Достоевский Федор Михайлович
Приговор

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

Оценка: 8.63*34  Ваша оценка:

  
  
  
   Ф.М.Достоевский. Приговор
  
  
   Кстати, вот одно рассуждение одного самоубийцы от скуки, разумеется
  матерьялиста.
   "...В самом деле - какое право имела эта природа производить меня на
  свет, вследствие каких-то там своих вечных законов? Я создан с сознанием и
  эту природу сознал; какое право она имела производить меня, без моей воли на
  то, сознающего? Сознающего, стало быть, страдающего, но я не хочу страдать -
  ибо для чего бы я согласился страдать? Природа, чрез сознание мое, возвещает
  мне о какой-то гармонии в целом. Человеческое сознание наделало из этого
  возвещения религий. Она говорит мне, что я, - хоть и знаю вполне, что в
  "гармонии целого" участвовать не могу и никогда не буду, да и не пойму ее
  вовсе, что она такое значит, - но что я все-таки должен подчиниться этому
  возвещению, должен смириться, принять страдание в виду гармонии в целом и
  согласиться жить. Но если выбирать сознательно, то, уж разумеется, я скорее
  пожелаю быть счастливым лишь в то мгновение, пока я существую, а до целого и
  его гармонии мне ровно нет никакого дела после того, как я уничтожусь, -
  останется ли это целое с гармонией на свете после меня или уничтожится
  сейчас же вместе со мною. И для чего бы я должен был так заботиться о его
  сохранении после меня - вот вопрос? Пусть уж лучше я был бы создан как все
  животные, то есть живущим, но не сознающим себя разумно; сознание же мое
  есть именно не гармония, а, напротив, дисгармония, потому что я с ним
  несчастлив. Посмотрите, кто счастлив на свете и какие люди соглашаются жить?
  Как раз те, которые похожи на животных и ближе подходят под их тип по малому
  развитию их сознания. Они соглашаются жить охотно, но именно под условием
  жить как животные, то есть есть, пить, спать, устраивать гнездо и выводить
  детей. Есть, пить и спать по-человеческому значит наживаться и грабить, а
  устраивать гнездо значит по преимуществу грабить. Возразят мне, пожалуй, что
  можно устроиться и устроить гнездо на основаниях разумных, на научно верных
  социальных началах, а не грабежом, как было доныне. Пусть, а я спрошу для
  чего? Для чего устраиваться и употреблять столько стараний устроиться в
  обществе людей правильно, разумно и нравственно-праведно? На это, уж
  конечно, никто не сможет мне дать ответа. Все, что мне могли бы ответить,
  это: "чтоб получить наслаждение". Да, если б я был цветок или корова, я бы и
  получил наслаждение. Но, задавая, как теперь, себе беспрерывно вопросы, я не
  могу быть счастлив, даже и при самом высшем и непосредственном счастье любви
  к ближнему и любви ко мне человечества, ибо знаю, что завтра же все это
  будет уничтожено: и я, и все счастье это, и вся любовь, и все человечество -
  обратимся в ничто, в прежний хаос. А под таким условием н ни за что не могу
  принять никакого счастья, - не от нежелания согласиться принять его, не от
  упрямства какого из-за принципа, а просто потому, что не буду и не могу быть
  счастлив под условием грозящего завтра нуля. Это - чувство, это
  непосредственное чувство, и я не могу побороть его. Ну, пусть бы я умер, а
  только человечество оставалось бы вместо меня вечно, тогда, может быть, я
  все же был бы утешен. Но ведь планета наша невечна, и человечеству срок -
  такой же миг, как и мне. И как бы разумно, радостно, праведно и свято ни
  устроилось на земле человечество, - все это тоже приравняется завтра к тому
  же нулю. И хоть это почему-то там и необходимо, по каким-то там всесильным,
  вечным и мертвым законам природы, но поверьте, что в этой мысли заключается
  какое-то глубочайшее неуважение к человечеству, глубоко мне оскорбительное и
  тем более невыносимое, что тут нет никого виноватого.
   И наконец, если б даже предположить эту сказку об устроенном наконец-то
  на земле человеке на разумных и научных основаниях - возможною и поверить
  ей, поверить грядущему наконец-то счастью людей, - то уж одна мысль о том,
  что природе необходимо было, по каким-то там косным законам ее, истязать
  человека тысячелетия, прежде чем довести его до этого счастья, одна мысль об
  этом уже невыносимо возмутительна. Теперь прибавьте к тому, что той же
  природе, допустившей человека наконец-то до счастья, почему-то необходимо
  обратить все это завтра в нуль, несмотря на все страдание, которым заплатило
  человечество за это счастье, и, главное, нисколько не скрывая этого от меня
  и моего сознанья, как скрыла она от коровы, - то невольно приходит в голову
  одна чрезвычайно забавная, но невыносимо грустная мысль: "ну что, если
  человек был пущен на землю в виде какой-то наглой пробы, чтоб только
  посмотреть: уживется ли подобное существо на земле или нет?" Грусть этой
  мысли, главное - в том, что опять-таки нет виноватого, никто пробы не делал,
  некого проклясть, а просто все произошло по мертвым законам природы, мне
  совсем непонятным, с которыми сознанию моему никак нельзя согласиться. Ergo:
  1
   Так как на вопросы мои о счастье я через мое же сознание получаю от
  природы лишь ответ, что могу быть счастлив не иначе, как в гармонии целого,
  которой я не понимаю, и очевидно для меня, и понять никогда не в силах -
   Так как природа не только не признает за мной права спрашивать у нее
  отчета, но даже и не отвечает мне вовсе - и не потому, что не хочет, а
  потому, что и не может ответить -
   Так как я убедился, что природа, чтоб отвечать мне на мои вопросы,
  предназначила мне (бессознательно) меня же самого и отвечает мне моим же
  сознанием (потому что я сам это все говорю себе) -
   Так как, наконец, при таком порядке, я принимаю на себя в одно и то же
  время роль истца и ответчика, подсудимого и судьи и нахожу эту комедию, со
  стороны природы, совершенно глупою, а переносить эту комедию, с моей
  стороны, считаю даже унизительным -
   То, в моем несомненном качестве истца и ответчика, судьи и подсудимого,
  я присуждаю эту природу, которая так бесцеремонно и нагло произвела меня на
  страдание, - вместе со мною к уничтожению... А так как природу я истребить
  не могу, то и истребляю себя одного, единственно от скуки сносить тиранию, в
  которой нет виноватого".
   N. N.
  
   1 Следовательно: (лат.).
  
   Права на это собрание электронных текстов и сами электронные тексты
  принадлежат Алексею Комарову, 1996-2000год. Разрешено свободное
  распространение текстов при условии сохранения целостности текста (включая
  данную информацию). Разрешено свободное использование для некоммерческих
  целей при условии ссылки на источник - Интернет-библиотеку Алексея Комарова.
  

Оценка: 8.63*34  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru