Ф. М. Достоевский. Полное собрание сочинений в тридцати томах
Том двадцать первый. Дневник писателя 1873. Статьи и заметки 1873--1878.
Л., "НАУКА", 1980
<ЗАПИСИ ЛИТЕРАТУРНО-КРИТИЧЕСКОГО И ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА ИЗ ЗАПИСНЫХ ТЕТРАДЕЙ 1872-1875 гг.>
<1>
Текучие фразы.
Белинск<ий>: он тосковал только. Зачем не сейчас, зачем не так скоро.
Он, конечно, имел самолюбие, но саморисования в нем не было. Он предвидел высшую цель.
Ведь общеграждане все показали тыл; они вам изменили, захватили свои деньги и убежали в Европу.
И с удовольствием ощущали в Евр<опе> {К словам: в Евр<опе> -- незачеркнутый вариант: за границей.} свою обеспеченность. <135> {Здесь в далее в ломаных скобках указаны страницы записных тетрадей.}
31 декабря. Приходила дама: на гумне и о духовенстве между инородцами. Ответ ей в среду наверно.
Легенда о Булгакове -- пропала.
Богоявленский семинарист, о воспитательной части семинарий -- оставил статью на неопределенное время. Придет в феврале (в 3-х месячный срок статьям). <138>
Нечаев -- неужели нет, кто бы сказал, что это действительно гнусно.
Колупали!
Совсем некого уважать (вот язва теперешнего), как несерьезно у нас принялось просвещение прежнее. Лица без образов.
С другой стороны, штундисты. <135>
Но неужели вы не заметили, что {Далее было: все} даже величайшие дела в мире начинались с ужасно простодушных и наивных причин.
Все реформы были сделаны прежними людьми, мимо помощи нашей молодежи, -- она только свистела.
Так как в слове "европеец" уже заключается отрицание француза, немца -- и проч., то и у нас, обратно, перешло в отрицание русского.
Приготовило отвлеченность высшего сословия нашего. {Все реформы ~ отвлеченность высшего сословия нашего, вписано на полях.}
Человек весьма часто {весьма часто вписано.} принадлежит известному <роду> убеждений вовсе не потому, что разделяет их, а потому что принадлежать к ним красиво, дает мундир, положение в свете, зачастую даже доходы.
Они уехали без сознания вины своей, {Далее было начато: перед} да и не могло быть иначе. Они сами не понимали, что сделали.
Декабристы -- бунт помещичий (западники).
Этих распотешившихся помещиков (совершенно правильно).
Затем. Мы приняли все дары Европы и приняли с яростию тем с большею, что сердцевину-то мы никак не могли принять, то есть непосредственную живую жизнь Европы. И когда там даже самые общие философские {Далее было: национальные} и социальные учения принимают национальный оттенок, у нас Н. М<ихайловский> толкует о том, что национальное вредно народу -- все способные молодые силы обрекли себя на слепоту и глухоту социализма, не имеют мнения ни в чем, ложь и противуречие. Об Нечаеве никто не смеет высказаться (даже о Татьяне).
Достоинство появлений Нечаева совершенно равняется достоинству умолчания о Нечаеве, то есть в том смысле, что одно другого стоит и обозначает всю нетвердость нашего либерализма, всю несмелость, рабскую боязнь, что скажут, и проч. <2>
Н. М<ихайловский>. Февр<аль>.
Вот почему: ни одно монашеское общество, ни в одном монастыре не было хорошо, даже с самых начал христианства, а отдельные монахи, отдельные святые -- были всегда, есть и теперь.
Национальность не нужно.
А из этого следует, что если народ вас не послушается, то вы тотчас же на него рассердитесь и от него отступитесь. И какие же вы деспотики! Нет, вот желай этого, потому что это разумно. Да он прямо скажет вам, что это не разумно, потому что вы предрешаете природу его.
Мне так приятно, что я имею возможность говорить с человеком благодушным и горячим, так мило горячим.
Я бы желал, чтоб это было опровергнуто, как и корреспонденция о губернаторе-охотнике, который вдруг вышел совсем невинен.
Средина же, новейшие либералы, живут черт знает чем и довольствуются я уж и не знаю чем.
Что лик мира сего вы вашими теориями (разума) мало измените.
Н. М<ихайловский>. Напрасно говорят -- "легкомысленный".
Г-н Пыпин. Пыпин не легкомысленный, г-н Пыпин -- тупица, угрюмая тупица. Что бы он прочел -- это только воз с сеном -- пока развалится телега. Староверы, считающие себя молодыми и новыми. В этом смысле славяноф<ильство>, конечно, есть обновление и новая мысль.
Социализм -- это то же христианство, но оно полагает, что может достигнуть разумом.
Кажется, вас определяют человеком лет 30, то есть в первой молодости. <139>
Замечат<ельно>.
Червячок.
Если без него нельзя, имел же, кроме питья, достоинства. {Если без него нельзя ~ достоинства, вписано.}
Нет, я хочу идеала, то есть я всего хочу разом.
Вероятно не имел, роппу {Так в рукописи.} и угодливость капризам. Он безобразник, но это безобразие то же самое, даже не ужаснее битья зеркал и тарелок. {Рядом с текстом: Вероятно не имел ~ тарелок, помета: Среда}
Жаль, но негодование, отвращение.
Надо было газет и публики.
О, зачем вы не видывали ничего умнее.
Про публику говорят, что бесцеремонна, как же согласилась прийти?
Нет, настоящего живого чувства тут не было, тут была книжка r голове (если она образованная барышня).
Своенравие и современная идея, что всё мне принадлежит, а я никому и ничего не должна.
Застрелиться под музыку.
Откуда взялось это общество? О вы, историки наши, празднующие двухсотлетние юбилеи, скажите, чье это произведение, какие основания и возможности были положены к оторванности от почвы. Под какими элементами сложилось это общество. {Под какими элементами ~ общество, вписано.}
Наше общество -- всех более готово к нигилизму. Слава богу, что не народ. Народ иными древними наследными > властителями нашими, их уродливою волей обращен был в податную единицу. Вера их та же: мне всё равно, только бы двойной оброк {Далее было начато: кр<естьяне?>}платили. Но мы прерываем, эта песня не споется теперь. Мы знаем, что это еще слишком ранняя песня. <3>
ШЕЛОПУТЫ
Что, если он посмотрит наконец на священника единственно как на чиновника от правительства.
Что, если это движение имеет именно мысль самоспасения от растления, тогда возможно, что охватит всю Россию. Шелопутинское может умереть и нейти, но другое может подобное явиться.
Искусство дает формы выжитому чувству или пророчит, когда чувство еще <не> пережито, а только начинает загораться в народе.
Салтык<ову>. Это тайна, но только простая. До того простая, что я даже не отгадываю: я подозреваю, что Гамбетта... Нет, впрочем, я не скажу ее. <4>
Аввакум: задача женщины не в красивом виде.
Другая поэма.
Заняться формой.
А между тем какой гуманный глубокий вопрос.
Так что не все эстетические вопросы суть вопросы праздного любопытства.
В этом смысле какая великая вещь искусство? {В этом смысле ~ искусство? вписано на полях.}
Буренина очень тонкие отметки, но допускает возможность поклониться и вершине Алтая.
Многое случилось великими предначертаниями Петра, обратившего священника почти что в чиновника.
Карл-Фридрих-Вильгельм dans le ventre. {в желудке (франц.).}
Эстетика есть открытие прекрасных моментов в душе человеческой самим человеком же для самосовершенствования.
Я не удивляюсь, что самые жгучие вопросы смахивают на испанские дела, об России как об Испании.
И Н. М<ихайловского>, открывшего народ (при самых добрых, впрочем, намерениях {Над текстом: (при самых ~ намерениях -- запись: с похвальною целью.} и с самыми похвальными, впрочем, целями). <3 об.>
В сущности, республики -- правительства аристократические (смотри 35 No "Гражд<анина>", Франция), да и продукт классического образования.
Коммунисты, уничтожая собственность, хотят общего благосостояния и отнятием собственности хотят ограничить порочную волю людей. Но мне именно нужна моя порочная воля и все к ним средства, чтобы мочь от них отказаться.
Наше Петром Великим отученное от всякого дела общество.
Мысль статьи: полная свобода.
Подавлять в себе долг и не признавать обязанности, требуя в то же время всех прав себе, -- есть только {К словам: есть только -- над строкой незачеркнутый вариант: это} свинство, но это ведь так соблазнительно.
Хорошим примером человек живет.
Палтинная трущоба. {Так в рукописи.}
Матерьялисты признают начало (движение, теплота). Следст<венно>, признают до начала. Следство их всё не всегда бывало.
Дева-роза. Червячок. Ей надо было публики и газет.
Да отзовется же наконец трезвое понимание. Среда.
Страдание.
Графиня Гейдельберг. Так ведь там антихрист говорит языком, которому трудно противустать.
А у нас "Голос".
Национальность есть более ничего, как народная личность. Народ, ставший нацией, вышел из детства. <4 об.>
Есть ли теперь р<усские> писатели, которые, {Далее было начато: даж<е>} несмотря на несомненное дарование их, построили себе литературой дома.
Ибо всякий немец, прибитый русским, несомненно считает в лице своем оскорбленною и всю свою нацию. Русский, прибитый немцем, ничего не подумает о своей нации, {К тексту: ничего не подумает о своей нации -- над строкой незачеркнутый вариант: обвинит среду} но зато утешится, что все-таки получил плюху от цивилизованного человека.
Такова благородная страсть к цивилизации.
Ибо все западники есть лишь доживающее поколение помещиков, через крепостное право разъединившихся с народом. {через крепостное право разъединившихся с народом вписано.} Это все их мысли, их направление и их занятие. Отвлеченность и проч.
И к тому же находясь при собственном капитале.
Оба стыдящиеся подлеца. Что лучше: быть наивным подлецом или стыдящимся подлецом -- что предпочтительнее. Ответ прямой: быть просто подлецом.
Это из так называемых стыдящихся подлецов. {Что лучше ~ стыдящихся подлецов, вписано.} Стыдящиеся собственной подлости, но при намерении подлость все-таки докончить.
NB. Вы довели до того, что и идеи своей они больше не любят. Мы стояли на эшафоте с верою... уезжали с надеждою. А ваши питомцы стреляются не только безо всякой надежды, но и идеи никакой не имея, мало того, считая за глупость ее иметь. {А ваши питомцы ~ ее иметь, вписано.}Ему жизнь скучна!
О злодеи, отравившие поколение.
Не вы, Н. М<ихайловский>. Корни глубже!
Чего ему желать? Зачем ему жить? Кухарка 5 руб<лей> потеряла. {Кухарка 5 руб<лей> потеряла, вписано.}
"Какая пустая и глупая шутка".
Самоубийца хочет убить себя, ищет места.
В простенке умирающая мать спорила с дочерью, чтоб та ее содержала. Мировой присудил не содержать. <5>
Дочь взрезала мать.
Эта страстная жажда науки! К каким блестящим результатам приведет она!
Мать, просящая обеспечить себя, этот трезвый взгляд на жизнь -- к чему приведет нас!
NB. Настолько общине, насколько самому себе.
Решит жизнь и опыт.
Старые постарели.
А старье стареет с ужасающею быстротою.
Бедное старье, ничего-то оно не сумело даже ответить. Смешнее всех старье, приписавшееся к молодым.
NB. Где писатели, где поэты?
Атеизм {Было начато: Да} есть болезнь аристократическая, болезнь высшего образования и развития, стало быть, должна быть противна народу. (Этой мыслью хотят воспользоваться наконец иезуиты. Смотри No 153 (20 июня) "Москов<ские> ведом<ости>". Известие римского корреспондента "Times" по поводу посещения папы королевой Изабеллой.) (No. Что я предсказывал еще в "Бесах" и всегда.)
Неужели независимость мысли, хотя бы и самая малая, так тяжела.
О стихах. Легче мыслить. Л. П<апко>ва.
Классические языки -- европеизм, либерализм.
Бесплотный и беспредметный либерализм г-на Пыпина -- мертвый либерализм.
Когда-то была идея о mésalliance. Но уже вечные исключения из общего правила показывали {Далее было начато: идею} о ее несостоятельности.
Женщина {Далее было: если достойна того нравственно.} родится аристократкой и, если достойна того нравственно, всем равна, равна королям. <5 об.>
Нумер более или менее будет являться постоянно с следующими именами:
Мещерский
Страхов
Пуцыкович
Я
Кельсиев и т. д.
Текущая жизнь
Роман
Есть рукописи:
О монахах
Фадеева
О земстве
Незнакомца
No. Об открытии школы
"Странствование Парфения"
Письмо дамы
"Правила апостольские"
Кельсиев
С Филипповым
Белов
Взять "Жития" и Полевого
Страхов
Мою тетрадку каторжн<ую>
Повесть {Было начато: Ром<ан>} (Мещерского)
Часть "Войны и мира"
"М<осковские> заметки"
No Гражданина Стенли
Силлабус
Сообщить Мещерскому, нет ли рассказа у Горбунова? Ответить Шиитову. <137>
Счет статей замечательных, находящихся в редакции:
Роман московской дамы
О Пугачеве Сальяса
Квартиры -- N. N.
О славянах
? Николаевского "Вена"
? Статьи Данчеыки
? Генслера
? Мещерского "Бисмарк"
? О лондонской жизни
? Николаевского разбор
"Панславизм и греки"
? Библиография Страхова
? Мои
Просмотреть:
"Куль хлеба"
Гимнастика и воспитание
"Кустарная промышленность"
Женский вопрос <17>
Memento. {Помни (лат.).}
Март 73 <г>
1-е март<а>. Получены две статьи: Богданова о выставке и одной дамы по женскому вопросу. <14>
Memento.
(Общество всякой полезной инициативы).
Общество взаимного страхования успехов в жизни.
Чтения Коховского в Соляном городке "Труд и отдых". Чтения Певцова, Рогова, Шалфеева, Ганике и Тарапыгина.
Корреспонденция о питомцах воспитательного дома в "Голосе". Свящ<енник> Иоанн Никольский в "Петербургском листке". -- "Голос", 9 марта, No 68. {Текст: (Общество ~ 9 марта, No 68. -- зачеркнут.} <13>
Письмо от Прежевского из Вологды, просит об Тошме. Просит уведомить, может ли рассчитывать на работу в "Гражданине".
13) Г-жа Грунильон, рассказ, "по старости лет", ответить в город Рогачев, Могилевской губернии.