Дорошевич Влас Михайлович
Актриса

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   Дорошевич В.М. Воспоминания
   М., "Новое литературное обозрение", 2008.
  

АКТРИСА

   В Петербурге умерла в больнице после долгой и тяжкой болезни Ариадна Григорьевна Старова. По сцене:
   -- Дагмарова.
   За кулисами:
   -- Рурочка.
   Так звали когда-то ее, знаменитую красавицу.
   Я познакомился с ней при обстоятельствах не совсем обыкновенных, лет 20 тому назад.
   Быть может, -- 25. Время так летит!
   Я писал тогда в Москве.
   Меня читали.
   Была весна.
   Ко мне явился полоумный чахоточный провинциальный суфлер.
   Которого только что выписали из клиники.
   -- Сам Захарьин.
   Сказавши с захарьинской жесткостью и грубостью:
   -- С вами нам делать больше нечего. Вы должны бежать. Понимаете, -- бежать на юг. Смерть гонится -- у вас за плечами.
   Поездка на юг человеку, у которого башмаки завязаны мочалкой, чтобы подошва не отлетела совсем!
   Он явился с плачем:
   -- Я должен помереть... помереть...
   Он просто корчился от ужаса.
   -- Сделайте воззвание... Хоть несколько десятков рублей... Только доехать до юга... до юга...
   Я сел писать, как только за ним затворилась дверь.
   Я не помню уже, что я писал.
   Помню только, что передо мной стоял образ умирающего Аркашки Счастливцева.
   И что от этого образа такой тоской сжималось сердце, что я плакал, когда писал.
   Всегда хорошо, когда в чернила прибавлено немного слез.
   Бедняге повезло.
   Наутро же мне подали визитную карточку:
   "Ариадна Григорьевна Дагмарова".
   Я слыхал, что это очень красивая актриса, но не представлял себе, что до такой степени.
   -- Я прочла вашу статью... Разревелась... Я тороплюсь на репетицию... Мне некогда туда заехать... Вот, пожалуйста, передайте этому суфлеру...
   Ее глаза были полны слезами.
   В этой маленькой истории много слез.
   Весенний дождь!
   Дагмарова передала сто рублей.
   -- Да о чем же вы плачете? -- сказал я, целуя ее милые маленькие руки. -- Он уже в Крыму! Сто рублей! Он об этом даже не мечтал!
   -- Дай Бог ему... дай Бог ему...
   -- Вы играете роль Маскотт1. Дай Бог успеха! Да не плачьте же! Войдите в роль. Вы -- Маскотт.
   Я сейчас же полетел к своему суфлеру. И застал у него:
   -- Столпотворение вавилонское.
   В коридоре меблированных комнат едва можно было пробраться сквозь толпу.
   Какая-то дама сказала мне, -- и эти слова через десятки лет звучат и трогают мое сердце:
   -- Вы нас обманули. Мы ехали к несчастному человеку, а увидали счастливого.
   На кровати, около кровати лежали груды платья.
   Хлебом, провизией можно было накормить всех суфлеров России.
   В шапке лежала куча ассигнаций, и росла, росла.
   Москва немножко сошла с ума.
   Дай Бог ей так сходить с ума почаще.
   Разыгрывались невероятные сцены.
   Какой-то генерал разносил содержателя меблированных комнат:
   -- Как вы решились?! Как могли подумать?! Выселять! Выгонять на улицу больного человека! Да я с вами... да я вас...
   Какая-то купчиха приказала утром и вечером привозить больному парное молоко от своих коров.
   И чтоб молоко не простыло, -- его привозили:
   -- На собственной лошади.
   Какой-то помешик, -- косая сажень в плечах, -- принес маленькому, щупленькому суфлеру:
   -- Фрак.
   -- Истратился. Есть фрак, -- извольте фрак. Для хлопот с собой брал. Вам пригодится.
   У Москвы оказалась счастливая рука.
   Через несколько дней суфлер уехал в Крым.
   А через несколько недель я получил от него "на память" карточку -- в цилиндре и с тросточкой.
   Он писал:
   "Погода у нас, в Ялте, хорошая. Не жалуемся. Съезд недурной".
   Что за прелесть актер!
   Так певчая птица.
   Забьет ее непогодой до полусмерти.
   А обсушит солнышком, встряхнется и запоет, -- словно и на свете нет ни бурь, ни непогод.
   Я отправился с визитом к милой и щедрой Маскотт.
   Она жила в Лоскутной гостинице.
   При входе я столкнулся в дверях ее отделения с Кашиным.
   Знаменитым московским ростовщиком.
   Ограбившим Лентовского.
   -- Ого, Ариадна Григорьевна! Вас нужно поздравить с невиданным успехом! Вы завербовали в поклонники даже Кашина?
   -- В какие поклонники? Закладываю ему багаж. Надо ехать в Петербург.
   -- Багаж?
   -- Девяносто восемь пудов багажу.
   -- Да что ж у вас в этом багаже? Девяносто восемь пудов! Машины какие-нибудь?
   -- Платья.
   -- Девяносто восемь пудов платьев?
   -- Девяносто восемь пудов платьев.
   -- О, Боже! Пошли мне без билета выиграть двести тысяч. Я тогда вам подарю платье из парчи, весом в два пуда. Чтоб ровно было сто пудов!
   -- Вам все смешки!
   -- Вы женщина серьезная.
   В то время как она отдала последние сто рублей какому-то несчастному суфлеру, ее самое выселили за неплатеж из гостиницы.
   Потом меня в Дагмаровой ничто не удивляло.
   Я обедал у нее как-то в Петербурге на даче.
   С.П. Волгина, покойный Форкатти.
   Смеялась красивая Волгина, смеялась красивая Дагмарова, смеялся жизнерадостный, остроумный Форкатти.
   Было весело.
   Подали шампанское, -- и Форкатти величественно заявил:
   -- Я этого лимонада не пью. Мне пива.
   Дагмарова пошла распорядиться и вернулась вся красная. Прошло минут десять.
   -- Что ж у вас пиво? Варят?
   -- Сейчас, сейчас.
   Снова ушла и снова вернулась смущенная.
   -- Да где же пиво?
   И вдруг такой щипок, что у меня искры из глаз посыпались. Взглянул на соседку Дагмарову, -- она делает отчаянные знаки глазами, чтоб вышел в коридор. Выхожу. Следом вылетает и хозяйка.
   -- Толкаю, толкаю, -- такой беспонятный!
   Давайте скорее двадцать копеек!
   -- Каких двадцать копеек? Почему двадцать копеек?
   -- Ах, Боже мой! Двадцать копеек на пиво. В лавочке больше в долг не верят! Дома ни копейки!
   -- Позвольте, а шампанское?
   -- Ах, Боже мой! Шампанского ящик. Куплено, когда деньги еще были. Неужели не понятно?
   В Одессе, кажется, еще до сих пор продают:
   -- Дагмаровские бриллианты.
   Серьги, колье, браслеты, подвязки с бриллиантами.
   А я встречался с Дагмаровой в театре.
   -- Сам Бог вас посылает! Дайте рубль.
   -- Рубль?!
   -- Ах, Боже мой! Какой непонятный! Рубль, -- дать горничной в уборной.
   -- Но, Ариадна Григорьевна, возьмите еще. Нужно и на извозчика.
   -- Зачем же мне извозчик, -- когда у меня свои лошади!
   Я не знал существа безалабернее и милее.
   Только в кулисах таятся такие пестрые бабочки.
   И все это время у нее, около нее, ее подачками жила целая масса каких-то комических старух без ангажемента, полуразбитых параличом актеров, прогоревших антрепренеров.
   -- Откуда вы его знаете?
   -- Как же? Он мне не заплатил!
   -- Ах, вы себе представить не можете, что это за подлец! -- характеризовала она мне какого-то антрепренера, жившего у нее на даче, в мезонине. -- Он однажды багаж у меня заложил.
   -- Как так?
   -- Составил поездку, говорит: "Рурочка, вы уж не беспокойтесь! Я ваш багаж отправлю". Приезжаю в город, -- багаж! Оказывается, в транспортном обществе под него пятьсот рублей взял. Театр на это нанял. "Рурочка, закладывайте серьги, выкупайте. А то спектакли нам задержите!" Не подлец?! Такие подлецы редки!
   -- Основание держать его у себя!
   -- Ах, много вы понимаете! Чай, жалко! Куда он пойдет? Я актриса.
   И говоря милыми словами Беранже:
  
   Бывало, бедный не боится
   Идти за милостыней к ней2.
  
   У нее не просил помощи:
   -- Только ленивый.
   Она была "актриса", они были "товарищи".
   Она была светская дама.
   Супруга директора гимназии.
   Ее увлек на сцену покойный Н.Н. Соловцов.
   Он был красив и увлекателен в свое время.
   Она антрепренерствовала, и ее обирали; она играла, и ей не платили.
   Она жила в роскоши и нужде в одно и то же время.
   Не думая о завтрашнем дне и отдавая сто рублей бедняку, когда ее самое гнали с квартиры.
   Я не видел ее давно.
   Я не видел ее, когда время сдуло с ее крылышек пеструю и яркую пыль.
   В моих воспоминаниях она живет красивой и нарядной.
   Я видел ее в последний раз в Москве, на кладбище.
   Хоронили режиссера В.В. Чарова.
   Дагмарова привезла венок из цветов.
   Мы встретились, и она пригласила меня к себе на дачу, в Петровский парк.
   Деньжонки, какие у нее были, выманил антрепренер и растратил, жалованья ей не заплатили, театр прогорел.
   Даже венок Чарову она ухитрилась достать:
   -- В долг!
   -- Ах, Ариадна Григорьевна!
   -- Ну, что ж тут удивительного? Не понимаю! Мне массу посылают цветов. Должны же мне в цветочном магазине поверить!
   К обеду выползли комические старухи без мест.
   В мезонине дачи жил "подлец", который только ей и сделал, что:
   -- Не заплатил!
   -- Все ваше горе, Ариадна Григорьевна, милая, состоит в том, что вы играете престранную для вас роль.
   -- Как так?
   -- Вы -- grande-coquette, a играете Несчастливцева!
   -- Это еще что выдумали?
   -- Разумеется. Всю жизнь "десять таких мерзавцев, как Аркашка, кормите".
   -- Господи! Я думала, -- он дело!
   Я разлюбил театр и далек от сцены.
   Когда-то я знал почти всех провинциальных актеров.
   Теперь мелькают все имена, мне чужие.
   -- Племя молодое, незнакомое3.
  
   "Немного лиц мне память сохранила,
   Немного слов доходит до меня"4.
  
   Что там, в этом милом когда-то воздухе кулис, которым я дышал и молодо, и радостно?
   Есть ли там еще суфлеры, которые связывают мочалками башмаки, чтобы не отлетела подошва, и чудачки-актрисы, у которых нет рубля и которые ездят на своих лошадях?
   Или, может быть, все остепенились?
   Если так:
   -- Мир вам, прекрасные дамы!
   Если нет, если по-прежнему...
   Бог, благослови в своем милосердии птиц небесных, которые:
   -- Не сеют, не жнут5.
   Сохрани их от снежной вьюги весною, -- бывает и это, -- сохрани их от снежной вьюги осенью их жизни.
  

КОММЕНТАРИИ

   Впервые: Рус. слово. 1913. 8 марта.
   1 Героиня оперетты французского композитора Э. Одрана "Маскотта" (1880).
   2 Цитата из стихотворения Беранже "Нищая".
   3 Неточная цитата из стихотворения А.С. Пушкина "Вновь я посетил..." (1835).
   4 Цитата из трагедии А.С. Пушкина "Борис Годунов" (сцена "Ночь. Келья в Чудовом монастыре").
   5 Пересказ выражения из Евангелия от Матфея (6, 25--27).
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru