Достоевский Федор Михайлович
Достоевский в изображении его дочери
Lib.ru/Классика:
[
Регистрация
] [
Найти
] [
Рейтинги
] [
Обсуждения
] [
Новинки
] [
Обзоры
] [
Помощь
]
Комментарии: 2, последний от 06/11/2011.
Достоевский Федор Михайлович
(
yes@lib.ru
)
Год: 1922
Обновлено: 27/01/2009. 350k.
Статистика.
Очерк
:
Мемуары
Об авторе
Скачать
FB2
Оценка:
4.37*15
Ваша оценка:
шедевр
замечательно
очень хорошо
хорошо
нормально
Не читал
терпимо
посредственно
плохо
очень плохо
не читать
Аннотация:
Главы из книги воспоминаний Любови Федоровны Достоевской.
ЛЮБОВЬ
ДОСТОЕВСКАЯ
На
каторге
Когда
человека
внезапно
вырывают
из
его
среды
и
вынуждают
годами
жить
в
окружении
,
совершенно
ему
не свойственном
,
с
людьми
,
способными
по
низости
своей
и недостатку
воспитания
навредить
ему
и
причинить
страдания
,
ему
приходится
сразу
же
изыскивать
средство
парировать
по
крайней
мере
самые
тяжелые
удары
,
намечать для
себя
план
поведения
и
выбирать
позу
.
Одни
презрительно
замыкаются
в
себе
,
надеясь
,
что
их
оставят
с
миром
;
другие
начинают
заискивать
и
пытаются
купить
покой
с
помощью
самого
низкого
лакейства
.
Достоевский
,
осужденный
на
несколько
лет
каторги и
вынужденный
жить
среди
страшных
преступников
,
избрал
другой
путь
;
он
взял
тон
христианского
братства
.
Такое
поведение
не
было
ново
для
него
;
он
уже
упражнялся
в
нем
,
когда
еще
совсем
маленький
потихоньку
пробирался
к
решетке
отцовского
сада
,
чтобы
побеседовать
с пациентами
Мариинской
больницы
для
бедных
,
и
бывал
за это
наказан
;
или
же
в
деревне
,
когда
он
разговаривал
с крепостными
в
Даровом
и
внушал
к
себе
симпатию
,
помогая
крестьянкам
,
работающим
на
поле
.
Потом
он
так же
братски
будет
относиться
к
бедным
людям
Петербурга
,
которых
он
встречал
в
чайных
и
трактирах
столицы
,
с которыми
играл
в
биллиард
и
которых
угощал
,
изучая
их
,
пытаясь
проникнуть
в
тайники
их
сердец
.
Достоевский
понимал
,
что
он
не
сможет
стать
большим писателем
,
описывая
одни
лишь
элегантные
салоны
и
их хорошо
вымытых
и
напомаженных
посетителей
в
ловко сидящих
фраках
,
с
модными
галстуками
,
но
пустой
головой
,
бесцветной
душой
и
угасшим
сердцем
.
Истоки
каждого писателя
в
народе
,
в
простых
душах
,
которых
хорошее воспитание
еще
не
научило
скрывать
свои
страдания
за банальными
словами
.
Мужики
Ясной
Поляны
большему научили
Толстого
,
чем
его
московские
друзья
.
Крестьяне
,
с
которыми
охотился
Тургенев
,
дали
ему
больше
оригинальных
идей
,
чем
его
европейские
друзья
.
Также
и
Достоевский
зависел
от
бедных
и
инстинктивно
с
самого
детства искал
средства
и
пути
сближения
с
ними
.
Эта
способность
,
которую
он
уже
наполовину
усвоил
,
оказала
ему
в
Сибири
большую
услугу
.
Достоевский
не
скрыл
от
нас
,
как
ему
удалось
завоевать симпатии
каторжников
.
В
романе
"Идиот"
он
подробно рассказывает
о
своих
первых
шагах
.
Князь
Мышкин
,
потомок
длинного
ряда
представителей
европейской
культуры
,
путешествует
в
один
из
холодных
зимних
дней
.
Он
- русский
,
но
всю
юность
провел
в
Швейцарии
и
поэтому плохо
знает
свое
отечество
.
Его
очень
интересует
Россия
,
она
влечет
его
;
он
хотел
бы
постичь
ее
душу
и
разгадать
ее тайны
.
Поскольку
князь
беден
,
он
путешествует
в
третьем классе
.
Он
не
сноб
;
его
простые
и
грязные
спутники
не вызывают
у
него
отвращения
.
Они
первые
истинные
русские
,
которых
он
видит
;
в
Швейцарии
он
встречал
только наших
интеллектуалов
,
подражавших
европейцам
,
или политических
эмигрантов
,
говоривших
на
ломаном
русском
языке
и
,
несмотря
на
это
,
выдававших
себя
за
истинных
патриотов
и
носителей
святой
мечты
нашего
народа
.
Князь
Мышкин
,
конечно
,
понимал
,
что
до
сих
пор
он видел
только
копии
и
карикатуры
;
теперь
он
хотел
познакомиться
с
оригиналом
.
Он
с
симпатией
смотрел
на
своих товарищей
по
3-
му
классу
и
ждал
первых
слов
,
чтобы
завязать
беседу
.
Его
попутчики
,
в
свою
очередь
,
с
любопытством
разглядывали
его
.
Никогда
еще
они
не
видели
вблизи столь
удивительную
птицу
.
Вежливые
манеры
,
европейская одежда
князя
казались
им
смешными
.
Они
начали
переговариваться
друг
с
другом
,
чтобы
позабавиться
над
ним
,
повеселиться
,
рассеяться
за
его
счет
.
Они
грубо
смеялись и
толкали
друг
друга
локтями
,
как
только
услышали
первые
слова
князя
Мышкина
;
но
когда
он
продолжал
говорить
,
они
перестали
смеяться
.
Его
восхитительная
вежливость
,
отсутствие
снобизма
,
та
естественность
,
с
которой он
обращался
с
ними
,
как
с
равными
,
как
с
людьми
его круга
,
позволили
им
предположить
,
что
перед
ними
чрезвычайно
удивительное
и
редкое
существо
,
истинный
Христос
.
И
уже
молодой
Рогожин
чувствует
,
как
притягивает
его к
себе
эта
христианская
доброта
,
и
спешит
доверить
этому
благородному
незнакомцу
,
слушающему
его
с
интересом
,
свою
сердечную
тайну
.
Хотя
Рогожин
почти
необразован
,
но
он
развит
интеллектуально
;
он
понимает
нравственное
превосходство
Мышкина
.
Он
восторгается
им
,
склоняется
перед
ним
,
но
ясно
видит
,
что
бедный
князь
-
большой
ребенок
,
наивный
мечтатель
,
не
имеющий
никакого
представления
о
жизни
.
Рогожин
же
хорошо
ее
знает
,
эту
суровую
и
ужасную
жизнь
,
он
знает
,
как
злы
и
безжалостны
люди
.
Желание
защитить
этого
достойного
любви князя
овладевает
благородным
сердцем
Рогожина
.
"Приходи
ко
мне
,
-
говорит
он
ему
,
расставаясь
с
ним
на
вокзале
в
Петербурге
.
-
...
Одену
тебя
в
кунью
шубу
...
фрак
тебе сошью
первейший
...
денег
полные
карманы
набью"
.
В
холодный
зимний
день
Достоевский
прибывает
в
Сибирь
.
Он
путешествует
"
3-
м
классом"
,
т.е.
в
обществе
воров
и
убийц
,
которых
родное
отечество
отсылает
подальше от
себя
,
в
различные
остроги
Сибири
.
С
любопытством смотрит
он
на
своих
новых
попутчиков
.
Вот
,
наконец
,
она
,
истинная
Русь
,
которую
он
напрасно
искал
в
Петербурге
!
Вот
они
,
эти
русские
,
эта
странная
смесь
из
славян и
монголов
,
сумевших
завоевать
шестую
часть
земного шара
!
Достоевский
изучает
угрюмые
лица
своих
попутчиков и
с
ясновидением
,
присущим
в
большей
или
меньшей
степени
всем
писателям
,
уже
может
угадывать
их
мысли
и читать
в
их
детских
сердцах
.
Он
с
симпатией
рассматривает
арестантов
,
идущих
рядом
с
ним
,
и
ждет
только
первого
их
слова
,
чтобы
вступить
с
ними
в
разговор
.
Арестанты
же
смотрят
на
него
с
любопытством
,
но
неблагосклонно
.
Разве
он
не
дворянин
,
не
принадлежит
к
тому
проклятому
классу
вечных
тиранов
,
обращавшихся
со
своими
крепостными
,
как
с
собаками
,
и
видевших
в
них
лишь
рабов
,
которые
всю
жизнь
должны
работать
,
чтобы
их
господа могли
жить
в
изобилии
?
Они
начинали
говорить
с
Достоевским
,
надеясь
поиздеваться
над
ним
и
поразвлекаться
на его
счет
.
Они
толкали
друг
друга
локтями
и
смеялись
над моим
отцом
,
когда
услышали
его
первые
слова
;
но
по
мере того
как
он
говорил
,
смех
и
издевки
постепенно
прекращались
.
Мужики
увидели
перед
собой
свой
идеал
,
истинного Христа
,
мудрого
и
смиренного
человека
,
ставящего
Бога превыше
всего
,
который
искренне
полагает
,
что
ни
титул
,
ни
воспитание
не
могут
создать
пропасти
между
людьми
,
что
перед
Богом
все
равны
и
что
образованные
люди должны
передать
свои
знания
другим
,
а
не
гордиться
ими
.
Так
представляли
себе
мужики
истинных
дворян
,
настоящих
"бар"
,
но
те
редко
встречались
на
их
пути
.
С
каждым произнесенным
им
словом
Достоевский
вырастал
в
глазах его
попутчиков
.
Добрая
слава
о
нем
последовала
за
ним
на
каторгу
;
его попутчики
,
оставленные
вместе
с
ним
в
Омске
,
рассказали новым
товарищам
о
том
,
что
за
удивительный
и
редкий человек
Достоевский
,
который
должен
отбывать
свое
наказание
среди
них
.
Некоторые
заключенные
,
обладавшие благородным
сердцем
,
уже
изыскивали
пути
и
средства
для спасения
больного
молодого
человека
,
этого
мечтателя
,
так
много
думавшего
о
героях
своих
романов
,
что
у
него не
оставалось
времени
для
постижения
действительной жизни
.
Заключенные
говорили
себе
,
что
если
для
них
,
с юности
привыкших
к
лишениям
и
изнурительному
труду
,
жизнь
на
каторге
тяжела
,
то
еще
тяжелее
это
адское
существование
должно
быть
для
Достоевского
,
привыкшего к
комфорту
и
,
благодаря
социальному
положению
,
пользовавшегося
всеобщим
почтением
.
Они
пытались
его
утешить
,
говорили
ему
,
что
жизнь
долгая
,
он
еще
молод
и его
еще
ждет
счастье
после
освобождения
.
Они
проявляли по
отношению
к
нему
ту
чуткость
,
которая
свойственна лишь
русским
крестьянам
.
В
"Записках
из
Мертвого
дома"
отец
рассказывает
,
что часто
,
когда
он
печально
бродил
около
острога
,
каторжники
присоединялись
к
нему
и
расспрашивали
его
о
политике
,
загранице
,
дворе
,
жизни
в
столицах
.
"Мои
ответы
их
,
видимо
,
не
интересовали
,
-
замечает
отец
.
-
Я
никогда
не мог
понять
,
зачем
они
спрашивали
меня
об
этом"
.
И
все же
есть
очень
простое
объяснение
:
добросердечный
каторжник
видел
моего
отца
,
печально
отправляющегося
на прогулку
,
с
устремленным
вдаль
мечтательным
взглядом
.
Его
сердце
сжималось
,
ему
хотелось
развлечь
отца
.
По
мнению
крестьян
,
господа
не
могут
интересоваться
обычными вещами
,
и
дипломат
-
крестьянин
говорил
с
моим
отцом
о
высокой
материи
:
о
политике
,
правительстве
,
Европе
.
Ответы
его
мало
интересовали
,
но
цель
была
достигнута
;
жизнь возвращалась
к
Достоевскому
,
его
лоб
разглаживался
,
меланхолия
оставляла
его
.
Но
каторжники
видели
в
моем
отце
не
только
печального и
больного
молодого
человека
;
они
понимали
также
его
гениальность
.
Эти
необразованные
крестьяне
вообще
не
знали
,
что
такое
роман
;
но
безошибочным
чутьем
великого народа
они
угадывали
,
что
Бог
послал
на
землю
этого мечтателя
,
чтобы
он
совершил
великие
дела
.
Они
чувствовали
его
нравственную
силу
и
обращались
с
ним
так
хорошо
,
как
умели.
В
"Записках"
Достоевский
рассказывает
,
как
однажды каторжников
повели
в
баню
.
Там
один
из
них
попросил у
отца
позволения
помочь
ему
мыться
,
проделывал
это
с превеликой
осторожностью
и
поддерживал
его
,
как
ребенка
,
чтобы
тот
не
поскользнулся
на
мокром
полу
.
"Он мыл
меня
так
,
как
если
бы
я
был
сделан
из
фарфора"
,
- замечает
Достоевский
,
пораженный
такой
заботливостью
.
Отец
угадал
:
в
глазах
его
смиренного
товарища
он
был действительно
ценным
предметом
.
Они
чувствовали
,
что он
мог
оказаться
полезен
всей
России
,
и
защищали
его
.
Однажды
каторжники
,
возмущенные
плохой
пищей
,
которую
они
получали
,
устроили
своего
рода
демонстрацию и
потребовали
,
чтобы
с
ними
говорил
комендант
Омской крепости
.
Отец
считал
своим
долгом
присоединиться
к ним
,
но
они
не
допустили
этого
. (
Я
уже
упоминала
выше
,
что
Достоевский
не
принял
участия
ни
в
одной
демонстрации
учеников
Инженерного
училища
.
Изъявив
желание участвовать
в
демонстрации
каторжников
,
он
тем
ясно
показал
,
что
ценит
ее
выше
демонстраций
русских
дворян
и интеллигентов
.)
"Твое
место
не
здесь"
,
-
кричали
ему
со всех
сторон
и
потребовали
,
чтобы
он
вернулся
в
острог
.
Каторжники
,
конечно
,
знали
,
что
они
будут
подвергнуты
тяжелому
наказанию
за
свой
протест
против
плохого питания
,
и
хотели
,
чтобы
Достоевский
избежал
его
.
Эти униженные
крестьяне
обладали
рыцарской
душой
.
Они
были
великодушнее
по
отношению
к
моему
отцу
,
нежели
его петербургские
товарищи
,
те
ничтожные
и
заурядные
писатели
,
превзошедшие
себя
в
изобретении
средств
,
призванных
отравить
его
юную
литературную
славу
.
Когда
Достоевский
хочет
изобразить
в
каком
-
нибудь
герое
себя
самого
и
рассказать
нам
о
каком
-
то
периоде
своей жизни
,
он
наделяет
этого
героя
всеми
мыслями
и
чувствами
,
которые
были
присущи
ему
в
тот
период
.
То
,
что князь
Мышкин
,
герой
романа
"Идиот"
,
не
преступник
и
никогда
не
бывший
осужденным
,
приезжая
в
Петербург
,
говорит
лишь
о
последних
мгновениях
приговоренного
к смерти
,
кажется
несколько
странным
.
Чувствуешь
,
что
он совершенно
поглощен
этой
мыслью
.
Объясняя
эту
странность
,
Достоевский
рассказывает
,
что
директор
санатория
,
куда
родные
поместили
бедного князя
,
взял
его
с
собой
в
Женеву
на
казнь
.
Видимо
,
у
швейцарцев
странный
метод
лечения
больных
с
психическими заболеваниями
;
не
следует
удивляться
,
что
им
не
удалось вылечить
бедного
князя
.
Отец
использует
это
за
волосы притянутое
объяснение
,
чтобы
утаить
от
широкого
читателя
,
что
князь
Мышкин
-
это
не
кто
иной
,
как
несчастный каторжник
и
политический
преступник
Федор
Достоевский
,
в
течение
всего
первого
года
каторги
находившийся под
впечатлением
воспоминания
об
эшафоте
и
не
способный
думать
ни
о
чем
другом
.
Нет
нужды
,
конечно
,
доказывать
,
что
никакого
снобизма
нет
в
намерении
Достоевского
изобразить
себя
в
образе
князя
.
Он
хотел
этим
показать
,
какое
огромное
нравственное
влияние
может
оказать
на
народ
человек
высокой наследственной
культуры
,
если
он
обращается
с
ним
,
как брат
и
Христос
,
а
не
как
сноб
.
В
"Идиоте"
князь
Мышкин
рассказывает
о
всех
впечатлениях
осужденного
слуге
Епанчиных
.
Когда
Епанчины потом
спрашивают
его
о
смертной
казни
,
князь
отвечает
:
"
Я
сказал
уже
о
своих
впечатлениях
вашему
камердинеру
,
я
не
хочу
больше
об
этом
говорить"
.
Большого
труда стоило
Епанчиным
заставить
Мышкина
говорить
на
эту тему
.
Точно
так
же
ведет
себя
Достоевский
;
он
рассказывает
каторжникам
о
своих
страданиях
и
отказывается
говорить
об
этом
с
петербургской
интеллигенцией
.
Сколько ни
расспрашивали
с
жадностью
его
,
Достоевский
всегда морщил
лоб
и
менял
тему
.
Удивительно
также
,
что
князь
Мышкин
,
влюбляясь
в Настасью
Филипповну
,
не
становится
ее
любовником
,
а
молодой
девушке
,
которая
его
любит
и
хотела
бы
выйти
за
него
замуж
,
он
говорит
:
"Я
болен
,
я
не
могу
жениться"
.
Вероятно
,
это
было
убеждение
Достоевского
в
период
первой
его
молодости
;
мнение
свое
он
изменил
только
после каторги
.
Сходство
Достоевского
с
его
героем
проявляется
в мельчайших
подробностях
.
Князь
Мышкин
приезжает
в Петербург
без
багажа
,
с
одним
только
узелком
,
в
котором есть
немного
белья
.
У
него
нет
ни
копейки
денег
,
и
только генерал
Епанчин
дает
ему
двадцать
пять
рублей
.
Достоевский
тоже
появляется
в
Сибири
с
узелком
белья
,
который позволила
взять
с
собой
полиция
,
у
него
тоже
ни
копейки
,
и
жены
декабристов
передают
ему
25
рублей
,
вклеенные между
двумя
листами
Библии
2
.
Если
каторжники
защищали
моего
отца
,
то
он
,
в
свою очередь
,
мог
оказывать
на
них
большое
нравственное влияние
.
Достоевский
слишком
скромен
,
чтобы
говорить об
этом
;
об
этом
позаботился
Некрасов
.
Этот
русский поэт
был
очень
дальновиден
;
уже
в
первом
романе
отца
.
"Бедных
людях"
,
который
он
спешил
опубликовать
в
своем журнале
3
,
увидел
он
огромное
дарование
Достоевского
.
Когда
Некрасов
познакомился
с
ним
,
его
взволновали
чистота
сердца
и
благородство
души
молодого
сочинителя
.
Ничтожество
,
завистливость
,
интриги
того
мира
,
в
котором жили
тогда
русские
литераторы
,
помешали
Некрасову
стать близким
другом
отца
;
но
он
никогда
не
мог
его
забыть
.
Когда
Достоевский
был
сослан
,
Некрасов
часто
о
нем думал
.
Этот
писатель
отличался
от
других
глубоким
знанием
крестьянской
души
.
Все
свое
детство
он
провел
в небольшом
поместье
своего
отца
и
каждое
лето
возвращался
туда
.
Он
,
знавший
русский
народ
и
знавший
также Достоевского
,
спрашивал
себя
,
каковы
отношения
между каторжниками
и
молодым
писателем
.
Поэты
мыслят
стихами
,
и
Некрасов
оставил
нам
прекрасную
поэму
"Несчастные"
,
где
он
говорит
о
жизни
Достоевского
среди преступников
.
Он
не
называет
его
-
цензура
,
очень
строгая
в
те
времена
,
не
пропустила
бы
его
.
-
но
он
читает ее
своим
литературным
друзьям
,
а
потом
и
самому
Достоевскому
.
В
этой
поэме
один
из
каторжников
,
бывший
прежде светским
человеком
,
рассказывает
,
как
он
убил
свою
жену
,
которую
он
ревновал
.
Он
был
отправлен
на
каторгу
,
подружился
там
с
самыми
закоренелыми
преступниками
,
пил
,
играл
с
ними
в
карты
,
презирая
их
в
то
же
время
.
Его
внимание
привлекает
один
арестант
,
не
похожий
на других
.
Он
очень
слаб
,
у
него
детский
голос
,
светлые
волосы
,
нежные
,
как
пух
. (
Описывая
в
"Идиоте"
внешность князя
Мышкина
,
Достоевский
пишет
,
что
тот
был
очень худым
и
производил
впечатление
больного
.
Волосы
его
были
настолько
светлые
,
что
казались
почти
белыми
.)
Он очень
молчалив
,
сторонится
других
,
ни
с
кем
не
подружился
.
Каторжники
не
любят
его
за
его
"белые
руки"
,
т.е.
за то
,
что
он
не
может
выполнять
тяжелой
работы
.
Так
как каторжники
видят
,
что
он
трудится
весь
день
,
а
результаты
невелики
,
потому
что
он
слаб
,
они
насмехаются
над
ним и
дают
ему
прозвище
"крот"
.
Им
доставляет
удовольствие издеваться
над
ним
,
они
смеются
,
когда
видят
,
как
он бледнеет
,
услышав
грубую
команду
надзирателя
.
Однажды
вечером
каторжники
играют
в
карты
,
пьют
.
Один
из
них
,
давно
уже
больной
,
находится
в
состоянии агонии
.
Каторжники
издеваются
над
ним
и
поют
ему "реквием"
.
"Несчастные
!
Не
боитесь
вы
Бога
?
"
-
раздается
чей
-
то
ужасный
крик
.
Каторжники
с
удивлением оборачиваются
.
Это
-
"крот"
,
к
которому
вернулся
в
этот момент
облик
человека
благородного
происхождения
.
Тихий
арестант
приказывает
им
замолчать
,
почтить
последние
минуты
умирающего
,
говорит
им
о
Боге
и
о
той
пропасти
,
в
которую
они
низвергнуты
.
С
этого
дня
он
становится
господином
всех
преступников
,
не
утративших
сознания
своей
вины
.
Почтительная
толпа
окружает
его
,
жадно
внимает
его
словам
.
Этот
арестант
-
ученый
;
он говорит
с
каторжниками
о
поэзии
,
о
науке
,
о
Боге
,
но особенно
о
России
.
Он
-
патриот
,
восторгающийся
своей страной
,
предсказывающий
ей
великое
будущее
.
Он
не обладает
красноречием
и
блестящим
стилем
,
но
речи
его проникают
в
душу
и
глубоко
трогают
сердца
его
учеников
.
В
поэме
идеальный
арестант
умирает
на
каторге
,
окруженный
почитающими
его
и
восхищающимися
им
каторжниками
.
Они
самозабвенно
ухаживают
за
ним
во
время
его болезни
,
сооружают
нечто
вроде
носилок
и
каждый
день выносят
его
на
тюремный
двор
,
чтобы
он
дышал
свежим воздухом
и
видел
солнце
,
которое
так
любил
.
После
смерти
его
могила
стала
целью
паломничества
всех
местных жителей
.
Когда
мой
отец
вернулся
из
Сибири
,
Некрасов
показал ему
эту
поэму
и
сказал
:
"Вы
-
герой
!
"
Отец
был
очень тронут
этими
словами
,
был
в
большом
восторге
от
поэмы "Несчастные"
,
но
когда
друзья
-
литераторы
спросили
его
,
правильно
ли
описал
его
Некрасов
,
ответил
с
улыбкой
:
"О
нет
,
он
преувеличил
мое
значение
.
Наоборот
,
я
был
учеником
каторжников"
.
Трудно
судить
,
кто
из
обоих
был
прав
,
Некрасов
или
Достоевский
.
Возможно
,
поэма
Некрасова
-
лишь
поэтическая
мечта
,
но
она
доказывает
,
какого
высокого
мнения он
был
о
моем
отце
.
То
,
что
сказал
Некрасов
в
своей
поэме о
Достоевском
,
является
блестящей
местью
за
все
те
низкие
обвинения
,
высказывавшиеся
его
литературными
соперниками
,
не
знавшими
,
что
бы
такое
изобрести
с
целью
очернить
этот
их
всех
превзошедший
великий
талант
.
Удивительно
,
что
ни
один
из
русских
биографов
Достоевского
не
упоминает
поэмы
Некрасова
,
за
исключением Николая
Страхова
,
пишущего
об
этом
в
своих
мемуарах
4
,
тогда
как
все
они
добросовестно
повторяют
низкую
клевету
,
распространявшуюся
молодыми
писателями
о
Достоевском
в
период
успеха
"Бедных
людей"
5
.
И
ведь
не могли
биографы
отца
быть
в
неведении
относительно
того
,
что
он
является
героем
поэмы
"Несчастные"
,
потому
что Достоевский
сам
в
"Дневнике
писателя"
рассказывает
о своем
разговоре
с
Некрасовым
после
возвращения
из
Сибири
6
.
Надо
думать
,
они
хотели
утаить
от
читателей
лестное
мнение
русского
поэта
.
Дневник
писателя
Наконец
,
долги
были
выплачены
!
7
Теперь
мой
отец
мог служить
искусству
как
мастер
,
а
не
как
раб
.
Он
мог
порадовать
немного
детей
и
сделать
подарки
своей
бедной
жене
,
принесшей
ему
в
жертву
свою
молодость
,
чтобы
помочь
ему
оплатить
долги
чести
.
Первые
бриллианты
,
преподнесенные
Достоевским
моей
матери
,
были
очень
малы
,
тем
большей
,
однако
,
была
его
радость
,
когда
он
дарил
их
...
Но
отец
и
не
думал
наслаждаться
вполне
заслуженным покоем
.
Напротив
!
Едва
только
освободился
он
от
долгов
,
как
окунулся
в
сферу
общественной
борьбы
и
начал
публиковать
"Дневник
писателя"
,
о
котором
давно
мечтал
.
Под этим
названием
объединены
многие
статьи
,
появившиеся в
"Гражданине"
.
Русские
писатели
не
умеют
посвящать себя
лишь
чистому
искусству
,
как
делают
это
их
европейские
собратья
;
всегда
наступает
момент
,
когда
они
становятся
проповедниками
,
духовными
отцами
и
воспитателями
.
Наша
бедная
,
парализованная
церковь
,
наша
ужасная школа
не
могут
надлежащим
образом
выполнять
свой долг
,
и
каждый
писатель
,
являющийся
истинным
патриотом
,
поэтому
склонен
принять
на
себя
часть
их
обязанностей
.
Возвратившись
из
-
за
границы
,
Достоевский
с
беспокойством
наблюдал
,
с
какой
поспешностью
приближалась
Россия
к
пропасти
,
в
которую
она
низвергнута
сейчас
через тридцать
пять
лет
после
его
смерти
.
Он
провел
три
года
в Италии
и
Германии
8
в
период
наивысшего
национального расцвета
.
Вернувшись
в
Петербург
,
мой
отец
нашел
только недовольных
,
глубоко
ненавидевших
свою
страну
.
Несчастные
русские
интеллигенты
,
воспитывавшиеся
в
космополитических
школах
,
глубоко
презирали
свое
отечество
и мечтали
об
одном
:
превратить
столь
своеобразную
,
столь интересную
Россию
,
страну
,
богатую
гениями
,
с
многообещающим
будущим
,
в
смешное
подобие
старой
Европы
.
Подобный
образ
мыслей
был
тем
опаснее
,
что
наш
народ оставался
патриотом
,
восхищался
своей
чудесной
страной
,
гордился
тем
,
что
он
русский
,
и
искренне
презирал
европейцев
.
Достоевский
,
хорошо
знакомый
и
с
нашими
интеллигентами
,
и
с
нашими
крестьянами
,
понимал
,
насколько сильны
были
эти
и
насколько
слабы
те
.
Он
сознавал
,
что наши
интеллигенты
держались
лишь
за
счет
царских
милостей
и
что
в
тот
день
,
когда
,
в
неведении
своем
,
они
допустят
свержение
трона
,
народ
не
упустит
возможности отомстить
всем
"барам"
,
как
называет
он
знатных
и
интеллигентных
людей
,
которых
ненавидит
за
их
атеизм
и
космополитизм
.
Пророческий
дух
Достоевского
предвидел
все ужасы
русской
революции
.
Начиная
публиковать
"Дневник
писателя"
,
Достоевский надеялся
объединить
горсточку
интеллигентов
с
огромной массой
народа
,
пробудив
в
них
патриотические
и
религиозные
чувства
.
В
"Дневнике
писателя"
1876
года
Достоевский
говорит
:
"Средство
против
нашей
интеллектуальной болезни
заключается
в
нашем
единении
с
народом
.
Я
начал
этот
"Дневник
писателя"
,
чтобы
по
возможности
чаще говорить
об
этом
средстве"
.
Так
мой
отец
вновь
начал
пропагандировать
ту
же
идею
,
которую
провозгласил
уже
в
журнале
"Время"
при
поддержке
своего
брата
Михаила
.
Его
пламенные
речи
звучали
не в
пустыне
;
многие
русские
видели
эту
нравственную
пропасть
,
отделяющую
наших
интеллигентов
от
наших
крестьян
,
и
надеялись
,
что
смогут
ее
преодолеть
.
Отцы
первыми
отозвались
на
этот
призыв
Достоевского
.
Они
приходили
к
нему
,
спрашивали
,
как
воспитывать
детей
,
писали
ему
письма
из
далекой
провинции
и
просили совета
.
Эти
верные
долгу
отцы
принадлежали
ко
всем
слоям русского
общества
.
Среди
них
были
совсем
скромные
люди
,
отказывавшие
себе
во
всем
,
чтобы
дать
своим
детям
высшее
образование
,
и
теперь
с
ужасом
видевшие
,
как
они
становились
атеистами
и
врагами
России
.
Великий
князь
Константин
Николаевич
тоже
попросил моего
отца
повлиять
на
его
молодых
сыновей
Константина и
Дмитрия
.
Это
был
интеллигентный
человек
,
широко
европейски
образованный
,
он
хотел
воспитать
своих
сыновей
патриотами
и
христианами
.
Дружба
моего
отца
с
молодыми
князьями
длилась
до
самой
его
смерти
;
он
любил их
обоих
,
но
отдавал
предпочтение
великому
князю
Константину
,
в
котором
угадал
будущего
поэта
.
Это
тот
самый великий
князь
Константин
,
публиковавший
впоследствии чудесные
стихотворения
и
пьесы
под
псевдонимом
К
.
Р
.
- Константин
Романов
.
После
отцов
пришли
сыновья
.
Как
только
Достоевский заговорил
о
патриотизме
и
религии
,
петербургские
студенты
и
студентки
толпами
устремились
к
нему
,
забыв
все прежние
жалобы
.
Бедная
,
бедная
русская
молодежь
!
Есть ли
на
свете
еще
такая
страна
,
где
бы
молодое
поколение
было
таким
больным
и
хилым
?
Тогда
как
в
Европе
родители воспитывают
в
сердцах
своих
детей
любовь
к
отчизне
,
пытаются
сделать
из
них
хороших
французов
,
хороших итальянцев
,
хороших
англичан
,
русские
родители
растят своих
детей
врагами
своей
страны
.
С
самого
раннего
детства
русские
дети
слышат
из
уст своих
отцов
речи
,
оскорбляющие
царя
,
двусмысленные истории
о
царской
семье
,
насмешки
над
священниками и
религией
;
о
нашей
любимой
России
говорится
,
как
о
позорном
пятне
,
о
преступлении
против
человечества
.
Когда же
дети
поступают
потом
в
школу
,
у
учителей
своих
они встречают
то
же
презрение
к
отечеству
;
тогда
как
школы других
стран
считают
своей
обязанностью
воспитывать молодых
граждан
в
духе
патриотизма
,
русские
профессора
учат
студентов
ненавидеть
православную
церковь
,
монархию
,
наше
национальное
знамя
,
все
наши
законы
и
установления
.
Они
учат
их
восхищаться
Интернационалом
,
который
,
по
их
мнению
,
когда
-
нибудь
принесет
России справедливость
.
Со
слезами
на
глазах
они
говорят
об
этой идеальной
нации
,
не
имеющей
ни
отечества
,
ни
религии
,
говорящей
одинаково
плохо
на
всех
языках
,
вожди
которой
,
эти
будущие
великие
мужи
России
,
получили
свое образование
в
кафе
Парижа
,
Женевы
и
Цюриха
.
Ах
,
возможно
,
русские
студенты
горланили
песни
Интернационала
,
таскали
красные
флаги
по
улицам
Петербурга
и
Москвы
,
-
их
сердцами
овладело
отчаяние
,
смерть ожесточила
их
сердца
и
толкала
их
на
самоубийство
.
Можно
ли
быть
счастливым
,
когда
ненавидишь
свое
отечество
?
Эти
бедные
молодые
люди
,
эти
несчастные
молодые
девушки
приходили
к
моему
отцу
,
плача
,
рыдая
,
и
открывали
ему
сердце
.
Достоевский
относился
к
ним
,
как
к
своим
сыновьям
и дочерям
,
принимал
участие
во
всех
их
горестях
,
терпеливо отвечал
на
их
наивные
вопросы
о
жизни
,
ожидавшей
их после
смерти
.
Наши
студенты
-
большие
дети
и
,
если
на
их пути
встречается
достойный
уважения
человек
,
они
слушаются
его
,
как
мастера
,
и
педантично
следуют
его
советам
.
Мой
отец
пожертвовал
своим
творчеством
публикации "Дневника
писателя"
.
Особенно
студентки
были
в
восторге
от
Достоевского
,
всегда
бывшего
очень
внимательным
по
отношению
к
ним
.
Никогда
не
давал
он
советов
с
восточной
направленностью
,
которые
столь
расточительно
раздают
молодым
девушкам
наши
писатели
:
"Зачем
вам
учиться
?
Скорее
выходите
замуж
и
рожайте
как
можно
больше
детей"
.
Достоевский
не
проповедовал
безбрачия
,
но
говорил
,
что они
должны
выходить
замуж
только
по
любви
и
в
ожидании ее
учиться
,
читать
,
размышлять
,
чтобы
стать
потом
образованными
матерями
и
иметь
возможность
дать
своим
детям европейское
образование
.
"Я
многого
жду
от
русской
женщины"
,
-
часто
повторял
он
в
"Дневнике"
.
Достоевский знал
,
что
славянки
обладают
более
сильным
характером
,
чем
мужчины
-
славяне
,
что
они
лучше
трудятся
и
стоически переносят
несчастье
.
Он
надеялся
,
что
русская
женщина впоследствии
,
став
когда
-
нибудь
совершенно
свободной
(
до
сих
пор
она
только
приоткрыла
двери
своего
гарема
,
но
еще
не
вышла
оттуда
),
будет
играть
большую
роль
в своей
стране
.
Достоевского
можно
назвать
первым
русским феминистом
.
Теперь
студенты
опять
приглашали
Достоевского
читать
свои
произведения
на
литературных
вечерах
.
Тогда уже
начала
проявляться
смертельная
болезнь
,
погубившая Достоевского
.
Он
страдал
катаром
дыхательных
путей
,
и
громкое
чтение
вслух
очень
ухудшало
его
состояние
.
Однако
мой
отец
никогда
не
отказывался
от
участия
в вечерах
,
ведь
он
знал
,
какие
прекрасные
мысли
может пробудить
в
юных
головах
правильно
подобранное
чтение
.
Особенно
охотно
он
читал
монолог
Мармеладова
,
несчастного
пьяницы
,
который
,
находясь
на
дне
пропасти
,
затянувшей
его
,
все
еще
верит
в
Бога
и
надеется
смиренно на
его
прощение
.
Несчастный
мечтает
,
что
Бог
на
Страшном
суде
,
награждая
всех
хороших
и
добродетельных
,
вспомнит
и
о
нем
.
Смиренно
и
стыдливо
спрячется
он за
других
,
не
осмеливаясь
поднять
глаз
,
и
будет
ждать
,
что
Господь
обратится
к
нему
со
словами
сострадания
...
В
этой
главе
из
"Раскольникова"
заключена
вся
религиозная философия
нашего
младенческого
народа
.
Достоевский
-
чтец
вскоре
вошел
в
моду
;
он
читал
великолепно
и
умел
завладевать
сердцами
своих
слушателей
.
Публика
разражалась
бурными
аплодисментами
и
бесконечно
вызывала
его
.
Отец
благодарил
,
улыбаясь
,
но
не
питал никаких
иллюзий
в
отношении
своих
слушателей
.
"Они аплодируют
,
но
не
понимают
меня"
,
-
печально
говорил он
друзьям
,
участвовавшим
вместе
с
ним
в
литературных вечерах
.
Достоевский
был
прав
.
Инстинктивно
наша
интеллигенция
понимала
,
что
мой
отец
говорит
им
правду
,
но
она
была
неспособна
изменить
свой
духовный
настрой
.
Рабство
нашего
народа
нанесло
больший
вред
знатным
и юразованным
людям
,
чем
крестьянам
.
Русский
народ обладал
достаточной
силой
,
чтобы
вынести
три
столетия
рабства
и
не
потерять
своего
достоинства
.
Но
интеллигенты
наши
оказались
очень
слабыми
и
долгое
время
после освобожденья
крестьян
сохраняли
свои
повадки
тиранов
.
Высокомерие
их
мелких
душонок
мешало
им
разделить мысли
и
чаяния
народа
.
Они
не
могли
забыть
,
что
их
отцы когда
-
то
были
господами
крепостных
,
продолжали
обращаться
с
освобожденными
крестьянами
,
как
с
рабами
,
и хотели
силой
навязать
им
химеры
,
вычитанные
в
европейских
книгах
.
Так
же
,
как
мой
дед
Михаил
когда
-
то
не потрудился
постараться
понять
характер
русского
народа и
был
убит
им
9
,
интеллигентное
общество
нашей
страны продолжало
жить
как
бы
в
пустоте
,
в
подвешенном состоянии
между
Европой
и
Россией
,
пока
не
было
жестоко
наказано
революцией
.
Расположение
,
которым
Достоевский
теперь
снова
пользовался
у
студентов
,
имело
последствием
странное
и
все же
логически
из
этого
вытекающее
событие
.
Однажды
,
когда
моей
матери
не
было
дома
,
горничная
доложила отцу
,
что
пришла
неизвестная
дама
,
не
желающая
назвать свое
имя
.
Достоевский
привык
принимать
незнакомок
,
исповедующихся
ему
;
он
попросил
горничную
провести
неизвестную
в
его
кабинет
.
Вошла
одетая
в
черное
дама
,
лицо
которой
было
скрыто
густой
вуалью
,
и
молча
села
.
Достоевский
с
удивлением
смотрел
на
нее
.
"Чему
я
обязан
честью
видеть
Вас
?
"
-
спросил
он
.
Вместо
ответа
незнакомка
вдруг
отбросила
вуаль
и
обратила
на
него
трагический
взгляд
.
Отец
наморщил
лоб
- он
не
любил
трагедий
.
"Вы
не
хотите
себя
назвать
,
милостивая
госпожа
?
"
- сказал
он
сухо
.
"Как
,
Вы
не
узнаете
меня
?
"
-
пробормотала
посетительница
с
видом
уязвленной
королевы
.
"Нет
,
конечно
,
я
не
узнаю
Вас
.
Почему
Вы
все
-
таки
не хотите
назвать
свое
имя
?
"
"Он
не
узнает
меня
!
"
-
театрально
вздохнула
дама
в черном
.
Отец
потерял
терпение
.
"К
чему
эта
таинственность
?
-
сердито
воскликнул он
.
-
Объясните
,
пожалуйста
,
причину
Вашего
визита
.
Я
очень
занят
и
не
могу
попусту
терять
время"
.
Неизвестная
поднялась
,
опустила
вуаль
и
покинула
комнату
.
Достоевский
,
совершенно
сбитый
с
толку
,
последовал
за
ней
.
Она
открыла
входную
дверь
и
сбежала
по
лестнице
.
Отец
,
погруженный
в
раздумья
,
остался
стоять
в
передней
.
Постепенно
что
-
то
начало
всплывать
в
его
памяти
.
Где
же
он
уже
видел
этот
трагический
взгляд
?
Где
слышал
этот
мелодраматический
голос
?
"Боже
мой
!
-
внезапно
воскликнул
он
,
-
ведь
это
была
она
,
это
была
Полина
!
" Мать
как
раз
вернулась
домой
.
Совершенно
растерянный
,
Достоевский
рассказал
ей
о
визите
своей
прежней возлюбленной
.
"Что
я
наделал
?
-
повторял
мой
отец
.
-
Я
смертельно ее
обидел
.
Она
ведь
так
горда
!
Она
никогда
не
простит мне
,
что
я
не
узнал
ее
;
она
будет
мне
мстить
.
Полина
знает
,
как
я
люблю
своих
детей
-
эта
безумная
в
состоянии
их убить
.
Бога
ради
,
не
выпускай
их
больше
из
дома
!
"
"Но
как
же
ты
мог
ее
не
узнать
?
-
спросила
моя
мать
.
- Она
так
изменилась
?
"
"Конечно
,
нет
...
теперь
,
когда
я
вспоминаю
,
я
понимаю
,
что
она
очень
мало
изменилась
...
Но
что
ты
хочешь
!
Я
начисто
забыл
о
Полине
,
будто
и
не
было
ее
никогда"
10
.
Мозг
эпилептиков
не
похож на
нормальный
.
Память
их удерживает
только
те
факты
,
которые
произвели
на
них особое
впечатление
.
Вероятно
,
Полина
Н
.
принадлежала
к числу
тех
хорошеньких
девушек
,
которых
мужчины
очень любят
,
когда
находятся
в
их
обществе
,
но
забывают
их
,
лишь
только
они
исчезают
из
их
поля
зрения
.
В
возрасте
старше
пятидесяти
Полина
Н
.
вышла
замуж за
двадцатилетнего
студента
,
большого
почитателя
моего отца
.
Этот
юный
энтузиаст
,
ставший
впоследствии
превосходным
писателем
и
журналистом
,
был
безутешен
оттого
,
что
он
не
знал
Достоевского
;
и
он
захотел
хотя
бы
жениться
на
той
,
которую
любил
его
любимый
писатель
.
Легко можно
предположить
,
чем
должен
был
закончиться
столь необычный брак
11
.
Воскрешение из мертвых
17 сентября
1869
г
.
Достоевский
писал
из
Дрездена
в
Петербург
своему другу
А
.
Н
.
Майкову
:
"Три
дня
тому (
14
сентября
)
родилась
у
меня
дочь,
Любовь
.
Все
обошлось
превосходно
,
и ребенок
большой
,
здоровый
и
красавица
.
Мы
с
Аней
счастливы"
.
Анна
Григорьевна
Достоевская
отмечала
в
своих "Воспоминаниях"
:
"С
появлением
на свет
ребенка
счастье
снова
засияло
в нашей
семье
.
Федор
Михайлович
был необыкновенно
нежен
к
своей
дочке
,
возился
с
нею
,
сам
купал
,
носил
на
руках
,
убаюкивал
и
чувствовал
себя
настолько
счастливым
,
что
писал
критику Н
.
Н
.
Страхову
:
"Ах
,
зачем
вы
не
женаты
,
и
зачем
у
вас
нет
ребенка
,
многоуважаемый
Николай
Николаевич
.
Клянусь
вам
,
что
в
этом
счастья жизненного
,
а
в
остальном
разве
одна четверть"
.
Через
тридцать
два
года
после
смерти
отца
Любовь
Федоровна
Достоевская
выпускает
в
Петербурге
романы "Эмигрантка"
и
"Адвокатка"
.
Правда
,
литературные
достоинства
этих
произведений
невысоки
,
и
интересны
они главным
образом
тем
,
что
их
автор
- дочь
великого
писателя
,
В
1913
году
Л
.
Ф
.
Достоевская
выехала
для
лечения
за
границу
.
Она
не
приняла
Октябрьский
переворот
1917
года
,
на
родину
не
вернулась
и
скончалась
10
ноября
1926
года
в
Гризе
(
около
Больцано
),
в
Италии
,
от
белокровия
.
За
границей
Любовь
Федоровна
жила
литературным
трудом
и
издала
на немецком
языке
книгу
об
отце
"Достоевский
в
изображении
его
дочери"
(
Мюнхен
, 1920).
В
русском
переводе под
редакцией
А
.
Г
.
Горнфельда
она вышла
в
сокращенном
более
чем
наполовину
и
не
всегда
соответствующем
подлиннику
переводе
(
М
.;
Пг
.;
ГИЗ
, 1922).
Публикуемые
впервые
на
русском языке
главы
"На
каторге"
и
"Дневник писателя"
не
вошли
в
советское
издание
1922
года
,
так
как
в
них
рассказывается
о
том
,
как
Достоевский
стал
на каторге
истинным
христианином
и монархистом
.
Однако
"перерождение
убеждений"
,
говоря
словами
Достоевского
,
т
.
е
.
переход
от
атеиста
к
христианину
и
от революционера
к
монархисту
,
произошло
у
писателя
не
сразу
.
Но
четыре года
"страдания
невыразимого
,
бесконечного"
явились
поворотным
пунктом
в
духовной
биографии
Достоевского
.
В
страшный
миг
эшафота
,
когда жить
ему
оставалось
не
больше
минуты
,
в
нем
начинает
умирать
"старый
человек"
.
Четыре
года
Достоевский
читает
на
каторге
одну
книгу
-
Евангелие
-
единственную
книгу
,
разрешенную
в
остроге
.
Постепенно
рождается "новый
человек"
,
начинается
"перерождение
убеждений"
.
Однако
не
тяжелый
каторжный
быт
,
не
ужасы
каторги
больше
всего
потрясли
Достоевского
.
Больше
всего
поразил
писателя
тот
факт
,
что
острожники
,
"народ
грубый
,
раздраженный и
озлобленный"
,
как
он
характеризовал
их
в
письме
к
брату
Михаилу
от
22
февраля
1854
года
,
с
ненавистью встретили
их
-
дворян
-
за
их
атеизм
,
за
их
безверие
,
за
бунт
,
за
стремление свергнуть
царя
.
Наоборот
,
они
верят в
бога
,
любят
царя
и
всякий
бунт
осуждают
как
барскую
затею
.
Наряду
с
чтением
Евангелия
это
имело
решающее
влияние
на
перерождение
убеждений
Достоевского
.
И
он был
,
пожалуй
,
единственным
среди всех
петрашевцев
,
кто
"в
каторге
между
разбойниками
в
четыре
года
отличил
,
наконец
,
людей"
,
как
признавался Достоевский
в
том
же
письме
к
брату и
продолжал
:
"Поверишь
ли
:
есть
характеры
глубокие
,
сильные
,
прекрасные
,
и
как
весело
было
под
грубой
корой
отыскать
золото
.
И
не
один
,
не два
,
а
несколько
.
Иных
нельзя
не
уважать
,
другие
решительно
прекрасны
...
Сколько
я
вынес
из
каторги
народных типов
,
характеров
!
Я
сжился
с
ними
и потому
,
кажется
,
знаю
их
порядочно
.
Сколько
историй
бродяг
и
разбойников
и
вообще
всякого
черного
,
горемычного
люда
.
На
целые
темы
достанет
.
Что
за
чудный
народ
.
Вообще
время
для
меня
не
потеряно
,
если
я
узнал не
Россию
,
так
народ
русский
хорошо
,
и
так
хорошо
,
как
,
может
быть
,
не
многие
знают
его"
.
Постепенно
расшатывалась
старая "вера"
,
незаметно
вырастало
новое мировоззрение
.
В
"Дневнике
писателя" Достоевский
признается
:
"Мне
очень трудно
было
бы
рассказать
историю перерождения
моих
убеждений
...
"
"Перерождение
убеждений"
началось
с
беспощадного
суда
над
самим собой
и
над
всей
прошлой
жизнью
.
"Помню
,
что
все
это
время
,
-
писал впоследствии
Достоевский
о
своей
каторге
,
-
несмотря
на
сотни
товарищей
,
я
был
в
страшном
уединении
,
и
я полюбил
,
наконец
,
это
уединение
.
Одинокий
душевно
,
я
пересматривал
всю прошлую
жизнь
,
перебирал
все
до последних
мелочей
,
вдумывался
в
мое прошлое
,
судил
себя
неумолимо
и строго
,
и
даже
в
иной
час
благословлял судьбу
за
то
,
что
она
послала
мне
это уединение
,
без
которого
не
состоялись бы
ни
этот
суд
над
собой
,
ни
этот
строгий
пересмотр
прежней
жизни
.
И
какими
надеждами
забилось
тогда
мое сердце
!
Я
думал
,
я
решил
,
я
клялся
себе
,
что
уже
не
будет
в
моей
будущей жизни
ни
тех
ошибок
,
ни
тех
падений
,
которые
были
прежде
...
Я
ждал
,
я
звал поскорее
свободу
,
я
хотел
испробовать себя
вновь
на
новой
борьбе
...
Свобода
,
новая
жизнь
,
воскресение
из
мертвых
.
Экая
славная
минута
!
"
В
первом
же
послекаторжном
письме
к
Н
.
Д
.
Фонвизиной
,
подарившей ему
четыре
года
назад
в
Тобольске Евангелие
,
Достоевский
рассказывает ей
,
в
каком
направлении
шло
перерождение
его
убеждений
:
"
...
Я
сложил
себе символ
веры
,
в
котором
все
для
меня ясно
и
свято
.
Этот
символ
очень
прост
;
вот
он
:
верить
,
что
нет
ничего
прекраснее
,
глубже
,
симпатичнее
,
разумнее
,
мужественнее
и
совершеннее
Христа
,
и
не
только
нет
,
но
с
ревнивою
любовью
говорю
себе
,
что
и
не
может быть
.
Мало
того
,
если
бы
кто
мне
доказал
,
что
Христос
вне
истины
,
то
мне
лучше
бы
хотелось
оставаться
с
Христом
,
нежели
с
истиной"
.
Отныне
и
навсегда
"сияющая
личность"
Христа
заняла
главное
место
в новом
миросозерцании
Достоевского
.
В
1874
году
он
говорил
своему
молодому
другу
Всеволоду
Соловьеву
о
значении
каторги
для
его
духовного
развития
:
"
...
Мне
тогда
судьба
помогла
,
меня
спасла
каторга
...
совсем
новым человеком
сделался
...
О
!
это
большое для
меня
было
счастие
:
Сибирь
и
каторга
!
Говорят
:
ужас
,
озлобление
,
о законности
какого
-
то
озлобления
говорят
ужаснейший
вздор
!
Я
только
там и
жил
здоровой
,
счастливой
жизнью
,
я
там
себя
понял
,
голубчик
...
Христа понял
...
русского
человека
понял
и
почувствовал
,
что
я
и
сам
русский
,
что
я один
из
русского
народа
.
Все
мои
самые
лучшие
мысли
приходили
тогда
в голову
,
теперь
они
только
возвращаются
,
да
и
то
не
так
ясно
.
Ах
,
если
бы
вас на
каторгу
!
"
Достоевский
ушел
на
каторгу
революционером
и
атеистом
,
а
вернулся монархистом
и
верующим
человеком
,
хотя
мечте
о
"золотом
веке"
,
о
земном
рае
,
о
братстве
всех
людей
никогда
не
оставляла
его
.
Но
христианская
вера
была
им
так
всесторонне
выстрадана
(
в
том
же
послекаторжном письме
к
Фонвизиной
Достоевский признавался
:
"Каких
страшных
мучений
стоила
и
стоит
мне
теперь
эта
жажда
верить
,
которая
тем
сильнее
в
душе
моей
,
чем
более
во
мне
доводов противных"
),
что
в
конце
своей
жизни он
записывает
по
поводу
своего
последнего
романа
"Братья
Карамазовы"
:
"И
в
Европе
такой
силы
атеистических
выражений
нет
и
не
было
,
стало Христа
и
Его
исповедую
,
а
через
большое
горнило
сомнений
моя
осанна прошла
...
"
После
каторги
и
ссылки
религиозная тема
становится
центральной
темой творчества
Достоевского
,
В
1870
году он
писал
А
.
Н
.
Майкову
:
"Главный вопрос
...
которым
я
мучился
сознательно
и
бессознательно
всю
мою
жизнь
,
- существование
Божие"
.
Примечания
1. Это
неточно
.
Достоевский
рассказывал
об
обряде
своей
смертной
казни
.
2. Жены
декабристов
Ж
.
А
.
Муравьева
,
П
.
Е
.
Анненкова
с
дочерью О
.
И
.
Ивановой
и
Н
.
Д
.
Фонвизина добились
(
"умолили",
по
словам
Достоевского
)
тайного
свидания
с
петрашевцами
на
квартире
смотрителя
пересыльной
тюрьмы
в
Тобольске
.
В "Дневнике
писателя"
за
1873
год
Достоевский
вспоминал
:
"Мы
увидели этих
великих
страдалиц
,
добровольно последовавших
за
своими
мужьями
в Сибирь
.
Они
благословили
нас
в
новый путь
,
перекрестили
и
каждого
оделили Евангелием
-
единственная
книга
,
позволенная
в
остроге
.
Четыре
года пролежала
она
под
моей
подушкой
на каторге"
.
3. Неточно
.
Речь
идет
о
"Петербургском
сборнике
,
изданном
Н
.
Некрасовым"
(
Спб.,
1846).
4. Имеются
в
виду
"Воспоминания
о Федоре
Михайловиче
Достоевском" Н
.
Н
.
Страхова
,
увидевшие
свет
в
кн
.:
Достоевский
Ф
.
М
.
Полное
собрание сочинений
,
т
.
I
.
Биография
,
письма
и заметки
из
записной
книжки
(
Спб
., 1883).
5.
В
1880
году
в
"Вестнике
Европы" появились
воспоминания
П
.
В
.
Анненкова
"Замечательное
десятилетие"
,
где
критик
клеветнически
утверждал о
требовании
Достоевского
выделить в
1846
году
в
"Петербургском
сборнике"
"Бедные
люди"
особым
типографским
знаком
-
каймой
.
По
просьбе Достоевского
газета
"Новое
время" А
.
С
.
Суворина
выступила
с
опровержением
этой
клеветы
.
6. Поэма
Некрасова
"Несчастные" была
опубликована
в
1856
году
в
журнале
"Современник"
.
Достоевский дважды
в
"Дневнике
писателя"
упоминает
о
посвященных
ему
стихах
Некрасова
.
А
.
Г
.
Достоевская
указывает
,
что сам
Некрасов
перед
смертью
сказал писателю
,
что
он
вывел
его
в
поэме "Несчастные"
под
именем
Крота
.
В современном
литературоведении
мнения
о
прототипе
Крота
противоречивы
.
7. Речь
идет
о
долгах
по
журналам "Время"
и
"Эпоха"
,
оставшихся
после смерти
в
1864
г
.
их
издателя
,
старшего брата
писателя
-
М
.
М
.
Достоевского
.
8. Неточно
.
Достоевский
вместе
с А
.
Г
.
Достоевской
пробыли
за
границей
свыше
четырех
лет
.
9. 18 июня
1975
года
в
"Литературной
газете"
появилась
статья
Г
.
А
.
Федорова
"Домыслы
и
логика
фактов"
,
в которой
он
показал
на
основе
найденных
им
архивных
документов
,
что
отец писателя
Михаил
Андреевич
Достоевский
не
был
убит
крестьянами
,
а
умер
в поле
в
имении
Даровое
своей
смертью от
"апоплексического
удара"
.
Открытие
Г
.
А
.
Федорова
важно
и
с нравственной
точки
зрения
.
В
насильственную
смерть
отца
Достоевский
так
и не
мог
поверить
до
конца
дней
,
никогда не
мог
примириться
с
этой
мыслью
,
ибо известие
о
расправе
над
отцом
-
жестоким
крепостником
-
противоречило
тому
образу
отца
-
гуманного
и просвещенного
человека
(
таким
он предстает
,
например
,
в
"Воспоминаниях"
А
.
М
.
Достоевского
(
Л
.
,
1930)
- младшего
брата
писателя
),
который Достоевский
навсегда
сохранил
в
своем сердце
.
Вот
почему
в
его
последнем романе
"Братья
Карамазовы"
"лишь драгоценные
воспоминания"
"из
дома родительского
вынес"
старец
Зосима
,
а
Алеша
Карамазов
также
вдохновенно говорит
о
"прекрасном
,
святом
воспоминании"
с
детства
,
как
"самом
лучшем
воспитании"
,
вот
почему
в
1876
году в
письме
к
брату
Андрею
-
Достоевский
так
высоко
отозвался
о
родителях
,
а
мужу
сестры
Варвары
Карелину
он
писал
:
"Будьте
уверены
,
что
я чту
память
о
моих
родителях
не
хуже
,
чем
вы
ваших"
.
Таким
образом
,
писатель
не
ошибся в
том
образе
своего
отца
,
который
он вынес
из
детства
и
навсегда
сохранил его
.
10. Речь
идет
о
второй
большой
любви
писателя
-
Аполлинарии
Прокофьевне
Сусловой
(1839
-
1918) (
см
.
ее дневник
"Годы
близости
с
Достоевскими
.
М
., 1928),
но
этот
визит
ее
к
Достоевскому
в
конце
1870-
х
гг
.
скорее всего
является
вымыслом
Л
.
Ф
.
Достоевской
(
об
А
.
П
.
Сусловой
см
.:
Слоним
М
.
Л
.
Три
любви
Достоевского
.
Нью
-
Йорк
, 1953;
Гай
Д
.
До
свидания
,
друг
вечный
.
Телохранитель
.
М
., 1990).
11.
В
1880
году
А
.
П
.
Суслова
(
ей
шел сорок
первый
год
)
выходит
замуж
за двадцати
четырех
летнего
журналиста В
.
В
.
Розанова
,
будущего
известного писателя
и
философа
,
страстного
почитателя
Достоевского
.
Однако
брак их
оказался
неудачным
и
превратился
для
них
в
испытание
.
Через
шесть лет
Суслова
бросает
Розанова
,
уехав от
него
с
его
приятелем
.
Когда
Розанов
умоляет
ее
вернуться
,
она
жестоко отвечает
:
"Тысяча
мужей
находятся
в вашем
положении
(
т
.
е
.
оставлены
женами
)
и
не
воют
-
люди
не
собаки"
(
Гроссман
Л
.
П
.
Путь
Достоевского
.
Л
., 1924).
А
узнав
,
что
Розанов
в
гражданском
браке
с
другой
женщиной
и
имеет от
нее
детей
,
она
почти
двадцать
лет
из какого
-
то
злого
упрямства
не
дает
ему развода
,
-
дети
его
все
эти
годы
были лишены
гражданских
прав
.
СЕРГЕЙ
БЕЛОВ
,
доктор
исторических
наук (публикация
,
послесловие и
примечания
)
Слово No
11 1991
Комментарии: 2, последний от 06/11/2011.
Достоевский Федор Михайлович
(
yes@lib.ru
)
Год: 1922
Обновлено: 27/01/2009. 350k.
Статистика.
Очерк
:
Мемуары
Оценка:
4.37*15
Ваша оценка:
шедевр
замечательно
очень хорошо
хорошо
нормально
Не читал
терпимо
посредственно
плохо
очень плохо
не читать
Связаться с программистом сайта
.