Дорошевич Влас Михайлович
А. М. Додонов

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   Дорошевич В.М. Воспоминания
   М., "Новое литературное обозрение", 2008.
  

А. М. ДОДОНОВ

   Скончался старый артист А.М. Додонов.
   Это был:
   -- Торопка1.
   Был такой необходимый персонаж в жизни "старой Москвы".
   Без него немыслим был Большой театр.
   -- А кто теперь Торопка в "Аскольдовой могиле"? -- спрашивали, когда речь заходила об опере.
   "Новый Торопка" -- это было колоссальнейшее событие для Москвы.
   Торопка -- это была коронация для тенора.
   И экзамен на Торопку редко кто выдерживал.
   Его слушали строго.
   Сравнивали
   -- С Бантышевым.
   Бантышев -- это была легенда. Бантышеву наследовал, кажется, Орлов. Орлову -- Додонов.
   Других Москва не признавала.
   "Аскольдова могила" была любимой оперой Москвы.
   Действительно народной.
   -- "Ах, подруженьки, как грустно нам!" -- пели белошвейки и портнихи за работой.
   Молодой дворник у ворот, кучер у конюшни, лихой мастеровой под вечер выводил "обязательно":
   -- Близко города Славянска...
   Под пение:
   -- Заходили чарочки по столику... -- плясали на купеческих именинах и свадьбах.
   Без "Аскольдовой могилы" немыслим был праздничный репертуар.
   Ее давали полностью на святках, на Масленице, на Святой.
   А четвертый акт, -- именно с "подруженьками", "городом Славянском", с "чарочками", -- был самым ходовым актом.
   Его давали часто с балетами.
   "Разговорные" роли в "Аскольдовой могиле" играли драматические, играли даже балетные артисты.
   И играли очень мило, говорили прозу очень недурно.
   В те времена в театре бывали редко.
   Два раза в год.
   На праздниках.
   И были москвичи, которые только и ездили смотреть:
   -- "Конька-горбунка"2, -- да слушать:
   -- "Аскольдову могилу".
   Больше ничего не признавали.
   "В театр" -- это было тогда событием.
   Нанимали на "постоялом" карету.
   Кучер приезжал с вязанкой сена на козлах:
   -- Покормить, покеда театры.
   Ехали откуда-нибудь с Зацепы часа два. Путешествие было полно опасностей.
   -- Не выворотил бы!
   -- Не перепрокинул бы!
   Ехали два часа и все-таки открывали дверцы и кричали кучеру:
   -- Тише!
   Из театра переезжали в "Патрикеев"3.
   Слушали машину.
   Ели:
   -- Селяночку.
   -- Раковый суп.
   Другие "трактирные" блюда.
   Возвращались домой с еще большими ужасами на каждом ухабе. И сидели дома до следующих праздников, когда ехали смотреть не иначе как "Конька-горбунка" и слушать не что другое, как "Аскольдову могилу".
   Можете судить, как важен был в жизни Москвы:
   -- Торопка Голован.
   Ведь его пение обсуждали по полгода!
   Редкий тенор брался на эту нехитрую партию.
   Никто почти не нравился.
   Кроме всего-навсего трех счастливцев, у которых было:
   -- Что-то!
   Которые:
   -- Умели это делать!
   Додонов был:
   -- Признанный Торопка. У него был тенор di grazia4.
   Мягкий, приятный, сладкий, -- даже слишком, пожалуй, сладкий.
   Лицо милое, простое, приветливое.
   К которому шла русая бородка и русский костюм.
   Он был не "удалым" добрым молодцем.
   А очень добрым молодцем.
   Милое, славное, открытое русское лицо.
   Кроме Торопки, которым он славился, он пел с успехом Сабинина5.
   -- Эх вы, братцы, без похмелья...
   Пел князя в "Русалке"6:
   -- Невольно к этим грустным берегам...
   Как он пел, -- не удовлетворило бы теперешних требований.
   Теперешнего:
   -- Драматизированного пения.
   Но слушать его было сладко, приятно и немножко грустно.
   Он пел хорошо.
   Этот русачок пел в Большом же театре и в итальянской опере.
   Как же!
   Когда в Большом театре нераздельно царила итальянская опера, блестящая и великолепная, с Патти, Нильсон, Луккой, Салля, Мазини, Станьо, Падиллой, рядом с ней русская только и держалась что "Жизнью за царя" да "Аскольдовой могилой" с Додоновым7.
   Это был уголек, который все-таки тлел.
   И когда итальянская опера кончилась, Додонов был одним из тех, с кого пошла теперешняя русская опера.
   Из боевых его номеров еще славился "ратаплян" в "Гугенотах"8:
   -- Вперед с мечами, кальвинисты!..
   И когда великолепный Б.Б. Корсов давал красивую, -- словно лев, -- фигуру Олоферна9, Додонов пел сладкую песню евнуха:
   -- Люблю тебя, месяц, когда освещаешь...
   Имел успех и всегда повторял.
   Но, Боже мой, какая все старина!
   Двадцать лет, как Додонов уже оставил сцену.
   Он давал уроки.
   Учил петь бесхитростно и приятно.
   Теперь он отошел в вечность.
   Мир тебе, милый певец, и дружеский поклон от "старой Москвы".
  

КОММЕНТАРИИ

   Впервые: Рус. слово. 1916. 21 января.
   1 Торопка -- персонаж оперы А.Н. Верстовского "Аскольдова могила" (1823).
   2 "Конек-горбунок" (1864) -- балет Ц. Пуни.
   3 "Патрикеев" -- трактир купца С.П. Патрикеева, находился на углу Воскресенской и Театральной площадей.
   4 лирический (ит.).
   5 Сабинин -- персонаж оперы М.И. Глинки "Жизнь за царя" (1836).
   6 "Русалка" (1856) -- опера А.С. Даргомыжского.
   7 Итальянские артисты постоянно выступали в Большом театре с середины 1840-х гг. XIX в. В 1861 г. дирекция императорских театров сдала Большой театр в аренду итальянской оперной труппе во главе с антрепренером Б. Морелли, выступавшей 4--5 раз в неделю. Русская оперная труппа выступала фактически один раз в неделю. В 1864 г. музыкальный и театральный критик Н.М. Пановский писал в "Русских ведомостях" (No 29): "Москва не может и не должна оставаться без русской оперы... Русская опера необходима как удовлетворение народной любви к музыке и как насущная потребность русской столицы. Национальная опера стоит в ряду необходимых общественных учреждений как школы, музеи, картинные галереи... Пусть итальянская опера как прихоть вкуса, как роскошь общественной жизни остается у нас частным предприятием..." В начале 1880-х гг. преимущество окончательно было отдано русской опере.
   8 "Гугеноты" (1836) -- опера Дж. Мейербера. Ратаплан (ратаплян) -- сцена в музыкальном спектакле.
   9 Олоферн -- герой оперы А. Серова "Юдифь" (1862).
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru