Дорошевич Влас Михайлович
А. М. Додонов
Lib.ru/Классика:
[
Регистрация
] [
Найти
] [
Рейтинги
] [
Обсуждения
] [
Новинки
] [
Обзоры
] [
Помощь
]
Оставить комментарий
Дорошевич Влас Михайлович
(
yes@lib.ru
)
Год: 1916
Обновлено: 15/09/2016. 7k.
Статистика.
Очерк
:
Мемуары
Мемуары и переписка
Скачать
FB2
Ваша оценка:
шедевр
замечательно
очень хорошо
хорошо
нормально
Не читал
терпимо
посредственно
плохо
очень плохо
не читать
Дорошевич В.М. Воспоминания
М., "Новое литературное обозрение", 2008.
А. М. ДОДОНОВ
Скончался старый артист А.М. Додонов.
Это был:
-- Торопка
1
.
Был такой необходимый персонаж в жизни "старой Москвы".
Без него немыслим был Большой театр.
-- А кто теперь Торопка в "Аскольдовой могиле"? -- спрашивали, когда речь заходила об опере.
"Новый Торопка" -- это было колоссальнейшее событие для Москвы.
Торопка -- это была коронация для тенора.
И экзамен на Торопку редко кто выдерживал.
Его слушали строго.
Сравнивали
-- С Бантышевым.
Бантышев -- это была легенда. Бантышеву наследовал, кажется, Орлов. Орлову -- Додонов.
Других Москва не признавала.
"Аскольдова могила" была любимой оперой Москвы.
Действительно народной.
-- "Ах, подруженьки, как грустно нам!" -- пели белошвейки и портнихи за работой.
Молодой дворник у ворот, кучер у конюшни, лихой мастеровой под вечер выводил "обязательно":
-- Близко города Славянска...
Под пение:
-- Заходили чарочки по столику... -- плясали на купеческих именинах и свадьбах.
Без "Аскольдовой могилы" немыслим был праздничный репертуар.
Ее давали полностью на святках, на Масленице, на Святой.
А четвертый акт, -- именно с "подруженьками", "городом Славянском", с "чарочками", -- был самым ходовым актом.
Его давали часто с балетами.
"Разговорные" роли в "Аскольдовой могиле" играли драматические, играли даже балетные артисты.
И играли очень мило, говорили прозу очень недурно.
В те времена в театре бывали редко.
Два раза в год.
На праздниках.
И были москвичи, которые только и ездили смотреть:
-- "Конька-горбунка"
2
, -- да слушать:
-- "Аскольдову могилу".
Больше ничего не признавали.
"В театр" -- это было тогда событием.
Нанимали на "постоялом" карету.
Кучер приезжал с вязанкой сена на козлах:
-- Покормить, покеда театры.
Ехали откуда-нибудь с Зацепы часа два. Путешествие было полно опасностей.
-- Не выворотил бы!
-- Не перепрокинул бы!
Ехали два часа и все-таки открывали дверцы и кричали кучеру:
-- Тише!
Из театра переезжали в "Патрикеев"
3
.
Слушали машину.
Ели:
-- Селяночку.
-- Раковый суп.
Другие "трактирные" блюда.
Возвращались домой с еще большими ужасами на каждом ухабе. И сидели дома до следующих праздников, когда ехали смотреть не иначе как "Конька-горбунка" и слушать не что другое, как "Аскольдову могилу".
Можете судить, как важен был в жизни Москвы:
-- Торопка Голован.
Ведь его пение обсуждали по полгода!
Редкий тенор брался на эту нехитрую партию.
Никто почти не нравился.
Кроме всего-навсего трех счастливцев, у которых было:
-- Что-то!
Которые:
-- Умели это делать!
Додонов был:
-- Признанный Торопка. У него был тенор di grazia
4
.
Мягкий, приятный, сладкий, -- даже слишком, пожалуй, сладкий.
Лицо милое, простое, приветливое.
К которому шла русая бородка и русский костюм.
Он был не "удалым" добрым молодцем.
А очень добрым молодцем.
Милое, славное, открытое русское лицо.
Кроме Торопки, которым он славился, он пел с успехом Сабинина
5
.
-- Эх вы, братцы, без похмелья...
Пел князя в "Русалке"
6
:
-- Невольно к этим грустным берегам...
Как он пел, -- не удовлетворило бы теперешних требований.
Теперешнего:
-- Драматизированного пения.
Но слушать его было сладко, приятно и немножко грустно.
Он пел хорошо.
Этот русачок пел в Большом же театре и в итальянской опере.
Как же!
Когда в Большом театре нераздельно царила итальянская опера, блестящая и великолепная, с Патти, Нильсон, Луккой, Салля, Мазини, Станьо, Падиллой, рядом с ней русская только и держалась что "Жизнью за царя" да "Аскольдовой могилой" с Додоновым
7
.
Это был уголек, который все-таки тлел.
И когда итальянская опера кончилась, Додонов был одним из тех, с кого пошла теперешняя русская опера.
Из боевых его номеров еще славился "ратаплян" в "Гугенотах"
8
:
-- Вперед с мечами, кальвинисты!..
И когда великолепный Б.Б. Корсов давал красивую, -- словно лев, -- фигуру Олоферна
9
, Додонов пел сладкую песню евнуха:
-- Люблю тебя, месяц, когда освещаешь...
Имел успех и всегда повторял.
Но, Боже мой, какая все старина!
Двадцать лет, как Додонов уже оставил сцену.
Он давал уроки.
Учил петь бесхитростно и приятно.
Теперь он отошел в вечность.
Мир тебе, милый певец, и дружеский поклон от "старой Москвы".
КОММЕНТАРИИ
Впервые: Рус. слово. 1916. 21 января.
1
Торопка
-- персонаж оперы А.Н. Верстовского "Аскольдова могила" (1823).
2
"Конек-горбунок"
(1864) -- балет Ц. Пуни.
3
"Патрикеев"
-- трактир купца С.П. Патрикеева, находился на углу Воскресенской и Театральной площадей.
4
лирический
(ит.).
5
Сабинин
-- персонаж оперы М.И. Глинки "Жизнь за царя" (1836).
6
"Русалка"
(1856) -- опера А.С. Даргомыжского.
7
Итальянские артисты постоянно выступали в Большом театре с середины 1840-х гг. XIX в. В 1861 г. дирекция императорских театров сдала Большой театр в аренду итальянской оперной труппе во главе с антрепренером Б. Морелли, выступавшей 4--5 раз в неделю. Русская оперная труппа выступала фактически один раз в неделю. В 1864 г. музыкальный и театральный критик Н.М. Пановский писал в "Русских ведомостях" (No 29): "Москва не может и не должна оставаться без русской оперы... Русская опера необходима как удовлетворение народной любви к музыке и как насущная потребность русской столицы. Национальная опера стоит в ряду необходимых общественных учреждений как школы, музеи, картинные галереи... Пусть итальянская опера как прихоть вкуса, как роскошь общественной жизни остается у нас частным предприятием..." В начале 1880-х гг. преимущество окончательно было отдано русской опере.
8
"Гугеноты"
(1836) -- опера Дж. Мейербера. Ратаплан
(ратаплян) --
сцена в музыкальном спектакле.
9
Олоферн
-- герой оперы А. Серова "Юдифь" (1862).
Оставить комментарий
Дорошевич Влас Михайлович
(
yes@lib.ru
)
Год: 1916
Обновлено: 15/09/2016. 7k.
Статистика.
Очерк
:
Мемуары
Ваша оценка:
шедевр
замечательно
очень хорошо
хорошо
нормально
Не читал
терпимо
посредственно
плохо
очень плохо
не читать
Связаться с программистом сайта
.