Достоевский Федор Михайлович
Рисунки Федора Достоевского

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

Оценка: 8.60*27  Ваша оценка:

РИСУНКИ ФЁДОРА ДОСТОЕВСКОГО

 []

Рисунки Федора Достоевского. М., Воскресение. 1997

"Im Werden Verlag". Некоммерческое электронное издание. Мюнхен. 2007 http://imwerden.de


РИСУЮЩИЙ ДОСТОЕВСКИЙ

ГРАФИКА Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО: ЧТО ЭТО ТАКОЕ?

Федор Михайлович Достоевский редко говорил о своих рисунках и не оставил нам никаких прямых письменных указаний на их существование. Писатель не любил обсуждать с посторонними тайны его творческой лаборатории. Его "записные книжки", содержащие большую часть рисунков, сберегала вдали от постороннего глаза и как величайшую драгоценность его жена, Анна Григорьевна.

Однако именно потому, что писатель бережно хранил "письменные книги", где им выполнялись первоначальные записи ко всем написанным и ненаписанным произведениям, до нас дошли многочисленные графические наброски, сделанные им в процессе обдумывания "плана" "Преступления и наказания". "Идиота". "Бесов". "Подростка". "Братьев Карамазовых".

Характерное свойство графического наследия Достоевского, резко отличающее его от типологически разнообразных рисунков А. С. Пушкина - поразительно строгое (и имеющее свои причины) разделение на три главных иконографических мотива:

1. Мужские, женские, детские портреты около 7 проц. от общего числа рисунков.

2. Архитектурные наброски ("готика") - около 26 проц.

3. "Каллиграфические упражнения" Достоевского - около 61 проц.

ПОРТРЕТНЫЕ РИСУНКИ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО

Проблема воплотимости человеческого характера в портрете волновала Достоевского не менее любого художника-портретиста. По страницам рукописей к роману "Преступление и наказание" можно наблюдать графическую разработку лица Раскольникова. его матери и сестры Сони, Порфирия, Лизаветы. Иногда он рисовал своих современников и коллег по литературе - В. Г. Белинского. М. М. Достоевского. А. А. Краевского, И. С. Тургенева. Встречаются среди изображенных им лиц и любимые писатели О. де Бальзак. М. Сервантес, Тихон Задонский. Размышляя над особенностями жизненного пути так называемых "великих людей", писатель рисовал в своей тетради лица Петра I. Николая I. Наполеона III и Наполеона Бонапарта. Такого рода рисунки - всегда появлялись в связи с разработкой нового плана романа, прототипами главных действующих лиц которого оказывались деятели русской и европейской истории.

"ГОТИКА" Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО

Крупным по размерам слоем графики Достоевского является его "готика": архитектурные рисунки, представляющие собой графические вариации на темы арок, башенок и стрельчатых окон готических здании. Наибольшее их число содержится в рукописях к роману "Бесы".

"Готические рисунки" Достоевского поражают своей изысканной красотой, великолепием отделки и фантастическим разнообразием. В них мы можем узнать стреловидные арки и витражи Кельнского, Миланского, Парижского (Нотр-Дам), других готических соборов, которые видел и которыми восхищался писатель. Но было бы ошибкой искать объяснения этим рисункам лишь в пределах их возможных архитектурных подобий. В своих эскизах писатель позволял своей фантазии уходить в области, недоступные реальной архитектуре: большинство архитектурных "проектов" писателя неосуществимы в условиях земного тяготения и могут быть реализованы лишь в невесомости или, по крайней мере, на Луне. Это особенно важно отметить потому, что "ошибки" в архитектурных набросках писателя проистекают отнюдь не из его незнания принципов и шаблонов архитектурного искусства или неумения их отобразить: совершенно ясно, что они сделаны сознательно.

Достоевский имел диплом Главного инженерного училища, лучшего в России учебною заведения военно-архитектурного профиля, где преподавали лучшие отечественные и иностранные профессора. Качество учебных работ лично проверял великий князь Михаил, что еще более повышало требовательность преподавателей. По свидетельству однокашников. Достоевский, явно скучавший на лекциях по геодезии, фортификации и математике, заметно оживлялся лишь на занятиях по двум дисциплинам: курсе русской словесности и лекциях по истории архитектуры, которая увлекла его почти без всякой связи с будущей инженерной специальностью. Уже тогда будущий писатель восхищался красотой готических линии этот архитектурный синь оказался ближе всего к его эстетическим вкусам и ассоциировался в его сознании с тем образом совершенной, законченной красоты, воплощающей в себе добро и истину, которые он напряженно искал в эти училищные годы.

В готическом соборе он видел "поэзию", в камне, "как бы крик всей вселенной", как говорит один из героев романа "Подросток". Напротив словесность, литературное искусство, которому посвящал Достоевский в годы учения все свое свободное время, учила его смыслу и восприятию той идеи "абсолютного искусства", материально воплощенной "красоты - истины - добра", которая находилась в основе всего мировоззрения писателя в годы зрелого творчества.

"КАЛЛИГРАФИЯ" Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО

Перелистывая "записные тетради" Достоевского, нетрудно заметить, что многие составляющие их записи выполнены каллиграфическим почерком. Сравнивая рукописные тексты к различным произведениям писателя, мы постепенно убеждаемся, что этот "красивый" почерк чаше всего встречается в подготовительных материалах к романам "Преступление и наказание", а особенно - романам "Идиот" и "Бесы", где "каллиграфия" расцветает наиболее пышно и разнообразно.

В арсенале писателя не просто ИНОГО различных почерков, часто соседствующих на одной странице, в пределах одного и того же текста, выполненного даже в одно и то же время, но, можно даже сказать, что Достоевский имел свой специальный почерк для каждой выражаемой им мысли, каждою написанною слова. Этот разнообразный, разноликий "почерк" Достоевского почти невозможно классифицировать: письменные СТИЛИ, используемые писателем во время работы, плавно перетекают один в другой. Каждый имеет собственное место относительно двух противоположных полюсов быстрой, напоминающей своим внешним видом колючую проволоку, едва читаемой скорописи и поразительной по своему художественному совершенству "каллиграфии", которая как бы олицетворяет собой некое идеальное в своем совершенстве художественное слово. "Каллиграфия" Достоевского отнюдь не простые прописи, не норма, написанная от руки, но целый мир художественных образов, по своему богатству вполне соотносимых с миром творчества писателя. Сравнение того и другого не выдумано нами но содержится в произведениях Достоевского, например, на страницах романа "Идиот", главный герой которого - "художник почерка" или "артист", способный выразить в начертании буквы характер человека.

РИСУНКИ ДОСТОЕВСКОГО - ХАОС ИЛИ ЗАКОНОМЕРНОСТЬ?

Достоевский непросто "писал" или "записывал" в процессе творческого размышления, но как бы жил в пространстве и времени особого художественного мира "письменной книги", где в гесном взаимодействии находятся смыслы и значения слов, а также смыслы и значения, выраженные наглядными образами. Слово и изображение, органически сочетаясь, помогают писателю в философском осмыслении и художественном воплощении воспринимаемого мира: в этом выразилась самая сущность творческой индивидуальности Достоевского. Начиная новый роман, он обращался к себе с призывом: "смотри в старых книжках", "см. в старой книге" и др. Нет ничего малозначительного в цельном, едином процессе созидания великого произведения искусства, в начале которого графические или, лучше сказать. идеоографтеские записи романиста.

Насколько значима была графика для самою Достоевского доказывается и тем, что писатель менял причем, очень резко и характерно - сам способ оформления подготовительных записей в разные периоды своего творчества. Например, рукописные материалы к "Преступлению и наказанию" не только по своему содержанию, но и по внешней форме резко отличаются от материалов к роману "Идиот". "Бесы", другим произведениям. То же самое можно сказать и о записях к "Подростку" или "Братьям Карамазовым". Творческая рукопись к любому произведению писателя каждого периода его творчества имеет свое собственное лицо. Находясь на "переднем крае" борьбы писателя за искомую художественную форму, графика Достоевского в своем изменении несет нам информацию о важных переменах в приемах и стиле работы романиста, которые приносили с собой годы его творческой зрелости.

Константин БАРШТ

ПОРТРЕТНЫЕ РИСУНКИ

 []

Самый ранний из известных нам портретных рисунков Ф.М.Достоевского. Физиономическая трактовка типа "сладострастного насекомого". Впоследствии этот образ запечатлен в Тоцком ("Идиот"). Свидригайлове ("Преступление и наказание"), старшем князе Сокольском ("Подросток"). Федоре Карамазове ("Братья Карамазовы"), Около 1860-го года.

 []

Изображение "восковой персоны" Петра Великого, изготовленной скульптором Растрелли. Рисунок выполнен в процессе работы писателя над романом "Преступление и наказание". 1865 г.

 []

Попытка графического определения "лица идеи" главного героя романа "Идиот" (первая редакция). 1867 г.

 []

Изображение липа главного героя романа "Идиот" (первая редакция). 1867 г.

 []

Набросок портрета "идиота"главного героя неосуществленной первой редакции романа "Идиот". 1867 г.

 []

Портретные наброски "старца", носителя идеи христианского возрождения России, и "идиота", главного героя неосуществленного замысла романа "Идиот" (первая редакция). 1867 г.

 []

Последний из известных нам портретов главного героя романа "Идиот". 1867 г.

 []

Портрет генерала Епанчина. одного из действующих дни романа "Идиот". Имеет черты сходства с Александром II, императором России в эти годы. 1868 г.

 []

Автопортрет Достоевского в юности (18-20 лет), изображение "старца", слегка шаржированное изображение Дж. Россини, умершего в год создания этого рисунка. Флоренция. 1868 г.

 []

Портрет "старца", имеющим черты сходства со Святителем Тихоном Задонским. 1868 г.

 []

Портретный набросок и "готика". "Вторая записная тетрадь к роману "Бесы". 1870 - 1871 гг.

 []

Портрет молодого человека на странице чернового автографа второй главы части третьей романа "Бесы". 1871 - 1872 г.

 []

Молодой монах с крестом на шее и в руках. Рисунок выполнен на стадии завершения романа "Подросток". Одновременно он намечает сюжет следующего произведения Достоевского - "Братья Карамазовы". 1875 г.

 []

Портретный набросок русского православного правдоискателя из крестьян. Получил воплощение в Макаре Ивановиче Долгоруком ("Подросток"). 1873 - 1874 г.

 []

Единственный портретный рисунок Достоевского, находящийся в рукописи "Дневника писателя" 1876-1877 г. Имеет черты сходства с А.А.Краевским, известным писателем 1840-х гг. 1877 г.

 []

Портретный рисунок пером средли записей к роману "Братья Карамазовы". 1878 - 1880г.

 []

Изображение "странничка" и "лицо идеи" главного героя романа "Братья Карамазовы" - Алеши Карамазова. 1879 г.

ГОТИЧЕСКИЕ НАБРОСКИ

 width=

Готические наброски в рукописи романа "Бесы". 1870 г.

 []

Детали стрельчатых окон готических соборов. "Записная тетрадь" к роману "Бесы". 1871 г.

 []

Готические наброски в рукописи романа "Бесы". 1871 г.

 []

"Готика". "Вторая записная тетрадь к роману "Бесы". 1870 - 1871 г.

 []

Графическая композиция, включающая изображение архитектурных деталей, каллиграфические записки и портретный набросок "Вторая записная тетрадь к роману "Бесы". 1870 - 1871 гг.

 []

Рисунок в черновых записях к главе шестой части третьей романа "Подросток". 1875 г.

"КАЛЛИГРАФИЯ"

 []

Каллиграфические записи, сделанные Достоевским в период работы над романом "Идиот". 1867 г.

 []

Продолжение каллиграфических записей, показывающих интерес Ф.М.Достоевского к личности и характеру Юлия Цезаря в свете работы писателя нал "лицом идеи" главного героя романа "Идиот" (первая редакция). 1867 г.

 []

"Каллиграфия". "Вторая записная тетрадь к роману "Бесы". 1870-1871 гг.

 []

Иероглиф "нос" в "записной тетради" к роману "Подросток". 1873-1874 гг.

 []

Рисунок и "каллиграфия" в "записной тетради" к роману "Подросток". 1874 г.

 []

Оценка: 8.60*27  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru