предсказать, если судить, что нынче как вчера.
<3>
Если Австрия с Францией, то может выиграть огромное политическое в Европе и Германии значение, возвратив утраченное при Садовой, усилясь всем утраченным Германией и силою удесятеренного католического влияния, а если с Германией -- то в Турции. Где же ей лучше будет? Вот весь вопрос.
То-то и есть, что, может быть, на свидании европейских владык и министров их гарантировала уже Австрия.
Огромная доля в нем Турции, если только у нас будут условия.
Без нас же, может, и не будет войны.
Ей отмстят католическими порывами.
Если произойдет переворот, то одно слово Ав<стрии>. {Перед текстом: Если произойдет ~ Ав<стрпи>. -- начато: То коалиция} Одно слово Австрии перв<ым?> держав<ам?>, ибо согласись Австрия, то болеег чем вероятно.
Не согласись она -- католическое движение, Венгрия.
Католическое разжигание страстей.
Избрание папы, Франция, котор<ая> противуре<чит>. Бисмарк не снесет противуречий.
В самом деле: если только завяжется что-нибудь у Германии с Францией, если клерикалы натолкнут на войну, то непременно сложатся две коалиции, и Европа разом разложится на две части.
Если князь Бисмарк к тому же сам захочет войны -- ибо уступив Франции раз, значит потерять навеки над ней опеку и всю жизнь потом бояться за приобретение провинций и за утрату европейского первенства, а пожалуй, что и за объединение Германии.
Если всё это случится, даже чуть-чуть завяжется, то несомненно Европа на {Край листа оборван.}
В Австрии, однако, волнения.
И нейтралитет Австрии. Воевать за Германию она, конечно, не будет и останется нейтральною.
Если и победит, то не добьет двух наций окончательно.
Итак, ключ. Ибо при всяком новом правительстве во Франции война Франции с Германией не только возможна, но почти неизбежна, и даже в том случае, если б новые правители Франции и сами пожелали бы не начинать воину, а сохранить мир.
Но уж судьба к тому приводит.
И уж разумнейшие клерикалы не упустили случая разжечь в католической и христианнейшей земле этой всевозможные волнения под всевозможными до неузнаваемости предлогами, видами и формами.
Может быть, ей много обещано на Востоке, во внутренних <делах?>, на свидании двух канцлеров. О, может быть, об этом не пропустили, так сказать, намекнуть.
Фантастическое мечтание, но допустим его.
Не в интересах Австрии не разрешить. Фраза обширна, но предположим фантастическое.
Что клерикальная {Незачеркнутый вариант: католическая} работа идет несомненно и в Австрии, в этом нет сомнения, клерикалы знают {Незачеркнутый вариант: ценят} ее теперешнее значение и поэтому заблаговременно (рядом с Франциею) работают и в ней.
И об этом, кто знает, может быть, и заводят уже речь.
Но ведь, кто знает, может быть, даже австрийское правительство, хотя и делает, конечно, вид, что очень сердится на это волнение, но, в сущности, не очень сердится, понимая, что всё это может пригодиться вперед на всякий случай и на близкий всякий случай.
Австрийское правительство, очевидно, не решилось еще ни на что окончательно, а разве только условно, что в случае нейтралитета,} что можно будет получить русские деньги.
<Сентябрь, гл. I, § V>
А между тем я каждый день читаю. Теперь новые факты.
Когда напечатаны {В рукописи ошибочно: напечатают} еще будут, все подтвердят, что я сказал в май-июне, когда не обратили вним<ания>.
И потому спрашиваю: согласны ли хоть теперь на мои исступл<енные> прорицания. Как я слышал, отзывов еще нет.
Согласны ли на католиче<ское> зло, на неминуем<ость> войны.
Но гений Бисмарка.
Православие и католицизм с магометан<ством>.
Австрию сломит судьба.
Восторжествуй, Германия опять, и Россия. Может быть, и нужно еще напряжение, и Россия сразу возьмет место.
Читаю -- вещь устарелая. Но осмел<ьтесь?> вообразить, что я писал об этом 2 меся<ца>, тогда, когда никто не писал. Что ж я писал, резюмирую.
1) Заговор. Но клерикалы могли уже 2 недели назад полететь. Бисмарк. Теперь же объявл<ение>.
Францию в войну.
Смеялись: где сила. Но силы не много надо. Хитрость. Надо было только поставить Францию в глупое положение.
Теперь всего через 4 дня выборы.
Согласны ли. В пр<у>сское движение клерикальное.
Теперь же предсказываю неминуемость войны -- выборы как бы ни вышли, православие и католичество. Провидение может быть и лучше для России.
А теперь сделаю маленький экстракт из всех этих рассуждений.
1) неминуемо.
2) близко.
Существует клерикальный заговор с целью ввергнуть Францию в неотложную и по возможности немедленную войну с Германией для того, чтоб в лице Германии сокрушить врага и, воцаря во Франции, получить светск<ую> власть. {Текст: для того, чтоб ~ светск<ую> власть. -- вписан позднее.}
Сохранить республику во Франции невозможно.
С падением республики война неминуема, но, между прочим, уже потому только, что в ней будет другое правительство. Скажут: "Где силы у клерикалов?" -- но они уже сделали главное -- воцарил правитель>, так что нужно еще немножко, тут еще покури<м?> не силою, а хитростью. Попридавить на события.
Всё это близко, гораздо ближе, чем думаю<т>.
Забыли внешние события.
Не может быть, чтоб Австрия в настоящую минуту об этом самом не думала. Все, стало быть, ждут.
Непредвиде<нное> собы<тие> в области движения клерикализма, хотя не совсем непредвиденное.
<Сентябрь, гл. II, § II, III>
Мы практически научимся недостаткам нашим не в одном лишь военном деле.
Явятся {Вариант: Придут} люди с новою мыслью и новою силою.
Нас поразил, например, один факт, на который мало кто обратил внимание: стойкость и непомерности доблесть рядом с крайним самоотвержением русского воина.
-- Молодежи народная своеобразность, а не конституция.
-- И корней с народом, народная война. Пусть.
Пугать биржевыми кризисами нелепо. Падение рубля.
Если б мы не пошли, было бы хуже. Не помогли бы мученикам, а остались, наживая прибыль. Сами себя презирали бы, самим-бы было невыгодно. Воровство, но всё же еще остается сила, которой все боятся. {Над строкой начато: У нас надо так.}
Нации живут великим чувством и великою всё освещающей и снаружи и внутри мыслью, а не одною лишь биржевой спекуляцией и ценою рубля.
Доказательство -- слова немца. Стало быть, в Германии вот они возможны. А скажи их прежде немца кто-нибудь из нас, то осмеяли бы и ославили, и сатира тотчас же представила их в нелепом виде.
Но и не в одном духовном, а и в политическом отношении. Слова политики. Восточный вопрос. Но Восточный вопрос не выдумали славянофилы. Он родился раньше вас, раньше нас, раньше русской империи, раньше Петра Великого, родился он при первом сплочении великорусского племени в сильное государство, он родился вместе с Москвой, и есть великая идея, оставленная Москвой, которую вынес из Москвы Петр {которую вынес из Москвы вписано.}, в высшей степени понимавший ее органическую связь с русским назначением {Вариант: организмом} и с русской душой.
-- Оставить славянскую идею и восточную церковь все равно, что сломать всю старую Россию и поставить на ее место новую и уже совсем не Россию. Это будет равносильно революции. Отвергать назначение могут только прогрессивные вышвырки русского общества. Но они обречены на застой и на смерть, несмотря на всю, по-видимому, энергию их и тоску сердца их. (Я не про маклаков биржевых говорю, какая у тех тоска сердца.) Я говорю про испорченных людей интеллигентного класса, испорченных перемещеньем идеала -- не тот идеал признают, а ошибочный. Социально-демократический, европейский. Я социалист, но переменил идеал с эшафота. Великая идея Христа, выше нет. Встретимся с Европой на Христе (см. ссылку). Вы смеетесь, вы требуете разъяснений, фактов. Да ведь мало книги, чтоб разъяснить это, подождите, разъясним, только не вам. Мы ждем новых людей. Они идут. Они придут. {